Мухаркина Анна Анатольевна | (Уральский государственный архитектурно-художественный университет) |
В статье описывается опыт преподавания информационных технологий для будущих бакалавров декоративно-прикладного искусства. Представлены возможности многоразового использования эскиза изделия в качестве цифровой модели.
Процессы глобализации, интернационализации экономических, финансовых, политических и общественных отношений постепенно приводят к тому, что специалисты художественных направлений подготовки выходят за рамки своих обычных материалов и компетенций в своей профессиональной сфере: керамисты проектируют 3D модели объектов, ювелиры разрабатывают макеты текстильных украшений или «принты» для оформления стены, мастера текстиля воплощают свои эскизы в керамограните. Информационные технологии позволяют расширить возможности будущего бакалавра искусства, добиться того, что хорошо проработанный эскиз будущего изделия мог бы быть выполнен в различных материалах, а сам являлся цифровым продуктом, готовым к многоразовому использованию. В таком случае мы можем говорить о том, что будущий бакалавр искусства имеет основание избрать своим видом деятельности «цифровое ремесло».
Возможность расширения сфер деятельности художника декоративно-прикладного искусства возникла в результате появления новых технологий, таких как аддитивное производство, лазерная резка материалов, цифровое фрезерное оборудование. Поэтому в настоящий момент предъявляются требования к уровню образованности специалиста – не только знание возможностей обработки материалов, но и знание современных сред разработки и аддитивных технологий проектирования и конструирования художественных объектов.
Современное декоративно-прикладное искусство – это многоплановая проектная деятельность. Однако в каждом из профилей существуют свои художественные традиции и свои технические особенности. Обучение по направлениям – керамика, текстиль, ювелирное искусство, проходит в рамках специальных проектных заданий, формирующих у обучаемого профессиональные компетенции по использованию методик проектирования и технологий обработки материала. Только мастер в своем деле способен по достоинству оценить достоинства и недостатки цифровых технологий и разумно сочетать традиции и инновации.
Первые компьютерные технологии в графике, как правило, были направлены на перевод визуальных изображений в цифровую форму и позволяли искать форму художественного образа, используя математические уравнения. Ранние цифровые изображения имели много ограничений и отличались от представления нашего восприятия.
Создание современных цифровых моделей также базируется на основе перевода визуальных изображений в цифровую форму, но с использованием уже современного инструментария графических программ и математических и технических алгоритмов, связанных с промышленными технологиями. С одной стороны, технологии также ограничивают визуальные образы, но с другой стороны создать технологический образ без конкретного инструментария и технологий невозможно. Современное цифровое ремесло комбинирует в себе набор различных проектных инструментов и технологий создания визуальных образов в конкретных материалах. Комбинации этих инструментов и технологий будут зависеть от области применения и задач воплощения художественного образа в различных материалах.
Художественно-эстетические компетенции очень важны для будущих бакалавров декоративно-прикладного искусства, но и информационно-технические компетенции важны не меньше.
В программе правительства РФ «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечено, что в системе образования расширяется применение цифровых технологий. Образовательные организации имеют выход в сеть «Интернет» и представлены там на своих сайтах в соответствии с государственными требованиями. Нормативно, технологически и содержательно обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий в программах общего образования, ведется подготовка кадров для цифровой экономики. Однако численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. В процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду. [1]
На первый взгляд кажется, что в компьютерной подготовке бакалавров в области искусства доля развития аналитического мышления несущественна, ведь компьютерные дисциплины подразумевают изучение технологических аспектов и готовых алгоритмов. Однако, содержательно многие проекты предполагают этапы анализа и синтеза художественного образа. Кроме того, каждый новый художественный цифровой продукт может потребовать пересмотра базовых алгоритмов создания работы, изучения нового, более удобного инструментария или его нестандартного использования. Необходимо также отметить, что цифровые технологии очень быстро изменяются и становятся неактуальными уже к моменту защиты дипломной работы бакалавра, поэтому у обучающихся необходимо развивать способность самостоятельно изучать новые возможности в области цифровых технологий, связанных с профессиональной деятельностью.
