Горнов Александр Олегович | (Национальный исследовательский университет "МЭИ") | |
Сергиевский Юрий Николаевич | (Национальный Исследовательский Университет "МЭИ" (Московский Энергетический Институт)) |
В докладе дан обзор исторических аспектов и современной нормативной и организационной базы системы технического регулирования в Российской Федерации и странах Евразийского экономического союза. Рассмотрены некоторые аспекты ее функционирования в сфере проектирования, производства и контроля качества продукции.
* Авторы благодарны А.Ю. Губареву за полезную информацию к докладу
У сферы графо–геометрической подготовки, реализуемой кафедрами инженерной графики, есть несколько “линий пересечения” с так называемой системой технического регулирования. Это, сравнительно новое понятие для российской проектно-конструкторской, производственной и рыночной практики, является оболочкой для системных нормативных положений в области техники, технологий, в частности стандартов ЕСКД, и одним из регуляторов торговых отношений на рынках соответствующих товаров и услуг. На законодательном уровне система технического регулирования сложилась в России лишь в начале XXI века, хотя её фактические признаки можно обнаружить еще в XV веке.
Действующий в Российской Федерации Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, формулирует её как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах проектирования, производства и обращения продукции, повышения её конкурентоспособности, эффективности работ или услуг.
Данное определение предусматривает три аспекта: правила, устанавливающие и регулирующие порядок применения продукции, услуг или процессов, связанных с ними (технические регламенты); нормативные требования к объектам технического регулирования и услугам и документации к ним (стандарты); определение процедур подтверждения соответствия продукции и услуг этим требованиям (сертификация).
Известные исторические факты, относящиеся к элементам технического регулирования, берут начало в древних цивилизациях. Характерными примерами являются использование стандартных размеров строительных конструкций в Древнем Египте, водопроводных труб в Древней Греции и Риме, деталей судов в Венецианской республике, калибров пушечных ядер (XVI век) и сортамента муки на Руси. В начале XVII века ржаная мука на Руси разделялась на 26 сортов, пшеничная – на 30, в соответствии с сортом определялась цена на хлеб, соблюдение которой контролировалось правительством.
Первые стандарты, связанные с геометрией изделий в России относились к объектам военной техники. Были стандартизированы внутренние диаметры стволов орудий ядер для них. Эти стандарты появились при Иване Грозном и развиты во времена Петра I. Стандарты в области стрелкового оружия исстари позволяли Тульскому оружейному заводу выпускать ружья с взаимозаменяемыми замками.
Во всех случаях стандартизация способствовала повышению эффективности производства и успешной торговли и, в конечном счете, более полному удовлетворению потребностей общества.
Но это была еще не нормативная система, а фактическая стандартизация, которая и сейчас предшествует официальной. В отличие от первой, она, как правило, предполагает, подготовительную работу, организационные мероприятия, законодательные акты, а затем официальный выпуск каких либо стандартов в установленной форме, регламентирующей условия их применения и сроки действия. Фактическая стандартизация – непрерывный процесс, продолжающийся и после официальной стандартизации. Эти характерные процессы существуют и сегодня, но в современных условиях не затягиваются на столетия.
Понимание сущности и перспектив стандартизации, фрагментарно реализуемой на протяжении веков отдельным производителями, отраслями или даже странами в XIX веке, с появлением телеграфа, как средства связи, трансформировалось в осознание необходимости её распространения в более широком, мировом масштабе.
Первым событием, официально ознаменовавшим начало этого процесса, было принятие Международной телеграфной конвенции, Регламента телеграфной связи. В 1865 году в Париже двадцатью государствами, включая Россию, одновременно основан Международный телеграфный союз, который в дальнейшем получил название “Международный союз электросвязи”, МСЭ (International Telecommunication Union, ITU). Фундаментальные принципы, заложенные изначально этой организацией – добровольность участия и применения разработанных ею стандартов, актуальны и действуют сегодня.
Другим ключевым моментом, связанным со стандартизацией в мировом масштабе, но имеющим межотраслевой характер, является утверждение в 1875 году представителями 17 государств, в том числе России, Международной метрической конвенции, а затем учреждение Международных бюро и комитета мер и весов.
Наиболее значимым событием в области стандартизации в электротехнике явилось основание в 1906 году Международной электротехнической комиссии, МЭК (International Electrotechnical Commission, IEC) — первой международной некоммерческой организации по стандартизации и именно в области электрических, электронных и смежных технологий. Изначально МЭК способствовала развитию и распространению стандартов единиц измерения, которая, в конечном счёте, стала Международной системой единиц (СИ).
