Назад Go Back

ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, УМЕНИЯ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Фото Асекритова Светлана Вениаминовна (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Константинов Андрей Викторович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Шевелев Юрий Петрович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)


Аннотация

Статья посвящена Дистанционному Всероссийскому конкурсу студенческой и учащейся молодежи «Современные информационные технологии в машиностроении, архитектуре и дизайне». Рассмотрены задания конкурса и приведены примеры.



Ключевые слова: Дистанционный конкурс, современные информационные технологии, САПР компетенции.

     

На первой ступени обучения в вузе особенно важно выявить способности студентов, определить их творческие возможности, поддержать их интерес к изучаемым дисциплинам. Значительное место в этой деятельности занимают предметные олимпиады.

Отечественная история предметных олимпиад насчитывает более 80 лет. Цель олимпиад конкурсов - повышение качества подготовки специалистов, развитие творческих способностей студентов, а также выявление одаренной молодежи и формирование кадрового потенциала для исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности, так называемую элиту общества [1]. Так как основная цель предметной олимпиады, это выявление наиболее интеллектуально способных и одаренных студентов и учащихся, то значение такого мероприятия трудно переоценить. Участие в нём должно пробудить у них интерес к научной деятельности, пропагандой которой обязан заниматься преподаватель. Поэтому следующей ступенью должно быть участие в конкурсах, где студенту придётся решать задачи прикладного характера. От преподавателя требуется активная творческая позиция, как при подготовке студентов, так и при разработке конкурсных заданий. Что касается самих заданий, то они должны развивать у учащейся молодежи способности к научной и изобретательской деятельности.

Деятельность коллектива кафедры Графики Рыбинского государственного авиационного технического университета (РГАТУ) имени П.А. Соловьёва по популяризации графического образования давно известна за пределами Ярославской области. Это олимпиады и конкурсы по инженерной и компьютерной графике, научно-методические конференции [2, 3]. Осваивая для проведения подобных мероприятий новую среду – Интернет, было принято решение остановиться на данном средстве коммуникации, как наиболее широко распространенном и динамично развивающимся. Первый же пилотный проект - Всероссийская дистанционная олимпиада по дисциплинам графического цикла, которая была проведена в 2003 году, и последующие за ней дистанционные Международные олимпиады и Всероссийские конкурсы, подтвердили правильность организации подобных мероприятий. Разработанная интерактивная технология для проведения олимпиад, в основу которой был положен принцип всеобщей доступности, обнаруживает следующие достоинства: - предоставление равных возможностей и условий для всех участников, независимо от места жительства и учебного заведения - любой желающий может зарегистрироваться и принять участие в состязаниях; - не требует специально оборудованных рабочих мест (требуется только любое подключение к Интернет) и специализированного программного обеспечения; - так как весь турнир происходит на сервере в сети Интернет, это гарантирует своевременное получение заданий участниками и результатов оценки жюри. 

Дистанционный Всероссийский конкурс студенческой и учащейся молодежи «Современные информационные технологии в машиностроении, архитектуре и дизайне», проводился 25 – 26 марта 2016 года кафедрой Графики РГАТУ имени П.А. Соловьёва в рамках III-го Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство». Организаторами конкурса выступили:

Во Всероссийском конкурсе студенческой и учащейся молодежи «Современные информационные технологии в машиностроении, архитектуре и дизайне» приняли участие 18 команд из 10 вузов Российской Федерации:

В состав команды входили 3 участника (1 учащийся учреждения среднего образования и 2 студента учреждения высшего образования). РГАТУ имени П.А. Соловьёва представил 4-е команды, в состав которых вошли 2-е студентки Полиграфического колледжа, студентка Рыбинского авиационного колледжа и учащийся школы № 23.

      Конкурс проводился по следующим номинациям:

Задания дистанционных конкурсов не похожи на задания очные. Они шире, глубже, т.к. в распоряжении участников находятся все возможные источники информации. С одной стороны это делает решения более содержательными и интересными, с другой – затрудняет работу жюри. Особенно это касается заданий, в которых доминирует творческая составляющая. Конечно, спектр задействованных конкурсантами компьютерных графических пакетов впечатляет и радует: программы векторной, растровой и фрактальной графики, 3D – графика и компьютерная анимация, САПР.

