Назад Go Back

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СТРУКТУРЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

Фото Локалов Владимир Анатольевич (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики)
Фото Тозик Вячеслав Трофимович (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики)


Аннотация

Рассматривается определяющая роль цикла общепрофессиональных дисциплин при подготовке инженерных кадров.



Ключевые слова: Цикл общепрофессиональных дисциплин. Инженерная графика. Качество образования.

На предыдущих конференциях КГП [1,2] мы попытались обозначить не терпящую отлагательств проблему качества подготовки инженерных кадров. Задачи обороноспособности, импортозамещения, реиндустриализации с соответствующей инновационной компонентой  требуют резкого улучшения качества инженерной подготовки. Но вместо этого факты констатируют ее ухудшение (см. отзывы работодателей [6], которые особые требования предъявляют к профессиональной  подготовке). Неутешительная статистика [3] говорит о том, что недобор инженеров-конструкторов в оборонно-промышленном комплексе составляет 22%, инженеров-технологов 17%. Промышленность совместно с вузами ищет выход, понимая, что так же как с ЕГЭ, дело по развалу инженерного образования зашло слишком далеко, а в ближайшее время радикальных шагов по его улучшению похоже не предвидится [6]. В Роскосмосе запрос на специалистов в 4 раза больше, чем на бакалавров. Отметим данные о кадровом дефиците промышленности, составляющие 25 тысяч человек и, самое главное – потребности в специалистах инженерах-универсалах, необходимости изменения образовательных программ под задачи производственного сектора, актуальность географического распределения не только производства, но и проектирования.

Мы видим, что инженерная подготовка «в загоне» по разным причинам.

Субъективные причины.  Отказ от специалитета и переход на бакалавриат привёл к уменьшению времени обучения примерно на 50%. Для некоторых гуманитарных направлений подготовки это уменьшение не явилось критичным. Однако, что касается инженерной подготовки, то в силу нехватки времени произошел отказ как от фундаментальной двухлетней физико-математической подготовки, так и от широкого спектра дисциплин инженерного проектирования с опорой на проектно-производственное обучение и практику, которая для некоторых специальностей доходила до 28 недель.

Понятно, что современные программы бакалавриата не в состоянии удовлетворить требованиям предприятий по качеству инженерной подготовки. Промышленность отказывается признавать бакалавриат уровнем высшего образования. И не только промышленность. В газете «Известия» 26 февраля 2014 года опубликована статья «Бакалаврам запретят занимать руководящие посты в госаппарате» [4], в которой бакалавриат квалифицируется как ступень неполного высшего образования.

Против такой недоподготовки высказались в Государственной Думе представители и Роскосмоса, и Росатома, и Российской академии наук. Суть предложений указанных организаций заключается в том, чтобы сохранить существующий специалитет, или хотя бы ввести инженерный бакалавриат с увеличением срока обучения до пяти лет с добавлением годичной магистратуры, в которую направлять 60-70% бакалавров. Также введение технологической магистратуры после 5 лет обучения поддерживает и президент МГТУ им. Баумана академик И.Б.Фёдоров [5].

Объективные причины. Постиндустриальная технологическая революция, которая носит взрывной характер, ставит перед Россией проблему выживания. Но инерционная и забюрократизированная  система образования не способна ответить на этот вызов времени.

Например, в Университете ИТМО были закрыты все до одной инженерные специальности, кроме единственной не инженерной – «Таможенное дело». Почему не закрыли и её, тоже понятно. Стране нужны грамотные таможенники, чтобы регулировать потоки сырьевых ресурсов. В связи с невостребованностью инженерной подготовки происходит массовое перепрофилирование или слияние кафедр инженерной графики с другими подразделениям вузов, что сводит начальную инженерно-графическую подготовку почти к нулю. Например, в том же Университете ИТМО вместо кафедры инженерной графики была создана кафедра графических технологий (по меткому выражению одного преподавателя – кафедра фотошопа). Человек, поставленный во главе данного подразделения, не имеет отношения ни к геометрии, ни к проектированию и конструированию, являясь дипломированным философом. В результате, в течение года была ликвидирована огромная учебно-методическая база начальной инженерной подготовки, создававшаяся в течение 100 лет. А это - более 250 натурных деталей и сборочных единиц, учебно-методических пособий и альбомов. Был ликвидирован сайт с более сорока электронными дистанционными учебниками, среди которых и первые в России учебники по инженерной графике и начертательной геометрии с возможностью анимации и погружения в виртуальное 3D пространство моделей. В своё время эти учебники были отмечены премией Президента России.