Наконец, в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации была создана Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO). СССР был одним из основателей организации, постоянным членом её руководящих органов. Дважды представитель Госстандарта СССР избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР, а 2005 году вошла в Совет ИСО. Сфера деятельности ИСО охватывает вопросы стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК. Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается и проблемами сертификации, т.е. нормативной системой, определяющей условия и методы проверки фактического соответствия тех или иных характеристик технического объекта или услуг, заявленных производителем.
ИСО определяет свои задачи как содействие развитию международной стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно – технической и экономической областях. Эмблемы этих международных организаций по стандартизации приведены на рис. 1.
а ) |
б ) |
в ) |
Рис. 1. Эмблемы международных организаций по стандартизации: а – МСЭ; б – МЭК; в – ИСО
Россия принимала активное участие во всех этапах становления международной стандартизации. После событий 1917 года развитие национальной системы стандартизации характеризовалось последовательным системным и её жестким внедрением в условиях закрытой централизованной экономики СССР и может быть отмечено следующими вехами.
В 1918 году был принят Декрет Совета Народных Комиссаров "О введении международной системы мер и весов" и осуществлен переход на международную систему мер, при этом в качестве основных единиц измерения были приняты метр и килограмм.
В 1925 г. создан первый государственный орган, отвечающий за стандартизацию – Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны, который руководил ведомствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утвержденные стандарты. В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты (ОСТ) на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления.
Процессы разработки и расширения практики применения различных стандартов относительно собственно товаров и услуг требовал адекватной стандартизованной системы фиксации, распространения и хранения этих стандартов и норм. Без неё невозможно постоянное фактическое воспроизводство требований стандартов во времени и пространстве, т.е. в разных аспектах нормативных коммуникаций в области техники и технологий. Первые в России 14 стандартов, регламентирующих форму представления и документирования информации об изделии – чертежи и другую конструкторскую документацию, появились в 1925 году. Разработаны они были специальной комиссией под руководством профессора А.С. Саверина. В них были определены размеры форматов, расположение видов на чертежах, обозначение допусков и др. В конце 40-х годов в СССР был подготовлен и вышел сборник «Чертежи в машиностроении», который содержал уже 22 стандарта и в котором более широко были представлена регламентация различных сторон оформления конструкторской документации на изделия машиностроения.
В 1940 году ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменили порядок утверждения стандартов отдельными наркоматами, и при Совнаркоме был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
С 1967 г. после длительной разработки начато внедрение комплексной нормативной системы конструкторской документации, получившей название «Единая система конструкторской документации». Комплексу стандартов ЕСКД был присвоен номер второго государственного стандарта – ГОСТ 2. Он устанавливал взаимосвязанные правила и положения относительно разработки, оформления и обращения конструкторской документации и предполагал и предполагает непрерывное развитие.
В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые в мировой практике был утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).
Изменение политической и экономической системы на территории бывшего СССР вызвало сначала нарушение слаженно работавшего механизма стандартизации, а затем его деформацию в двух, объективно обусловленных, направлениях. С одной стороны стало необходимо согласование наших принципов стандартизации со сложившейся в условиях рыночной экономики международной системой стандартизации, а с другой обеспечить защиту в новых условиях экономических интересов, образовавшихся после распада СССР государств.
В 1992 года правительства государств–участников СНГ подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ в этих направлениях на межгосударственном уровне.
В 1993 г. принят Закон РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования. Эта тенденция получила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался переход к практике полностью добровольного применения стандартов. Некогда законодательная норма “Несоблюдение стандартов преследуется по закону” уже давно не предваряет содержание стандартов.
В период 1993-2001 г.г. развивалась межгосударственная стандартизация, активизировались работы по гармонизации российских стандартов с международными в связи с подготовкой к вступлению в ВТО, продолжалась разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; внедрялись международные стандарты ИСО серии 9000 и создавались отечественные систем качества, соответствующие этим стандартам.
Экономическая интеграция стран СНГ продолжалась с разной степенью интенсивности, и в декабре 2014 года реализовалась в создании Евразийского экономического союза ЕЭС (ранее Таможенного союза и Единого экономического пространства). Как известно, высшим органом ЕЭС является Высший Евразийский экономический совет, представленный главами государств-участников (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия).
