Назад Go Back

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЕ В ЦИКЛЕ ГЕОМЕТРО–ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

English version
Абросимов Сергей Николаевич (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)
Рыбин Борис Иванович (Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)


Аннотация

Показана целесообразность использования в учебном процессе по геометро - графической подготовке одной из форм заданий (проектов) по конструированию. В условиях ряда неопределенностей формируется инициатива и техническая фантазия, умение пользоваться конструкторскими библиотеками с опорой на прототипы.



Ключевые слова: конструирование, принципиальная схема, библиотеки стандартных элементов, унифицированные элементы, прототипы.

В условиях современного образовательного процесса при подготовке специалистов необходимо ориентироваться, прежде всего, на ту часть обучаемых которые  пришли в высшую школу за знаниями и навыками и видят себя в будущем в технической среде. Как правило, эта часть студенчества (по нашим оценкам 30 – 50%) заинтересована в выполнении заданий, приближенных к реальным конструкциям и разработкам. Из значительного количества возможных направлений конструирования [1] особое место занимают конструкторские разработки со значительным количеством начальных неопределённостей. Кстати сказать, это бывает в реальных условиях конструкторской практики и в промышленности.

Целевая функция таких работ заключается в развитии у студентов инициативы, технической фантазии, умения пользоваться конструкторскими библиотеками и ориентироваться в имеющихся прототипах.

Как уже отмечалось выше, такие задания целесообразно предлагать студентам, успевающим и проявляющим интерес к такой работе с соответствующим уменьшением объема по основному учебному плану.

Приступая к выполнению конструирования по техническому заданию, содержащему структурную   схему и основные параметры будущего изделия, студент должен с помощью преподавателя (руководителя проекта) определить назначение и область применения проектируемого устройства и его предварительные габаритные размеры, т.е. проводится начальная разработка теоретического чертежа. Также определяются внешние связи  (соединительные магистрали, места крепления и некоторые другие данные) разрабатываемого изделия.

На данном уровне конструирования не проводятся прочностные расчеты (по понятным причинам), а исходят из ранее выполненных разработок (прототипов), представленных в виде изготовленных образцов (рис.1), а также в специализированных альбомах (отраслевые альбомы)  и библиотеках стандартных изделий (Рис 2). Значительное место занимает работа с руководящими материалами, например [5] и справочными пособиями [4,6]. Возможно использование обратного инжиниринга [3].

При этом  приходиться решать широкий круг задач, а именно:

Данный перечень вопросов, которые приходиться решать, (он в значительной степени связан  с геометрией как отдельных деталей, так и  всей конструкции)  может быть расширен или уточнён и даже может оказаться за пределами области знаний конкретных обучаемых, но это не значит, что эти вопросы не следует ставить или их обговаривать.

В значительной степени решение широкого круга поставленных вопросов возможно с использованием базы знаний по конструкторским разработкам в данной области (рис.3).

Указанные работы, но в большем объёме, можно использовать и в рамках проектного обучения [2],  а также в условиях коллективного труда.

На рис.4 приведена технологическая цепочка последовательности выполнения разработки для самого простого задания (обратный клапан).

При конструировании и решении значительной части указанных выше вопросов имеет смысл использовать CAD технологии.

В заключении следует сказать, что конструирование по схеме, в рамках учебного процесса, относится к категории «тяжёлых», однако, по мнению авторов, является полезным и вызывающим интерес к технике.

В условиях современного образовательного процесса при подготовке специалистов необходимо ориентироваться, прежде всего, на ту часть обучаемых которые  пришли в высшую школу за знаниями и навыками и видят себя в будущем в технической среде. Как правило, эта часть студенчества (по нашим оценкам 30 – 50%) заинтересована в выполнении заданий, приближенных к реальным конструкциям и разработкам. Из значительного количества возможных направлений конструирования [1] особое место занимают конструкторские разработки со значительным количеством начальных неопределённостей. Кстати сказать, это бывает в реальных условиях конструкторской практики и в промышленности.

Целевая функция таких работ заключается в развитии у студентов инициативы, технической фантазии, умения пользоваться конструкторскими библиотеками и ориентироваться в имеющихся прототипах.

