Тачев Момчил Тодоров | (Технический Университет - Варна) |
Цель данного исследования - с концептуално-дизайнерской точки зрения проанализировать значение определенных графических способов, используемых для переливания части пятен с целью уменьшения демаскирующего эффекта контура и граничного контраста. Этот аспект важен, так как он повышает эффективность камуфляжа на «микро» плоскости при ближней дистанции. В это число входят вопросы группировки, формы структурных частиц, и графических способов переливания разноцветных пятен.
Основное предназначение и цель каждой камуфляжной модели - создать иллюзию декомпозиции формы, т.е. разбить целостность силуэта и сделать труднее его оптическое распознавание. Дополнительно создаются эффекты и иллюзии рельефности, неоднородности, с помощью наслоения различных видовых природных форм и материалов, к которым применяются одновременно различные способы граничного контраста и дисперсии. Методы, по которым осуществляется маскировка, сводятся к различным по форме и организации цветным пятнам, полоскам и линиям [2].
Цель данного исследования - с концептуально-дизайнерской точки зрения проанализировать значение определенных графических способов, используемых для переливания части пятен с целью уменьшения демаскирующего эффекта контура и граничного контраста. Анализируются и возможности усиления иллюзии переливания и эффектов при комбинировании различных по форме структурных элементов. Этот аспект важен, так как он позволяет повысить эффективность камуфляжа на «микро» плоскости – эффект на близком расстоянии[3].
В это число входят вопросы группировки, формы структурных частиц, и графических способов переливания разноцветных пятен. В данном случае мы абстрагируемся от чисто цветовых аспектов проблемы, которые были предметом других исследований.
Для ясности в ходе исследования нужно объяснить значение некоторых понятий и уяснить смысл, в котором они будут использованы. Термин «растр», кроме чисто технического смысла, связанного с компьютерными экранами и воспроизводством образов, используется в дизайне для обозначения повторяющихся одинаковых элементов (с различной формой), строящих большие образы или композиции. В то же время, однозначная дефиниция понятия не принята. Этим термином обозначаются достаточно разнородные принципы и формы. Это обстоятельство заставляет сделать более конкретный анализ дефиниций.
Одно возможное определение: German, from Latin raster, rastrum rake, from radere to scrape ...also: a pattern of closely spaced rows of dots that form an image (as on the cathode-ray tube of a television or computer display [11] .
Перевод: «Растр» (немецкий, происходит от латинского «поцарапать») ряд из близко расположенных полосок из точек (пикселей), образующих образ.
В принципе, самый точный его смысл следовал бы из параллельных линий, расположенных на определенном расстоянии: „The word raster comes from the Latin word rastrum (a rake), which is derived from radere (to scrape); see also rastrum, an instrument for drawing musical staff lines. The pattern left by the tines of a rake, when drawn straight, resembles the parallel lines of a raster...” [10].
В то же время, однако, это понятие распространяется и для названия овальных и круглых форм.
В конкретном случае, термин «растр» употребляется как общий по отношению к овальным, аморфным, кубичным, пикселизованным (при т.н. „дигитальных”, т.е основанных на теории фрактальных моделей) элементам, построенным путем накопления, выделении пятна у некоторых «распятновок», и, как более точный термин, при использовании «полосок линий».
При анализе эффективности воздействия некоторых камуфляжей из животного мира, интересен пример с окраской у перепела (рис. 1). Совершенная визуальная «мимикрия» этих птиц основывается на определенных особенностях окраски оперения, и их анализ может послужить как база для исследований по оптимизации адаптивных качеств на маскировочных моделях.
Рис. 1. Перепел в естественной среде (Фотография М.Тачева)
При детальном анализе создается впечатление, что, даже при различных с окружающей средой цветовых тонах, оперение минимизирует этот недостаток через эффект контрастного «растра». Он усиливает „разложение“ формы и мешает восприятию перепела как целого объекта. Большое количество линий с различными тонами, которое создает известный из импрессионизма эффект аддитивного смешивания цветов. В этом случае, оптически, цвета его оперения переливается один в другой, иллюминируя граничный контраст тонов через эффективную дисперсию, и, как следствие, его построение посредством маленьких «линейных» элементов. По существу здесь наблюдается практический пример «растрового» эффекта в природе[4].