Дисциплина «Современные информационные технологии» должна помочь будущему бакалавру в области декоративно-прикладного искусства (54.03.02 ДПИ и НП) войти в мир компьютерных технологий, научить пользоваться средствами компьютерной графики. ФГОС ВО указанного направления предполагает развитие следующих компетенций в рамках дисциплины:
ОК-1 – Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОПК-4 – Способностью владеть современной шрифтовой культурой и компьютерными технологиями, применяемыми в дизайн-проектировании. [2]
Указанные компетенции мотивируют педагога на поиск таких проектных заданий, которые бы позволили объединить аналитическую, компьютерную и технологическую составляющую профессиональной деятельности. Одна из таких проектных работ - графическая работа «Построение цифровой модели декоративного панно». Графическая работа имеет множество целей: дидактические, экспериментальные и исследовательские и должна формировать у обучаемых следующие навыки:
Лист рабочей тетради графической работы представлен на рисунке 1.
Работа предполагает выполнение цифровой модели декоративного панно средствами векторного графического редактора, включающей в себя контурную сетку, цветовое решение без ограничения цветов, цветовое решение с ограничением в 5-6 цветов, трафаретное решение на основе контурной сетки панно, пронумерованная схема элементов панно, раскладка на материале.
На рисунке 2 представлен пример выполнения работы студентами 2 курса направления декоративно-прикладное искусство. Выполнена контурная сетка композиции, выполнено разбиение на элементы, представлено цветовое решение, сделано преобразование абриса в объект с последующей заливкой всей композиции градиентом, подобраны 5 цветов и выполнено цветовое решение с ограничением. В дальнейшем любая из этих моделей может быть использована для воплощения в материале.
Графическая работа позволяет студентам проанализировать многогранность использования модели для различных техник и материалов, аналитически подсчитать количество материала, которое необходимо для выполнения проекта.
Выполнение таких графических работ с разработкой цифровых моделей объектов позволит подготовить бакалавров к цифровому ремесленничеству в будущей профессиональной деятельности.
Развитие высшего образования в искусстве должно происходить в тесной связи с веяниями времени и отвечать характеру и уровню развития педагогики искусства. Недопустимо неоправданное затягивание процессов цифровизации ремесленничества. В то же время необходимо учитывать и поддерживать традиционные методы обработки материалов для того чтобы не потерять культурную и историческую традицию, на основе которой должно развиваться цифровое ремесло.
Селиверстов Александр Владиславович (19 марта 2019 г. 21:03) |
Здравствуйте, Анна Анатольевна. |
Мухаркина Анна Анатольевна (20 марта 2019 г. 2:19) |
И Вам здравствуйте, Александр Владиславович. Видите ли я не дизайнер по образованию, я просто давно и много с ними работаю, поэтому давать профессиональную оценку качеству оформления научных журналов не могу, но я очень многоие ошибки уже вижу навскидку примерно как грамотный человек в сравнении с безграмотным, но я, безусловно, уступаю профессиональным дизайнерам. По моим наблюдениям, хорошее оформление научных журналов свидетельствует о том, что люди признают, что не имеют никакого понятия о компоновке текста, подборе шрифтов, сочетаниии цветов и общей согласованности фона и текста и доверяют эту работу профессионалам. Что касается конкретных обложек: 1) Компьютерная оптика , просмотрела все обложки - профессионально разработана обложка до 1991 года. Остальные обложки, увы, оставляют желать лучшего! 2) Геометрия и Графика, на фоне предыдущей кустарщины, выглядит значительно лучше. Надеюсь, мои замечания помогут Вашему развитию в этой области. С уважением, А. Мухаркина.
