Вовас Евгений Леонидович | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") | |
Головкина Валерия Борисовна | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") |
Статья посвящена вопросам, касающимся практического применения знаний и умений, приобретенных студентами, обучающимися по направлению «Прикладная информатика в дизайне». Рассмотрены этапы разработки рекламного ролика для компании, деятельностью которой является разработка курсов английского языка для корпоративных клиентов.
Сегодня дизайнер-информатик - это специалист в области сайтостроения и разработки web-приложений, создающий компьютерные игры и визуализирующий электронный обучающий материал, разрабатывающий рекламные продукты и фирменный стиль различных компаний и организаций. Он уверенно владеет карандашом, кистью и компьютерной мышью для воплощения своих творческих идей, безошибочно выбирает цветовую палитру и шрифтовой ряд, придавая уникальность, наглядность и нарядность своей разработке.
Неоспорима первостепенная роль дизайнера информатика в вопросах разработки рекламных роликов. Закончив ступень бакалавриата, и поступив в магистратуру, студент испытывает желание на практике закрепить теоретические знания, приобретенные в процессе обучения в университете по таким дисциплинам как: «Компьютерная анимация», «Инфографика», «Цветоведение и колористика», «Основы типографики», «Композиция», «Основы теории и методы дизайна».
Попыткой приобрести некоторый полезный опыт практической работы явилось сотрудничество с компанией, занимающейся разработкой курсов английского языка для корпоративных клиентов. В настоящее время компания запускает новый продукт, нуждающийся в рекламной поддержке, способной привлечь внимание потенциальных пользователей и обеспечить конкурентоспособность среди аналогичных разработок.
Курсы по освоению английского языка созданы, в первую очередь, для молодых людей, поэтому в процессе обсуждения принято решение о том, что рекламный ролик разрабатывается в мультипликационном стиле. При помощи мультипликации возможно оригинально представить аудитории новую информацию, привлечь потенциальных клиентов, эффектно вывести на рынок новый продукт. Положительная эмоциональная составляющая побуждает к подсознательному выбору рекламного продукта.
Разработанный мультипликационный ролик содержит яркие запоминающиеся персонажи, вызывающие у аудитории положительные ассоциации с самой компанией и ее продуктом, сценарий соответствует интересам целевой аудитории, а музыкальное оформление и дикторская озвучка являются «завершающим аккордом» общей разработки. Стоит отметить, что закадровый дикторский текст достаточно легок для восприятия, содержит элементы юмора и соответствует жанру разработки [1].
При написании сценария весь необходимый для демонстрации материал разделен на шесть блоков, в которых перечисляются недостатки традиционного обучения при отсутствии возможности дистанционной формы работы, говорится о преимуществах сервиса, о возможностях, которые будут иметь корпоративные клиенты и отдельные пользователи, если они примут решение заключить договор с компанией. Третий блок посвящен перечислению форматов контента, который доступен в сервисе и демонстрации примеров реального контента, которые пользователи могут увидеть в сервисе. Так же отмечается, что учиться с сервисом можно в любом месте без ограничений. Изображения из основных частей рекламного ролика показаны на Рисунке 1.
Все вышеперечисленные пункты отражены в сториборде или раскадровке, где указан хронометраж, схематические изображения происходящего на экране с тезисным изложением развития истории.
Направление флет или плоский дизайн, с использованием простейших одноцветных элементов, в настоящее время все чаще встречается в разработке роликов, которые можно наблюдать по телевидению, в интернете, на световых панелях для рекламы. Считается, что это более привлекательный, изящный, в то же время, менее трудозатратный вид изображения в отличие от 3D, которое требует больших вычислительных мощностей для рендера финальной версии.
Для разработки графических материалов видеоролика, исключая реальные скриншоты сервиса и фото учебника, использовались шаблоны флет-дизайна сайта Freepik, предоставляющего их для последующей обработки.
Так, например, персонажами для разработанного рекламного ролика явились, два офисных работника, парень и девушка, по возрасту примерно соответствующих целевой аудитории рекламы. Разберем на примере мужского персонажа, в чем заключается подготовка векторного файла к анимации. В результате поиска подходящего персонажа на вышеуказанном ресурсе, имеется файл с персонажем в нескольких позах. По замыслу, в конце, нужно показать, что с рекламируемым сервисом можно достичь неведанных высот, для этого используется тематика супергероев, а именно «Супермена» и «Супергерл», но в файле нет офисного работника парня в костюме супергероя, для этого используется поза «счастливого подпрыгивания». Данная поза копируется в новый файл в Adobe Illustrator, «отзеркаливается» по горизонтали и поворачивается по часовой стрелке (так как главные герои летят с левого нижнего угла экрана в правый верхний). Далее удаляются лишние элементы с рубашки, так чтобы брюки и рубашка выглядели как комбинезон и перекрашиваются в синий цвет, галстук в красный, дорисовываются шорты, плащ и ремень. На рисунке 3 изображен персонаж до и после обработки. Он выглядит так, как должен выглядеть в видео, но все еще не готов к анимации, так как находятся в одном слое. Для корректировки каждый элемент, который будет двигаться в ролике, независимо от других переносится в отдельные слои, а каждый слой именуется по названию элемента, для дальнейшего упрощения навигации по проекту в Adobe After Effects. В результате данный файл можно переносить в After Effects как композицию. На Рисунке 4 показаны отдельные слои, выделенные линиями разного цвета.
