Георгиева Кразимира Господинова | (Тракийски университет - Стара Загора) | |
Георгиева Нели Асенова | (Тракийски университет - Стара Загора) |
В годы перехода к рыночной экономике в обучении студентов в области технических наук произошло ряд реформ, в результате которых снизилось качество образования. Настоящий доклад анализирует современное состояние обучения студентов технических университетов в Болгарии, в частности, обучение на Факультете «Техника и технологии» в городе Ямбол, Тракийского университета в г. Стара Загора.
1. Формулировка проблемы
В последние годы Болгария прошла нелегкий путь перехода к рыночной экономике. В обществе произошли значительные изменения, в том числе, и в области высшего образования, при этом наиболее значительными они были в инженерном обучении.
С одной стороны, значительно уменьшилось число абитуриентов, которые хотят учиться на инженеров. Причины этого можно искать не только в снижении числа обучаемых студентов, но и в необходимости хорошей технической подготовки, получаемой во время их обучения в средних профессиональных и технических школах. Их можно найти и в относительно тяжелой учебе в вузе, в отсутствии гарантий трудовой реализации и адекватного вознаграждения выпускников с высшим инженерным образованием.
С другой стороны, в период экономического кризиса, Министерство образования и науки (МОН) предприняло ряд мер, в результате которых была снижена минимальная обязательная нагрузка по учебным дисциплинам с целью получения соответствующей образовательно-квалификационной степени (ОКC). В настоящий момент для получения ОКС «профессиональный бакалавр» нагрузка составляет 1800 учебных часов в течение трехлетнего обучения, а для получения степени «бакалавр» - нагрузка - 2400 учебных часов в течение четырех лет. Кроме того, значительно была сокращена и государственная субсидия для обучения студентов технических специальностей.
Эти факторы привели к пересмотру учебных программ с целью оптимизации и уменьшения количества учебных дисциплин и/или их нагрузки.
Несмотря на существующую автономию высшего образования в Республике Болгарии, в большинстве университетов были уменьшены объем и нагрузки общетехнических дисциплин, чтобы сохранить специальные и специализированные дисциплины в соответствующих профессиональных областях.
В эту группу входит и подготовка студентов к базовым графическим и конструкторским навыкам - чтение и подготовка конструкторской документации, автоматизация процесса черчения. Это привело к снижению качества обучения студентов в этом направлении. Еще одна серьезная проблема состоит в том, что увеличивается число студентов технических специальностей, которые закончили профессионально-технические средние школы по учебным программам, не обеспечивающим базовую подготовку формирования графических и конструкторских компетенций.
Факультет «Техника и технологии» в г. Ямбол – самый молодой факультет Тракийского университета г. Стара Загора. В 2011 году Технический колледж в городе Ямбол был преобразован в факультет «Техника и технологии». В структуре колледжа студентов обучали для получения образовательно-квалификационной степени «профессиональный бакалавр» в профессиональных областях «Машиностроение», «Энергетика», «Электроника, электротехника и автоматика» и «Пищевые технологии». Общая нагрузка студентов одной специальности была 1800 учебных часов. В области конструкторской подготовки студентов были включены дисциплины, указанные в таблице 1, с другими названиями и объемом. Нагрузка в учебных программах по предметам была недостаточной, чтобы достичь качественной подготовки студентов.
Таблица 1. Справка о дисциплинах, формирующих основные графические и конструкторские компетенции студентов, обучающихся в Техническом колледже г. Ямбол до 2011 года.
Профессиональная область |
Название дисциплины /курса/
|
Нагрузка
(лекции + практические занятия)
|
Форма итогового контроля
(Э - экзамен, ТО - текущая оценка)
|
Машинно инженерство
|
Инженерная графика
|
15+30
|
Э
|
Энергетика
|
Инженерная графика
|
15+30
|
Э
|
Пищевые технологии
|
Инженерная графика
|
15+15
|
ТО
|
Электроника, электротехника и автоматика
|
Техническая документация
|
15+15
|
ТО
|
Целью данного исследования является анализ современного уровня обучения в некоторых вузах с точки зрения геометрической и конструкторской подготовки студентов, и сравнить с обучением на факультете «Техника и технологии» г. Ямбол.
