Шацилло Людмила Анатольевна


email Отправить сообщение
Фото Кандидат технических наук, доцент, инженер-физик в области термо - аэродинамики. Проводила исследования по расчету характеристик на квазитрехмерных математических моделях осевых компрессоров с транс- и сверхзвуковыми ступенями и их идентификации по результатам испытаний, оптимизации геометрических параметров проточной части при доводке изделий. Параллельно преподавала на кафедре НГ и МЧ КАИ, на курсах повышения квалификации преподавателей графических дисциплин ИПКРО РТ, была ведущим специалистом CAD/CAE/CAM-центра КАИ. Научных публикаций в открытой печати нет; по различным аспектам инженерной педагогики около 40 работ. С конца 2014/2015 уч.г. на пенсии.

Город: Казань
Организация: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Отрасль науки: технические науки
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

Поговорим "без галстуков",
(29 марта 2017 г. 2:00)

Дорогие участники !

 Многая лета этой конференции, которая дает  возможность продуктивно пообщаться,  выяснить позиции в профессиональном споре, увидеть рост уровня  компетентности образовательного сообщества  в данной предметной области, которая, как видим, расширяется и интегрируется с новыми областями. Особое спасибо руководству ПНИПУ за  материальную поддержку  конференции,   Оргкомитету и  работникам, обеспечивавшим ее техническое сопровождение. Всем благополучия, здоровья и мирного неба над всем континентом.

До встречи в следующем учебном году!

 

О РЕОРГАНИЗАЦИИ КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Суфляева Наталья Евгеньевна
(10 марта 2017 г. 15:06)

Ок!

Мой e-mail     shatcillo@mail.ru

Skype           shatcillo

До 2-х ночи не поздно.  В Америке в это время ранний вечер, все свободны и разговариваем. Из Сирии тоже бывшие наши аспиранты звонят по ночам, когда у них электричесво есть. Звоните, пишите. Есть что обсудить.

С уважением, Л.А.

О РЕОРГАНИЗАЦИИ КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Суфляева Наталья Евгеньевна
(9 марта 2017 г. 14:52)

Уважаемая Наталья Евгеньевна!

Вы несправедливы по поводу своего дяди. Мои слова могут подтвердить преподавательницы кафедры, некоторые еще живы. А.П.Тунаков был к нему очень уважителен и бережлив. Даже, когда сократили брата Игоря Михайловича,  взял его к себе на кафедру. Тогда всех глубоких пенсионеров сокращали, нужна была  новая смена.  И это правильно. Чтобы не обидеть И.М., он даже сократил меня, чем удивил всю кафедру. И.М. уже был и так уже очень слаб, вдобавок заболел после весенней поездки на дачу, лежал долго в больнице и уже не мог больше работать  просто физически. Никто его безжалостно не увольнял, это Вы напрасно. Похоронили его вполне достойно.  

У меня много тетрадок с записями И.М. по тех. эстетике. На современном фоне - это давно чистый нафталин.  Очень не хочется на полях форума обсуждать классику НГ и т.д. Многие ведущие зарубежные и наши университеты давно меняют структуру и содержание дисциплин, используя меж- и мультидисциплинарный подход, применяя проблемно-ориентированные и проектно-организованные технологии, активные формы обучения. Опыт интеграции и мультидисциплинарности во многих вузах и в Вашем, не в последнюю очередь, уже приобретается. CAD-системы,  вообще-то, не для применения в НГ разработаны  - это инструмент автоматизированного конструирования . Какой век на дворе? Вот и давайте жить в ногу с ним.

Если Вы хотите пообщаться на тему И.М. – пришлите сообщение по внутренней связи,  please.На КГП есть такая возможность. Думаю,  неловко Ваши личные обиды обсуждать сторонним людям. 

Л.А.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(6 марта 2017 г. 20:00)

Геннадий Сергеевич!

В 1947г. мне было 3 года.  Очень сомневаюсь, что заложенные тогда методы используются в алгоритмах КГ, когда мне уже перевалило далеко за...                                                                                                                                                              С кандидатскими экзаменами покончила 45 лет назад и далее работала в режиме реального времени на разработке изделий ВПК  

Присланные мне Вами несколько лет назад извинения за неосведомленность о том, что в МТИ не читают НГ,  до сих пор храню в папке "Иванов Г.С." (разделы инжгеометрии, вероятно,  изучают в индивидуальной подготовке старшие студенты).

