Халуева Вера Владиславовна | (Казанский государственный энергетический университет) | |
Хамитова Динара Вилевна | (Казанский государственный энергетический университет) |
В статье рассматривается вопрос реализации электронного образовательного ресурса дисциплины – разработка дистанционного курса «Инженерное геометрическое моделирование», на основе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды LMS Moodle.
Анализ научных исследований и разработок, осуществленных за последнее время в России и за рубежом по проблемам внедрения информационных технологий в образование, показал, что одним из основных и актуальных вопросов является реализация методов и технологий электронного обучения. Основой данного обучения являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), создание которых для каждой дисциплины индивидуально и имеет свои особенности [1].
На предыдущих интернет-конференциях, начиная с 2014 по 2016 г., мы затрагивали вопрос разработки электронных курсов графических дисциплин на основе системы дистанционного обучения, делились своим опытом их создания и применения в учебном процессе. На тот момент в учебном процессе кафедры было несколько дисциплин с различными названиями. Однако мы, как и многие участники данных интернет-конференций, понимали необходимость и неизбежность создания нового учебного курса - не просто по названию, а с качественно новой идеологией, ориентированной на технологию 3D моделирования. На сегодняшний день основой всех современных высокотехнологичных производств являются трехмерные геометрические модели, которые стали определяющим видом конструкторских документов.
Усилиями заведующего и всего коллектива кафедры с 1 сентября 2016/2017 учебного года в процесс обучения была введена дисциплина «Инженерное геометрическое моделирование».
Дисциплина представляет собой результат интеграции таких дисциплин как начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика, со своими целью и задачами. Данный единый целостный курс ориентирован на современные и перспективные требования высокотехнологичного быстро развивающегося производства, адаптирован к постоянно изменяющимся технологиям геометрического моделирования и отражает базовые требования ФГОС ВО нового поколения [2].
Мы считаем, что в процессе освоения новой дисциплины студент формирует следующие компетенции:
В рамках дисциплины формируется первый базовый уровень геометромодельной компетенции, которая является системообразующей компонентой проектно-конструкторской компетенции.
Одновременно на основе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды LMS Moodle, которая существует в нашем университете, мы начали реализацию ЭОР дисциплины – дистанционный курс «Инженерное геометрическое моделирование». В данной статье мы описываем лишь некоторые возможности дистанционного курса «Инженерное геометрическое моделирование», которые нам удалось реализовать в первом семестре 2016/2017 учебного года. Внедрение дистанционного курса позволило значительно повысить эффективность работы преподавателя и студентов.
Для начала работы с дистанционным курсом «Инженерное геометрическое моделирование» студентам необходимо записаться на данный курс, стать его участником. Записавшиеся студенты сразу имеют возможность ознакомиться со всем учебным материалом и оценить объем предстоящей работы. Студенты могут пользоваться материалами курса в любое время и на любом гаджете при наличии интернета, либо сохранить их на свой компьютер, либо распечатать для удобства (есть студенты, которые лучше воспринимают информацию не с монитора компьютера, а с бумажного носителя). Такая доступность материалов курса, возможность использования его элементов в любой последовательности и в индивидуальном режиме (конечно, желательно придерживаться последовательности заданной преподавателем) мотивирует студента выстраивать совместно с преподавателем, свою образовательную траекторию обучения в соответствии с интересами, потребностями и способностями.
Важным моментом в реализации новой дисциплины является сотрудничество нашей кафедры с ведущими мировыми компаниями, одной из которых является компания Autodesk. Предоставленные для учебного процесса полнофункциональные версии программных продуктов этой компании, позволили и студентам и преподавателям использовать самые последние версии программ в области автоматизированного проектирования, включая возможность их бесплатного использования для проведения занятий в компьютерных классах учебного заведения и установку на личные компьютеры. Именно поэтому в первом разделе дистанционного курса «Инженерное геометрическое моделирование» мы поместили пошаговую Инструкцию по установке программного продукта для студентов, что дало им возможность выполнять конструкторские документы дома, а затем продолжать их выполнение на занятии и наоборот.
Разработка электронного курса осуществлялась по модульному принципу, поскольку учебный материал имеет модульную структуру, предполагающую методически и содержательно обоснованное деление курса на самостоятельные разделы. Электронная форма учебно-методических материалов (учебные планы, рабочие программы, учебные пособия, конспекты лекций, методические указания к лабораторным и практическим занятиям, рекомендации и т.п.) позволяет студентам иметь такую информационную среду, которая способствует в полной мере организации самостоятельной работы по усвоению учебной дисциплины. Созданный курс позволяет существенно повысить эффективность лекционной работы преподавателя. Весь лекционный материал представлен в виде презентаций, с большим количеством наглядного материала, иллюстраций и рисунков, что позволяет представить весь объем материала более доступно и понятно. В конце каждой лекции содержатся контрольные вопросы для самопроверки. Поскольку лекционный материал студентам уже известен и большинством заранее проработан, то не тратится время на запись под диктовку, появляется возможность рассматривать возникшие в ходе предварительного изучения лекции вопросы. В связи с этим лекции проходят в интерактивной форме.
Хорошо иллюстрированные учебные материалы для лабораторных, практических, самостоятельных работ дают огромную возможность визуализации содержания дисциплины [3].
