Назад Go Back

ОБ УЧАСТИИ КАФЕДРЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО»

Фото Мокрецова Людмила Олеговна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")


Аннотация

В работе рассмотрены вопросы участия кафедр графической подготовки в конференциях школьников «Инженеры будущего», «Шаг в будущее», проблемы и преимущества такой работы. Отмечается увеличение объема такой работы для преподавателей вузов, необходимость повышения квалификации учителей и развитие материально-технической базы для инженерной подготовки школьников



Ключевые слова: инженерные классы, графическая подготовка, инженеры будущего, элективные курсы, 3D моделирование, проекты школьников

Сегодня мы слышим, что 3D моделирование в графической подготовке неразрывно связано с подготовкой школьников и даже дошкольников. Многие вузы России включились в работу по инженерной довузовской подготовке детей. Кафедра Автоматизированного проектирования и дизайна не является исключением  и включилась в эту работу  уже несколько лет назад. Сегодня кафедра Автоматизированного проектирования  и дизайна НИТУ «МИСиС» видит свою миссию в предоставлении высшего профессионального образования высокого качества на всем протяжении образовательных программ, организации научной и практической деятельности на основании разработки и внедрения инновационных технологий в области инженерной и компьютерной графики, прикладной информатики в области дизайна и реализации эффективной модели социального партнерства между кафедрой и работодателем. Лаборатории кафедры, укомплектованные новейшими графическими системами на основе современной компьютерной техники, используются в учебных и научных целях для создания трехмерных пространственных форм и визуализации. На кафедре активно используются в научной и учебной работе комплекты тренажеров по 3D-моделированию сборок, в том числе и для ведения работ по подготовке к Олимпиадам и конференциям, в том числе, и Научно-практической конференции  школьников «Инженеры будущего», «Шаг в будущее», «ПОИСК-НТИ».

Научно-практическая конференция «Инженеры будущего» проводится в рамках мероприятий городского проекта «Инженерный класс в московской школе»,  с целью обсуждения проблем развития основного и среднего общего образования инженерной направленности, а также представления новых образовательных достижений учащихся инженерных классов. Организатором Конференции является Департамент образования города Москвы, а участниками конференции - обучающиеся инженерных классов, педагоги образовательных организаций проекта, сотрудники организаций высшего образования, руководители практик и представители производств.

Требования к преподавателям, владеющим одновременно и графикой в традиционном смысле, как наукой,  и ее инструментарием в виде компьютерных программных комплексов увеличиваются ежегодно. Связь вузов со школами вырастает   многократно, школьники  идут на креативные проекты, предлагаемые вузами, над  которыми необходимо работать в течение всего учебного года. И  я  в этом вижу одну из задач кафедр графической подготовки. Большое внимание на кафедре  уделяется научной работе студентов совместно со школьниками. Результаты их научной деятельности заслушиваются на ежегодной научной конференции, тезисы докладов публикуются в сборнике МИСиС.

Графической подготовке  в технических вузах надо срочно придать первоочередное значение, создать условия для творческой, стабильной работы, вывести эти кафедры из разряда «второстепенных», не приносящих прибыль, измеряемую только в денежном выражении. В рейтингах кафедр университета, необходимо поставить высокие баллы за работу со школьниками. Мне, как эксперту проектных работ школьников на различных конференциях, видно, что у детей сегодня наблюдается мотивация к обучению. Мы заслушиваем доклады учеников даже 7 классов, при этом они увлеченно моделируют, используют IT- технологии, программирование, знание естественно-научных дисциплин. Вероятно, их еще не так много, как хотелось бы, но процесс «Инженерной подготовки» школьников в нашей стране расширяется как географически, так и количественно, то  нашим кафедрам стоит задуматься, какими усилиями и средствами мы обладаем, чтобы работать со  увеличивающимся количеством школьников, изъявившим желание участвовать в инженерных проектах с целью принять участие в конференции, к примеру, «Инженеры будущего». Конечно, я вижу участие в этой работе и известных ученых, доцентов и профессоров, но все же чаще всего побеждают те ребята, у кого молодые учителя, связанные с научной работой в вузе. За несколько лет такой работы, хочу отметить, что это дополнительный и нелегкий труд, требующий, прежде всего, творческого подхода от преподавателя. А нагрузка по основной работе, при этом, остается. Оплата за дополнительную работу со школьниками носит нерегулярный характер и не записывается в нагрузку. В то время, как затраты времени только с одним школьником  можно сравнить с работой над выпускной работой бакалавра. Так как эта работа носит прогрессивную направленность, то встает задача определения новых форм и методов такой работы.

 Решением проблемы может быть обучение на курсах повышения квалификации учителей по дополнительной образовательной программе, которую предлагает наша кафедра: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ  В СИСТЕМЕ КОМПАС 3D В ИНЖЕНЕРНЫХ КЛАССАХ». Такой подход позволит привлечь не единицы преподавателей вузов к обучению школьников, а создать подготовленных учителей и, тем самым, на порядок увеличить количество школьников вовлеченных в инженерную деятельность. Кроме того, нами разработаны элективные курсы для школьников по одно из программ:  Аннотированная дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «КОМПАС 3D «Создание конструкторской документации с применением 3D-моделирования». Даже разработка таких программ требует от преподавателей  большой методической работы, которая должна быть включена в индивидуальный план преподавателя. Но, к сожалению, в настоящее время, для нас эти работы являются дополнительным увеличением объема работ и поэтому достаточно сложно вовлекать в эту работу профессорско-преподавательский коллектив кафедр.

Нельзя не отметить и положительных сторон такой работы, так как  к нам приходят учиться мотивированные студенты, знакомые с научной и образовательной направленностью кафедры, с желанием учиться по конкретным образовательным программам и дисциплинам,  и имеющие в своих «Портфолио» личные достижения. Кроме того, выступая на конференциях в вузах, мы видим новые проекты, оригинальные гипотезы и методы их решения. Приведу ряд тем, которые заявлены на  конференции «Инженеры будущего» в 2017 голу: «Особенности проектирования  и декорирования школьного интерьера. Проект «Дизайн школьного интерьера. Рекреация Математики»; «Модель арочного моста»; «Золотое сечение в архитектуре»; «Геологические и инженерные вопросы строительства Крымского моста»; «Практические задачи геометрии Римана»; «Визуальная концепция школьного печатного издания «Нейм»  и т.д.

Эксперты и члены жюри, а также все участники конференции, проходящей в стенах вузов наблюдают решения новых идей, которые открывают нам юные участники и победители конференции «Инженеры будущего». Мы с удовольствием отмечаем увлеченность школьников инженерной деятельностью, проектированием, моделированием и программированием. Как я уже отмечала, во многих проектах решаются проектные решения, связанные с химическими и физическими процессами, геологическими, материаловедческими и географическими задачами. Отметим также, что зачастую проекты школьников носят командный характер и порой в них не хватает обоснованных инженерных решений. Но это не умаляет их достоинств, творческой идеи, полноту объема представленных материалов, умелой презентации, наличие макетов и моделей, выполненных вручную или в распечатках на 3d-принтерах в различных материалах.

 В результате отметим, что в настоящий момент у кафедр графической подготовки появились дополнительно новые задачи, связанные с работой со школьниками, и они требуют больших человеческих и материальных ресурсов.

Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back