Букин Дмитрий Алексеевич | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Десятков Максим Андреевич | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Шахова Алевтина Бруновна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
Подчеркивается необходимость использования новых технологий обучения, соответствующих уровню развития информационно-коммуникационных технологий и отвечающих требованиям современных проектных и производственных технологий. Показаны варианты интеграции этих технологий в содержании разделов графической подготовки студентов ПНИПУ и обоснована эффективность их использования.
Информационные технологии в процессе ГГП реализуются на всех видах занятий. Основные инструментальные компетенции студенты получают на занятиях по компьютерной графике при выполнении лабораторных работ. По заданному алгоритму студенты строят 3d-модели типовых деталей с набором основных конструктивных элементов (отверстия, пазы, фаски, ребра жесткости, скругления и т.д.), с дальнейшим созданием и оформлением ассоциативного чертежа. При изучении темы «Сборочный чертеж» осуществляется работа с библиотеками стандартных элементов. В ходе освоения ПО САПР большое внимание уделяется применению операций параметризации и редактирования, как инструментов, позволяющих видоизменять, дорабатывать изделие и, в дальнейшем, оптимизировать процесс проектирования.
Для углубления приобретенных навыков работы с ПО САПР предусмотрена самостоятельная работа по выполнению индивидуальных заданий, которая предполагает активное использование полученных инструментальных компетенций. Варианты заданий учебно-методического комплекса по всем изучаемым темам содержат изображение 3d-модели объекта проектирования и дополнительную информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Для студентов направлений, осуществляющих подготовку выпускников к проектно-конструкторской деятельности, в рамках графического образования предусмотрено выполнение курсового проекта. Курсовой проект предполагает разработку в технологии 3D, комплекта проектно-конструкторской документации на изделие, соответствующее профилю образовательной программы. Так для химических и горных специальностей студенты выполняют проектирование изделий трубопроводной арматуры, которая широко используется в данных отраслях промышленности .
При выполнении проекта студент проявляет весь набор проектно-конструкторских компетенций, сформированный в процессе прохождения курса графической подготовки. Целью выполнения курсового проекта является углубление, закрепление и обобщение дисциплинарных знаний, умений, навыков и одновременно приобретение опыта разработки проекта реального изделия из сферы будущей профессиональной деятельности выпускника. При этом ставится задача в процессе проектирования ориентироваться на использование современной технологии 3d- моделирования.
Отметим следующие этапы работы над курсовым проектом:
На начальном этапе студентам предлагается взять в качестве прототипа сборочной единицы любой из объектов запорной арматуры: вентиль, кран, задвижку и т.п., и в соответствии с приведенными этапами разработать основной комплект конструкторской документации (согласно ГОСТ 2.102-2013).
Заключительным этапом является защита проекта, в ходе которой идет представление электронной документации на разработанное или модернизированное изделие в виде ЭГМИ в целом и его составных частей, а также их ассоциативных чертежей. При защите курсового проекта студент должен продемонстрировать знание конструкции изделия, показать понимание и широкую эрудицию по ряду технических вопросов, касающихся его разработки:
Приобретение студентами опыта курсового проектирования в системе САПР и реальной проектно-конструкторской деятельности на начальном этапе обучения в рамках базовой геометро-графической подготовки позволит более успешно в дальнейшем, на старших курсах, выполнять курсовые и дипломные проекты, а также участвовать в проектно-конструкторских и исследовательских работах по заказу предприятий.
Курсовой проект глазами студентов
В данной статье мы хотим объяснить простым, доступным языком, что такое курсовой проект по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная графика и компьютерная графика». Данный текст основан на реальных событиях (со всем этим мы встретились в жизни).
Все просто
Так как курсовой проект по данной дисциплине выполняется точно не на первом курсе, то в вашей голове уже должны быть базовые знания, а именно:
Первый пункт – перед вами появится кран, вентиль – сборочная единица, и первое что вы должны сделать, изучить все его составляющие, то есть полностью его разобрать и собрать.