Добрые советы принимаю с благодарностью, нравоучения - с легким юмором.

Искренне уважаю как специалиста.

 Л.А. 

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(4 марта 2017 г. 13:45)

Глубокоуважаемый Геннадий Сергеевич!

П.1. Достижения и научные результаты выдающихся учителей Н.Ф. Четверухина, И.И. Котова, их соратников и учеников даже не имела ввиду называть «наукообразными».  О наукообразии сказано именно в контексте  преподавания: искусственно использовали символьное оформление алгоритмов графических решений в лекциях и вроде как научнее стало. Кроме того, не разделяю такую методическую позицию: то, что было актуально 60 лет назад -  на века ...

Сейчас теоретические  акценты смещаются на анализ геометрии формообразования (см.  статью Я.А.Кокаревой на этом форуме).

П.2.Какая кафедра и в пределах какой дисциплины может обеспечить студентов необходимым объемом знаний для освоения САПР?

А кто сказал, что в пределах одной дисциплины? Посмотрите на прошлой конференции доклады Пироговой и К*.  Они сейчас как раз в авангарде (сожалею об их отсутствии на конференции). НГ там отдыхает. В инструментах CAD, пожалуй, только в процедуре «заметание» кинематическое формообразование можно разглядеть, но это прерогатива не только НГ. С Александром Львовичем могу только согласиться.

Проектирование одномерных и двумерных составных форм (обводов) – так и надо давать это тогда и тем специалистам, думаю, где эти конструкции и эти формы изучаются, а не заранее, про запас.

Твердотельное моделирование – математика Кунца.

И в заключение:

Разделяю мнение  А.И. Половинкина, В.Ф. Взятышева и др..ю в том числе и нашего близкого коллеги М. Н. Лепарова - учить необходимо на основе изучения новых подходов к освоению инженерного проектирования как своеобразного стиля деятельности.

С искренней признательностью за обмен мнениями, Л.А. 

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ВЛАСТЯМИ, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич, Тозик Вячеслав Трофимович
(3 марта 2017 г. 20:04)

Добрый вечер, Дмитрий Евгеньевич и Вячеслав Трофимович!

 Если честно, нам и не верилось, что властные структуры вообще отреагируют. Спасибо вам за сподвижничество! А вот теперь, по сути доклада:

1.«Негодная базовая (школьная) подготовка абитуриентов».

Причин тьма. Геометро-графическая подготовка, как и всякая другая, тесно интегрирована со смежными дисциплинами (модулями). Опыт работы в авиационном физмат лицее в 80-90гг. показал положительное влияние преподавания НГ на усвоение планиметрии, стереометрии и др. А НГ все  старшеклассники усваивали прекрасно. Но это были годы, когда не было засилья вульгарной «наглядности» в образовании, преподаватели были в меру консервативны и использовали эту наглядность ненавязчиво. Это как раз тогда мы использовали графтестирование (карточки в бумажном варианте, которые я Вам, Дмитрий Евгеньевич, присылала в сделанном позже автомат-варианте). Но мы учили уже тогда посредством ГСПИ (графической средств представления  информации). И школьники были с высоким  уровнем IQ, чего сейчас недостает. И это как раз результат наглядности во всем: симультанность восприятия графических картинок не напрягает мышление, детренируя его. Просто надо использовать при этом когнитивные графтехнологии. Многие педагоги не представляют грамотно  даже «про что это». Про «провальное» геометрич. образование в современной  школе написано в комментарии к статье Г.С.Иванова.