В 2002 году принят Федеральный закон "О техническом регулировании", вступивший в силу с 01.07.2003. Принятие данного Закона положило начало большой работе по реорганизации системы стандартизации, которая была необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле. Закон предусматривает введение и повсеместное использование Технических регламентов (ТР), которые устанавливают обязательные (в отличие от ГОСТ, ИСО, ТУ и т.п., имеющих добровольное применение) требования. Технические регламенты могут иметь силу закона на территории одной страны, например, Российской федерации (Р) или сообщества, например, Таможенного союза (ТС). Например, в области электротехнической продукции – это следующие регламенты, действующие с 01.02.2013 года:
ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»;
ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;
ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»
Сознательный, полный или неполный, учет производителем товаров и услуг тех или иных стандартов автоматически означает принятие им на себя рисков, связанных с ограничением возможностей производственной и рыночной кооперации, его отраслевым имиджем и конкурентоспособностью продукции на внутреннем и международном рынках.
Технические регламенты предполагают принятие производителем социальной ответственности за безопасность использования обществом этих товаров и услуг и тоже на основе соответствующих норм и правил.
Подтверждение соответствия продукции требованиям ТР осуществляется в форме либо сертификации, либо декларирования соответствия, в зависимости от вида продукции, что определяется содержащимся в ТР перечнем. При этом используются требования непосредственно из текста ТР, либо из стандартов, включенных в его Перечень. При положительно пройденной процедуре подтверждения соответствия продукции присваивается единый знак обращения (например, на рынке государств-членов Таможенного союза в случае соответствия требованиям ТР ТС – знак на рис.2), оформляется пакет документов, в т.ч. документация производителя (паспорт, эксплуатационная документация), протоколы испытаний, сертификат; орган сертификации вносит продукцию в реестр и назначает сроки инспекционного контроля.
а) |
б) |
в) |
Рис. 2. Различные знаки соответствия требованиям техрегламентам и стандартам: а – ГОСТ Р; б – ТР РФ; в – ТР ТС
В порядке небольшого отступления заметим, что анализ знаков, связанных с визуальной фиксацией соответствия изделий той или иной системе стандартов или соответствий – отдельная и интересная тема в рамках промграфики. Но авторы единодушны в высокой оценке знака Евразийского Соответствия ( рис. 2в), с недавних пор сопровождающего товары на рынке таможенного союза и российском, в частности. Его отличает простота и строгость, легкость восприятия за счет четкой модуляции и пропорционирования элементов букв и их композиции. Все это обеспечивает быстрое обнаружение, выделение и чтение знака среди других, размещенных на товаре или упаковке.
Действие конкретного технического регламента определяется некоей определенной сферой. Например, упомянутый выше технический регламент ТР ТС 010/2011 распространяется на все электрическое оборудование на номинальное напряжение от 50 до 1000 В переменного тока и от 75 до 1500 В – постоянного, за исключением оборудования специфического назначения. К нему в данном случае относится электрооборудование устройств медицинского, лифтового и грузоподъемного, оборонного, транспортного назначения, а также работающего во взрывоопасной среде и реакторных установках, на которые распространяются другие регламенты.
Соответствие конкретному регламенту является необходимым, но не достаточным, условием обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. При подтверждении соответствия продукции данному регламенту, а также другим регламентам, действие которых может распространяться на неё, продукция допускается к выпуску в обращение и маркируется знаком ЕАС, представленным на рис. 2в). Он расшифровывается как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity). Оборудование, не маркированное единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного союза, не допускается к обращению на его рынке.
Процедура подтверждения соответствия техническим регламентам может проходить в разной форме в зависимости от вида продукции. Например:
для продукции, включенной в Перечень, приведенный в Приложении к данному техническому регламенту, применяется обязательная сертификация по одной из схем в зависимости от серийности объекта ( серийный, партия, единичное изделие ) При сертификации используются стандарты;
продукция, не включенная в Перечень, проходит подтверждение соответствия в форме декларирования, которое также как и обязательная сертификация проводится по различным схемам. Декларирование подкрепляется собственными документированными доказательствами или доказательствами, полученными с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), органа по сертификации систем менеджмента качества, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
по желанию Заявителя продукция, не входящая в Перечень Приложения к ТР, может пройти добровольную сертификацию по вышеприведенным правилам.
При подтверждении соответствия продукции используется перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.
Как сертификат соответствия, так и декларация о соответствии подлежат регистрации в соответствии с законодательством Таможенного союза. Действие декларации начинается со дня ее регистрации.