Как уже отмечалось выше, такие задания целесообразно предлагать студентам, успевающим и проявляющим интерес к такой работе с соответствующим уменьшением объема по основному учебному плану.

Приступая к выполнению конструирования по техническому заданию, содержащему структурную   схему и основные параметры будущего изделия, студент должен с помощью преподавателя (руководителя проекта) определить назначение и область применения проектируемого устройства и его предварительные габаритные размеры, т.е. проводится начальная разработка теоретического чертежа. Также определяются внешние связи  (соединительные магистрали, места крепления и некоторые другие данные) разрабатываемого изделия.

На данном уровне конструирования не проводятся прочностные расчеты (по понятным причинам), а исходят из ранее выполненных разработок (прототипов), представленных в виде изготовленных образцов (рис.1), а также в специализированных альбомах (отраслевые альбомы)  и библиотеках стандартных изделий (Рис 2). Значительное место занимает работа с руководящими материалами, например [5] и справочными пособиями [4,6]. Возможно использование обратного инжиниринга [3].

При этом  приходиться решать широкий круг задач, а именно:

Данный перечень вопросов, которые приходиться решать, (он в значительной степени связан  с геометрией как отдельных деталей, так и  всей конструкции)  может быть расширен или уточнён и даже может оказаться за пределами области знаний конкретных обучаемых, но это не значит, что эти вопросы не следует ставить или их обговаривать.

В значительной степени решение широкого круга поставленных вопросов возможно с использованием базы знаний по конструкторским разработкам в данной области (рис.3).

Указанные работы, но в большем объёме, можно использовать и в рамках проектного обучения [2],  а также в условиях коллективного труда.

На рис.4 приведена технологическая цепочка последовательности выполнения разработки для самого простого задания (обратный клапан).

При конструировании и решении значительной части указанных выше вопросов имеет смысл использовать CAD технологии.

В заключении следует сказать, что конструирование по схеме, в рамках учебного процесса, относится к категории «тяжёлых», однако, по мнению авторов, является полезным и вызывающим интерес к технике.

Список литературы

  1. Абросимов С.Н., Рыбин Б.И.  Конструирование как творческая составляющая учебного процесса // Сборник материалов 6-ой Международной научно-практической интернет - конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации ». Пермь-2016,  С. 143-149.
  2. Абросимов С.Н. Проектное обучение в курсе «Основы автоматизированного проектирования» // Сборник материалов 5-ой Международной научно-практической интернет – конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации ». Пермь-2015,  С. 469-475
  3. Абросимов С.Н. Скицирование и восстановление геометрической информации в образовательном процессе/ C.Н. Абросимов, Б.И.Рыбин //  Сборник материалов 5-ой Международной научно-практической интернет – конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». Пермь-2015,  С. 522-529
  4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой.—8-е изд., перераб. И доп.-  М.: Машиностроение, 2001. — ISBN 5-217-02962-5.
  5. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно – методическое пособие. В 2-х Н. / Под ред. Н.П. Учаева – Изд. 3-е, испр. – М.: Машиностроение, 1988.
  6. Справочное руководство по черчению./В.Н. Богданов, И.Ф.Малежик, А.П. Верхола и др. – М.: Машиностроение, 1989.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Изготовленные образцы изделий (прототипы).




Рис. 2
Рис. 2

Стандартные изделия, используемые при конструировании.




Рис. 3
Рис. 3

Примеры опорных конструкторских решений, используемых при разработках.




Рис. 4
Рис. 4

Последовательность разработки элемента пневмогидроаппаратуры (обратного клапана).




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(21 марта 2017 г. 13:20)

Сергей  Николаевич, Борис Иванович, здравствуйте !  То, что это великолепная работа и не нуждается в комметариях,  обосновывать даже не надо . И так  ясно ! Если бы  мы  с Михаилом Николаевичем увидели её пораньше, обязательно сослались бы на неё в соответствующем месте части 2  своей публикации. Всего один вопрос. При какой форме  работы со студентами  удается так ставить и решать учебную задачу : для групп отдельных спциальностей, отдельно организованных групп, в рамках каких либо допольнительных формах?  А.О. 