По мнению участников предыдущей конференции КГП-2016, уничтожение специалитета для инженерных специальностей приводит к потере технологического суверенитета в ОПК и подрыву обороноспособности нашей страны. Именно поэтому всё сообщество инженерных ВУЗов громогласно заявляет об этом. И одной из предлагаемых начальных мер по спасению системы высшего технического образования могло бы стать переподчинение 28-ми технических ВУЗов (среди которых МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МАИ, Кораблестроительный, Военмех и др.), входивших ранее в состав МВССО СССР, и переводе их из подчинения МОН в управление военно-промышленной комиссии (ВПК), возглавляемой В.Путиным и Д.Рогозиным.

Своевременность и актуальность поднимаемых нашей конференцией проблем поддержал уже и ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, выступая на III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес»  7 декабря 2016 года [7]. Он назвал ошибкой переход на Болонскую систему высшего образования и предложил вернуться к пятилетнему обучению: «Не удержусь и еще раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе», — сказал В.Садовничий.

Каковы же основные претензии работодателей к качеству подготовки инженерных кадров [6]?  Чего работодателям не хватает?

Раньше они жаловались, в основном на нехватку технологической подготовки, связанную с отсутствием у молодых специалистов умения работать с конкретными инструментальными средствами, на отсутствие знаний о конкретной технологической цепочке. Жаловались на отсутствие у специалистов общей культуры мышления, а также на то, что мало кто из молодых специалистов в состоянии самостоятельно работать и развиваться.

Сейчас же, в связи со стремительным развитием технологий невозможно и не нужно обучать специалистов всему спектру необходимых технологий, поскольку скорость устаревания технологий стремительно растет.

Основополагающий метод – применение системного подхода к составлению программ обучения специалистов, опирающегося на теорию развития  и теорию деятельности [8, 9].  Главная цель – воспитать новое поколение профессионалов, которое умеет решать инженерные задачи независимо от конкретных технологий, но с учетом возможности существующих технологий. На технологическом этапе решение такой задачи должно состоять в выборе наиболее оптимальной и эффективной технологии. И если специалист не знает этой технологии, то он должен суметь ее изучить в минимально короткий срок. Для этого у специалиста должно быть развито понятийное мышление, характеризующееся системностью и позволяющее решать задачи на высоком уровне обобщения [8, 9], что обеспечивает их относительную независимость от постоянно меняющейся технологической реализации. 

Наличие данного типа мышления у специалиста является предпосылкой формирования одного из наиважнейших качеств инженера: умения самостоятельно учиться в области профессиональной специализации. Это качество может дать только грамотно построенный  цикл общепрофессиональных дисциплин. Эти дисциплины должны обеспечить развитие системного мышления, выражающееся:

Указанные характеристики профессионала можно получить только лишь в том случае, если его учат грамотные высококвалифицированные  преподаватели, которые владеют теорией обучения и психологией профессиональной деятельности, теорией развития интеллекта [10], а также умеют применять эти знания при подготовке к конкретной профессиональной деятельности.

Другим важным условием является интерес и мотивация овладения профессиональной деятельностью, которая должна существовать уже на этапе довузовской подготовки. Совершенно бесполезно учить человека немотивированного. Соответственно адекватную мотивацию может дать только нормальная система предпрофессиональной ориентации, работа со школьниками.

Желание овладеть профессией – основная движущая сила профессионального обучения. В конечном счете, эта сила должна способствовать развитию навыка самоорганизации и самостоятельной работы, который в свою очередь базируется на развитии интеллектуальных способностей.