Стандарт на техническую документацию, физическую меру, технический объект – средство стимулирования дальнейшего прогресса, а не консервации каких- либо положений и требований. Идея абсолюта и канона чужда его существу. Стандарт – это фиксация нижнего на данный момент уровня качества изделия или какой-либо нормы. Он аналогичен по назначению идеальному полупроводнику или храповому механизму, допускать изменения только в одном направлении – повышения качества, эффективности и безопасности продукции и услуг [1].
“Либерализация” применительной практики стандартов, её рекомендательный характер направлены на снятие излишних ограничительных рамок на факторы, так или иначе, влияющие на развитие техносферы. Более того, можно говорить, что это отражение общих тенденций неизбежной демократизации общественных процессов, приводящих, как показывает историческая ретроспектива, к естественной активизации различных сфер общественной жизни, раскрытия творческого потенциала отдельных личностей, ускорения прогресса.
В процессе проектно-конструкторской деятельности между разработчиками технической документации и оценщиками её “соответствия” стандартам – нормоконтролерами, существуют отношения как между студентами и преподавателями при предъявлении учебных работ.
Не претендуя на широкие обобщения, приведем косвенные оценки качества предъявляемой к сдаче, профессионально подготовленной конструкторской документации. Так, по их данным нормоконтролеров–практиков, около 50 процентов, поступившей в отдел документации, требует той или иной нормативной коррекции. Правда, доля документа, содержащего отклонения от ЕСКД, не так велика – всего 5-7 процентов. При этом неточности и ошибки, связанные с изображениями составляет примерно 50 процентов, а коррекции в текстовой части требует 60 процентов из этого объема. Как правило, это терминологические неточности и неоднозначности тех или иных трактовок.
Современные информационные технологии неизмеримо повысили точность и скорость трансляции разного вида конструкторской информации на всех стадиях жизненного цикла технического объекта. На этой основе возникли технологии так называемого “параллельного инжиниринга” т.е. перехода от последовательного процесса проектирования–конструирования к параллельному [6]. В свою очередь это требует унификации стилей работы разработчиков в конкретном пакете или приложении САПР, поскольку они взаимодействуют на основе одной и той же электронной модели. Человек, как промежуточное звено, постепенно вытесняется из цепи формальных операций и процедур в цепи проектирование – производство, в частности, за счет исключения твердых копий конструкторской документации как межоперационных носителей информации о моделях технических объектов.
Постоянное совершенствование технологий проектирования, конструкций технических объектов и технологий формообразования (разнообразное литье,… 3D печать), повышает динамику смены моделей технических объектов, определяет появление уникальных по форме, понижает долю стандартизированных и унифицированных объектов. Эти факторы, в той или иной степени, влияют на их геометрический облик и характеристики. Как правило, интегрируются отдельные элементы типовых геометрических форм, формообразующие поверхности усложняются, как следствие усложняя модели их визуального представления и документирования в рамках КД. Это не может не отражаться на учебных заданиях и технологии инженерной графики, отдельные нормативы документирования. Конечно, наиболее непосредственно эту связь ГГП с системой технического регулирования определяют стандарты ЕСКД.
С позиций компетентностного похода в рамках ГГП и духа положений технического регулирования стандарты надо трактовать не как догму, а как временную норму, показывая при этом пути и цели её совершенствования. Поэтому, с одной стороны ГГП опирается на действующие стандарты ЕСКД, а с другой стороны предполагает анализ возникающих противоречий в процессе современной и динамичной практики ПКД, необходимость пояснения студентам пути их разрешения. Авторы КГП не раз поднимали проблемы, связанные с этими и медленной реакцией органов стандартизации на реалии, застывшими представлениями о формировании технических изображений, особенно учитывая, давно утвердившие себя разнообразные технологии компьютерной графики. В этом отношении актуальна работа по обобщению и унификации терминологии и понятий инвариантных традиционной и компьютерной графике [3,4,5].
В свете упомянутых ранее непрерывных процессов фактической стандартизации можно указать на утверждение в проектной практике электронных 3D моделей деталей и сборочных единиц. Это произошло до фиксации их как конструкторских документов в ГОСТ 2.103-2013, в котором ЭМД стоит первой в перечне видов КД и является обязательной в составе рабочей документации. Более того, ЭМСЕ хотя и не в статусе обязательной, но по согласованию ГОСТом предусмотрена на всех проектных стадиях и в составе рабочей документации. Передача проектной документации уже повсеместно осуществляется в электронной форме.