Фото
Федоренко Владимир Игоревич
(22 марта 2017 г. 1:03)

Уважаемые Сергей  Николаевич и  Борис Иванович! На каком семестре Вы предлагаете студентам такие проекты?

И какой уровень графической подготовки у студентов требуется?

Хочется сравнить с курсом в Бауманке и немного от зависти...

 

Абросимов Сергей Николаевич
(22 марта 2017 г. 1:18)

Владимир Игоревич, добрый вечер.

Как уже отмечалось в самой публикации, указанная работа относится к категории "тяжёлых"  и может быть предложена только хорошо успевающим студентам и самое главное, заинтересованным в подобных работах (5-30%). Такие задания предлагаются  в конце второго семестра в рамках дисциплины "Инженерная и компьютерная графика", а также в рамках дисциплины "Автоматизированное проектирование" (третий, пятый и даже десятый семестр).

С уважением, авторы: Абросимов и Рыбин.

Фото
Рукавишников Виктор Алексеевич
(22 марта 2017 г. 1:38)

Уважаемые Сергей  Николаевич и  Борис Иванович! 

Не могли бы Вы уточнить, что понимается под "циклом геометро-графической подготовки". Цель, структура и т.д.

И второе, "целевая функция таких работ" чем отличается от просто "цели работы"?

Спасибо, В.А. Рукавишников.

Абросимов Сергей Николаевич
(22 марта 2017 г. 1:39)

Уважаемый Александр Олегович! Спасибо за проявленный интерес к работе и оценку.

То, что касается места указанной работы то она предлагается хорошо успевающим студентам при их заинтересованности, в конце второго семестра в рамках дисциплины "Инженерная и компьютерная графика" (до 10%) и на третьем, пятом и даже десятом семестрах в рамках дисциплины "Автоматизированное проектирование" (до 30%). Работа имеет практический выход, даже с прототипированием. 

С.Н., Б.И.

 

Абросимов Сергей Николаевич
(22 марта 2017 г. 2:02)

Уважаемый Виктор Алексеевич!.

Под циклом геометро-графической подготовки мы понимаем комплекс дисциплин по которым проводятся занятия на нашей кафедре "Инженерной и компьютерной геометрии и графики": "Начертательная геометрия", "Инженерная и компьютерная графика", "Автоматизированное проектирование" и "Машинная графика". Указанная в публикации работа относится к категории конструирования, имеет штучное использование и нацелена на развитие инженерной инициативы, инженерной фантазии и обращению к значительному количеству источников информации.

С наилучшими пожеланиями, авторы: Абросимов, Рыбин.

Фото
Рукавишников Виктор Алексеевич
(22 марта 2017 г. 9:50)

Уважаемые Сергей  Николаевич и  Борис Иванович! 

Вы говорите, что геометро-графическая подготовка - это комплекс дисциплин, а может система. Геометро-графическая подготовка имеет свою цель и предмет изучения? Могли бы Вы их назвать. Чем комплекс дисциплин отличается от системы в вашем случае? По каким законам и принципам формируется комплекс дисциплин?

Спасибо. С уважением В.А. Рукавишников.

Фото
Федоренко Владимир Игоревич
(22 марта 2017 г. 14:48)

Уважаемые Сергей  Николаевич и  Борис Иванович!

Значит ли, что это "тяжелое" конструирование в Вашем вузе введено в официальную программу по дисциплине "Инженерная графика" на втором семестре? Или ...

На старших курсах я сам вел подобные проекты, но на спец. кафедрах.

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(22 марта 2017 г. 15:49)

Здравствуйте,  Сергей  Николаевич и  Борис Иванович!

Вы систематически в своих разработках занимаетесь с проблему проектирования, что заслуживает признание. Хорошая работа. У меня два вопроса:

  1. Кроме гидравлические СЕ вы рассматриваете ли другими видами изделиями  (механические, электрические и т.д., в т.ч. и  часто встречающиеся комбинированные)?
  2. Чем различается „обратного инжиниринга” от „...исходят из ранее выполненных разработок (прототипов), представленных в виде изготовленных образцов (рис.1)”?

Пожалуйста, извините  мой  русский.