2. Анализ состояния проблемы
В исследовании участвуют высшие учебные заведения, которые опубликовали учебные планы обучения студентов на страницах соответствующих образовательных учреждений. В них обучаются студенты по специальностям, аналогичным тем, которые изучаются на факультете «Техника и технологии” г. Ямбол, а именно: Технический университет в Софии и его филиалы в г. Сливен и г. Пловдив, Технический университет в г. Варна, Технический университет в г. Габрово, Русенский университет «Ангел Кънчев» и Юго-Западный университет г. Благоевград.
Исследование проводилось относительно двух из четырех профессиональных областей факультета - «Машиностроение» и «Электроника, электротехника и автоматизация», так как другие две профессиональные области не включены в учебные программы некоторых из вузов. Собранная информация представлена в таблице 2 - относительно профессионального направления «Машиностроение» и в таблице 3 - относительно направления «Электроника, электротехника и автоматика».
В рамках данного исследования было установлено, что во всех университетах и в почти всех рассмотренных учебных планах соответствующих специальностей предусмотрена базовая подготовка в области геометрической и конструкторской документации, что присутствует и в названиях дисциплин. Очевидно то, что учебная нагрузка дисциплин в области «Машиностроение» и «Транспорт» - примерно в два раза больше, чем в профессиональной области «Электроника, электротехника и автоматика».
Почти все курсы изучаемых дисциплин заканчиваются формой текущего контроля знаний (за исключением Юго-Западного университета «Неофита Рильского», по специальности «Компьютерные системы и технологии»). При этом обязательно присутствует активная форма работы – курсовая задача или курсовая работа, что вполне логично, потому что навыки, которыми студенты должны овладеть, имеют практическую направленность.
В некоторых высших учебных заведениях принято базовую дисциплину для формирования графических и конструкторских навыков студентов сочетать с курсами, которые знакомят студентов с системой автоматизированного проектирования, которая эффективно снижает количество учебных часов для овладения базовыми компетенциями.
В некоторых специальностях профессионального направления «Электроника, электротехника и автоматика» обучение для формирования базовых навыков не присутствует и/или заменено обучением в области компьютерной графики. Например, учебные программы специальностей, преподаваемых в университете «Ангела Кънчева» в г. Русе: "Информационные и коммуникационные технологии", "Компьютерные системы и технологии» и «Компьютерное управление и автоматизация".
Возможно, что академический состав рассчитывает на хорошую подготовку студентов, полученную в средних профессиональных училищах. Анализ базируется, в основном, на учебной нагрузке в учебных программах специальностей, так как большинство университетов не публикует содержание своих учебных программ.
Анализ данных показывает, что учебная нагрузка основных дисциплин, в которых формируются графические навыки студентов факультета «Техника и технологии» г. Ямбол, возможно сопоставить с нагрузкой других университетов с подобными специальностями. Несмотря на это, мы продолжаем работать в направлении улучшения качества обучения и практической подготовки студентов относительно их графических и конструкторских компетенций.
Таблица 2. Справка о дисциплинах, формирующих основные графические и конструкторские навыки студентов, обучающихся в университетах в Болгарии по специальностям, подобным преподаваемым в профессиональной области „Машиностроение” факультета "Техника и технологии" г. Ямбол.
