Назад Go Back

3D РИСУНОК И ЕГО ПЕРСПЕКТИВА

Фото Сальников Евгений Михайлович (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет )


Аннотация

В данной статье повествуется об уместности употребления термина «3D рисунок», о 2 методах построения 3D рисунков и о том, где их можно применить.



Ключевые слова: наглядное изображение, 3D рисунок, черчение.

«3D рисунок» - право термина на существование

Анаморфозы — так называемые уродливые изображения предметов, нарисованные таким образом, что при рассматривании их с определенного места или с помощью известного оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными.[1] Т.е. анаморфозы представляют собой целое семейство различных оптических иллюзий, каждое из которых заслуживает отдельного внимания. В этом семействе выделяются и так называемые в современном ненаучном обществе 3D рисунки.

На вопрос места и времени изобретения анаморфоза нет единого мнения. Одни считают, что анаморфоз был изобретен в Китае и позже завезён в Европу, другие – что его родиной является Европа. При этом не исключено, что аналогичные изобретения могли быть придуманы независимо друг от друга в любое время[2]. Самым ранним известным анаморфозом в Европе считается работа Леонардо да Винчи (1452 - 1519) в Атлантическом кодексе (Codex atlanticus), представляющая собой искаженное лицо ребенка, которое воспринимается правильно только с определенной точки зрения[3]. Возможно, именно Леонардо «изобрел» анаморфоз[4]. По своей сущности данное творение является не чем иным, как 3D рисунком. Другим ранним европейским анаморфозом, представляющим собой 3D рисунок, является работа художника Ханса Гольбейна младшего «Посланники», созданная в 1533 году и выставленное в настоящее время в Лондоне. (рисунок 1) [5]

3D рисунок – это новый термин, введенный в оборот в ХХ веке. Первое его упоминание в сети интернет России мы обнаружили в 2008 году [6] «Синонимами термина можно считать 3d street painting, Madonnari [7], chalk art [8], 3D drawing (дословно «3D рисунок») [9], 3D изображения [10], трехмерные и объемные рисунки [11, 12].

С нашей точки зрения, «3D рисунок» - это изображение объекта, построенное с применением центрального проецирования, на одной или нескольких плоскостях, которое только с единственной заданной точки зрения кажется неискаженным, что создает оптическую иллюзию трехмерности»[13].

В ходе обсуждения прошлогоднего доклада «3D рисунок как способ построения наглядного изображения» ключевым вопросом стал вопрос об использование самого термина «3D рисунок». Были высказаны различные точки зрения, но вопрос остался открытым. В данной статье мы поделимся мнением по поводу термина и также областью применения 3D рисунков.

Очевидно, данный термин пришел из народа, а не из научного сообщества. Несмотря на то, что подобные изображения имеют научное название «анаморфизм», такой вид рисунка требует уточнение.

С нашей точки зрения термин имеет право на существование, и вот почему. В отличие от традиционных видов построения наглядного изображения, таких как аксонометрические проекции и перспективы за редким исключением, плоскость, на которой, изображен объект, представляет собой некий экран, демонстрирующий совершенно иное пространство, вроде окна в другой мир. Например, человек, работающий в программе 3D max, все происходящее на мониторе прекрасно отделяет от реального пространства, т.к. оно визуально, скажем так, не является частью реального пространства, несмотря на то, что сами объекты в программе являются 3D моделями.

Большее количество 3D рисунков визуально являются частью реального пространства, из-за чего возникает иллюзия присутствия изображенного объекта в пространстве.

Сам по себе термин 3D (англ. 3-dimensional) подразумевает, что некий объект имеет 3 пространственных измерения. Любой рисунок сам по себе – 2D, но если он воспринимается  человеком как объемным пространственный объект, то, я думаю, такой рисунок, как минимум, смело можно назвать псевдо 3D рисунком.

Безусловно, нельзя трактовать 3D рисунок буквально, точно так же, как нельзя буквально трактовать такие термины, как 3D-звук, 3D-очки, 3D-фильмы, 3D-модель (компьютерная), да и в целом все термины с использованием «3D», которые не подразумевают фактическую объемность. Но такие допущения имеют место быть для упрощения терминологии, а порой – и понимания явлений, сохраняя при этом и истинное значение термина.