Теперь  о конструкторской подготовке. Необходимо подчеркнуть, что она является необходимой частью общепрофессиональной подготовки инженера. Конструкция проектируемого объекта должна восприниматься в контексте всего цикла разработки. То есть любой конструктор должен и обязан понимать, например, что чертежи делаются не просто, чтобы их начертить, а для постановки конкретного изделия на производство. Поэтому технологические знания являются необходимыми. Другой системной взаимосвязью является понимание того, как конструктивные особенности влияют на работоспособность и  функциональность разрабатываемого изделия. Будущий конструктор должен разбираться, как, в какой структуре  будет работать проектируемое изделие, эксплуатационные нюансы, различные режимы и пр. Если продукция носит дизайнерский характер, то одним из элементов этой структуры будет человек – «заказчик» или любой другой человек, чьи потребности должен удовлетворить дизайн, поэтому знание психологии является необходимым элементом подготовки.

Среди общих способностей, которые необходимо развивать у конструкторов - визуально-пространственные способности (особенно способности к конвергентным (C) и оценочным (Е) операциям с визуальными (V) системами (S) и трансформациями (T): коды по теории Гилфорда CVS, CVT, EVS, EVT [10]), которые, прежде всего, должны развиваться с помощью дисциплины «Начертательная геометрия». Внедрение компьютеров в обучение инженерному проектированию кроме положительного эффекта приводит к опасности. Обученный на компьютере человек может приучиться выполнять манипуляции, анализировать форму только во внешнем плане, не загружая свой мозг. В дальнейшем автоматизация неэффективных внешних форм действий неизбежно приведет к ряду негативных последствий, среди которых – крайне неэффективная работа и принципиальное увеличение времени на разработку сложных структур.

Мировоззренческий контекст необходим для профессионального развития и как основа для формирования профессиональной методологии, и как основа для личностного самосознания.

Господствующая в настоящее время точка зрения связана с ориентацией системы образования на реализацию компетенций. Причем развитие общих интеллектуальных компетенций (способностей) часто не рассматриваются в контексте конкретной профессионально-технологической подготовки. Общие профессиональные дисциплины утрачивают роль системообразующих дисциплин, поскольку

1) в связи с переходом на бакалавриат нет возможности разместить все необходимые системообразующие дисциплины в базовой части

2) у студента в соответствии с ФГОС существует возможность выбора (подчеркнем, что увеличивает вероятность неправильного выбора) набора дисциплин.

3) под давлением внешнего рынка вузы начинают ориентироваться на изучение конкретных технологий в ущерб системообразующим общепрофессиональным дисциплинам.

4) ранняя специализация приводит к интеллектуальной незрелости и узкой направленности выпускаемых специалистов (возникают трудности с адаптацией к иному виду работы)

5) невозможно добиться оперативной корректировки специальных дисциплин, поскольку обратная связь от производства, регулирующая качество вузовской подготовки специалистов требует много времени, это объективно приводит к противоречию между текущими требованиями рынка и уровнем подготовки специалиста.

 

Вывод – основная роль в профессиональной подготовке инженера должна отводиться обязательным общепрофессиональным дисциплинам (включая начертательную геометрию и инженерную графику), формирующим системное мышление в конкретной технологической области. Объем цикла таких дисциплин должен составлять не менее 25% времени обучения специалиста (5 лет, 10 семестров).

