Вехтер Евгения Викторовна | (Томский Политехнический университет) |
В статье рассматриваются основные принципы универсального дизайна и формирования безбарьерной среды: доступность, комфортность, безопасность, информативность и средовые компоненты; анализируется методика изучения их в образовательном процессе и использование при проектировании объектов универсального дизайна, демонстрируются примеры студенческих работ. Актуализируется проблема создания доступной среды для маломобильных групп населения, которая является неотъемлемой частью социальной политики государства. Описанная методика применяется при реализации специальных дисциплин для студентов направления «Дизайн» в электронной среде Moodle и с применением инструментов Google Map.
Одной из важных задач в современном дизайн-образовании является формирование личности, способной к творческой деятельности, обладающей некой универсальностью в рамках своего профессионального направления. Актуальность данного направления определяется востребованностью в обществе специалиста в области дизайна, компетентного в решении комплексных задач в различных отраслях проектирования.
В последнее время образование затрагивает все больше различных сфер человеческой деятельности. С каждым годом повышается и социальная роль образования, формируя перспективы развития человечества. Образование в сфере дизайна активно содействует совершенствованию социального дизайна и расширению его границ. Проекты в области дизайна необходимо выполнять, ориентируясь на принципы универсальности. Данная методика рекомендует обучающимся их применение на стадии проектирования, что исключает в дальнейшем мероприятия по адаптации как предметов, так и средовых объектов.
Почти треть населения составляют люди с так называемыми ограниченными возможностями здоровья, испытывающие затруднения при самообслуживании и передвижении: кроме инвалидов, к ним относят людей с детскими колясками, с временным нарушением здоровья, представителей старших возрастов, беременных женщин и т.п. Любой человек в разные периоды своей жизни может оказаться в этой группе. В связи с этим государство и общество должны обращать свой взор на данную проблему, создавая удобную среду жизнедеятельности человека, обеспечивающую условия для решения социально значимых задач.
Мировое сообщество на данном этапе своего развития уделяет достаточно внимания созданию безбарьерного пространства. Особую актуальность в зарубежных странах данная проблема приобрела в послевоенные годы в связи с появлением большого количества людей с различными физическими и психическими нарушениями. В России же тема универсального дизайна получила особую приоритетность лишь в последние десятилетия.
Социальное пространство современного города наполнено физическими и символическими барьерами. Проблемы доступности городской инфраструктуры, информации, социальных услуг, образования и занятости для людей с ограниченными возможностями становятся фактором воспроизводства социального неравенства и препятствием на пути к независимой жизни [2].
Таким образом, значимость рассмотренной проблемы достаточно высока и напрямую связана с потребностью формирования профессиональных компетенций в области социальной культуры студентов-дизайнеров. Без кадровых ресурсов, специалистов в области «доступной среды» очень трудно «построить» доступную среду, ведь необходимо, чтобы специалист был квалифицирован в данной сфере [3]. Дизайнер должен обладать проектной культурой, многообразными средствами и способами выражения мысли; пониманием современной социальной и культурной ситуации, предполагать пути развития художественной культуры, хорошо ориентироваться в вопросах экономики и экологии, технологии и организации производства, материаловедения и тектоники формообразования [1].
При подготовке дизайнеров для формирования проектного мышления студента создаются пакеты (кейсы) заданий, основанные на различных методах: комбинаторные методы формообразования на основе вариантов компоновок элементов, модульные методы как форма унификации и стандартизации и другие. Практические навыки и умение применять методы проектирования дают возможность выстраивания компетенций в областях дизайна. Очень важно формировать умение соотнесения необходимых художественных, научных и инженерных методов для решения конкретных задач и достижения поставленных целей.
Методика преподавания дизайна предусматривает знакомство с принципами, практику их применения при выполнении заданий и последовательное усложнение решаемых задач: от простых изобразительных и предметных – к сложным средовым и комплексным объектам.
Была применена методика обучение с использованием информационных технологий - в электронной среде Moodle, предполагающей использование Интернет-ресурсов, общение с преподавателем в форумах и чатах, просмотр учебных материалов в онлайн-режиме, которые находятся в свободном доступе и любой слушатель может ими воспользоваться для самостоятельного обучения [7]. Это обусловлено формой внеаудиторной деятельности студентов.
Принимая во внимание актуальность проблемы создания безбарьерной среды, в области дизайн образования, и в частности в рамках дисциплины дизайн-проектирования, в среде Moodle сформирован целый блок заданий по тематике универсального дизайна:
Выполнение задания на оценку доступности объектов социальной значимости и решение проблем доступности формируют у студентов понимание персональных и универсальных потребностей, способность применять нормативы, ограничения и законы. Предоставляется возможность непосредственного опыта правильного выполнения измерений, использования бланков оценки параметров доступности, осмысления проблемы и вырабатывается навык составления рекомендаций по перестройке и будущего проектирования объектов.
В процессе выполнения студенты знакомятся
В результате студенты получают представление об основах системного проектирования. Это позволяет сформулировать концепцию в области универсального дизайна с учетом организации человеко-ориентированной среды в существующей и проектируемой сферах жилых и общественных пространств (Рис. 1).