|
Дударь Елена Сергеевна (20 марта 2019 г. 11:27) |
Добрый день, Анна Анатольевна! Спасибо за интересный доклад. Вы пишите о внедрении информационных технологий в область декоративно-прикладного искусства, что, видимо, является новым при подготовке художников-декораторов. Полагаю, что есть примеры обратного взаимодействия, когда компьютерщики начинают работать в дизайне. Насколько это соответствует требованиям и уровню мастерства, предъявляемым к профессиональным художникам? Или в области компьютерных дизайн-технологий вопросы композиции, перспективы, цвета не ставятся? На Ваш взгляд, в какой мере необходимо традиционное художественное образование в области компьютерного дизайна? Готовят ли таких специалистов в Вашем вузе? С пожеланиями успеха, Ел.С. Дударь |
Мухаркина Анна Анатольевна (20 марта 2019 г. 14:10) |
Добрый день, Елена Сергеевна! Внедрение информационных технологий в область декоративного искусства не является новым, также как и внедрение этих технологий в другую область деятельности. Эти процессы достаточно активно описываются в периодических изданиях и кандидатских диссертациях. Мы в рамках своих научных исследований рассматриваем научно-методическое содержание, с намерением расширить потенциал художника- декоратора. Я рассматриваю компьютер не как альтернативный инструмент художника-декоратора, а как компонент технологического процесса, поэтому бездумно учить дизайнера возможностям кнопок не вижу смысла и пытаюсь привить им мысль о том, что компьютер компьютером, но кнопки "сделать красиво" всё ещё не существует. Наши студенты уже являются профессиональными художниками, поэтому на занятиях по компьютерным технологиям мы обращаем внимание на композицию, перспективу и цвета. По нашим наблюдениям дизанеры сложно осваивают компьютерные технологии, но копьютерщики не должны браться за дизайн, потому что в этом случае приходится осваивать художественную составляющую, конструкторскую и технологическую составляющую дизайна. В нашем университете набрали первый курс "Дизайн мультимедиа", пока рано говорить о результатах. С уважением, А. Мухаркина |
Дударь Елена Сергеевна (21 марта 2019 г. 8:08) |
Спасибо, Анна Анатольевна, за подробный ответ. Соглашусь с Вами, что в основе подготовки специалистов по компьютерному дизайну должно быть художественное образование. Компьютер расширяет возможности, дает новые горизонты для творчества. Однако, есть ли критерии, для оценки степени совершенства "творческого" продукта? Что, на Ваш взгляд, является критерием гениального произведения? Может быть новые технологии и возможности, которые они дают? Изредка задумываюсь об этом... С пожеланиями удачи, Елена Дударь
|
Мухаркина Анна Анатольевна (22 марта 2019 г. 12:22) |
Уважаемая Елена Сергеевна, долго размышляла над Вашими несколько философскими вопросами. Начну с гениального произведения - я думаю, что гениальное произведение характеризует внешняя легкость и непринужденность, в которой дилетант часто не видит мастерства и колоссального труда отсечения всего лишнего :) С критериями совершенства тяжелее :) Я думаю, что новые технологии очень изменчивы и всё равно в чём-то несовершенны, а в чём-то слишком идеализированы. Их главный плюс в том, что они стараются облегчить тяжелый монотонный труд, а нам оставить только творческий процесс для которого важнее тренировать мозг, нежели скорость печати (хотя, мелкую моторику еще никто не отменял). Можем пообщаться ещё, если хотите, моя почта в профиле. С уважением, Анна Мухаркина. |
Дударь Елена Сергеевна (22 марта 2019 г. 20:41) |
Спасибо, Анна Анатольевна! Давно задумываюсь над этими вопросами, ибо знаю математиков и программистов, которые искреннне уверены, что компьютер заменит Художника. На их супер логические доказательства истинности данного суждения часто и возразить трудно. Они и эмоциональный интеллект запрограммируют, и вдохновение, и красоту... С пожеланиями удачи, Елена Дударь |
Горнов Александр Олегович (22 марта 2019 г. 21:27) |
Уважаемые Анна Анатольевна и Елена Сергеевна , позволю себе добавить несколко слов в рамках Вашего диалога. Если представить , что появятся сферы, где оценки чего либо человеком примут исключительно детерминированный характер ( например оценки красоты и образного восприятия ), то это будет уже не сфера человеского. Для людей ( отдельных физиологических "человеков" ) свойственно субъективное восприятие окружающего мира. Только научные истины , где они таковые, нивелируют роль отдельного человека и определяют общечеловеческие ценности. В этом контексте Анна Анатольевна, я давно хотел заметить,что не очень понимаю формулировку исходных данных для разработки декоративного панно . С позиций дизайна , как синтетической концепции проектирования чего либо, целью является некий образ , носителями которого в итоге могут различные изобразительные и технологические средства . Исходя из этого было бы понятно, если бы Ваши задания ( исходные данные ) не содержали частичное указание этих средств , да еще с точностью до числа элементов .Логичнее звучало бы задание на разработку декоративного панно для детского сада , школы, вокзала или аэропорта и т.п. При этом вполне естественны были бы условия и ограничения на размеры , материалы или технологии , но не на элементы композиции.... С уважением, успехов , А.О. |
Мухаркина Анна Анатольевна (23 марта 2019 г. 8:40) |
Уважаемые Елена Сергеевна и Александр Олегович, я считаю рисование одним из способов исследования. |