Целенаправленное употребление «растра» в чистом виде регистрируется в первый раз при стандартной распятновке Сухопутных сил Третьего Рейха "Splittermuster 31" (рис.2), так как у этой модели эффект декомпозиции фигуры достигается через неправильные геометрические формы („осколки”). Их величавость смягчают различные формы контуров через их частичное „переливание” с помощью «линейного растра», неравномерно расположенного и сгруппирированного в большие абстракно-геометрические фигуры. При детальном наблюдении устанавливается, что в действительности форма полосок не строго линейная. В сущности, каждая из них утолщается в середине, в тоже время все полоски имеют различную длину. Умышленно избегают параллельного и равномерного расположения и восприятия правильности модульной сети. Очевидно, стремление заключается в поиске ощущения неравномерности. Утолщение в середине «растра», вероятно, имеет цель создать зрительную иллюзию рельефа и выпуклости. «Растрирующие» формы имеют различный цвет относительно крупных геометрических форм и накладываются как поверх пятен, так и поверх фона с целью создания эффекта нюансированности при трех тонах.
Рис. 2. "Splittermuster 31" (Личная коллекция М.Тачева)
Анализ эффективности этой распятновки показывает, что, несмотря на то, что она интересна и нова с концептуальной точки зрения, воспринимаемая модель не раскрывает полного потенциала идеи использования «растра». При просмотре на определенном расстоянии линии сливаются с основой (более всего с темными пятнами) и эффект получается незначительным, а на более близком расстоянии контраст дополнительно усиливается резкими гранями крупных геометрических фигур, и становится более независимым от влияния на него рядов линий.
Учитывая вероятность этих недостатков, в скором времени командование и, в конце концов, политическое руководство, принимает для своих элитных частей (СС) революционные модели распятновки, которые получаются до конца разработанными и остаются не изменеными до конца войны. Один конкретный, названный «точечным» („Erbsenmuster 44”), особенно интересен как дизайнерская концепция из-за сложных принципов оптической иллюзии и цветовых отношений, использованных при его проектировании. Новое в нем – это идея композиции множества маленьких «точек», которые, будучи сгруппированными, образуют места с большими цветовыми пятнами. Через миниатюрные пятна постигается дисперсия цвета, исключительно создающая иллюзию светотеней, отраженных от неоднородной поверхности листа, и одновременно изолируется и ограничивается пограничным контрастом. Задача успешно «расположить» одну объемную фигуру, по крайней мере, в двух различных плоскостях (на земле и деревьях, как задний фон) является самой большой трудностью для дизайнера маскировочной одежды. Огромное значение имеют древесные, кустарниковые и травяные виды и сезон. В этом отношении «точечный» декомпозирующий принцип демонстрирует свою эффективность – через умелую комбинацию из нескольких условий: подходящий размер цветного «растра», его удачная группировка и диффузия, правильно подобранные тона в сложной коричнево-зеленой гамме – достигается почти совершенный эффект неоднородности и «сливания» с конкретной средой. По тем же причинам фигура остается незаметной и при достаточно близком расстоянии, по сравнению с камуфляжами с более крупными пятнами. В этих новаторских моделях могут открыться принципы искусства модернизма. Некоторые художественные «способы» импрессионизма, «поантализма», «фувизма», футуризма (Бала, Боджиони) [7, c. 468, 470, 472] , открытые экспрессионизмом и дополненные чистой геометричностью Де Стиила, абстрактное и «минимистичное» движение [7, c. 398, 400] в начале ХХ века оказывает влияние на дизайн и оптические иллюзии, внедренные при проектировании и других концептуально новых моделях распятновки 30-40-ых годов. Открытия и эксперименты художников того периода оказывают существенное влияние при разработке «растрового» принципа воздействующих пятен.
В конце войны сухопутными силами Третьего рейха принимается модель распятновки, дополняющая растровый принцип Splittermuster М31, названная Sumpfmuster 43 [9], (этот вариант идентичен ранней маскировочной «модели» Бундесвера от 1960 г.). В ней известная модель линейного «растра», использованная у М31, дополнена переливанием тональных пятен, которые здесь овально-аморфные, вместо граненых. Для уменьшения эффекта граничного контраста используется постепенное переливание графическими средствами (уменьшающий свой размер точечный растр) из тона декомпозирующих фигуральных пятен к основному цвету фона через эффект «разложения» или растворения контура. Этот метод дополнительно симулирует и эффекты отброшенных в природе теней. Так уменьшается негативный эффект граничного контраста.
После Второй мировой войны с обеих сторон «Железного занавеса» совершаются разработки маскировочных моделей униформ, которые только после 80-ых годов ХХ века становятся стандартными для всех частей армий. Тогда проектировщики камуфляжей снова направляют свой интерес к растрово-диффузному принципу и вообще к методам достижения размытости, разложения границ разноцветных пятен.
