Назад Go Back

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ ТИПОВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

English version
Фото Крайнова Марина Николаевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Тарасова Любовь Сергеевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

Приводится информация о разработке системы самоконтроля студентами типовых графических работ, проблемах, решаемых с помощью этой системы. Рассмотрены принципы организации самоконтроля.



Ключевые слова: контроль качества работ, самостоятельная работа студентов, карта самоконтроля, графические работы.

В основу стандартов ВО положены компетентностный подход и самостоятельная работа студентов, поэтому актуальным является создание такой педагогической технологии, которая бы гарантировала перевод обучаемого из объекта педагогического воздействия в субъект самообразования и самовоспитания. 

 Самоконтроль является важным учебным умением, специфика которого заключается в том, чтобы самостоятельно находить ошибки, неточности, замечать способы устранения найденных пробелов. Развитие мотивации студента к саморазвитию и самостоятельному контролю своей деятельности, поступков является одной из основных задач современной высшей школы [1].

Действительно, между преподаванием и обучением, контролем преподавателя и самоконтролем учащихся существует связь: они образуют систему. Самоконтроль и контроль дополняют друг друга. Реализация преподавательского контроля, опыт, полученный студентами в ходе контроля, позволяет совершенствовать деятельность, связанную с самоконтролем.

С учетом современных тенденций образования курс предусматривает повышение уровня графической грамотности по различным направлениям профессиональной подготовки.

Основной задачей высшего профессионального образования является подготовка специалиста, способного к самообразованию и самостоятельной ориентации в потоке информации, повышению квалификации и профессиональному совершенствованию. Такие навыки необходимо сформировать в процессе обучения студента в ВУЗе, где определяющую роль играет самостоятельная работа студентов университета. Самостоятельной работой подразумевается индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога по его заданиям и под его контролем.

Так как результат самообразования студентов определяется и оценивается благодаря контролю, следовательно, актуальным в процессе подготовки будущих специалистов является обучение самоконтролю. [4]. В вузе результат деятельности студентов проектируется преподавателем (вузом, требованиями ФГОС), поэтому эталоны, о которых шла речь выше, можно считать заданными - это содержание учебного материала, требования к уровню знаний, умений и навыков, нормы оценок. Однако указанное обстоятельство не обеспечивает «легкость» создания в вузе действенной системы самоконтроля: появляются трудности как организационного, так и педагогического (методического) характера, за счет проявления различных взглядов на проблему со стороны различных субъектов образовательного процесса. В связи с этим на первую позицию выдвигается задача обучения методам самоконтроля как преподавателей, так и студентов [1]. 

Кафедра «Дизайн, начертательная геометрия и инженерная графика» ПНИПУ обучает графическим дисциплинам студентов первого курса, мысли навыки самоконтроля и самостоятельной работы которых, как у школьников, плохо развиты. Преподаватель должен подбирать формы, методы, приемы формирования умений самоконтроля у студентов на каждом этапе формирования умственных действий с целью ускорения перехода студента к ориентировочной основе действия, свидетельствующего об интериоризованности потребности в контроле, его способность осуществлять контроль собственных достижений самостоятельно, то есть о сформированности умений самоконтроля. Как видно из вышесказанного, процесс самоконтроля нельзя отделять от процесса контроля, по сути — это две стороны единого процесса развития личности, эффективность контроля в значительной степени зависит от мотивации к обучению, от познавательной активности учащихся, и, соответственно — от их способности к самоконтролю собственной деятельности учения. Если под контролем учебной деятельности в высшей школе понимают проверку уровня успеваемости студентов, то, соответственно, самоконтроль должен обеспечивать способность студентов проверить свою работу, приобретенные знания, поведение и регулировку их путем внесения соответствующих коррективов. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность как самого процесса выполнения работы, так и его корректировки [5].

Ограниченный объем часов аудиторных занятий по дисциплинам «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика», говорит о том, что  студенты должны прорабатывать самостоятельно графические работы, тем самым сократить время, проводимое с преподавателем. На практике же, это выходит не всегда так.  Результатом самостоятельной работы является множество одних и тех же ошибок, допускаемых студентами. Такая ситуация является для студентов первокурсников во многом стрессовой, что приносит дополнительные сложности в организации самостоятельной работы. На сегодняшний день, контроль над правильностью выполнения заданий осуществляется преподавателем, он сообщает каждому студенту о допущенных в ходе выполнении задания ошибках, распознает и помогает исправлять их, контролирует и корректирует, работая с каждым студентом практически индивидуально. Это традиционный подход, его нельзя рассматривать как самый результативный с точки зрения самоконтроля и самостоятельной работы для преподавателей и студентов.