С уважением

млепаров

Абросимов Сергей Николаевич
(22 марта 2017 г. 22:45)

Здравствуйте, Виктор Алексеевич!

Наше предложение относится к комплексу учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза. Не претендует на формирование новой системы образования.

Целью является повышение качества подготовки технических специалистов. Предлагаемые задания направлены на развитие технической грамотности и фантазии, более обширному изучению технической литературы и имеющихся конструкторских прототипов.

С уважением, Абросимов С.Н. и Рыбин Б.И.

Абросимов Сергей Николаевич
(22 марта 2017 г. 23:04)

Владимир Игоревич, здравствуйте!

Термин "тяжелое" конструирование является внутрикафедральным понятием, используемым преподавателями, занимающимися со студентами конструированием. Это понятие не является официальным термином программ "Инженерная и компьютерная графика", "Машинная графика" и "Автоматизированное проектрование".

А на специальных кафедрах можно было бы что-нибудь и посерьёзнее.

С уважением, Абросимов С,Н., Рыбин Б.И.

Абросимов Сергей Николаевич
(22 марта 2017 г. 23:41)

Здравствуйте Михаил Николаевич! Спасибо за проявленный интерес к публикации и её оценку.

1. В качестве исходных данных для конструирования по схеме предлагаемого устройства мы используем пневмогидроарматуру и ряд механических устройств.Такая у нас специфика учебного заведения. Электрические и приборостроительные устройства (в чистом виде) у нас отсутствуют. Редко в схеме могут присутствовать катушки индуктивности, как втягивающие, так  перекрывающие силовые устройства.

2. Как отмечалось в публикации, при формирования прообраза заданного устройства возможно использование изготовленных образцов изделий (прототипов), а это один из компонентов обратного инжиниринга (повторение формы, геометрических характеристик и пр.).

С уважением, Абросимов С.Н., Рыбин Б.И.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(25 марта 2017 г. 17:45)

Здравствуйте Сергей Николаевич и Борис Иванович, с большим интересом ознакомилась с Вашим выступлением, почти все вопросы уже заданы коллегами и Вы дали на них ответы.

Как я поняла, Вы дифференцировано подходите к процессу обучения и наиболее сильным студентам в качестве тем: "Сборочный чертеж и деталирование".. предлагаете проблемно ориентированную задачу с элементами конструирования, со спецификой будущей профессиональной деятельности. У меня вопрос: сколько времени и сил требуется преподавателям, сопровождающим данную разработку в рамках дисциплины НГ и ИГ во втором семестре?

В семестрах пятом и последующих у студентов уже есть какой-то  ресурс знаний для ее осуществления, а на первом курсе наверно еще трудно.

Выделяются ли Вам для этого дополнительные часы, или это в рамках аудиторных часов и консультаций, входят ли у Вас часы консультаций в нагрузку и сколько их в семестре?

С уважением инаилучшими пожеланиями Шахова А.Б.

Абросимов Сергей Николаевич
(25 марта 2017 г. 19:56)

Здравствуйте Алевтина Бруновна! Спасибо за проявленный интерес.

Вы совершенно правы, практически единицам студентов второго семестра обучения в рамках "Инженерной и компьютерной графики" предлагается указанная работа и то при их личной заинтересованности. Временные затраты: 2 часа в нед. - аудиторные занятия и 4 часа в нед. - консультации. Всё это в рамках расписания (это нагрузка). Дополнительных часов не выделяется. В инициативном порядке и без регистрации нагрузки возможны дополнительные консультации  для этих студентов.

Естественно, выполнение указанных работ старшекурсниками идёт намного легче, с большей инициативой и выходом.

В целом, как нам представляется, всё современное образование должно быть резко дифференцированным, и как известно классный специалист (инженер) сегодня, это результат штучного производства.

С уважением, Абросимов С.Н. и Рыбин Б.И.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(26 марта 2017 г. 10:49)

Здравствуйте Сергей Николаевич и Борис Иванович, спасибо за столь развернутый ответ, согласна со всем, все за счет инициативы и прфессиональности преподавателя, и образование действительно должно быть дифферинцированным.

С уважением и наилучшими пожеланиями В Вашем и нашем нелегком труде. Шахова А.Б.


Назад Go Back