Варушкин Владимир Петрович | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Крайнова Марина Николаевна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
Статья затрагивает вопросы актуальности грамотной организации самостоятельной работы, рассматривается потенциал ряда информационно-коммуникационных технологий для управления самостоятельной работой студентов.
Сегодня привычный многоплановый процесс коммуникации студентов в контактах и общении связан с восприятием и передачей информации. Деловой источник информации будет коммуникабелен и эффективен, если снабжен обратной связью на передаваемую информацию для получения положительной или отрицательной коррекции дальнейших действий по достижению цели или для сообщения источнику информации о достижении результативности или ее отсутствия [1,2].
Внедрение цифровых технологий в процесс обучения вносит новизну в педагогическую деятельность преподавателя и стимулирует творческий индивидуальный подход к каждому студенту при освоении предметной области. В связи с повышением роли самостоятельной работы обучаемых возникает интерес развития коммуникаций при контроле этой деятельности.
Средства организации цифровой коммуникативной самостоятельной работы
1. Дидактический уровень – представление в электронном формате и организация доступа к первоисточникам, упражнениям, разборам типовых задач, учебным видео, документам, стандартам и т.п.;
2. Технические средства – наличие аудиовидеотехники с компьютерным обеспечением и доступом в интернет, подготовка сервера предметного обучения с электронными ресурсами, организация электронной почты, разработка тестовых тренажеров;
3. Индивидуальные средства контроля – разработанные процедуры дистанционного контроля с обратной связью о результатах прохождения и занесении индивидуализированной информации в пополняемую базу данных на цифровом носителе.
4. Презентация (предварительный отчет) о выполнении планового задания за отчетный период для промежуточного контроля преподавателем.
Современные цифровые информационные технологии позволяют планировать сочетание аудиторной работы с обязательной самостоятельной деятельностью студентов через организацию контролируемого взаимодействия на сайте кафедры и интернет-коммуникации по электронной почте. На кафедре ДГНГ ПНИПУ в рамках базовой графической подготовки студентов разрабатывается методика по организации контролируемой самостоятельной работы студентов. На сайте кафедры для дистанционного пользования размещены все имеющиеся электронные обучающие ресурсы (ЭОР): лекции-презентации с теоретическим материалом; различные тематические учебно-методические указания; практикум с разбором решений типовых задач; лабораторный практикум по освоению графических редакторов; данные с вариантами индивидуальных графических работ, руководства по их выполнению с примерами оформления; доступные для открытого пользования разделы системы автоматизированного контроля качества графической подготовки (САК КГП).
Сегодня, как правило, для организации общения внутри студенческой группы с 1-ой недели обучения каждая группа создает электронный адрес группы, который используется, исходя из опыта, до окончания обучения в вузе. Таким образом, открывается коммуникативный канал, с помощью которого организуется двухсторонняя связь между студентами и преподавателями в различных диалоговых режимах. Электронная почта позволяет получать информационные ресурсы учебных материалов по любой дисциплине для каждого учебного модуля через ссылки на сайте кафедре и через приложения к электронному письму.
Большинство преподавателей, владеющих своим электронным почтовым ящиком, активно используют электронную почту в качестве инструмента общения со студентами. Личная электронная почта преподавателя предоставляет возможность общаться со студентами независимо от аудиторных занятий, дистанционно консультируя заинтересованных студентов по возникающим проблемам. Для нынешних студентов-первокурсников, имеющих невысокий уровень школьной подготовки, необходимы систематизация дополнительного учебного материала, закрепление полученных на аудиторных занятиях теоретических знаний и развитие практических умений. Поэтому «наставнические» электронные послания преподавателя имеют блочный характер (текущая тематическая теория, практика, задания для самостоятельная работа, примеры, плановые тестовые тематические контроли) и регулярную рассылку в соответствии с графиком освоения дисциплины. Это стимулирует систематическую учебную деятельность студентов и помогает в успешном освоении дисциплины.