Современные технологии применения компьютерной графики позволяют использовать возможности рисованной анимации с целью создания динамичной и яркой рекламы [2]. Известно, что статическое изображение становится «ожившим», как только начинает двигаться, оживление графики средствами анимации называется моушн-дизайн. [3].
В анимации применялись различные подходы для увеличения реалистичности происходящего на экране. Так у каждой анимации изменялась функция плавности, которая определяет скорость течения анимации, делая её более реалистичной. Как отмечается в работе, реальные вещи не начинают двигаться мгновенно и с постоянной скоростью [4]. Так описание ранее персонажи вначале должны подпрыгнуть, чтобы оторваться от земли, затем их движение ускоряется в процессе перемещения по заданной траектории. Для увеличения реалистичности проработано большое количество микроанимаций незаметных глазу сразу, но делающих картинку не статичной, а «живой».
В качестве основного шрифта было выбрано популярное семейство геометрических гротесков «Монсеррат» (Montserrat). Это достаточно серьезный шрифт, не уводящий в детский «мультяшный» стиль, но одновременно и не нарочито официальный, что резонирует с мультипликационным стилем.
При разработке видеоряда учитывалось, что у потребителя не всегда будет возможность прослушать закадровый текст, поэтому для визуализации важной информации применялась инфографика, как графический способ быстрой и четкой передачи важной информации [5].
Таким образом, реализуя поставленную прикладную задачу, удалось разработать анимационный рекламный ролик, удовлетворяющий потребностям компании-заказчика. В процессе совместной работы компания-заказчик получила требуемый рекламный продукт, а будущий специалист необходимый опыт практической работы в области дизайна.
Дударь Елена Сергеевна (24 марта 2019 г. 1:26) |
Здравствуйте, Евгений Леонидович и Валерия Борисовна! Как это интересно - создавать рекламные ролики! Правильно ли я поняла, что flat design использует компания Microsoft? Существуют ли примеры появления стиля, направления в компьютерном дизайне, основанные на традициях русской школы мультипликации? Мне понравилась ваша работа, но показалось, что для российского рынка тема супергероя в контексте обучения малоубедительна. Вроде он "спасатель" всех от всего:) В целом, много ли существует незаимствованных, оригинальных стилей в этом виде творчества? Или все в стадии становления? С пожеланиями творческих удач, Елена С. Дударь |
Вовас Евгений Леонидович (24 марта 2019 г. 23:45) |
Здравствуйте, Елена Сергеевна! Благодарим за внимание к нашей публикации. FlatDesign– это популярное направление в дизайне, которое выражается в уходе от реализма путем отказа от теней, сложных текстур, отражений и т.д. В настоящее время это одно из самых популярных направлений дизайна, пришедшее на смену скевоморфизму. Причина этому – ощущения простоты и легкости конечным пользователем (в случаях интерфейса) или зрителя (в случае видеоролика). Вы правильно поняли, что компания Microsoft использует плоский дизайн с момента выхода Windows 8. Говоря о крупных компаниях, многие как зарубежные (Apple, Google), так и российские (Ростелеком, Mail.ru, Рамблер и др.) отказываются в своих фирменных стилях от сложных форм в пользу плоского дизайна. В отношении второго вопроса отметим, что если связывать русскую школу мультипликации с прорисовкой каждого кадра мультфильма вручную, то в настоящее время такой подход применяется крайне редко. Очевидно, что с помощью компьютера время потраченное на создание мультфильма сокращается в разы или даже в десятки раз. А если требуется сделать изображение в видео похожим на «старую школу», то этого тоже можно добиться на компьютере. Выбор супергеройской тематики в конце ролика обусловлен несколькими факторами. Во-первых, была ориентация на целевую аудиторию данной рекламы и их интересы. Не секрет, что супергеройская тематика очень популярна по всему миру, а фильмы такой тематики могут собирать по миллиарду рублей и более только в России. Так же в контексте изучения английского языка, супергерой, как образ, к которому стремятся многие подростки в США – родине всех супергероев – так же кажется логичным. Отвечая на последние два вопроса, можно сказать, что не заимствованные и оригинальные стили находятся скорее в упадке, из-за популярности западной анимации и стремления создателей заработать, а не создать произведение искусства. Но встречаются и исключения, как например короткометражный рисованный мультфильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», который был номинирован на Оскар.
С уважением, Вовас Евгений |
Дударь Елена Сергеевна (25 марта 2019 г. 9:32) |
Добрый день, Евгений Леонидович! Спасибо за обстоятельный ответ... И все же вместо супергероя я предпочла бы умницу Гермиону Грейнджер (Hermione Jean Granger) из школы Хогвартс. Доводы аналогичны Вашим, однако это дело вкуса. Вероятно, есть еще и авторское право, о котором в Вашей сфере деятельности важно помнить. С пожеланиями удачи, Елена С. Дударь |