В номинации «Современные информационные технологии в машиностроении» предлагалось спроектировать ромбический винтовой домкрат по кинематической схеме. Условно проектирование осуществлялось на стадии «Техническое предложение» (без силовых и прочностных расчетов, разрабатывается один вариант изделия).

Исходными данными для проектирования являлись кинематическая схема домкрата (рис.1), высота подхвата и подъема, ориентировочная масса изделия и предполагаемая грузоподъемность.

Предлагалось разработать:

1. Электронные модели составных частей (ЭМД). Для детали «Винт» представить две модели - одну с «символичной», вторую с «детальной» резьбой (в сборке использовать первую).

2. Три версии электронной модели сборочной единицы (домкрат): крайние нижнее и верхнее положения, соответствующие высотам подхвата и подъема, произвольное промежуточное положение.

3. Чертеж общего вида изделия, ассоциированный с электронной моделью сборочной единицы.

Результаты работы:

1. Электронные модели – копия экрана с обязательным отображением навигатора (дерева) модели, навигатора (дерева) сборки.

2. Чертеж общего вида в соответствии с требованиями ЕСКД (в частности ГОСТ 2.118).

Ориентация моделей изделия в крайних положениях и винта с детальной резьбой – вид спереди (см. схему). Ориентацию остальных моделей выбирал исполнитель с учетом зрительного восприятия («изометрия», «трехмерный» и т.п.). На моделях изделия в крайних положениях необходимо было проставить размеры высот подхвата и подъема, расстояний между осями отверстий в рычагах. Результаты представлялись в виде изображений в формате .jpeg размерами в пикселях 3200х2400, (чертеж допускается в формате .pdf).

Основные критерии снижения баллов при оценке работ:

- отсутствие навигатора модели (сборки) – 50%;
- размеры навигатора (количество операций) – до 20%.
- отсутствие оговоренных размеров – 50%;
- отклонение размеров от указанных номиналов в процентах в зависимости от величины отклонения.
- грубые нарушения требований ЕСКД – 50%;
- незначительные нарушения требований ЕСКД – до15%.

В установленные сроки выполнения задания поступило 11 конкурсных работ, соответствующих указанным требованиям. Представленные работы были выполнены в графических редакторах САПР AutoCAD 2014, Unigraphics NX (три версии), Компас 3D (три версии). На рисунке 2 представлен пример электронной модели изделия в произвольном положении. Представленные работы в целом отличаются оригинальностью конструктивных решений, показывают неплохое владение графическими редакторами.

В качестве недостатков отметим те, которые касаются знаний разделов инженерной графики «Виды резьб» и «Виды и комплектность конструкторских документов». В ряде работ исполнительные элементы выполнены с крепежной, а не с ходовой резьбой, что касается «Чертежа общего вида», то сложилось впечатление, что о нем некоторые участники не имеют понятия.

В конкурсном задании в номинации «Современные информационные технологии в дизайне» участникам предлагалось:

Эскизный проект должен быть разработан средствами трёхмерной компьютерной графики.

Результаты представлены в виде статических изображений и краткого описания этапов создания проекта в файле, сжатом архиваторами WinZip или WinRAR объемом до 20 Мб (рис.3). Фотореалистичные статичные растровые изображения представляются в формате .jpeg размерами в пикселях 3200х2400:

В описании выполненного задания следовало указать перечень используемых программных продуктов.

 Практически все работы были выполнены на высоком профессиональном уровне, некоторые выглядели как законченные дизайнерские проекты. Основные замечания касались соответствия заданной теме «Морская звезда», которая не всегда явно просматривалась; также баллы снимались за отсутствие освещения проекта в разное время суток, за отсутствие краткого описания этапов создания и перечня используемых программных продуктов.

Все участники были награждены дипломами конкурса и памятными подарками. Руководителям вручены благодарственные письма.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса, не только в ВУЗе, но и в любом учебном заведении. Только новые взгляды на процессы, новые подходы к решению существующих проблем с учетом возможностей современных информационных технологий и средств телекоммуникаций, только комплексное решение способствует получению оптимального результата.          

Очень важным является то обстоятельство, что организаторы конкурса упрочили установленное ранее сотрудничество с Компаниями Siemens PLM Software, Autodesk и АСКОН - мировыми лидерами, разработчиками программ САПР.

Командное участие в подобных конкурсах, несомненно, способствует повышению роли инженерно-графических дисциплин в трудовом воспитании и профессиональной ориентации разновозрастной молодежи, а также способствует реализации преемственности подготовки в области информационных технологий в системе «школа-вуз».