В разделе дистанционного курса «Оценочно-диагностические средства» по каждому учебному модулю мы предусмотрели элемент курса «Задание», который позволяет прикреплять выполненные конструкторские документы в виде файлов. Выполненную работу студент присылает на проверку преподавателю, который выставляет оценку, либо пишет свои замечания, дает возможность студенту доработать ее и прислать снова. Выполненные в окончательном варианте работы с проставленной оценкой хранятся в данном элементе курса, что также позволяет решить вопрос хранения готовых студенческих работ. Для хранения выполненных конструкторских документов в виде файлов студенты так же используют облачные технологии. Это позволило получить доступ к хранящимся в «Облаке» файлам без постоянной привязанности к одному рабочему месту, а также решить вопрос хранения файлов на учебных компьютерах и отказаться от использования USB-флеш-накопителей.
В данном разделе мы также разместили элемент «Тест» к каждому учебному модулю, который содержит вопросы по конкретному разделу из «Банка вопросов» дистанционного курса. Студенты на всем протяжении модуля могут тестироваться несколько раз и тренироваться в решении всех тестов, что не оценивается преподавателем. Это дает возможность преподавателю установить активность и предварительно результативность конкретного студента в освоении учебного материала.
При создании «Банка вопросов» для тестирования мы разбили их на категории по темам курса. Это позволяет преподавателю создавать за несколько минут до начала занятия новый проверочный тест, наполняя его вопросами из разных категорий, и проводить тестирование по любой небольшой теме или модулю на одном из занятий. По всем оцениваемым элементам курса (тестирование и задание) студенты получают баллы. В конце изучения дисциплины студенты проходят «Итоговое тестирование», выполняют зачетную работу и получают зачет с оценкой.
Изложенное является частью возможностей дистанционного курса, которую мы реализовали в течение первого семестра 2016/2017 учебного года. В ходе работы появляются новые идеи по эффективному использованию элементов дистанционного курса, которые мы уже начали реализовывать. Дистанционный курс «Инженерное геометрическое моделирование» должен обеспечить студенту доступность в получении любой информации теоретического, практического и справочного характера, дать возможность студентам самостоятельно освоить технологию создания современных конструкторских документов, что в дальнейшем будет способствовать эффективному формированию проектно-конструкторской компетенции выпускника нашего университета.
1. Халуева В.В., Хамитова Д.В. Реализация электронно-образовательного ресурса дисциплины «Инженерное геометрическое моделирование» // Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве: материалы докладов II Поволжской научно-практической конференции / под общ. ред. Э.Ю. Абдуллазянова. – В 3 т. Т.3. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2016. – С. 421-423.
2. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: время реформ // Высшее образование в России, №5, 2008. – С. 132-136.
3. Халуева В.В., Хамитова Д.В. Опыт создания и применения электронно-образовательного ресурса для графических дисциплин // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы», – Брест, Беларусь, 2015. – С. 61-63.
Лепаров Михаил Николаевич (24 марта 2017 г. 0:38) |
Здравствуйте, Вера Владиславовна и Динара Вилевна! Интересный доклад, спасибо большое. У меня въпросы:
Пожалуйста, извините мой русский. С уважением млепаров |
Халуева Вера Владиславовна (24 марта 2017 г. 18:01) |
Здравствуйте Михаил Николаевич! Спасибо за проявленный интерес к докладу! 1. На сегодняшний день на мой курс записано 112 человек, причем такое количество записалось с начала этого семестра (с февраля 2017 года). 2. По поводу чужих задач: достаточно нескольких вопросов по работе, и становится понятно сам делал или нет. И на практических занятиях (у нас 2 раза в неделю) видно, как студент работает, А проблем не было, только интерес к дальнейшей работе.3. Если в кратце, то создают современные конструкторские документы (электронные чертежи и геометрические модели). С уважением, Халуева В.В. |
Лепаров Михаил Николаевич (24 марта 2017 г. 22:05) |
Здравствуйте, Вера Владиславовна!Спасибо за ответы. Разрешите разширить, пояснить и спросить:1. Как поступаете когда установите чужая работа? Что следует от этого факта для студента?2. По отношение задачи, которые выполняют студенты в дисциплине „Инженерное геометрическое моделирование” я имел ввиду вкратце для каждой задаче, но наверно не написал как надо. Извините и просьба ответьте (конечно я бы рад если вы ответите шире, просто не хотел Вас перегружать).Пожалуйста, извините мой русский.С уважением млепаров |
Хамитова Динара Вилевна (25 марта 2017 г. 1:53) |
Здравствуйте, Михаил Николаевич! Спасибо за внимание к докладу. Постараюсь ответить на Ваши вопросы. 1. Если преподаватель определил, что работа выполнена не самостоятельно, то меняется вариант задания и студент работу делает на занятии под контролем преподавателя. Соответственно, баллы за модуль будут снижены. 2. Студенты должны научиться создавать конструкторскую документацию на современном уровне, поэтому задания – это выполнение 3D/2D электронных геометрических моделей технических объектов, сборочных единиц и т.п. Наш принцип «от простого к сложному». Студенты с удовольствием пользуются дистанционным курсом, т.к. в нем размещена вся необходимая информация для изучения дисциплины, выполнения работ и успешной сдачи зачета с оценкой. С уважением, Хамитова Д.В. |