Брыкова Людмила Валерьевна | (Губкинский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова) |
В статье анализируются проблемы графической подготовки студентов и школьников, предлагается инновационная модель методической системы формирования графической культуры в образовательных учреждениях и рассматривается сетевое взаимодействие компонентов этой модели: профильная школа, техникум, технический вуз, педагогический вуз.
Инженер должен быть носителем графической культуры, которая во многом является основополагающей стержневой частью профессиональной культуры инженера. Обучение начертательной геометрии не заканчивается на первом курсе вуза, но и начинаться в вузе оно не должно. Как писал В.С. Левицкий «…инженер учиться чертить всю свою сознательную жизнь…» [1].
Это позволяет говорить о необходимости возвращения в школу такого важного для инженерного образования предмета как черчение в виде курсов по выбору или элективных курсов на старшей ступени обучения школьников. Еще в декабре 2001 года выходит распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., которая направлена на отработку и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования [2].
Однако, графические дисциплины так и не вернулись в школу, не смотря на то, что в настоящее время Россия взяла курс на развитие технической науки, на подготовку высококвалифицированных востребованных на современном рынке труда инженерных кадров. Процесс формирования графической культуры студентов технического вуза должен стать непрерывным и последовательным, когда основы графической культуры закладываются в школьном курсе черчения в рамках профильного обучения в старших классах, в курсе инженерной графики в системе среднего профессионального образования. На практике получается совсем другое.
Выпускники средней школы, не получавшие знания и навыки графической деятельности из-за отсутствия в школьной программе предмета черчение, слабо подготовлены для восприятия материала графических дисциплин технического вуза, у них низкий уровень развития пространственного и логического мышления. Поэтому студенты первого курса испытывают значительные трудности в изучении начертательной геометрии и инженерной графики [3].
В связи с этим, необходимость важнейших изменений в структуре графических дисциплин является актуальной педагогической задачей на разных уровнях образования: школьного, среднего профессионального и высшего. Основной целью системного формирования графической культуры личности должно стать создание механизма сетевого взаимодействия образовательных учреждений, направленного на совершенствование графической подготовки на основе интеграции организационного, кадрового, материально-технического, учебно-методического, научного, творческого и информационного резерва учреждений образования: общего, среднего профессионального, высшего технического и педагогического образования. Данная система способствует обеспечению заведений общего и среднего профессионального образования высококвалифицированными кадрами, которые владеют актуальными методами диагностики и формирования графической культуры обучаемых. Кроме того, создание системы сетевого взаимодействия предполагает более эффективное использование технического оснащения образовательных учреждений, консолидацию учебно-методического, научного и творческого потенциала всех неразрывно связанных между собой компонентов системы «профильная школа – среднее профессиональное образование – технический вуз – педагогический вуз», что, несомненно, поможет повысить потенциал каждого из названных компонентов.
Рассмотрим систему сетевого взаимодействия образовательных учреждений по формированию графической культуры (рис.1).
Основы графической культуры личности необходимо формировать в рамках предпрофильного обучения в старших классах основной школы за счет курсов по выбору. Это время, когда у подростков активно формируется пространственное мышление, поэтому графические дисциплины для школьников 8–9 классов являются фундаментом в развитии пространственного, технического и конструкторского мышления, способствуют введению их в профессиональную деятельность. Данный этап формирования графической культуры, на наш взгляд, является главенствующим в связи с тем, что именно в рамках предпрофильного обучения закладываются основы графического образования и именно этот этап является стартовым во всей системе графической подготовки, из которого черпают ресурсы другие учреждения образования [4].
Выпускники основной школы могут продолжить графическую подготовку в учреждениях среднего профессионального образования или на старшей ступени школы в рамках профильного обучения, которое соотносится с образовательными целями и жизненными приоритетами старшеклассников, способствует углубленному изучению отдельных предметов, индивидуализации и дифференциации. Профилизация обучения создает условия для обучения старшеклассников согласно их профессиональному выбору и ориентации в дальнейшем образовании, оказывает положительное влияние на преемственность между школьным и высшим профессиональным образованием, способствует более быстрой адаптации выпускников школ в учебном процессе вуза [4].
Другой круг учащихся после предпрофильной подготовки в основной школе продолжает графическое образование в системе учреждений среднего профессионального образования как технического, так и педагогического направления. Здесь, приобретая рабочую профессию, обучающиеся знакомятся на практике с процессами и задачами производства, школы, более целенаправленно осваивают геометро-графические дисциплины, необходимые им для профессионального становления. Выпускники училищ и техникумов имеют более слабую теоретическую подготовку, однако здесь больше времени отводится на формирование практико-ориентированных профессиональных компетенций. Следовательно, необходимо модернизировать систему среднего профессионального образования таким образом, чтобы она соответствовала современным требованиям, стала более эффективной.
Таким образом, заложив фундамент графической культуры в рамках элективных курсов общеобразовательной школы или средних профессиональных учебных заведениях технического профиля, абитуриенты поступают в высшие технические учебные заведения уже подготовленными, где продолжается непрерывный процесс формирования графической культуры, приобретая более целенаправленный характер.