2. Катастрофическая нехватка временных ресурсов для обеспечения качественной подготовки.  Выход простой – обучение на базе ГСПИ сокращает время на восприятие обучающей информации в 3-7 раз (этот тезис инжпсихологов подтвержден нашими многолетними исследованиями на значительных выборках всех категорий обучающихся: школа, колледж, вуз). Освободившееся время – на практический тренинг. Причем, чем совершеннее стартовые технологии педагогического воздействия, чем выше уровень их инструментов – тем выше результат на выходе. Освоение - в большем, чем вручную, тренинге в аудиторное время и СРС на базе ГСПИ. В ауд. нагрузку входить должно консультирование в e-learning как это делают во многих странах (а у нас только в школах). Мы уже писали по расчасовке в корпоративном университете GM.  Для  современного цифрового поколения такое обучение осуществляется во всем мире. Просто на компьютерах учат уже не черчению (2D), а моделированию (3D), как букварь курс CAD. Ведь с чтением чертежа сейчас нет проблем: ассоциативность позволяет хоть из 2D, хоть из 3D кликом выделить любой элемент. Вот только Решетневых и Калашниковых пока не получаем – техрисовать надо! Мозг, воображение, инженерное мышление пока тренируются в естественной деятельности, а не кликами мышки. Ведь  человек  еще как вид физиологически  кардинально не изменился, только некоторая часть «цивилизованого»  мира испытывает гендерные изменения.

3. Магистратура. Это учеба на базе практики, а не просто  продолжение бакалавриата. У нас  это неправильно понято, думаю.  Учеба вся на ДО. Здесь нагрузка ППС должна считаться как ауд.часы. А то, что сторонние бакалавры  - это их право, человек развивается не только вглубь, но и вширь, лишь бы груз науки был по плечу. И магистрантам IQ бы повыше! Простите за вульгаризм , но дурака на умного не выучишь, а вот из умного дурака сделать – без проблем…

4Основы графической культуры» – в практико-ориентированный проектно-организованный курс «Технология»! Тут и интеграция, и широта охвата разных областей знаний и т.д. С какой стати не принимать во внимание многолетний положительный забугорный опыт, концепция которого подсказана Дьюи еще 100 лет назад? Многодисциплинарность – это наше российское... Преподавателей надо соответствующих, а не рассматривающих это как допчасы к зарплате. Только уже не черчению надо учить, а 3D- моделированию, поезд – то вот-вот уйдет. Можем и не догнать…В индустриально развитых странах в ПКД основной документ - 3D- модель.Но мы быстро догоним, если возьмемся.

5.Бакалавриат и магистратура являются самостоятельными уровнями профессионального образования, не зависящими друг от друга… А в мировом образовании как раз так, и нам не стоит отлетать далеко в сторону от него.

Такие вот наши  позиции. Еще раз благодарим за достижение хоть какого-то прогресса.  Тут  и  Александр Олегович, наш соавтор по поддержке обращений,   присоединяется  к нашей высокой  оценке Ваших усилий.

С уважением, Горнов-Усанова-Шацилло

 

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(3 марта 2017 г. 2:41)

Доброго времени суток,  Ильзина Михайловна и Геннадий Сергеевич!

По порядку.

1. Установлением межпредметных связей в области  начертательной, аналитической геометрии и линейной алгебры занимались, еще когда я училась, где-то с 65-х годов. Вы все это лучше меня знаете. Увязывали математику с НГ. Наши аксакалы И.М.Халдеев и Ю.А.Торопов в лекции вставляли математическую терминологию  - не больше. Так во всей стране это внедрялось. Это получались искусственные натяжки и, в общем, все свелось к наукообразию, которое постепенно затихло: начиналась эра компьютерной графики и все внимание к ней. А Игорь Михалыч такие задачки головоломные по НГ придумывал!  Но не прикладные, чисто геометрия. Для внуков берегу. Преподавательницы всем коллективом решали-разбирали перед сессией. Я в этой области случайно оказалась. Вместе с главным «радикалом» А.П.Тунаковым, т.к.  наш  автомобильный факультет перевели в Челны на КАМАЗ и наши выпускники уже вовсю чертили там дипломные работы на компьютерах. Первые в институте. Учил  их и сам учился чертить на итальянском, по-моему, оборудовании выпускник МВТУ  Ю. Лавренченко. Я их на практику возила. А.П. сразу ввел на кафедре НГ и МЧ компьютерную графику.

2. О трансформации начертательной геометрии в инженерную (я понимаю – в приложении к техническим объектам, с привлечением практических инж.задач, чтобы не абстрактно? ) Для этого, прежде всего,  надо, чтобы особое внимание профессорско-преподавательского состава было направлено на изучение новых проектно-конструкторских технологий, используемых в соответствующих отраслях. Связь  у вузов д.б. с наукой и производством, чтобы задачки мотивировали своей нужностью, необходимостью их решения.