Список литературы

  1. Тозик В.Т. Инженерное образование в современной России (инновации, модернизация, индустриализация…подсечное земледелие): - Проблемы качества графической подготовки. 2014: URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/papers/74/
  2.  Тихонов-Бугров Д.Е., Тозик В.Т.  Инженерная графика в рамках болонского процесса: - Проблемы качества графической подготовки. 2016: URL: http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/37/
  3.  Иванов В.Г., Зиятдинова Ю.Н., Сангер Ф.А. Современное инженерное образование: единство в многообразии: - Высшее образование в России, 8-9, 2015.
  4. Бакалаврам запретят занимать руководящие посты в госаппарате. Известия 26.02.2014. http://izvestia.ru/news/566318/ixzz2wdCB7GNu
  5.  Фёдоров И.Б., Медведев В.Е. Подготовка научно-инженерной элиты для оборонно-промышленного комплекса России. Высшее образование в России, 8-9, 2015.
  6.  Яковлев В.В. Состояние российского машиностроения на сегодня. URL: https://www.facebook.com/kubanzheldormash/posts/1806852572896702:0  
  7.  Ректор МГУ призвал отказаться от Болонской системы образования. URL: http://zavtra.ru/events/rektor_mgu_nazval_oshibkoj_perehod_na_bolonskuyu_sistemu_obrazovaniya  
  8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие: доп. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов высших учебных заведений / П. Я. Гальперин .— [3-е изд] .— М.: Книжный Дом "Университет", 2007 .— 400 с.
  9.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 томах/ том 2.-М.:Педагогика, 1982 . – 252 с.
  10. Локалов В.А., Миронов А.С., Сопроненко Л.П., Тозик В.Т. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Учебно-методическое пособие.  М-во образования и науки Рос. Федерации; Федер. агентство по образованию ; СПбГУ ИТМО, каф. инженерной и компьютерной графики.— СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008.— 102 с.: ил.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Сальков Николай Андреевич
(1 марта 2017 г. 10:13)

Здравствуйте, уважаемые Вячеслав Трофимович и Владимир Анатольевич!

Полностью поддерживаю как Ваши рассуждения, так и выводы. Обо многих "странностях" Болонской системы я также писал в свое время и также пришел к выводу, что она вредна для России. Было у меня и предложение: поскольку в "Законе об образовании" содержатся как бакалавриат с магистратурой, так и специалитет (кошмарное и противное словечко, о чем я писал в http://naukaru.ru/journal/article/view/24652 - "О новейшей терминологии, принятой для высшей школы" и в  http://naukaru.ru/journal/article/view/21575/ - "Написано «высшее» – читай «среднее»"), то и этот самый "специалитет" следует не искоренять, а оставить. И посмотреть, куда пойдут выпускники школ - в бакалавры или в инженеры. Ответ, естественно, очевиден, именно поэтому чиновники МОН и пытаются окончательно ликвидировать "специалитет". 

Необходимо освобождаться от вредоносного для России западного влияния на всё и вся!

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(1 марта 2017 г. 15:03)

Спасибо, Николай Андреевич!

Наше протестное движение против ликвидации специалитета в виде писем в "верхи" в 2016 году дало определенный результат. "Верхи" отписались успешно. Но вода камень точит. Вот уже и ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, выступая на III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес»,  называет ошибкой переход на Болонскую систему высшего образования и предлагает вернуться к пятилетнему обучению. В связи с отставкой Ливанова, МОН в лице Васильевой должно умерить свою прыть по разрушению инженерной подготовки. На наш взгляд, надо и в этом году выработать общий проект письма в адрес ВПК (Рогозину) и др., чтобы обратить внимание руководства страны на приближающуюся катастрофу с инженерным образованием.

Искренне Ваш, В.Т.Тозик

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(1 марта 2017 г. 15:14)

Николай Андреевич!

А насколько "верхи" отписались успешно можно прочитать в нашем отчете с Д.Е.Тихоновым-Бугровым: http://dgng.pstu.ru/conf2017/papers/32/ 

В.Т.Тозик

Фото
Славин Борис Матвеевич
(1 марта 2017 г. 18:53)

Здравствуйте, уважаемые Вячеслав Трофимович и Владимир Анатольевич! Во-первых, я искренне рад с новой встречей с Вячеславом Трофимовичем, пусть и заочной. Ну насколько успешно отписались "верхи" мне известно из писем Вячеслава Трофимовича. Конечно, есть определенные подвижки, но в целом, новое руководство МОН, пока своей линии не меняет. Вот уже и новые ФГОСы на подходе, хотя по действующим далеко не все отлажено во многих вузах, а на горизонте уже маячит новый снежный ком бумаг, что отвлекает от реальной работы. Но останавливаться нельзя и продолжать бороться необходимо. Всегда готов Вас поддержать при необходимости. 

С уважением, Славин Б.М.


Назад Go Back