Совместно с томским региональным общественным движением «Доступное для инвалидов высшее образование» был осуществлен социально-значимый проект «Дорожная карта ДИВО».
В процессе работы использовались анкеты обследования доступности для маломобильных групп городских объектов транспортно-пешеходной инфраструктуры города и оценочные листы для обследования объектов здравоохранения и культуры, которые включали в себя пути движения к объекту (от остановки транспорта); обследование территории, прилегающей к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания (перемещения и эвакуации); зона целевого назначения (необходимость посещения объекта); санитарно-гигиенические помещения.
В результате проведенных исследований студентами были выработаны необходимые навыки для работы в экспертной группе, а полученные данные перенесены в интерфейс приложения Google Map Maker [ 5 ], где и была создана «Дорожная карта ДИВО» (Рис. 2).
На карте при помощи цветных маркеров отмечены места городской инфраструктуры, которые либо приспособлены для инвалидов – голубым цветом, либо недоступны – красным цветом. На карте отмечены тротуары, лестницы и пандусы, съезды и тактильная плитка, наземные пешеходные переходы и остановки общественного транспорта. Каждый значок сопровождается коротким пояснением и во многих случаях фотографией.
«На карте большинство значков – красные. По грубым подсчетам, лишь одна четвертая часть наших дорожно-транспортных объектов более-менее доступна для инвалидов» — пояснил Владимир Салит, председатель общественного движения ДИВО [4]. Карта постоянно пополняется новыми данными. Движение призывает заинтересованных граждан делиться сведениями об инфраструктуре.
По данным обладминистрации, в Томской области проживают 62,8 тыс. инвалидов (6% от общего количества населения), в том числе 3,3 тыс. детей, 46% из них – жители областного центра [4].
Не менее значимо в методике преподавания задание: проект социального плаката под девизом «Доступно инвалидам – удобно всем», цель плаката – привлечение внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями.
В наше время реклама универсальности и инклюзии занимает не самую лидирующую позицию, в ней зачастую наблюдается отсутствие осмысленных художественных образов, порой не понятны целевая аудитория и смысл, вкладываемый авторами в содержание работы и визуальную часть. Хотя большая часть населения доброжелательно воспринимает социальную рекламу и видит в ней большие возможности при решении социальных проблем. Возможно использование результатов при разработке и исполнении информационного сопровождения социальной и воспитательной политики.
Для создания графической работы студентам необходимо было изучить основные проблемы, имеющиеся у маломобильных групп населения. К маломобильным группам населения (МГН), кроме инвалидов, относят людей с детскими колясками, с временным нарушением здоровья, представителей старших возрастов, беременных женщин и т.п.
Серия социальных плакатов для размещения на рекламных установках города Томска, часть которых представлена на Рисунке 3, стала результатом выполненного студентами 2 курса задания.
Одной из основных причин отсутствия доступности среды является недостаточное внимание специалистов, их неготовность решать задачи доступности и недолжная социальная ответственность перед обществом. Помимо решения узкопрофессиональных задач, методика дает возможность формирования общечеловеческих, мировоззренческих ценностей у студентов.
Кроме традиционной подготовки специалистов, передающей знания, умения и навыки, данная методика формирует способы мышления и деятельности, ценностные ориентации личности, активную жизненную позицию, помогает осознанно получать новые знания, стимулирует творческие способности студентов.
Эффективность формирования проектной и социальной культуры помогает созданию оптимальных организационных и педагогических условий для проектной деятельности студентов, для возможности самореализации в проектах высокой личностной значимости.
В ходе обучения были получены навыки работы с приложением Google Map Maker, освоено большинство инструментов приложения и создана «Дорожная карта ДИВО». Карта доступна и удобна в использовании
Достигнутые результаты дают возможность утверждать, что благодаря традиционным художественным ценностям и современным проектным средствам серия плакатов заставляет людей задуматься об окружающих, формирует толерантность к людям с особенностями и различными возможностями.
Оценка доступности кафе и подъездов жилых домов разных проектных серий
Интерфейс приложения
Серия плакатов на тему «Доступно инвалидам – удобно всем»
Горнов Александр Олегович (25 марта 2017 г. 22:45) |
УКважаемая Евгения Викторовна и соавторы, здравствуйте! Мне кажется Ваша статья посвещена проблеме проектирования элементов универсальной среды по отношению к возможностям человека. Если Вы считаете, что это принципы универсального дизайна, то поясните, пожалуйста, в чем эти принципы дизайн проектирования состоят, как универсальные. Допускаю, что просто получилась не очень удачная формулировка . С уважением. А.О. |
Горнов Александр Олегович (25 марта 2017 г. 22:47) |
.... извините за опечатку .. |
Усанова Елена Владимировна (26 марта 2017 г. 20:28) |
Уважаемые Евгения Викторовна, Евгения Михайловна и Валерия Юрьевна ! За подготовку студентов к решению совершенно гуманных задач методами дизайна – респект! И дальнейших успехов! Усанова Е.В |