Студенты, в большинстве своем, ориентированы лишь на контроль со стороны преподавателя в процессе обучения и довольно плохо ориентируется в вопросе самоконтроля знаний, что затрудняет процесс формирования умений в образовательной деятельности.[3]

Самоконтроль осуществлялся субъектами деятельности наиболее эффективно лишь в том случае, если виды, формы, и способы самоконтроля соответствуют объектам усвоения.

Совершенствование графической подготовки студентов во многом определяется уровнем овладения ими методологическими знаниями структуры языка и методологическими умениями  по самостоятельному проектированию своей графической деятельности, ее эффективной организации и качественному содержательному контролю. Важную роль в этом играет правильная организация деятельности студентов в условиях развивающего и воспитывающего обучения, формирование обобщенных приемов решения графических задач и рациональных приемов графической деятельности, грамотное использование технической информации, изучение существующих стандартов. Таким комплексным решением стало создание карт самоконтроля по типовым графическим заданиям.

Карта самоконтроля для каждой графической работы (Рис.1,3) содержит 2 этапа проверки: I - самоконтроль правильности решения и оформления студентом с нанесением отметок в соответствующем стольбце; II - контроль работы преподавателем с указанием недочетов, ошибок и т.п. (Рис.2,4). С помощью карт самоконтроля мы сделали попытку  вовлечь обучающихся в процесс познавательной активности, и, соответственно – к самоконтролю собственной деятельности. Как результат, коррекционная работа преподавателя должна постепенно уменьшаться, создавая условия для формирования самоконтроля студентов.

Создана методика самоконтроля качества оформления чертежа и правильности решения типовой задачи на основе формализации процесса контроля. Систематизированная последовательность проверки элементов чертежа с указанием конкретных рекомендаций  по каждому контрольному действию облегчает поиск ошибок применительно к контролируемым элементам, способствует выработке навыков выполнения и проверки их в строго определенной последовательности, углубляет знания положений стандартов и повышает качество графической работы до проверки ее преподавателем. Качество выполненной работы и, соответственно, балл за ее выполнение повышаются за счет  уменьшения числа непроверенных элементов и более полного учета предъявляемых требований.

Карта самоконтроля,  по сути,  является алгоритмом системного контроля графической работы, содержит в виде компонента «обратную» связь с исполнителем о контроле ранее выполненных действий, обнаружении ошибок и возможности их самостоятельного корректирования. С другой стороны, процесс контроля систематизирован и, следовательно, менее трудоемок. Заложенный алгоритм проверки графической работы особо полезен преподавателям, не имеющим опыта работы по данной программе обучения.

Стоит отметить, что контроль по итогам выполнения заданий выполняет одновременно несколько функций: обучающую, развивающую, воспитывающую. Обучающая функция связана с более глубоким погружением студента в учебное задание. Развивающая - обеспечивается включением студента в новые для него виды деятельности, например, поисковую и оценочную. Воспитательная функция контроля знаний, в том числе и самоконтроля, связана с формированием устойчивой системы отношений студента к процессу обучения, к истине, к человеку; преподавателю и другим ценностям, реализуемым в ходе взаимодействия между преподавателем и студентом [3]. И все-таки, главная задача преподавателя – представить план самоконтроля таким образом, чтобы убедить студента в целесообразности для него карты самоконтроля.  Аттестация студента будут выше, когда он сам себя проконтролирует, при выполнении графической работы. [2]

Работа с картой самоконтроля снимает многие неточности при первых предъявлениях выполненных зданий учащимися на проверку. КСК позволяет преподавателю при необходимости оперативно обратить внимание студента на эталон, а также удостовериться, насколько сознательно была выполнена работа. Ниже представлены разработанные карты самоконтроля для студентов  графическим заданиям «Двугранный угол», «Построении выреза в теле».

Таким образом, развитые умения самоконтроля у студента позволяют последнему постепенно взять часть образовательных и управленческих функций преподавателя на себя. Таким образом, для повышения показателей результатов знаний, умений и формируемых компетенций у студентов предложено использовать карты самоконтроля, являющиеся своеобразными маршрутными путеводителями, направляющими студентов во время выполнения индивидуальных графических проектных заданий. Структура карты самоконтроля позволяет студентам оценивать свои знания на протяжении всей работы над заданием, т.е. выполнять его более осознанно, а значит и более качественно.