Университет
|
Специальность
|
Название дисциплины /курса/
|
Нагрузка
(Лекции + практические занятия/
Лабораторные занятия)
|
Форма итогового контроля
(Э - экзамен, ТО - текущая оценка, КЗ – курсовая задача, КР - курсовая работа)
|
Технический университет - София и филиалы в г. Пловдив и г. Сливен
|
Транспортная техника и технологии
|
Основы конструирования и
компьютерное программирование - І
|
2+2
|
ТО, КР
|
Основы конструирования и
компьютерное программирование - ІІ
|
1+2
|
ТО, КР
|
||
Технология и управления транспортом
|
Основы конструирования и
компьютерное программирование - І
|
2+2
|
ТО, КР
|
|
Основы конструирования и
компьютерное программирование - ІІ
|
1+2
|
ТО, КР
|
||
Технический университет - Варна
|
Транспортная техника и технологии
|
Прикладная геометрия и
инженерная графика – І
|
2+2
|
ТО
|
Прикладная геометрия и
инженерная графика – ІІ
|
0+2
|
ТО, КР
|
||
Русенски университет „Ангел Кънчев“
|
Транспортная техника и технологии
|
Прикладная геометрия и
инженерная графика І
|
1+2
|
ТО, КЗ
|
Прикладная геометрия и
инженерная графика – ІІ
|
1+2
|
ТО, КР
|
||
Технология и управления транспортом
|
Инженерная графика
|
1+2
|
ТО, КЗ
|
|
Агротехника и технологии
|
Прикладная геометрия и
инженерная графика І
|
1+2
|
ТО, КЗ
|
|
Прикладная геометрия и
инженерная графика – ІІ
|
1+2
|
ТО, КР
|
||
Факультет «Техника и технологии» - Ямбол
|
Автотранспортная и сельскохозяйственная техника
|
Инженерная графика - І
|
1+2
|
ТО, КР
|
Инженерная графика - ІІ
|
1+2
|
ТО, КР
|
Таблица 3. Справка о дисциплинах, формирующих основные графические навыки студентов, обучающихся в университетах Болгарии по специальностям, подобным специальностям, преподаваемым в профессиональной области «Электроника, электротехника и автоматика» Факультета «Техника и технологии»
Университет |
Специальность |
Название дисциплины /курса/ |
Нагрузка
(Лекции + практические занятия/
Лабораторные занятия)
|
Форма итогового контроля
(Э - экзамен, ТО - текущая оценка, КЗ – курсовая задача, КР - курсовая работа)
|
|
Технический университет - София и филиалы в г. Пловдив и г. Сливен |
Автоматика, информационная и управляющая техника |
Основы инженерного проектирования - І |
1+2 |
ТО, КР |
|
Компьютерные системы и технологии |
|||||
Основы инженерного проектирования - ІІ |
1+1 |
ТО |
|||
Электротехника |
|||||
Технический университет - Варна
|
Автоматика, информационная и управляющая техника |
Техническая документация |
1+2 |
ТО, КР |
|
Электротехника |
|||||
Электроника |
|||||
Русенский университет "Ангел Kънчев" |
Электроэнергетика |
Техническая документация |
1+2 |
ТО, КЗ |
|
Электроника |
|||||
Технический университет - Габрово
|
Автоматика, информационная и управляющая техника |
Инженерная графика - І |
1+2 |
|
|
Электроснабжение и электропитание |
|||||
Компьютерные системы и технологии |
Инженерная графика - ІІ |
0+2 |
ТО, КР |
||
Электроника |
|||||
Юго-западный университет "Неофит Рильский" |
Компьютерные системы и технологии |
Техническая документация |
1+2 |
И, КР |
|
Факультет „Техника и технологии“ |
Автоматика, информационная и управляющая техника |
Техническая документация |
1+2 |
ТО, КР |
|
Электротехника |
Чтение лекций сопровождается использованием современных средств визуализации - проекторов и интерактивных досок. Семинары проводятся в специализированных лабораториях, оснащенных необходимыми чертежными досками и другими аксессуарами для самостоятельной работы студентов. Были разработаны аудиовизуальные материалы для самостоятельного обучения студентов по Гранту «Развитие Центра электронных форм дистанционного обучения в Тракийском университете» (контракт BG051PO001-4.3.04-0026). Проект финансируется Оперативной программой «Развитие человеческих ресурсов», он софинансировался Европейским социальным фондом Европейского Союза. В материалах показано поэтапное создание практических задач. Все материалы содержатся в платформе электронного обучения с дистанционным доступом - ftt-yambol@ftt.uni-sz.bg
В учебных программах были добавлены дисциплины, которые надстраивают знания и навыки студентов в области графического проектирования в среде компьютерного проектирования – обязательная дисциплина во время второго года обучения, факультативная во время третьего и четвертого года обучения. Эти дисциплины представляют собой «входной связью» накануне изучения специальных дисциплин, в которых студенты занимаются конструкторско-технологическими системами и оборудованием.
В прошлом году, в рамках праздника факультета - 11 мая, был организован конкурс компьютерного проектирования, в котором студенты показали приобретенные навыки. Периодически, по просьбе студентов, факультет проводит дополнительные квалификационные учебные курсы по продуктам компьютерного проектирования. Мы приглашаем представителей компаний, занимающихся распрпространением различного типа программного обеспечения, компьютерным проектированием и специалистов - практиков.
3. Итоги
Использование современных средств обучения: мультимедиа, интерактивных досок и аудиовизуальных материалов для самостоятельного обучения студентов, позволяет развивать творческое мышление, воображение и овладевать навыками проектирования. Тем самым улучшается их техническая подготовка.
