Максименко Любовь Александровна | (Новосибирский государственный технический университет) |
Внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода близится к завершающему этапу, на котором решаются вопросы оценки качества достигнутого уровня обучения. Как показывает педагогическая практика, для оценки уровня освоенности компетенций требуется более углубленная структуризация и интеграция учебных дисциплин в рамках структурного подразделения вуза, что позволит наиболее правильно определить этапы освоения компетенций, выявить процент освоения компетенции, идентифицировать критерии оценивания
Получение качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Анализ профессиональных компетенций показывает, что образование должно быть направлено на развитие технических способностей обучаемых, для успешного осуществления их профессиональной деятельности. Для раскрытия технических способностей необходимо прежде всего проанализировать образовательную среду в которой пребывает студент с момента поступления в Вуз.
В качестве исследуемых характеристик образовательной среды выбрано программное обеспечение, необходимое для решения задач в землеустройстве и кадастрах. В развитии программного обеспечения, в настоящее время просматривается устойчивая тенденция к гармонизации пользовательского интерфейса, что выражается в разработке единых способов и приемов для адаптации пользователя к новому программному продукту. На рынке программного обеспечения в течении нескольких лет сложились определенные традиции, так, например, фирмы производители программного обеспечения выпускают на рынок ежегодно обновляемые программы, изменяя лишь некоторые элементы интерфейса. Эффективность таких изменений не всегда очевидна, и оправдана, но сравнивая интерфейсы разных программ можно отметить, что работать с ними становиться легче, т.к. не тратится время на обучение навыкам нажатия клавиш, для выполнения стереотипных действий рис. 1. (работа с контекстным меню, вызов команды, всплывающие подсказки и многое другое).
елевое назначение программы и в связи с этим организация работы в ней требует специальных знаний, которые формируются в результате изучения той или иной дисциплины, если говорить об обучении студентов. Выбор программного обеспечения для осуществления видов профессиональной деятельности очень неоднозначен и зависит от большого количества факторов.
В профессиональном сообществе профессия кадастрового инженера приобретает все большую значимость. Эффективность работы кадастрового инженера во многом определяется его умением и навыками работы в различных программных средах. Развитие этих умений и навыков, происходит в стенах образовательного учреждения, поэтому задачи выбора программного обеспечения, структурирования и интеграции учебных дисциплин в рамках одного подразделения (кафедры) становятся важными. Задача становится особенно актуальной для кафедры «Геоматики и инфраструктуры недвижимости», где в настоящее время преподавание ведется по нескольким дисциплинам с использованием такого программного обеспечения как: MapInfo Pro, CREDO, AutoCAD, Civil AutoCAD и многие др.
Учебными дисциплинами, в которых происходит обучение студента навыкам компьютерной грамотности для студентов направления «Землеустройство и кадастры» является «Компьютерная графика», «Инженерная графика». Именно здесь закладываются и начинают формироваться профессиональные компетенции (ПК). Посредством специально разработанных заданий можно осуществить связь с такими дисциплинами как: «Системы координат, используемые в землеустройстве и кадастре», «Типология объектов недвижимости» и др., изучаемыми соответственно на старших курсах. Такие задания разработаны на кафедре Геоматики и инфраструктуры недвижимости (ГиИН), выполняются в графическом редакторе AutoCAD. Последовательно выполняя упражнения, студент осваивает команды редактора, а предметно-ориентированная тематика упражнения контекстно погружает сознание в атмосферу будущей профессиональной деятельности. По мнению авторов, учебные задания, направленные на развитие навыков (в том числе и самостоятельной работы) в графических редакторах и информационно-аналитических системах для решения профессиональных задач целесообразно внедрять с первого курса. Конкретным примером служит задание «Индивидуальный жилой дом». Пример выполненного задания представлен на рис. 2. Задание выполнено по традиционным технологиям, знакомит студентов с нормативной строительной базой. На основании этого электронного чертежа при изучении дисциплины «Техническая инвентаризация объектов недвижимости» студенты оформляют чертеж для подготовки графической части технического плана помещения (здания), рис.3.
Новые технологии BIM проектирования строительных объектов стали неотъемлемой частью всех информационных процессов в том числе и кадастровой деятельности. Проектная документация несет в себе очень много нужной информации для кадастрового инженера, имеющего хотя бы небольшой опыт работы в таких системах. 3D - модель объекта недвижимости, содержащая сведения о глубине и высоте всех конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в настоящее время является неотъемлемым инструментом кадастрового инженера в учетно-регистрационной деятельности. В свете рассмотренной выше концепции интеграции учебных дисциплин в образовательном пространстве подразделения вуза становиться возможным проведение лабораторных заданий на базе REVIT и AutoCAD Civil 3D и др., результаты которых приведены на рис. 4.
Таким образом, наполняя содержательную часть дисциплин «Компьютерная графика», «Инженерная графика» профессионально-ориентированными заданиями можно существенно расширить горизонты образовательного процесса. Интеграция вышеперечисленных дисциплин в рамках образовательного пространства кафедры ГиИН соответствует процессам развития Геоматики, как совокупности применения информационных технологий, и других средств для обработки данных и анализа геосистем.
