Титов Сергей Сергеевич | (Уральский государственный архитектурно-художественный университет) |
В статье приведен опыт проектного подхода к организации выставки графических работ, который может быть полезен другим общепрофессиональным кафедрам. Изображения приложены.
Выставки проектных работ студентов являются распространенной практикой в творческих вузах. В Уральском государственном архитектурно-художественном университете (УрГАХУ) выпускающие кафедры проводят такие выставки ежегодно.
Кафедра прикладной математики и технической графики (ПМ и ТГ) отвечает за инженерно-графические, математические и компьютерные дисциплины по направлениям подготовки бакалавров и магистров архитектуры, градостроительства, декоративно-прикладного искусства, графики, дизайна, живописи, монументально-декоративного искусства.
Студенты выполняют разнообразные графические работы, как на бумаге, так и на компьютере. По курсу компьютерная графика выполняется от четырех до шести графических работ в зависимости от профиля. По курсам начертательной геометрии, архитектурно-строительному черчению и техническому рисунку формируются альбомы работ.
В результате, хотя кафедра и не выпускающая, среди огромного количества накопленных работ оказалось много таких, которые показывают возможности кафедры и могут быть интересны студентам и преподавателям. Как оказалось, чисто технические, казалось бы, задачи позволяют развивать творческие способности студентов и активизировать совместный учебный процесс выпускающих и смежных кафедр в рамках комплексного проектирования.
Выставка работ кафедры ПМ и ТГ проводилась после многолетнего перерыва, многие реалии изменились, поэтому мы решили описать подготовку выставки с точки зрения человека, который делает это в первый раз. Для организации выставки был выбран проектный подход, потому что проведение выставок не является основной деятельностью кафедры. Надеемся, что наш опыт окажется интересным и поможет смежным кафедрам как нашего, так и других ВУЗов.
Для незнакомых с методикой проектного подхода напомним, что проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
При использовании проектного подхода необходимо:
определить цели проекта;
определить сроки выполнения и график реализации проекта;
рассчитать необходимые ресурсы:(денежные, людские, временные и пр);
подобрать исполнителей;
рассчитать смету и бюджет проекта;
планировать и учитывать риски;
обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.
Очень неочевидным является понятие цели проекта, цель – это не «сделать выставку», цель должна быть конкретная и измеримая. Цели проекта – какие численные критерии, относящиеся к тройному ограничению (цена, качество, сроки) будут использоваться для определения успешности проекта?
Определение целей проекта – это процесс генерации идей, не все идеи будут воплощены в жизнь, но таким образом возникает понимание что и как нужно делать. На заседании кафедры был организован небольшой «Мозговой штурм», в результате которого определены цели проекта.
Выставка считается успешной, если
Подготовлено от 20 до 30 планшетов с работами .
Приготовлена 1 электронная презентация.
Оформлен 1 выставочный зал.
В выставке активно участвовали 5-10 преподавателей и 30-50 студентов
150 человек пришло посмотреть.
На открытие пришло не меньше 5 заведующих кафедрами.
На открытии присутствовал ректорат.
1 публикация во внутривузовских СМИ
Собрана 1 база данных графических работ.
Около 200 студентов, вовлеченных в учебный процесс и принявших участие в создании учебных работ по дисциплинам и программам кафедры для отбора и представления на выставке.
1 мастер-класс проведен в период работы выставки.
60 человек, посетивших мастер-классы.
2-3 экскурсии, проведенные для посетителей.
В журнале отзывов зафиксированы «внешние» посетители, включая приезжих их других городов.
1 месяц для подготовки выставки и 1 неделя на саму выставку.
Также целью этого проекта может быть написание статей про выставку, то есть проект может выходить за временные рамки выставки.
Далее определяются сроки выполнения и график реализации выставки. В проектном подходе это называется план по вехам. Уже в процессе проработки этапов проекта возникает довольно ясное представление о том, что и в какие сроки необходимо сделать
План по вехам – краткий порядок подготовки и проведения выставки.
Принятие решения о проведении выставки и утверждение состава инициативной группы.
Разработка плана мероприятий.
Определение численного состава команды из ППС кафедры, а также количества внешних участников.
Назначение ППС из состава команды, ответственных за отбор и формированию визуального материала к выставке.
Назначение руководителя рабочей группы студентов, разрабатывающих варианты экспозиционных планшетов, макетов приглашения и дипломов участников,
Назначение ответственного за проведение мастер-класса и экскурсии.
Изготовление планшетов, приглашений и дипломов
Оформление и монтаж экспозиции.
Проведение выставки и сопутствующих ей мероприятий.
Открытие выставки
Проведение мастер-класса
Проведение экскурсий по выставке
Подведение итогов, демонтаж выставки
Следующими этапами подготовки выставки при использовании проектного подхода являются расчёт ресурсов и подбор исполнителей проекта.
Преподавателям кафедры было поручено отобрать лучшие работы за последние два года. По количеству отобранных работ была рассчитана смета и бюджет проекта. Необходимо посчитать затраты на печать планшетов, приглашений дипломов участников. Уточнить непредвиденные расходы. К оформлению выставки имеет смысл привлекать студентов, потому что для них это хороший практический опыт.
При подготовке к выставке надо учитывать такие риски и постараться заранее их компенсировать:
не хватило работ, чтобы организовать выставку;
не хватило времени для оформления;
заболел исполнитель;
не хватило денег напечатать все планшеты.
Каким образом можно попытаться компенсировать риски? В нашем случае использован способ «умножай на три» – это относится как к планированию времени, так и к резервированию исполнителей. Так, например, весь период подготовки выставки растянулся почти на полгода.
Использование проектного подхода в результате оказалось оправданным. Выставка «Цифра» кафедры ПМ и ТГ состоялась! На неё было отобрано около 50 лучших работ. Это был успешный опыт проведения выставки графических работ. Она вызвала интерес посетителей. По просьбе руководства вуза были продлены сроки её проведения.
Но в адрес выставки звучали не только хвалебные отзывы, и мы были рады конструктивной критике, потому что она намечает цели для будущих свершений. В частности, нам пожелали подключить виртуальную графику и увеличить разнообразие представленных работ. Возможно, следующую выставку из смежных кафедр проведёт кафедра Конструкций зданий и сооружений УрГАХУ.
Ректорат дал нам задание провести расширенную выставку в следующем году.
В заключение представляем некоторые «картинки с выставки» (см. Приложения).
Балашов А. И. Управление проектами: учебник для бакалавров / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова, Е.А. Ткаченко под ред. Е.М. Роговой – М. : Издательство Юрай, 2013. – 383 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
Саяпина Л. Ю., Саяпин В. В. Организация выставочного проекта // Культура. Духовность. Общество. 2014. №9. С.49-55.
Чернякова Т.В., Титов С.С. ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЖИВОПИСИ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО. Известия вузов. Архитектон. № 37 Март 2012.