«От современного специалиста на производстве требуется способность оперировать полученными знаниями в профессионально-инженерном аспекте, готовность к анализу и прогнозированию производственного процесса, что невозможно без способности воплощать свои мысли, идеи, рационализаторские предложения в графические образы – схемы, чертежи, эскизы» [3, С.78]. Поэтому графическая подготовка инженера должна оставаться стержневой составляющей и в настоящее время при переходе на двухуровневое образование – в системе бакалавриата и далее в системе магистерской подготовки.
Преподавание графических дисциплин в техническом вузе должно осуществляться в контексте их профессиональной направленности, ориентироваться на будущую профессиональную деятельность студентов. Целесообразно применение различных форм и методов проведения занятий, где моделировалось бы предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студента, что позволит обеспечить готовность выпускника технического вуза к предстоящей профессиональной деятельности.
Графическая подготовка студента-магистра приобретает другую окраску, она основывается на научно-исследовательской деятельности, направленной на совершенствование технологического процесса. Учебные планы магистерских программ включают в себя циклы общенаучной и профессиональной частей, научно-исследовательскую практику и итоговую аттестацию. Дисциплины общенаучного блока, особенно его вариативная часть, направлены на углубление и расширение профессиональных компетенций, которые определяются содержанием базовых дисциплин.
Повысить свой профессиональный уровень выпускники магистратуры в настоящее время могут в аспирантуре по соответствующим техническим направлениям, где так же присутствует графическая составляющая. За время обучения в аспирантуре аспирант получает дополнительные знания по специальности, на основе профессиональных навыков у него формируются научное мышление, способности к ведению научно-исследовательской работы, способности самостоятельно определять и решать актуальные научно-технические задачи. Целью обучения в аспирантуре является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации технического направления для различных отраслей промышленности, а также образования и науки. Таким образом, получив ученую степень, кандидаты наук могут возвращаться не только на кафедры технических вузов в качестве преподавателей, но и в педагогические вузы для графической подготовки бакалавров и магистров, что подтверждает наличие связи между двумя составляющими модели «технический вуз» – «педагогический вуз».
Другая неотъемлемая составляющая модели – педагогический вуз – оказывает непосредственное влияние на эффективность формирования графической культуры на всех этапах обучения. Ведь от уровня подготовки школьного учителя черчения и вузовского преподавателя графики зависит, как будет закладываться и развиваться графическая культура школьника, учащегося техникума и студента технического вуза. Поэтому данной составляющей отводится главенствующая роль в нашей модели.
Подготовленные педагогические кадры призваны стать носителями графической культуры в образовательных учреждениях, где на своих занятиях они будут предъявлять уже более высокие требования к качеству выполнения чертежей, к оформлению курсовых и дипломных проектов, вырабатывать у школьников и студентов умения применять полученные графические знания в рамках специальных дисциплин.
Решение этих задач осуществляется в рамках двухуровневого педагогического образования: подготовки бакалавра и далее магистра.
В процессе формирования графической культуры у студента-бакалавра мотив профессионального становления является главенствующим в активизации обучения. Студент должен не только освоить предмет, но и быть готовым преподавать его. С этой целью преподавание графических дисциплин в педагогическом вузе осуществляется в контексте профессиональной направленности, в деятельности, моделирующей труд педагога, связанной с решением педагогических задач, что обеспечивает готовность выпускников педагогического вуза к эффективному формированию графической культуры школьников [6].
Перед студентами-магистрантами педагогического вуза ставятся уже другие задачи, направленные на осмысление и формирование способностей будущего педагога к проектированию и экспериментальной проверке образовательных научно-методических систем. Целостное научно-исследовательское и графическое обучение подготавливает магистра к профессиональной деятельности как в рамках предпрофильного обучения, так и в рамках профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Кроме этого, выпускники магистратуры могут повышать свой научный уровень в аспирантуре по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (черчение). Приобретенный опыт магистра в научно-исследовательской деятельности способствует повышению качества кандидатских диссертаций по методике преподавания графических дисциплин. Кандидаты педагогических наук осуществляют графическую подготовку бакалавров и магистров, как в педагогическом, так и в техническом вузах, что подтверждает существование связи между двумя компонентами модели «педагогический вуз – технический вуз».
Разработанная нами концептуальная модель системного формирования графической культуры, связывающая в единый узел педагогическое образование, допрофессиональное образование и образование в технических вузах и сузах, способна вывести графической образование в России на должный уровень.
Система сетевого взаимодействия образовательных учреждений по формированию графической культуры
Селиверстов Александр Владиславович (1 марта 2017 г. 12:29) |
Здравствуйте, Людмила Валерьевна и Ольга Петровна!
|
Брыкова Людмила Валерьевна (1 марта 2017 г. 14:36) |
Уважаемый Александр Владиславович! Спасибо за коментарии и предложения. Черчение действительно необходимо возвращать в школу. Но я считаю, что отправлять часть школьников во время черчения на другие занятия по выбору не приемлемо, т.к. это практически единственный предмет в школьной программе, который развивает в должной степени пространственное и логическое мышление. Даже если выпускник школы не станет в дальнейшем инженером, архитектором, конструктором, дизайнером или др.специалистом, профессиональная деятельность которого сопряжена в графической, все равно, я считаю, что графические знания полезны человеку любой специальности. |