Примеры организации интерфейса: 1 -MS Word; 2 – AutoCAD; 3 - Revit
Подготовка задания «Индивидуальный жилой дом»
Фрагмент графической части технического плана помещения
Головнин Алексей Алексеевич (25 марта 2017 г. 20:45) |
Здравствуйте Любовь Александровна То, о чем Вы рассказали, для меня очень важно. В порядке уточнения и сравнения: преподаю «Компьютерную графику», дисциплина вариативной части направления подготовки бакалавров 21.04.02 Землеустройство и кадастры. 51 час AutoCAD. Когда составлял программу, интересовался, а как поставлено в головном вузе (ГУЗ)? Там «Компьютерную графику» преподает кафедра информатики на CorelDraw (2009 г). Программу составлял в плотном контакте с выпускающей кафедрой Кадастра. Уточнял, может надо на CorelDraw? Получил ответ – нет, мы будем AutoCAD. Дисциплины «Инженерная графика» нет. Когда учились по ГОС-2, была и в большом объеме. Наши студенты работают на MapInfo Pro, CREDO, AutoCAD MAP но на выпускающей кафедре. Подробнее об этом не осведомлен. Вопрос: Вы преподаете дисциплины «Компьютерная графика», «Инженерная графика» на кафедре инженерной графики? В каком объеме? Приведенные рисунки относятся к Вашим дисциплинам? С уважением Головнин А.А. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (26 марта 2017 г. 13:25) |
Здравствуйте, Любовь Александровна. К сожалению Ваш доклад представлен в очень сжатой форме и нюансы компетентностного подхода к обучению, по моему мнению, не выявлены. Однако вопрос у меня не об этом. Не могли бы Вы обяснить смысл следующей Вашей фразы: "Для раскрытия технических способностей учащихся необходимо, прежде всего, проанализировать образовательную среду в которой пребывает студент с момента поступления в вуз". С уважением, Тихонов-Бугров. |
Максименко Любовь Александровна (26 марта 2017 г. 17:12) |
Здравствуйте, Алексей Алексеевич! Название дисциплин «Компьютерная графика» или «Прикладная компьютерная графика» часто не отражает ее содержательную часть. В действительности изучается тот или иной графический пакет, на базе традиционных заданий по инженерной графике. Для направления 21.03.02. «Землеустройство и кадастры» актуальными становятся программы AutoCAD, Civil AutoCAD, Revit в которых выполняются лабораторные работы по дисциплинам: «Типология объектов недвижимости», «Инженерное обустройство территорий», «Техническая инвентаризация объектов недвижимости», «Градостроительство и планировка населенных мест» и др. В настоящее время преподаю спец. дисциплины, но половина семестра уходит на обучение работы в AutoCAD, выполняем общие для всех упражнения, только потом индивидуальные задания. На рисунках приведены некоторые учебные работы студентов 3 курса. Конечно, дисциплина «Компьютерная графика» для кадастровиков должна пополнится новыми заданиями, связанными с изучением пакетов Civil AutoCAD, Revit и возможно Компас, в этом направлении мы работаем. С уважением, Максименко Л.А.
|
Максименко Любовь Александровна (26 марта 2017 г. 17:57) |
Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич! В контексте статьи «образовательная среда» – прежде всего междисциплинарные связи, для студента- это «портфолио», с которым он придет к работодателю. А в соответствии с образовательными стандартами «способности» бакалавров надо не только раскрывать , но и формировать до уровня компетенций, причем количество(!) способностей четко оговаривается.
С уважением, Максименко Л.А. |
Хейфец Александр Львович (26 марта 2017 г. 18:33) |
Любовь Александровна, здравствуйте. На этой неделе, 22-24 марта, у Вас в НГТУ прошла очередная Всероссийская олимпиада по инженерной и компьютерной графике. Я многие годы вывозил к Вам команду ЮУрГУ, но в это раз произошло то, к чему все и шло – я не смог набрать команду, нет студентов, желающих подготовиться и поехать. Прокатиться – еще было можно найти, а вот готовиться. Да и стимулов у студентов нет – факт участия им уже не интересен. Поощрений от администрации – нет. Сильные ребята учатся и работают, слабые – не нужны. Характерен вопрос, заданный одним из студентов – “а какие призы будут”. Я знаю, что Вы всегда в оргкомитете олимпиады. В связи с этим вопрос – сколько было команд, участников, какие свежие впечатления? И второй вопрос. Вы активно включились в текущую полемику о компетенциях. Я отношусь к тому большинству из преподавателей, кто вспоминает о компетенциях только при заполнении рабочих программ, чтобы чиновники разного уровня не придрались. (У нас в ЮУрГУ чиновников уже больше, чем преподавателей). Реальный учебный процесс идет, в основном, как и прежде. Только у нас количество занятий в каждом семестре сократили на две недели – стало по 16 недель. Что студенты делают в высвобожденные две недели – как обычно. Кто учился – “досдает” задания, остальные гуляют, зная, что их все равно не выгонят (подушевое финансирование). А сколько у Вас рабочих недель в семестре? Восемнадцать или шестнадцать? С уважением. А.Л. Хейфец |