Органы стандартизации регулярно выпускают информационные бюллетени (от одного листа и более), которые ежегодно компонуются в ежегодные информационные указатели стандартов объемом 3-4 тома.
В рамках локальных, замкнутых циклах разработки и изготовления продукции на малых предприятиях не редка практика опоры на внутренние стандарты–нормали как в области компонентов самих изделий, так и форм “внутреннего” документирования. При этом возросла роль технического регулирования в части сертификации их продукции для допуска на рынок.
В целом, преобразования последних лет в сфере Технического регулирования в Российской Федерации позволили сформировать её обновленную законодательную базу. Сняты излишние нормативные ограничения в области проектирования, производства и обращения технических изделий на внутреннем и внешнем рынках. Это стимулятор для развития и инноваций в сфере малого и среднего предпринимательства. Созданная система позволяет прозрачно и объективно оценивать безопасность и пригодность продукции, более эффективно препятствовать появлению на рынке некачественной и небезопасной продукции. Созданы благоприятные юридические и нормативные условия для расширения торгово-экономического взаимодействия стран евразийского региона.
1. Кохтев А.А. Основы стандартизации в машиностроении /А.А.Кохтев. М:, Изд-во Машиностроение, - 1973. 352с.
2. Куликов В.П. Стандарты инженерной графики / М; ФОРУМ- ИНФРА –М. – 2007. 240с.
3. Вольхин В.К.Стандарты ЕСКД как основание для обновления структуры и содержания графической подготовки в техническом вузе/ В.К. Вольхин, А.А. Головнин, МарковаТ.В. , Токарев А.А. // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: Материалы II научно–практической интернет конференции - Пермь: изд-во ПНИПУ, 2011. –С. 87–96 .
4.Столбова И.Д.Графическая подготовка и современное состояние стандартов единой системы конструкторской документации / И.Д. Столбова, А.Б. Шахова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации: Материалы IV Международной научно-практической интернет - конференции.–Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. – С.85–95.
5. Головнин А.А. Размышления о сути и трактовке некоторых понятий в инженерной графике / А.А. Головнин, А.О.Горнов // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации: Материалы V Международной научно-практической интернет - конференции. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. – С.490–510.
6. Усанова Е.В.Вопросы проектирования геометро-графической подготовки в контексте технологий параллельного инжиниринга/ Е.В.Усанова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО; Материалы II Международной научно-практической интернет конф. – Пермь: изд-во ПНИПУ, 2011.–С.75–81.
Головнин Алексей Алексеевич (28 февраля 2017 г. 14:10) |
Здравствуйте Александр Олегович, здравствуйте Юрий Николаевич! Представляется, что Ваша статья заставляет в очередной раз обратиться к теме несоответствия старого содержания нашего предмета стандартам ЕСКД, которые составляют значительную часть содержания нашего предмета. ЭМД уже три года является обязательной в составе рабочей документации, а мы, хорошо, если в преподаем ее в дисциплине по выбору «Компьютерная графика». Нет осознания всеми участниками образовательного процесса того, что нет никакого выбора относительно того, преподавать ЭМД или нет. По крайней мере, ее нет в интернет-тренажерах в сфере образования (http://training.i-exam.ru/fgos_pim_struct), по которым, насколько нам известно, Рособрнадзор проверяет вузы на предмет аттестования. Читаем: структура содержания педагогических измерительных материалов по дисциплине «инженерная и компьютерная графика» высшее образование Студент должен знать: определение изделия, виды изделий (деталь, сборочная единица, комплект, комплекс); основные виды конструкторских документов (чертеж, чертеж общего вида, сборочный чертеж, схема, спецификация, пояснительная записка). Нет никакой ЭМД! То же и в структуре содержания педагогических измерительных материалов по дисциплине «инженерная графика» высшее образование. Кто авторы этих интернет-тренажеров? Проходят ли эти тренажеры апробацию специалистов? Вопросов в связи с этим еще очень много. Где, если не здесь, они должны быть подняты и предложены варианты их решения. До нас доходит информация о том, что наиболее активные пропагандисты новых знаний на местах не проходят переизбрания на кафедрах. Имеем и свой опыт. При попытке молодым преподавателем очень осторожно поднять этот вопрос на месте, обсуждение свелось к заверениям, что отношение к автору и его «учителю» не изменилось, мы остаемся хорошими ребятами. С уважением п.с. ГОСТ 2.103-2013 – опечатка? Возможно, Вы имели в виду ГОСТ 2.102-2013. |