Подобные соревновательные мероприятия значительно расширяют у студентов компетенции «умение» и «навыки» при решении профессиональных задач в их последующей трудовой деятельности.

Список литературы

1. С.В. Асекритова. Дистанционная олимпиада, как среда интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса/ Проблемы организации и проведения предметных олимпиад в высших учебных заведениях: Материалы Всероссийского научно-методического семинара - Рыбинск: РГАТА, 2008. –с.6-9.

2. С.В. Асекритова, Ю.П. Шевелев. Дистанционная графическая олимпиада, как один из способов активизации творческой научной деятельности учащихся/ Актуальные вопросы обучения молодёжи графическим дисциплинам: тезисы докладов V Всероссийской научно- методической конференции - Рыбинск: РГАТА, 2003. –с.73-74.

3. Проблемы организации и проведения предметных олимпиад в высших учебных заведениях. Материалы Всероссийского научно-методического семинара / Под ред. Ю.П. Шевелева, А.В. Константинова – Рыбинск: РГАТА, 2008. – 142 с.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Кинематическая схема домкрата. 1 – опора верхняя, 2 – опора нижняя, 3 – рычаг верхний левый, 4 – рычаг верхний правый, 5 – рычаг нижний левый, 6 – рычаг нижний правый, 7 – гайка-ось рычагов 3 и 5, 8 – опора-ось рычагов 4 и 6, 9 – винт, 10 – привод вращения винта, 11 – пята.




Рис. 2
Рис. 2

Электронная модель домкрата (создана в редакторе NX)




Рис. 3
Рис. 3

Проект – победитель в номинации «Современные информационные технологии в дизайне».




Рис. 4
Рис. 4

Команда – победитель в номинации «Современные информационные технологии в машиностроении».




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(8 марта 2017 г. 14:01)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Спасибо за интересный доклад, а главное за огромную работу, которую требует проведение подобных олимпиад. Жаль, что до Военмеха не дошла информация о сроках проведения и условий. Вопрос: как-нибудь обеспечивается отслеживание факта самостоятельности выполнения заданий? С удовольствием голосую за.

  С уважением, Тихонов-Бугров.  

Фото
Шевелев Юрий Петрович
(9 марта 2017 г. 22:13)

Уважаемый, Дмитрий Евгеньевич.

К сожалению при проведении конкурса в прошлом году по незнанию мы не включили Ваше учебное заведение в список рассылки . В этом году мы исправим нашу ошибку.

Что касается "обеспечения факта самостоятельности выполнения заданий", то этот вопрос мы ставим перед собой практически каждый год. Мы пришлм к выводу, что эта проблема должна нанаходиться на совести конкурсантов и их руководителей. Естественно. можно ограничить число участников, заставив ВУЗы устанавливать телевизионные камеры на время проведения конкурса в местах, где выполняются конкурсные задания. На наш взгляд это то же не выход.

С уважением, Юрий Шевелев.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(10 марта 2017 г. 1:07)

Здравствуйте, Юрий Петрович. Спасибо за ответ. Успехов в этом важном и хлопотном деле.

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Дударь Елена Сергеевна
(14 марта 2017 г. 23:39)

Добрый день, Светлана Вениаминовна, Андрей Викторович и Юрий Петрович!

Спасибо за доклад. Буду вам признательна, если вы чуть подробнее расскажите о номинации «Информационные технологии в архитектуре».  Эта номинация перекликается с заданием по дизайну «спроектировать фасад дома без проработки интерьера».  Не совсем понятно, что вы имеете в виду, когда говорите о связи интерьера с фасадом здания. Вероятно, речь идет об архитектурных решениях в соответствии с Положением №87 «О составе разделов проектной документации…»? Рассматривались ли МКРС (модульная координация размеров в строительстве),  конструктивные и объемно-планировочные решения? Да, почему выбрана такая эксклюзивная специальность как «архитектура», а не «строительство», например?

С уважением, Елена С. Дударь 

Кудревич Аркадий Иванович
(24 марта 2017 г. 19:44)

Добрый вечер, да согласен с вами уважаемые коллеги олимпиады это не обходимая составляющая и хотелось бы чтоб более подробно носил описательный характер всех проводимых олимпиад по инженерной и компьютерной графике, например критери оценок и тому подобного.

С уважением Аркадий Иванович.


Назад Go Back