Именно здесь вы можете встретить первую сложность. Кран легко разобрать, но сложно собрать в первый раз, но это дело практики и после многократного выполнения первого пункта, вы хорошо научитесь с этим справляться.
Второй пункт – сфотографируйте каждую деталь со всех сторон на свой сотовый телефон, это намного облегчит выполнение следующих пунктов. (наличие фотографий позволит дома неоднократно смотреть имеющуюся информацию и осознать каждую деталь в мелочах).
Третий пункт – приступайте к эскизированию каждой детали, составляющей сборочной единицы. Создав эскиз на основе базовых знаний, вы должны научиться смотреть на него не как студент, а как рабочий, который с помощью этого эскиза будет изготавливать деталь. Это довольно непросто. Нужно понять, какую геометрию имеет заготовка (цилиндр призма, конус и т.д.), каким способом (литье, механическая обработка и т.п.) будет изготовлена деталь. В конечном итоге на эскизе должна отобразиться деталь, которую вы держите в руках, со всеми необходимыми атрибутами рабочего чертежа.
Четвертый пункт – проверка основных размеров с учетом собираемости изделия. Проверьте все резьбовые соединения, с тем чтобы была обеспечена скручиваемость деталей в процессе сборки, т.е. резьбы должны иметь одинаковый диаметр и шаг. Проверьте размеры диаметров и длин сопрягаемых деталей и т.д.
Пятый пункт – создание 3D моделей деталей и сборочной единицы. Любое 3D моделирование деталей базируется на вычерчивании плоского контура с последующей его трансформацией: выдавливанием, вырезанием, вращением, движением по траектории и т.д. Основные навыки были освоены ранее с помощью лабораторных тренажеров и выполнения индивидуальных графических заданий. С помощью этих операций можно выполнить 60-70% работы по созданию 3D моделей деталей. Обратите внимание на рациональность выбора первоначального эскиза и первой операции выдавливания с тем, чтобы деталь была выполнена минимальным количеством операций.
С остальными 30-40% вы познакомитесь в процессе работы в программе Компас-3D (зеркальный массив, вращение, смещенные плоскости, ребро жесткости и т.п.). И так вы создаете каждую деталь, не забывайте об атрибутах (свойства модели: обозначение, название и сохранение). Это в дальнейшем упростит грамотное создание сборочного чертежа и спецификации.
Шестой пункт – создание 3D модели сборочной единицы. В программе Компас-3D вы последовательно собираете 3D модель в той же последовательности, как в жизни. Чтобы проверить правильность вашей сборки, вы можете использовать команду «Диагностика пересечений», она покажет вам несостыковки деталей или их пересечения. И если таковые имеются, то нужно искать ошибку в состыковке основных размеров и изменять 3D модели, что не составит затруднений при условии грамотного использования возможностей параметризации.
Седьмой пункт – создание чертежей. Подходя к этому пункту знайте, что в эскизировании вы уже сделали 80% работы для создания чертежей. Чертеж создается из 3D моделей специальной командой называемой «Создать чертеж по модели» или комбинацией клавиш «Ctrl+D». Затем вам нужно выбрать удобный масштаб и разместить виды. Далее создаем картину аналогичную эскизированию: показываем нужные разрезы-сечения, выносные элементы (используя библиотеки Компас) и проставляем размеры.
Восьмой пункт – создание спецификации. Если вы грамотно задали все свойства моделей деталей и сборочной единицы, то спецификация создастся автоматически с помощью команды «создать спецификацию по сборке».
Итог: Вы разработали комплект конструкторских документов на сборочную единицу: Вентиль, Кран, Задвижка и т.д.
Девятый пункт – написание пояснительной записки. Для этого необходимо открыть всемирную и сеть и посмотреть большое количество информации по интересующему нас вопросу, т. е. теме Запорная арматура, Регулирующая арматура и т.д. Вы систематизируете найденную информацию применительно к своей сборочной единице, отражаете в пояснительной записке, где описываете свой Кран или Вентиль.
Десятый пункт – создание презентации. В презентации вы отразите информацию по теме и результаты проектирования своего изделия.
Все. Успешной защиты!