Способы построения 3D рисунков

3D рисунки создаются в основном художниками и молодежью. Наблюдая за ними можно выделить несколько способов создания.

  1. Построить изображение в глазомерном масштабе без применения чертежных инструментов.
    1. Построить изображение, установив камеру для фиксации точки зрения, чтобы наблюдать за получаемым изображением.
    2. Построить изображение, используя фотографию и лист, с начерченной на нем сеткой.
    3. Построить изображение  при помощи файла (мультифоры) и листа, с начерченной на нем сеткой.
  2. Сделать расчет изображения на компьютере.
  3. Начертить – построить изображение по определенным правилам с применением чертежных инструментов.

Каждый из данных способов построения позволяет получить наглядное изображение объектов, причем объектов, находящихся в перспективе. Но в случае с построением в глазомерном масштабе изображение обычно сильно искажено: это схоже с построением перспективы “от руки”. Ясно, что большой точности от того изображения не стоит ожидать: оно годится только для набросков.

Сделать расчет 3D рисунка на компьютере намного проще, чем его нарисовать, но если преследовать цель получения наглядного изображения, то такой метод нерентабелен, т.к. прежде чем делать расчет, необходимо получить само наглядное изображение, следовательно, сам расчет – лишнее действие.

Черчение же 3D рисунков позволяет точно построить 3D рисунок желаемого объекта. В настоящее время, в интернете есть различие уроки о том, как чертить 3D рисунки, но весь преподносимый материал, ошибочен, т.к. учат молодые люди некомпетентные в данной области.

Принцип построения 3D рисунков

Построение 3D рисунка сводится к нахождению центральных проекций характерных точек объекта, как точек пересечения проецирующих лучей с соответствующими плоскостями проекций.

Строить наглядное изображение 3D рисунка объекта можно и с помощью традиционного построения перспективы методом архитектора, но в этом случае придется строить изображение нестандартным путем. Это объясняется тем, что в методе архитектора объекты располагаются за картинной плоскостью (рисунок 2а), и при этом выбирается такой угол зрения, чтобы изображение было реалистичным. При черчении 3D рисунка чаще всего объект располагается перед Картинной плоскостью, и угол обзора не играет уже никакой роли (рисунок 2б).  Работая с 3D рисунками, удобнее рассматривать данную ситуацию, поменяв местами плоскости α и β (рисунок 2в).

Сделав такое преобразование, ситуация заметно изменилась. Несмотря на то, что все законы перспективы сохранились, метод архитектора перестал  быть очевидным, уступая свое место, другим методам.

В ходе разработки методов были выделен ряд правил, знание которых является необходимым для эффективного рационального вычерчивания объектов.

  1. 3D рисунки всех параллельных прямых сходятся в соответствующих точках схода на основной плоскости (плоскость, на которой изображается 3D рисунок), кроме прямых, принадлежащих плоскостям, параллельным основной плоскости.
  2. 3D рисунки всех вертикальных прямых сходятся в проекции точки зрения на основную плоскость.
  3. 3D рисунки прямолинейных отрезков в пространстве являются прямолинейными отрезками
  4. 3D рисунки прямолинейных отрезков, находящихся в плоскостях, параллельных основной плоскости, в пространстве параллельны самим прямолинейным отрезкам в пространстве.
  5. 3D рисунки геометрических фигур, принадлежащих плоскостям, параллельным основной плоскости, подобны самим геометрическим фигурам.
  6. 3D рисунки геометрических фигур, принадлежащих основной плоскости, не изменяются относительно своего размера и положения. [13]

Расчетный метод построения 3D рисунков

Для построения 3D рисунков характерных точек объекта используются 3D рисунки вертикальных отрезков. Основание такого отрезка находится на проекции искомой точки на плоскость, задавая при этом координаты х и у искомой точки, в то время как, высота вертикального отрезка - координату z. Таким образом, вертикальный отрезок определяет и фиксирует расположение характерной точки в пространстве.  (рисунок 3а)

Длина b 3D рисунка вертикального отрезка, а равна b=aL/(h-a), где h – высота точки зрения, а L – расстояние от точки зрения до вертикального отрезка.