3. Готовы ли преподаватели кафедр инженерной графики воплотить эту идею в жизнь? Одним повышением квалификации тут не обойтись…Кадры, прежде всего, должны быть достойные. Дмитрий Евгеньевич, видите, как кадры себе подбирает? Опытнейших конструкторов (все, небось, мигом CADы освоили) + деятельную молодежь,  дружащую с современными педтехнологиями (пример М.Ракитская). Так и обогащают друг друга.

4. Геометрии в школе уделяется меньше внимания, чем алгебре. Проблема №1. Бывший ректор МГПУ, академик двух государственных академий — РАН и РАО,   признался на всю Россию, что учебники по геометрии с этими модернизациями в образовании «проглядели», срочно надо разрабатывать современные. А мы про слабую школьную подготовку размовляем.  Откуда ей взяться, если на уровне учебников полный караул? Еще минимум лет 5 ждать, пока подрастут абитуриенты, выросшие на этих учебниках.   Да еще чтобы рациональное сочетание графического и аналитического не вдруг находится -  время на опыт надо, процесс лонгитюдный. Здесь тоже проблема в мудрых кадрах.

Но движемся же!

С искренним уважением, Л.А.

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ, Селиверстов Александр Владиславович
(1 марта 2017 г. 17:44)

Добрый день, Александр Владиславович! Рада приветствовать Вас на нашем форуме.

Когда  я училась в авиационном институте, мои подруги-одноклассницы учились на мехмате в КГУ (КФУ теперь). И у них на первом курсе была НГ. Все задачки им решала я (техникум закончила). Потом НГ у них убрали. Сомневаюсь, пошло ли это на пользу родине школы  Лобачевского.

 Подруга Таня была всю жизнь отв. секретарем журнала «Математика» (недавно на пенсии). Так она ко мне обращалась с просьбой  помочь однокурснику с внедрением его  геом. разработок  (мы в стране тогда были  пионерами в САПР авиадвигателей).

Полагаю, что в университетах математикам не лишни прикладная геометрия, НГ  - вообще дисциплины блока «Геометрия и графика». Ведь всякая теория  вырастает и развивается от потребностей ее приложения. А остальное – пища для мозга.

С искренним уважением,

Шацилло Людмила Анатольевна.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Дмитриева Ильзина Михайловна, Иванов Геннадий Сергеевич
(1 марта 2017 г. 16:37)

Александр Владиславович!

1. «Когда я учился, геометрический смысл этих понятий был объяснён и всем ясен!»

А когда училась я – нам вообще все было понятно. А теперь … Другие времена и нравы.

2.  «Действительно ли необходима четырёхмерная геометрия в техническом вузе?»

В области техники изучаются, в основном,  3-х мерные объекты. Многомерная геометрия – думаю на уровне, когда это необходимо, научных исследований. Не для студентов первого курса, согласна с Вами.

3. «К сожалению, неудачное преподавание может обернуться нежеланием изучать даже более лёгкие разделы геометрии.»

В публикациях журнала «Школа и производство» в 80-90г. отмечалось: уровень развития пространственных представлений при изучении черчения с 6-х классов был » (10¸15)%, а при начале изучении в старших классах достигал » (60¸75)%.

Уровень восприятия графических объектов обучающихся даже одного возраста может существенно отличаться. Если обучающий материал не соответствует уровню его восприятия, то обучение напрасно. Работа в рамках профориентации с мотивированной молодежью, выбравшей дальнейшее образование в области техники и технологии, позволяет повысить начальный уровень подготовки будущих абитуриентов технических вузов.

 Но в Европах и Америках нет черчения в школах. Это я наблюдала с 90-х годов течение 17 лет в Англии и в 2011г. в США.  Есть «Технология». Вот над ее содержательной частью, осваиваемой в проблемно-ориентированном обучении методом проектов, когда в классе 5 преподавателей, и необходимо напрячься научно-образовательному сообществу. Мы Е.В. Усановой  уже писали об этом.

С  искренним уважением, Е.В. и Л.А.