Варушкин Владимир Петрович | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
Технологические инициативные приоритеты модернизации экономики и инновационного развития России до 2035 года в технологии формировании профессиональной компетенции промышленного дизайна вуза
09.06.2015 г. заседание Президиума Совета при Президенте РФ в докладе Агентства стратегических инициатив определил технологические инициативные приоритеты до 2035 года по модернизации экономики и инновационному развитию России. Они определяются развитием отраслей нового технологического уклада в университетах, исследовательских центрах, РАН, крупных деловых объединениях по критериям-требованиям рынкаб связанных с мироустройством: глобализация масштаба рынка; сформированности технологического стандарта рынка; описанием изменяющихся потребностей людей; ориентированностью на конечного потребителя; программированию сетевого управления рынка; формирования обеспечения базовых потребностей и безопасности рынка; конкуренции на рынке и высокой технологичностью производства.
Определена основная матрица стратегических технологий: цифровое моделирование, новые материалы, аддитивные технологии, квантовые коммуникации, сенсорика, мехабиотроника, бионика, геномика синтетической биологии, нейротехнология, информационная технология обработки данных, искусственный интеллект систем управления, новые источники энергии и элементная база.
Государственным институтам, институтам развития, профессиональным и предпринимательским сообществам, центрам детского развития, институтам общественной поддержки и коммуникаций предписано использовать инфраструктуру с ресурсами для формирования до 2018 года дорожных карт (ДК) экосистемы рынка по следующей схеме [1].
Министерство образования и науки РФ в докладе Министра образования и науки РФ Ливанова Д.В. О разработке и реализации национальной технологической инициативы определила этапы и содержание реализации дорожных карт (далее: ДК): 1 этап - заявление о реализации инициативы; 2 этап – форсайт и разработка ДК; 3 этап – согласование, экспертиза и утверждение ДК; 4 этап - реализация ДК; 5 этап – внесение изменений и/или разработка новых ДК. Определены ответственные участники НТИ, их роль и функции. [2]
Запрос на фундаментальные и прикладные технологии до 2035 года России согласуется с базой более, чем 300 стран участников европейских высших учебных заведений в г. Саламанке 29-30 марта 2001 года при подготовке пражской встречи министров высшего образования в странах, вовлеченных в Болонский процесс. В частности: развивать и базировать высшее образование на основе научных исследований [3].
Однако, по итогам утвержденных проектов фундаментальных научных исследований в научных организациях России в 2016-2018 годах отсутствуют какие-либо ФИО руководителей проектных исследований образовательных организаций по Утвержденному ФГОС ВО 54.04.01 Дизайн программы магистратуры [4].
В ФГОС ВО 54.04.01 Дизайн магистратуры указаны сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника и требования к структуре программы по 3 блокам. В частности, ко 2 блоку относится практика, в том числе научно-исследовательская работа (далее: НИР) с 48-51 зачетными единицами, определяющимися самостоятельно учебным заведением, но обязательная для освоения обучающимися [5].
Основой учебного заведения Баухаус была ориентация на единство науки и техники в изобразительном искусстве для промышленного производства [6]. Это единение использовалось в школах обучения промышленному дизайну по всему миру, в том числе и в наши дни.
Для примера, в 2010 году в районе г. Хельсинки создан университет Аалто, объединившим три вуза - университет искусства и дизайна, политехнический и экономический вуз. Используются принципы образовательного процесса Баухаус на современном технологическом уровне [7].
В письме МОН РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 во исполнение поручения Правительства РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 20.05.2014 г. № 38 и с целью повышения качества образовательного процесса направлены «Методические рекомендации» по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ.
Пункт 1. Под сетевой формой реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным. При этом образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, обладают рядом преимуществ [8]. Указанные преимущества сетевой формы вполне удовлетворяет все требования качества образования конкретных потребностей заказчиков федеральных образований, округов в РФ.
16.03.2017 г. Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук рассказал также о конвергенции физико-математических и гуманитарных наук. Внутренние закономерности развития общества привели не к разделению возникших трансграничных дисциплин, а к их новому слиянию [9].
Указанные стратегические инициативы технологических инициативных приоритетов России до 2035 г. по модернизации экономики и инновационному развитию требуют, на мой взгляд, переформатирования образовательных технологий для формирования профессиональных компетенций промышленного дизайна. Цель - повысить качество высшего образования выпускников на основе научных исследований от потенциальных заказчиков.
1. Доклад Пескова Д.Н. на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России до 2035 годов от 09.06.2015 г.
2. Доклад Министра образования и науки РФ Ливанова Д.В. О разработке и реализации национальной технологической инициативы от 09.06.2015 г.
3. Формирование будущего, Саламанка, 29-30 марта 2001 года. https://www.hse.ru/data/2010/05/12/1217375142/5.pdf
4. Списки поддержанных проектов по конкурсу РФФИ. http://www.rfbr.ru/rffi/ru/classifieds/o_1969323
5. ФГОС ВО Приказа МОН РФ № 255 от 21.03.2016 г. по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн (уровень магистратуры).
6. Gropius W. Idee und Aufbau des Staatlichen Bauhauses. - Weimar, Münch, 1923.
7. Университет Аалто – мировая школа дизайна. http://art-design.tyumen.ru/publication/?m=20121019
8. Письмо МОН РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
9. Интервью Главы НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука. http://www.atomic-energy.ru/interviews/2017/03/16/73705