Для успешного выполнения каждым студентом индивидуального графического задания разработаны ЭОР, содержащие алгоритмы выполнения типового задания по теме. В отдельных случаях возникновения затруднений у студентов очной формы обучения преподавателем могут быть проверены присланные в качестве файлов-приложений графические работы, что упрощает и ускоряет их выполнение. Для студентов заочной формы обучения такая форма коммуникации используется системно (рис.1), где красным цветом приведены замечания, сделанные преподавателем в ходе проверки.
Рис.1
В рамках электронной обучающей системы (ЭОС) кафедры для закрепления и проверки освоения теоретических и практических материалов студенты используют тематические тесты-тренажеры САК КГП. С другой стороны, эти тесты являются необходимым условием для получения допуска к контрольному тесту по учебному модулю, который выполняется во время аудиторных контрольных мероприятий в компьютерном классе кафедры. Результатом прохождения данного вида самостоятельной работы является формируемая автоматически электронная ведомость, из которой преподаватель получает сведения об уровне подготовки студентов по учебному модулю (рис.2).
Рис.2
Преподаватель получает предварительную информацию об оценке уровня обученности студентов по учебному модулю и готовности к контрольному тесту. Двухступенчатая тестовая система воспринимается студентами органично и достаточно спокойно, когда студент по результатам предварительного самостоятельного тестирования не допускается к контрольному мероприятию.
На рис. 3 приведен фрагмент ведомости контрольного тестирования в той же студенческой группе, что и на рис.2. Такая методика обеспечивает регулирование учебной деятельностью, организует управление самоподготовкой студентов к контрольным мероприятиям, формирует объективную самооценку достижений в предметной области и стимулирует к повышению своего уровня подготовки [4].
Рис.3
В рамках установления обратной связи было проведено анкетирование студентов по поводу использования разных форм контроля уровня знаний (бланочное, компьютерное, другое). 93% студентов отдали предпочтение проводимому компьютерному тестированию.
Цифровые информационно-коммуникационные технологии координируют дидактический потенциал студентов с их самостоятельной работой. Развиваются умения, востребованные в современной жизни, нарабатываются навыки самостоятельного приобретения знаний, которые будут необходимы на протяжении всей жизненной активности [3]. Причем эти качества упрочняются по мере интенсификации обращения к цифровым информационно-коммуникационным технологиям.
Для подготовки к итоговому контролю по дисциплине (получению зачета) на электронную почту группы преподавателем отсылается макет (шаблон) презентации, требования к ее оформлению и перечень вопросов для самоподготовки к защите своих работ, т.е. вновь стимулируется самостоятельная работа и самоподготовка студентов к итоговому контрольному мероприятию. Обязательным условием получения зачета является наличие положительных оценок по всем тестам-тренажерам и контрольным тестам САК КГП. При защите студент представляет презентацию своих графических работ и разработанные в рамках освоения дисциплины электронные документы в файлах САПР (рис.4).
Рис.4
Такой кейс позволяет преподавателю объективно оценить работы, а студенту при необходимости произвести корректировку представляемой информации.
Таким образом, использование цифровых информационно-коммуникационных технологий для организации самостоятельной работы студента расширяет и усложняет функции преподавателя. Необходимы знания электронного программного обеспечения, САПР; организация двусторонней диалоговой связи преподавателя и студента; разработка ЭОР и налаживание цифрового контроля качества самостоятельного обучения на основе обратной связи.
Эффективная организация самостоятельной работы студентов проявляется в состязательности сокурсников. Применение такого рода коммуникаций в значительной мере способствует повышению уровня мотивации студентов при изучении дисциплины. Управляемая самостоятельная работа студентов на основе цифровых информационно-коммуникационных технологий повышает заинтересованность студентов в достижении более высокого результата освоения дисциплины, а в целом повышает качество графической подготовки студентов университета.