Назад Go Back

ЦВЕТОТЕРАПИЯ КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ СВЕТОДИЗАЙНА

English version
Фото Пахомова Алина Владимировна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")


Аннотация

В статье рассмотрена актуальная отрасль светодизайна – цветотерапия. В современном мире мало где используется подтвержденное многими фактами направление цветотерапии. Поэтому актуально рассмотреть и дать начало этой теме.



Ключевые слова: Цветотерапия, светодизайн, человек, влияние цвета на человека, прибор цветотерапии

История цветотерапии

С давних времен известны лечебные свойства цвета. В Древнем Китае, Древнем Египте, Древней Индии, используя натуральные прозрачные и полупрозрачные цветные минералы применяли цветотерапию. После появления недорогого разноцветного стекла появился интерес к цветотерапии и в Европе. В России в 1891 г. для лечебных целей был предложен рефлектор с синей электрической лампочкой, или «лампа Минина». Ряд работ В. М. Бехтерева посвящен действию цвета на психоэмоциональное состояние человека. В СССР исследования в области светолечения проводил С. Б. Вермель, по применению цветотерапии в практической медицине появились переводные и советские руководства. Первый отечественный аппарат для визуальной цветотерапии был создан в 1966 г. А. П. Бельшевым [1].

О важности цвета и необходимости его применения в различных областях знаний утверждали древние философы и современные психологи. Например, известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна воздействовать на нервную систему, более чем иная микстура». Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет создан для красоты, и красота эта – не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него». Аристотель писал: «Все живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными» [2].

Цвет способен возбуждать и подавлять, лечить и облагораживать, возносить и низвергать. К примеру, несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере «Цвет в деятельности человека»: «Физиологическое и психофизическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии. Особое внимание привлекал красный цвет, его использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Изучались и другие цветные лучи. Лечение неврологических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было очень эмпиричным, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга, над тем же свойством фиолетового света, оно стало очень точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний…»[2].

Несмотря на наличие большого числа фактических данных современной медициной цвет до сих пор активно не используется.

Влияние цвета на личность человека

Формирование индивидуума, развитие его творческого потенциала, самореализация зависят от многих причин, среди которых важное место занимает его самочувствие и эмоциональное состояние. В связи с ускоренным темпом жизни проблема обеспечения эмоционального благополучия человека становится все более актуальной. Современные исследования показывают, что большую роль в создании эмоциональной устойчивости играет цвет.

Цвет имеет большое значение в эстетическом и художественном восприятии мира. Эмоциональная реакция человека на цвет достаточно сильна. Восприятие цвета зависит от физиологии глаз индивида, от состояния нервной системы, жизненного опыта и окружающей обстановки.

Цвет может влиять на работоспособность, кровяное давление, аппетит, эмоции, остроту слуха. Цветовое окружение напрямую влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Один и тот же цвет может вызвать положительные или отрицательные эмоции, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия. Состояние мозга человека и его внутренних органов отражает педпочтение одного цвета другому.

Основываясь на целебные свойства цвета, приведем краткую характеристику цветов. Красный цвет укрепляет сердце и систему кровообращения. Оранжевый дает ощущение радости, помогает при потере аппетита  и депрессиях. Желтый положительно влияет на нервную систему и внутренние органы, также улучшает настроение. Зеленый оказывает сильный антистрессовый эффект, устраняет состояние усталости. Синий цвет помогает при нарушениях сна, головных болях[3].

Если цвет применять неправильно, то он может навредить. Противопоказания к применению некоторых цветов следующие:

Зеленый цвет противопоказаний не имеет.

Особое значение имеет то, что цвет оказывает влияние на психику человека.

Теоретические основы взаимосвязи «цвет — эмоция» были предложены Р. Арнхеймом в его структурной гештальт-теории визуализации человеческих переживаний, согласно которой структура художественных компонентов схожа со структурой внутренних переживаний, которые визуализируются [3].

Исследования швейцарского психолога Макса Люшера подтверждают взаимосвязь цветовых предпочтений с эмоциями, которые испытывает человек. Разработанный цветовой текст Люшера предназначен для изучения эмоционального состояния человека, а также способствует изучению возможностей адаптации индивида к различным социальным и психологическим ситуациям.

Эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. В зависимости от воспоминаний, плохих или хороших,  улучшается чувствительность к теплой или холодной части спектра. Все люди видят мир в разном цвете, и это зависит от типа личности. Эмоционально уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным, люди с повышенной степенью тревожности видят мир менее красочным и тусклым.

Цвета абсолютного предпочтения позволяют определить психотип человека:

В итоге можно определить, что каждый цвет воздействует на человека в нескольких направлениях: психологическом, физиологическом, способствует развитию креативности и духовности. Цвет исцеляет человека, влияя на его состояние так же, как и лекарства, гармонизирует его личность, пробуждает скрытые ресурсы организма [3].

Для уточнения воздействия цвета существует 13 классификационных групп, для каждой из которых соответствует своя резонансная частота цветового спектра:

Исходя из выше прочитанного можно предположить, что цветотерапия способна помочь «особенным» детям и взрослым. Поэтому введение цветотерапии как отдельной отрасли необходимо.

Список литературы

  1. О. В. Точилина, И. Н. Андреева, Т. Н. Доронина. Современные аспекты визуальной цветотерапии.  //  Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2015.  № 4 (56).
  2. Л.А. Шалимова, Л.И. Насонова. Теория изучения цвета. // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. №6.
  1. Буренкова О.А. роль цвета в развитии эмоционально-чувственной сферы личности. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-1.
  2. Лаврентьев Б.Ф., Роженцов В.В. Прибор цветотерапии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №6-1
  3. Андреева, И. Н. Хромотерапия / И. Н. Андреева // Физиотерапия и курортология. Книга I / Под ред. В. М. Боголюбова. — М.: БИНОМ, 2008. — С. 306—315.
  4. Ross, M. J. The impact of modulated, colored light on the autonomic nervous system / M. J. Ross, P. Guthrie, J. C. Dumont // Adv. Mind. Body Med. — 2013. — Vol. 27,№ 4. — P. 7—16.
  5. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 314с.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(17 марта 2017 г. 22:36)

Здравствуйте, Алина Владимировна. Спасибо за обзор, который, видимо, является частью будущей магистерской диссертации. Меня особенно заинтересовала его медицинская часть, т.к. мой родственник В.Д.Тихонов-Бугров лечил кожные заболевания сочетанием цвето и термо терапии. Однако, как известно магистерская диссертация должна продемонстрировать умение решать конкретные задачи в сфере профессиональной деятельности. Из последней фразы Вашего обзора можно сделать вывод о намерниях помочь "особенным" индивидуумам. Вы не врач и не психолог. Вероятно в Вашем вузе таковых и не готовят. Отсюда вопрос: кто же такие эти "особенные"? И какую задачу в сфере ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вы предполагаете решать?

  С уважением, Тихонов-Бугров.

 

Фото
Пахомова Алина Владимировна
(18 марта 2017 г. 10:54)
Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич! Вы верно заметили,что это тема моей магистерской работы. Работа началась недавно, поэтому группа детей точно не сформировалась. Пока рассматриваются дети с ДЦП, и дети с ЗПР, так как таким детям действительно может помочь цветотерапия, простимулировав их к занятиям. И да, так как я не в медицинском ВУЗе, а в техническом, то цель для меня начальная, создать предмет терапии, а дальше, возможно, он как то будет экмпериментироваться. Спасибо за вопрос.

Назад Go Back