В странах Варшавского договора делают множество различных экспериментальных моделей «распятновки» включающих в себя различные идеи растра и экспериментирующие с диффузией пятен с целью уменьшения различимости контура цветнях пятен. В концептуальном отношении в моделях, разработанных по этому принципу, используется оригинальная комбинация точечного и линейного растра. Болгарский вариант этой общей для социалистических стран тенденции стала популярным с неофициальным названием «жабья кожа». Принята идея с угловыми декомпозирующими пятнами, а используется принцип пятен составленных сдавливанием точечного растра, который дополняет и развивает эффект декомпозиции и разложения в среде. При более неравномерном композиционном решении и более подходящем нюансировании тонов эта идея была бы актуальна и сейчас. К сожалению, общий недостаток существующих моделей с 60-ых годов – это отсутствие контраста в цветовых пятнах и растре, вероятно, в результате стремления к универсальности модели.
В бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ) для некоторых специальных родов войск и оперативных групп использовался особенный вид камуфляжного костюма, составленный из миниатюрных точек (капель) различного цвета, которые переливаются и перекрываются. Эта зернистая структура создает хороший эффект на близком расстоянии, но из-за сильной диффузии и сходства тонов с определенного расстояния фигура снова начинает воздействовать как один объект. В силу вышесказанного эффективность диффузии сильно ограничивается и с известного расстояния фигура все-таки оказывается в одном тоне, который сколько бы ни был сложен и близок к среде позволяет фигуре изолироваться оптически. Эта ошибка повторилась и у армии пендосов США десятилетиями позже с введением UCP (universal camouflage pattern). Эта проблема стала поводом к проектированию новых вариантов, основывающихся на максимально уменьшенном пиксельном растре, и выявила границу, после которой на определенном расстоянии диффузия элементов превращается в демаскирующее оптическое явление.
Оптимизированные и проверенные на практике принципы доказали свою эффективность в камуфляже ФРГ 90-ых годов XX века («флектарн»). Он основан на «диффузно-растровом» принципе и одновременно сочетает лучшие традиции и последние тенденции, породившие улучшенную версию упоминающихся выше конструкций СС конца ВМВ. Данный камуфляж отличается меньшим точечным растром и актуализацией тонов. В нем применяются все принципы, описанные выше на примере «Erbsenmuster 44». Этот пример показывает, что в большинстве армий маскировочная конструкция имеет характерное отличие, проявляет традиции и выявляет идентичность. Учитывающий последние тенденции и требования, он не разрывает связь с достижениями немецких ученых середины XX века. Дизайнеры этой конструкции учли тенденцию уменьшения пятен с целью усиления эффекта взаимопроникновения и несинхронного контраста, а также одновременно использовали виды пятен и их группировку из своих более ранних моделей.
Рис. 3.
А. Камуфляж 1951г. вооруженных сил Бельгии , в основе британская модель ВМВ, представяляет опыт эффекта затенения граничного контраста с помощью групп подобных на экспрессивных штрихов расположенных в граничной зоне и контрастно изменяющих свой цвет на различной основе (личная коллекция М.Тачева).
Б. Деталь от «DPM» 1994 (Великобритания), в которой диффузия цветных пятен использован «поанталистичный» графический прием. Он использован на микроуровне и создает иллюзию брошенной тени, ограничивающий негативный эффект сильного граничащего контраста в конкретных зонах. (Личная коллекция М.Тачева)
В период второй мировой войны армия Её Величества (Великобритании) приняла для воздушно-десантных и других специальных частей маскировочный рисунок с особенным «экспрессионистским»[5] стилем (модель дизайна разноцветных пятен). Основными были неправильные овальные пятна и смелые, толстые мазки широкой кистью на одноцветной светлой основе. Непосредственно после войны этот вариант без особенных изменений был принят другими армиями (Рис. 3 А). Для затемнения эффекта граничного контраста используются группы схожих со штрихами линий, расположенных в граничной зоне и контрастно изменяющих свой цвет на различной основе. Эволюционированый растр, как графический прием в «поанталистичном» варианте использовался при разработке в более позднем «disruptive camouflage pattern» (англ.). С его принятия в 1966г. и до конца официального его использования в 2008 г. при всех версиях «DPM» в Великобритании неизменно поддерживается концепция переливания части пятен через «поанталистичный» графический прием, создающий иллюзию брошенной или отраженной тени (рис. 3Б). Целенаправленно идет поиск воздействия на «микро» уровне, так как макро эффект успешно реализован в традиционных камуфляжах английской армии: толстые, имитирующие мазки кистью, демонстрируемые на примере Бельгийской армией (рис. 3А).
Интересный образец с сильным и новаторским использованием растра был принят некоторыми специальными вооруженными силами Российской Федерации [12]. Модель «Растр» основана на варианте «Камышовый рисунок» с 90-ых годов, эволюционировала с расчетом на «цифровые» тенденции и одновременно сохранила традиционные советские разработки (рис. 4).