1. Стойкова В., А. Смрикаров, А. Иванова, Кр. Георгиева, Н. Иванова. Интерактивните средства при обучението на студентите от дигиталното поколение – екстра или необходимост? Сборник с доклади от Пета национална конференция по електронно обучение във висшите училища. ИЦ на РУ "Ангел Кънчев", Русе, 2014, с. 197-207, ISBN-978-954-712-611-4
2. Stoykova V., S. Dineva, K. Georgieva. Requires to teachers for using interactive whiteboards in creating moduls for ODL-process, НАУЧНА КОНФЕРЕНЦИЯ – РУ & СУ’11, Русе, 2011, c. 190-196, ISSN 1311-3321.
3. Stoykova, V. Evaluation of the application of interactive presentation systems in higher education, ARTTE, Applied Researches in Technics, Technologies and Education, Journal of the Faculty of Technics and Technologies, Trakia University, Vol. 2, No. 3, 2014, pp. 286-300, ISSN 1314-8788 (print), ISSN 1314-8796 (online).
4. Закон за висшето образование, Обн. ДВ. бр.112 от 27 Декември 1995г., посл. изм. ДВ. бр.107 от 24 Декември 2014г.
5. http://minedu.government.bg/
7. http://new.tu-varna.bg/index.php/bg/
Горнов Александр Олегович (5 марта 2015 г. 18:42) |
Уважаемые Красимира Господинова и Нели Асенова, здравствуйте! Хочу сверить своё мнение относительно одного из фрагментов Вашего интересного доклада. Как Вы считаете, при каком характере и содержании лекционной информации повышается эффективность лектора при использовании проектора ( как источника информации) и повышается ли одновременно эффективность её восприятия студентами ( как приемников информации)? Тот же вопрос относительно информации, источниками которой являются интерактивная доска и лектор, а приемниками студенты. Насколько эффективна в современных условиях , на Ваш взгляд, лекционная форма для наших дисциплин вообще?
|
Принцев Николай Владимирович (7 марта 2015 г. 2:18) |
Уважаемые коллеги из Братской Болгарии! Великолепный доклад. Главная его отличительная черта - ПРАВДИВОСТЬ. Заметил, что проблемы у нас - общие. А это означает,что вместе мы их и победим! Почаще приезжайте в наш Город на Неве на научные конференции, ведь в Северной Столице очень заметно математическое влияние выходцев из Болгарии, которые жили в Санкт-Петербурге во время турецкого ига. Лучи солнца на многих архитектурных памятниках одновременно символизируют и луч проекции, о чём наши с Вами общие предки никогда не забывали. О математической парадигме архитектуры. |
Мокрецова Людмила Олеговна (8 марта 2015 г. 0:40) |
Уважаемые Коллеги! Очень приятно читать такой аналитический доклад, связанный с графической подготовкой в разных городах Болгарии. Мне доводилось в некоторых перечисленных Университета бывать, только уже лет назад. Оказывается , все те же проблемы. Данные по часам нагрузки совпадают и с нашим университет. Правда, мы отказались в 2012 году от лекций, так как мультимедийное представление материала лучше воспринимается одновременно с решением задач или выплнения лабораторных работ: так называемые "комбинированные "занятия.Распределение графической подготовки по 2-3 курсам- правильная. У нас это дисциплина называется -"Автоматизированное проектирование", но преподается чаще выпускающими кафедрами.Это связано с направлением обучения и особенностями ПО дипломных работ. Еще лучше, если продолжим обучать и магистров- машиностроителей, металлургов, горняков, нефтянников и т.д. Вы не написали о применяемой ПО, советуем КОМПАС компании Аскон России-:легко интегрируется с SolidWorks. С уважением, Л. О.Мокрецова
|
Георгиева Нели Асенова (9 марта 2015 г. 13:59) |
Уважаемый Александр Олегович, здравствуйте! Спасибо большое за комментар нашего доклада. В области графического проектирования в болгарских вузовских программах, как правило, количество лекций в нагрузке – минимально. Основная цель лекций – создать теоретические основы знаний, на которых строятся практические графические умения студентов, т.е., в целом, акцент ставится на практической подготовке. С развитием компьютерной техники намного увеличиваются возможности динамической визуализации технолологии для выработки геометрических построений. Мы разработали видео-файлы с анимированными упражнениями, которыми студенты могут воспользоваться, работая самостоятельно в классе или дома. Эти материалы повышают интерес студентов и помогают лучшему пониманию технологии геометрических построений. С уважением, Нелли Георгиева Красимира Георгиева |