Рассмотрим рисунок 2. Последовательность действий построения 3D рисунка вертикального отрезка такова:

  1. Задается высота точки зрения h, и отмечается ее проекция S1 на плоскость листа
  2. Отмечается точка А1 - проекция искомой точки на плоскость листа.
  3. Измеряется расстояние L между проекцией искомой точки А1 до проекции точки зрения на плоскость листа S1.
  4. Задается высота вертикального отрезка а и подставляется в формулу b=aL/(h-a)
  5. Через S1 и А1 проводится прямая, и от точки А1 откладывается вычисленное расстояние b. Получившееся точка А’ – 3D рисунок искомой точки А.
  6. Точки А и А` соединяются

Достоинство метода заключается в его точности и в минимальном количестве вспомогательных линий построения.

Недостатком же является необходимость в математических вычислениях.

Разница между расчетным и геометрическим методом заключается в способе построения 3D рисунка вертикального отрезка.

Геометрический метод черчения 3D рисунков

В данном методе 3D рисунок вертикального отрезка находится с помощью теней. Т.к. плоскость листа ОП выступает в роле земли, то вертикальный отрезок, а и высота точки зрения h будут отбрасывать на лист тень. (рисунок 3б).  Если взять угол падения солнечных лучей равный 45 градусам, то тень будет натуральной величиной соответствующих вертикальных отрезков. В соответствии с законами перспективы, точкой схода всех солнечных лучей будет точка S2. Тогда, если провести 2 прямых PA1 и PA2 через точки S1 A1 и S2 A2, то они будут являться 3D рисунками прямых в пространстве, проходящих через точки A2 A и A1 A, а их пересечение – искомым 3D рисунком А’ точки А.

Последовательность действий построения 3D рисунка вертикального отрезка такова:

  1. Задается высота точки зрения h, и отмечается ее проекция S1 на плоскость листа
  2. Отмечается точка А1 - проекция искомой точки на плоскость листа.
  3. Выбирается произвольное направление и вдоль этого направления строится натуральная величина искомого вертикального отрезка а и высоты точки зрения из соответствующих проекций.
  4. Проводится 2 прямых. Первая через проекции отрезков на плоскость листа, вторая – через вершины теней. Их пересечение – 3D рисунок искомой точки A’
  5. Точки А и А` соединяются

Пример рисунка, построенного геометрическим методом представлен на рисунке 4.

Достоинства метода:  простота и скорость работы, отсутствие математических вычислений.

Недостатки метода: обилие вспомогательных линий, со временем затрудняющих работу с чертежом. Более низкая точность в сравнении с расчетным методом.

Применение

Практика показала, что скорость построения 3D рисунков конкурирует со скоростью построения аксонометрических изображений, что в свою очередь, демонстрирует большой потенциал направления, так как наглядное изображение объектов в перспективе намного легче построить именно представленными выше способами.

Применение 3D рисунков мы в основном видим в 2 направлениях. Первое – это искусство, которое уже давно начало развитие. Второе – в образовании.

Мы думаем, что в качестве отдельного направления творчества 3D рисунки могли бы заинтересовать подрастающее поколение, обучающееся сейчас в общеобразовательных школах и различных школах искусств. Одновременно  с получением знаний об объемных рисунках, ученики смогут досконально понять законы трехмерного пространства, в котором они живут, и развить отличное пространственное мышление, тем самым подготовив себя к поступлению в ВУЗы. Мы верим, что данное направление может внести хороший вклад в подрастающее поколение, обратив внимание детей от компьютерных игр к интересному творческому процессу.

Введение 3D рисунков в таком формате, позволило бы в России активно развивать художественное уличное творчество, проводя при этом различные фестивали 3D рисунков, как это делается в других странах. 