Горнов Александр Олегович (28 февраля 2017 г. 15:39) |
|
Головнин Алексей Алексеевич (28 февраля 2017 г. 19:45) |
Александр Олегович, еще раз здравствуйте! Еще раз обратился к стандартам. Оказывается отнесение ЭМД к обязательной в составе рабочей документации было сделано еще изменением №8 к ГОСТ 2.102-68, дата введения в действие 01.09.2006, т.е. более 10 лет назад сразу при введении электронных конструкторских документов, а не три года назад при переработке стандарта, как я посчитал вначале. Спасибо за напутствие, осталась правка соавторов. С уважением |
Шахова Алевтина Бруновна (1 марта 2017 г. 16:04) |
Здравствуйте Александр Олегович, и коллеги, с интересом прочитала ваше выступление, с подробным освещением вопросов сертификации и стандартизации изделий, спасибо и Алексею Алексеевичу за комментарии и ссылку на интернет тренажеры. Но хочу заметить ЭМД обязательна для всех, Комьютерная графика у нас не является дисциплиной по выбору, а входит в курс, и дисциплина чаще всего так и называется "Начертательная геометрия инженерная и компьютерная графика" Из вашей сатьи мы научимся распознавать знаки серификации и стандартизации, хочу рекомкедовать студентам ознакомиться с данным материалом. С уважением Шахова А.Б. |
Горнов Александр Олегович (1 марта 2017 г. 19:02) |
Здравствуйте Алевтина Бруновна ! Спасибо за доброе слово ! А реплика Алексея Алексеевича относительно ЭМД носит, как понимаю, оттенок саркастический и направлена составителям оценочных средств. У нас в тексте напротив указано на обязательность ЭМД . Надеюсь я Вас правильно понял ! С уважением, А.О. |
Дударь Елена Сергеевна (19 марта 2017 г. 15:41) |
Уважаемые коллеги, Александр Олегович и Юрий Николаевич! Спасибо за обзор всегда актуальных при проектировании-конструировании данных о нормативной документации, особенно за интереснейший исторический обзор становления системы технического регулирования в России. Заинтересовали результаты оценки качества конструкторской документации со стороны нормоконтроля. Рассмотрим один документ из тех 50% документации, которые требуют доработки или коррекции. Дальше запуталась в следующих процентах «доля документа, содержащего отклонения от ЕСКД, не так велика – всего 5-7 процентов. При этом неточности и ошибки, связанные с изображениями составляет примерно 50 процентов, а коррекции в текстовой части требует 60 процентов из этого объема». Напрямую связала эти проценты с результатами нашей работы и впала в уныние … Если есть возможность, пожалуйста, поясните подробнее вышеназванные цифры. С уважением, Елена С. Дударь |
Горнов Александр Олегович (19 марта 2017 г. 19:01) |
Елена Сергеевна, здравствуйте! Не знаю, подниму ли Вам настроение переформулировкой этой информации, но хотелось бы. Итак, пусть нормоконтролер получил для проверки 100 документов . 50 из них коррекции не требуют, а 50 требует правки. В этих 50 документах объем содержания, подлежащий приведению к каким либо нормативам, обычно составляет 5-7% объёма документа. Из этих объемов необходимой правки примерно 60% относятся к текстовой части, а 50% к изобразительной (сумма последних двух % номинально может быть и 200 % , так как относится к двум разным срезам документа ). , Если можно, в свою очередь, уточните, пожалуйста, с какими оценками Вы сопоставляли эти цифры, так огорчившие Вас ? C уважением, А.О. |
Дударь Елена Сергеевна (20 марта 2017 г. 23:37) |
Спасибо, Александр Олегович, за оперативный ответ. В процентах с Вашей помощью разобралась, все не так уж и плохо. Согласна, что доля документов, требующих корректировки на соответствие нормативным, в общем объеме проектной документации незначительна. С ошибками (неточностями) в проектах встречалась достаточно часто, когда занималась договорной работой. В строительстве даже на стадии рабочих чертежей что-то постоянно меняется, уточняется и согласовывается. Отсюда и ошибки… Однако, ошибки такого рода нормоконтроль не отслеживает, расчеты они не проверяют, да и оценкой принятых технических решений не занимаются. Всего Вам доброго, с уважением Елена С. Дударь |