Георгиева Нели Асенова (9 марта 2015 г. 14:08) |
Уважаемый Николай Владимирович, здравствуйте! Спасибо огромное за теплые эмоциональные слова! Наверное Вы правы в том, что наши проблемы – общие. Было бы хорошо нам чаще общаться и делиться проблемами. Спасибо за приглашение приехать в прекрасный город на Неве! С уважением, Нелли Георгиева Красимира Георгиева |
Горнов Александр Олегович (9 марта 2015 г. 14:28) |
Коллеги Нели Георгиева, Красимира Георгиева! Спасибо за ответ на часть моих вопросов . Может быть я не достаточно акцентировал в своем комментарии , но меня, в большей степени, интересует Ваша оценка повышения эффективности процесса передачи - приема информации при использовании тех или иных технических средств . С уважением, А.О.Горнов |
Георгиева Нели Асенова (9 марта 2015 г. 14:32) |
Добрый день, уважаемая Людмила Олеговна! Мы хотели бы поблагодарить Вас за положительную оценку нашего доклада! Съгласно болгарскому законодательству, обучение в вузах проводится в форме лекций и упражнений. В документах нет формулировки «комбинированных занятий». Ваша хорошая практика помогла бы для оптимизации обучения по геометро-графической подготовке студентов в Болгарии. Мы могли бы предложить эту идею для обсуждения коллегам из других технических вузов. В области автоматизированного проектирования мы используем различного типа программное обеспечение в обучении студентов: КОМПАС, AUTOCAD американской компании AUTODESK и CATIA французской компании DASSAULT SYSTEMS. Наш Факультет собирается скоро купить лицензирование программного обеспечения программы SolidWorks. Всего доброго! С уважением, Нелли Георгиева Красимира Георгиева
|
Георгиева Нели Асенова (9 марта 2015 г. 20:19) |
Уважаемый Александр Олегович! По нашему мнению, использование анимированной визуализации при решении соответствующей задачи, независимо от технического средства восприятия, увеличивает интерес студентов к информации. Мы считаем, что это связано с низким уровнем развития их пространственного мышления, а путем использования компьютерных технологий эта проблема преодолевается. На данном этапе мы не оценивали воздействие различных технических средств на эффективность восприятия, но можем провести опрос среди студентов и проанализировать их собственную оценку по этому вопросу. С уважением, Нелли Георгиева Красимира Георгиева |
Горнов Александр Олегович (9 марта 2015 г. 21:20) |
Спасибо большое авторам за быструю реакцию на настойчивые вопросы ! Я Вас понял. С уважением, А.О. |
Усанова Елена Владимировна (24 марта 2015 г. 10:56) |
Уважаемые Красимира Господинова и Нели Асенова! Результаты исследований по влиянию различных техник графического представления обучающей информации, в том числе и мультимедийных, и CAD-систем на уровень обученности в базовой геометро-графической подготовке студентов и их анализ представлены в двух статьях журнала «Геометрия и графика» т.1, вып.1за 2013г. и докладывались на КГП. Интегральные показатели в смысле обученности - в среднем 20%. Концентрированное представление информации в гафических формах повышает только скорость ее восприятия в 3-7 раз, но не осмысленного усвоения с целью развития устойчивых профессиональных навыков. Здесь есть индивидуальные личностные психофизиологические пороги и по объему подаваемой информации , и в динамике подачи, и в форме подачи , цветовые решения и т.д. Поэтому перешла на практически персонализированную форму учебно- информационного взаимодействия. Электронная почта забита студенческими посланиями, пока в этом семестре в Black board не работал. Такими технологиями можно обучить. Но развить творческие способности, инженерное мышление можно только содержанием инженерных задач. Вот здесь –то и возникают задачи перед преподавателями. Пока эти современные проблемы корректно инженерными психологами не изучены, но с применением ИКТ возникли. И не только в России. В одиночку их не решить. Поэтому обсуждение на полях интернет-конференции для меня и, вижу для всех комментаторов выше, очень полезно. Благодарю за открытость и объективность анализа. Усанова Е.В. |
Георгиева Нели Асенова (26 марта 2015 г. 13:01) |
Спасибо Eлена Владимировна |