Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич | (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова) | |
Тозик Вячеслав Трофимович | (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) |
Уважаемый____________
На базе Пермского национального исследовательского политехнического университета прошла VI-я международная научно-практическая конференция по проблемам качества графической подготовки в вузах (КГП 2016). В ней приняли участие представители 38 Российских (Астраханский государственный технический университет, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Донской государственный технический университет, Ивановский Государственный Энегретический Университет им. В.И.Ленина, Казанский государственный энергетический университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, Московский технологический университет (Институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова), Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Национальный Исследовательский Университет "Высшая Школа Экономики", Национальный исследовательский университет "МЭИ", Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный технический университет, Омский государственный технический университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет, Санкт-Петербургский Государственный Технологический Университет Растительных Полимеров, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Сибирская автомобильно-дорожная академия, Сибирский государственный университет путей сообщения, Сибирский федеральный университет, Тверской государственный технический университет, Тульский государственный университет, Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Уральский Филиал Российской Академии Живописи Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова, Южно-уральский государственный университет (Национальный Исследовательский Университет) и 6 зарубежных вузов (Университет г. Касселя, Белорусский государственный аграрный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Восточно-Казахстанский государственный университет им. Д. Серикбаева, Технический университет г. София).
В центре внимания участников конференции была озабоченность резким снижением уровня геометрической и графической подготовки в средней школе и, вытекающие отсюда, проблемы подготовки высококвалифицированных инженеров, способных создавать новые образцы техники, активно проводить политику импортозамещения.
Участниками форума отмечалось, что традиции отечественной школы подготовки инженерных кадров базируются на подготовке исследователей и разработчиков новой техники по инженерным специальностям сроком обучения не менее 5-6 лет. Формальное следование положениям Болонского соглашения привело к существенному сокращению как числа специальностей, так и временных ресурсов в рамках их учебных программ на проектную составляющую и на, базовую для неё, геометрическую и графическую подготовку специалистов, без которой и применение даже современных графических информационных технологий не столь эффективно. Это важнейшие элементы не только инженерной, но и общей культуры.
В рамках реформ увеличение материального обеспечения преподавательского труда иногда (достаточно часто) осуществляется за счет увеличения нагрузки. Все это вместе не позволяет осуществлять полноценный и качественный учебный процесс, совершенствовать структуру основных образовательных программ, в основе которых должно лежать усиление роли проектно - деятельностных образовательных технологий, межкафедральных и межпредметных связей.
Несомненно, что задачу подготовки специалистов для эксплуатации технических систем и технологий, “линейных” инженеров и техников, бакалавриат может выполнить. Хотя эта задача уровня среднего технического образования, как отмечалось на Московских международных инженерных форумах в 2013, 14 и 15 годах. Однако полноценная инженерная подготовка, построенная на оптимальных взаимосвязях дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, экономического, общеинженерного, специального цикла дисциплин не способна вписаться в четырёхлетний цикл. И неформально проанализированный опыт зарубежных технических университетов и корпоративных ТУ это подтверждает. Сертификат на инженерную деятельность западно - европейский специалист получает к возрасту 26-27 лет.
Наш форум практикующих преподавателей ВТШ, призванных обеспечивать один из важных элементов базиса инженерного образования, обращает внимание на необходимость возвращения в программу средней школы скорректированного предмета «Основы геометрической и графической культуры» (с усилением геометрической подготовки с элементами начертательной геометрии, проекционного черчения, компьютерной графики), если не для всех учащихся, то в рамках профориентации.
Просим, в качестве необходимого первого шага, поддержать предложения Роскосмоса, Росатома, РАН о сохранении настоящего перечня специальностей до 2018 года с последующим введением бакалавриата по ряду инженерных специальностей с продолжительностью обучения 5 лет, дополняя его годичной инженерной магистратурой с приёмом 60-70% бакалавров. Обсуждение фактических итогов реформаций нельзя вести без учета практических результатов, что уже показала практика силового внедрения ЕГЭ. Экономические потери несравнимы с сомнительным эффектом.
Славин Борис Матвеевич (28 марта 2016 г. 20:36) |
Готов подписаться под текстом этого письма, если в этом будет необходимость. Славин Б.М. |
Чередниченко Ольга Павловна (29 марта 2016 г. 12:31) |
Если мы хотим, чтобы нас "наверху" услышали, то туда и надо отсылать обращение. И желательно конкретному лицу, которое хоть в какой-то мере в этом заинтересовано по долгу своей службы и может принимать реальные решения. (Кому?) Иначе бумага просто будет долго лежать в пачке подобных бумаг. Как другие решения и сборники материалов совещаний зав. каф.) Может, делать короче формулировки? Тогда вероятность того, что обращение прочитают и поймут, будет выше. например: - Увеличить срок подготовки инженерных кадрв (... текст) - Вернуть геометрическую и графическую подготовку в школу (... текст) С уважением, О.П. Чередниченко |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (29 марта 2016 г. 20:28) |
Уважаемая Ольга Павловна. Очень рад Вашему появлению на конференции. Жаль, что поздновато. Мне очень понравились Ваши статьи и комментарии на прошлой конференции. Иногда Вас цитирую. Теперь про письма. Почитайте дискуссию по статье Графика в рамках Болонского процесса. Там фамилии есть и аргументы. Многое названо своими именами. Иногда правда веет сталинскими временами. Но такова жизнь. Тихонов-Бугров. |
Чередниченко Ольга Павловна (31 марта 2016 г. 15:26) |
Спасибо, Дмитрий Евгеньевич! Я читала статьи, особо те, которые с большим количеством комментариев. За счет энтузиазма и советского воспитания, образования держимся. Радует задор и неравнодушие молодых, как Бойков А.А. ) С уважением, О.П. Чередниченко |