Список литературы

  1. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами) [Электронный ресурс]//.­­­­ – режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения 13.03.2017)
  2. Masterok. Как рисуют анаморфные рисунки ? [Электронный ресурс] / Masterok // LIVEJOURNAL. – режим доступа: http://masterok.livejournal.com/2855042.html (дата обращения 13.03.2017)
  3. Paolo Di Lazzaro, Daniele Murra. Figurative art, perception and hidden images in inverse perspective [Электронный ресурс] / Energia, Ambiente e Innovazione. – 2013. – anno 59. – С.42-43
  4. Matthew Ancell. Leonardo’s Annunciation in perspective [Электронный ресурс] / Matthew Ancell // Leonardo da Vinci Between Art and Science. – режим доступа: http://faculty.virginia.edu/Fiorani/NEH-Institute/essays/ancell (дата обращения 13.03.2017)
  5. The Ambassadors [Электронный ресурс] // THE NATIONAL GALLERY. ­– режим доступа: https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/hans-holbein-the-younger-the-ambassadors (дата обращения 13.03.2017)
  6. Ларина, Юлия. Художник с улицы [Электронный ресурс] / Ю. Ларина // Коммерсант., Огонек. – режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1966740 (дата обращения 13.03.2017)
  7. Alex Maksiov. 3d рисунки на асфальте или 3d street painting [Электронный ресурс] / Alex Maksiov // . – режим доступа: http://maksiov.livejournal.com ( дата обращения 13.03.2017) 
  8. Мадоннари [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мадоннари#cite_note.D0....B8.D0.BA_.D1.81_.D1.83.D0.BB.D0.B8.D1.86.D1.8B-1 (дата обращения 13.03.2017) 
  9. 30 Beautiful 3D Drawings - 3D Pencil Drawings and Art works [Электронный ресурс] // Wedneel. – режим доступа: http://webneel.com/3d-drawings-pencil-art (дата обращения 13.03.2017) 
  10. Как творит моданнари. [Электронный ресурс] // MOSKAUER DEUTSCHE ZEITUNG, Московская Немецкая газета: независимая газета о политике, экономике и культуре. Основана в 1870 году.– режим доступа: http://www.ru.mdz-moskau.eu/kak-tvorit-madonnari/(дата обращения 13.03.2017) 
  11. Карантин, Инесса. Трехмерные рисунки на асфальте [Электронный ресурс] / И. Карантин // Netlore, Антология светового фольклора. – режим доступа: http://www.netlore.ru/trexmernye-risunki-na-asfalte (Дата обращения 13.03.2017) 
  12. Роспись обманка [Электронный ресурс] / Арт-Ультра. – режим доступа: http://artultra.ru/rospis-sten/rospis-obmanka.php (дата обращения 13.03.2017) 
  13. Сальников, Е.М. 3D рисунок как способ построения наглядного изображения [Текст] / Е.М. Сальников //Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации (КГП-2016) Материалы VI международной научно-практической интернет-конференции (февраль-март 2016 г.). — Пермь.: ПНИПУ, 2016. — 443 с. С.124-129

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Картина «Посланники» (The Ambassadors) https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/hans-holbein-the-younger-the-ambassadors




Рис. 2
Рис. 2

Расположение объектов относительно картинной плоскости




Рис. 3
Рис. 3

Наглядное изображение 2 методов построения 3D рисунков вертикальных отрезков




Рис. 4
Рис. 4

Пример 3D рисунка, построенного геометрическим методом




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(21 марта 2017 г. 20:33)

Уважаемый Евгений Михайлович! Нам было интересно читать Ваш доклад и проецировать его на дисциплину " Теория теней и перспектива" для наших магистров. Пожайлуста поясните, на примере 3D рисунка приведена Ваша разработка?

Фото
Сальников Евгений Михайлович
(22 марта 2017 г. 22:40)

Здравствуйте, уважаемая Людмила Олеговна! Благодарю за внимание к моей работе! 

Представленный в докладе 3D рисунок невозможного замка был создан мной.

С уважением, Сальников Е.М.


Назад Go Back