Список литературы

  1. Горнов А.О.Повышение эффективности типовых студенческих работ. //Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации: Материалы IV Международной научно-практической интернет – конференции. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. – С.85–95.
  2. Жуйкова О.В. Организация самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов бакалавриата. //Интеграция образования. 2013. №2. С.48-55.
  3. Столбова И.Д. Управление качеством предметного обучения на основае компетентностного подхода//«Университетское управление: практика и анализ»-  2011 - № 3. – с.55-61.
  4. Конышев А.В. Контроль результатов обучения. СПб, Минск, 2004.
  5. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы уч-ся. М., 1979. 159 с.
  6. Пучков Н.П., Петрова Е.А. Самоконтроль как механизм обеспечения качества подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования.
  7. Компетентностный подход в организации образовательного процесса и некоторые вопросы адаптивного управления учебной деятельностью /О.Ю.Заславская, О.В.Иванова, О.Я.Кравец, И.Д.Рудинский, И.Д. Столбова; науч.ред.чл.-кор. РАО, д-р техн.наук проф. С.Г.Григорьев.- Воронеж: «Научная книга» - 2011 – 204 с.  
  8. Александрова Е.П., Крайнова М.Н., Корнилкова Е.В., Столбова И.Д. Программа уровневой графической подготовки студентов в рамках ФГОС ВПО.  // Сборник материалов II Международной научно-практической интернет- конференции КГП-2011 «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в ФГОС ВПО»/ Пермь, Изд-во ПГТУ 2011. - С. 285-295.
  9. Кохановский В.Д., Дзюман – Грек Ю.Н. Конструкторский контроль чертежей. – М.: Машиностроение, 1988. – 232 с.
   

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Графическая работа  "Построении выреза в теле"




Рис. 2
Рис. 2

Карта самоконтроля графической работы  "Построении выреза в теле"




Рис. 3
Рис. 3

Графическая работа  "Двугранный угол"




Рис. 4
Рис. 4

Карта самоконтроля графической работы  "Двугранный угол"




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(22 марта 2017 г. 11:35)

Марина Николаевна , Любовь Сергеевна, здравствуйте! Разрешите считать , что  Ваш доклад иллюстрирует,   кроме непосредственных  результатов Вашей работы,  еще и эффект  от  нашего общания на полях  КГП для передачи опыта.Надеюсь , имея ввиду Ваши ссылки на [1], что и мне, в своё время,  удалось предложить полезное. Я  продолжаю использовать карты самоконтроля, но в прежнем объеме. Слежу и оцениваю эффект от них . Специальной статистики не веду, но на глаз ошибок с первого предъявления раз в пять меньше .  Вы распространили  карты самоконтроля  шире. Интересно , как вы оцениваете эффект ? C уважением, спасибо . А.О.   

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(22 марта 2017 г. 14:59)

Здравствуйте, Марина Николаевна и Любовь Сергеевна!

Развитие самоконтроля студента- хороший путь обучения и воспитания. Интересный доклад, большое спасибо. У вас на кафедре карты самоконтроля на все курсовые задачи? Я любопытствую о содержание карта самоконтроля на теме „Деталирование чертежа общего вида”. Если имеете, подскажите пожалуйста.

Пожалуйста, извините  мой  русский.

С уважением

млепаров

Фото
Крайнова Марина Николаевна
(23 марта 2017 г. 16:21)

Уважаемый Александр Олегович! Действительно Ваша статья на КГП2016 стала отправной для создания карт самоконтроля на нашей кафедре. Идея организации именно поэтапного самоконтроля с элементами визуализации оказалась простой и эффективной в использовании. К сожалению, запустив пилотный проект карт в некоторых группах, мы не успели провести сравнительный анализ успешности применения этой технологии. В будущем обязательно оценим эффективность статистически. Действительно, и без цифр ощутимо сокращение количества ошибок и времени на проверку. И наша рутинная работа стала более простой и менее трудоемкой.

Еще раз выражаю Вам благодарность. Хорошо, что есть такая площадка, как КГП, где происходит обмен опытом и идеями.

С уважением М.Н.

Фото
Крайнова Марина Николаевна
(23 марта 2017 г. 16:27)

Уважаемый Михаил Николаевич!

Спасибо за слова одобрения  нашей работы. Карты самоконтроля созданы для типовых задач по модулям "Геометрические примитивы", "Поверхности" и "Изображения". Планируем разработку и по следующим темам - "Сборочный чертеж", "Деталирование" в ближайшей перспективе.

С уважением, М.Н.

Фото
Горнов Александр Олегович
(23 марта 2017 г. 19:59)

      Марина  Николаевна, здравствуйте . Спасибо, что развиваете идею. Уверен, что поделитесь результатом и более конкретными ощущениями от эффекта . Наверно это не единичный  случай, когда польза от предложения оказалась больше  "в относительно не родном отечеcтве' ... С  уважением, А.О.   


Назад Go Back