Рис. 4. Растр, РФ (http://www.army-discount.com/Images/Menu/Camo/Russie/Raster.jpg)
В некоторых из них используются маленькие геометрические формы, но с неправильной сложной формой еще с 1945 г. («трехцветный маскировочный камуфляжный костюм»). В «растре» генерированные компьютером сети различных форм накладываются, образуя сложную многослойную систему модульных элементов, меняющих свои размер и цвет и создающие успешное впечатление неоднородности. Не будет преувеличением, если сказать, что со своим дизайнерским подходом модель «Растр» - уникальный вариант без прямого аналога, показывающий интересную перспективу для будущего развития камуфляжных моделей.
В 90-ые годы в канадской армии, почти одновременно с американской, начинают изучение эффекта усиленной дисперсии. Они полностью отказались от привычного и символического для США и НАТО увлечения «городскими» моделями. В связи с новый цифровой моделью новый цифровой метод назван UCP (Camouflage Pattern). В последствии и MARPAT принципиально очень близок канадскому CADPAT (первая патентованная канадская модель[8]). Концептуально эти распятновки выходят из теории о фракталах, построенных равномерно в бесконечности. На цветных пятнах творчески использовано геометрично обусловленое увеличение пятна. На практике декомпозирующие цветные пятна «расщепляются» и переливаются с помощью растровых пикселей. Декомпозирующее пятно диффузируется и усложняет цвет ближе к Erbsenmuster 44 и Флектарному принципу. Так избегают негативных эффектов одновременного и граничного контраста, характерных для предыдущей модели США. Другими словами, воспринимаются и заново открываются принципы, уже использованные 60 годами ранее. Новое только геометрия, характерная для растрового пятна, т. е. его «оцифровка». В подобном принципе составили свою «цифровую» модель и армия Италии. Особенность их решения была неправильная и сложная форма растра [13], который создает ощущение сложных многослойных структур, близких к коре деревьев.
На практике после 2000-ых г. все современные камуфляжные модели используют растрово-диффузионный принцип. Судя по всему, кажется, что это определяющая дизайнерская концепция для маскировочных униформ. Преимущества этого принципа не только в расстоянии, на котором маскирующий эффект действует, но и в относительной его универсальности и оптимальности по отношению к различным ландшафтным и природным средам. Одновременно творческое использование идеи позволяет получить неожиданные вариации моделей, которые на первый взгляд даже трудно определить как разработанные по общему принципу. Стремление к «растворению» в окружающей среде и уменьшению эффекта граничных контрастов является одним из основных достоинств принципа разложения и даже для максимально уменьшенных пятен. Разработанный по этому принципу, маскировочный эффект становится годным для большинства различных ландшафтных сред, т.е. приближается к понятию «оптимальность». В период интенсивного технологического прогресса и конкуренции фирм, повышается требования к качеству камуфляжных моделей. Каждый способ и возможность для улучшения адаптации в определенной среде, уменьшение расстояния для распознавания силуэта – это потенциальное решение определенной проблемы. Вот почему их систематизация и анализ в дизайнерском отношении могут дать новые идеи в работе проектировщиков и исследователей.
1. Longman Dictionary Of English Language and Culture 1992. р.170, Longman; 1992
2. Тачев, Момчил; "Изкуството на камуфлажния дизайн"- Монография; 16/70x100; Издателска къща "Стено"; Варна; 2015г.; ISBN 978-954-449-778-1
3. Тачев, Момчил; „Oптически илюзии, принципи на мимикрията и възможности за приложението им при дизайна на камуфлажни десени”; “Сборник научни трудове от юбилейната научна конференция по повеод 10 години от създаването на НВУ «Васил Левски»” T. 3 «Сигурност и отбрана»; НВУ; В.Търново; 2012:; стр. 35-42; 2012;IBSN 978-954-753-095-9;
4. Tachev, M., “Camouflage Patterns- Optical Illusions of Fusion and Decomposition”; стр. 22, The Knowledge Based Organization, 14-th International Conference. Military Science; Conference Proceedings 1; “Nicolae Balsescu” - Land Forces Academy Publishing house; Sibiu; Romania; 2008.,/ с.22; ISSN 1843-6722;
5. Луси-Смит Едуард, ”Речник на термини на изкуството”,”Петър Берон” С.1996
6. Gage John , “Colour in Art “ THAMES AND HUDSON (2006)
7. Piper David, “The Illustradet History Of Art” Bounty Books 2004;
8. http://www.hyperstealth.com/CADPAT-MARPAT.htm
9. http://www.kamouflage.net/global.php?rid=00003
10. http://www.merriam-webster.com/dictionary/raster
11. http://en.wikipedia.org/wiki/Raster_scan
12. http://www.army-discount.com/Images/Menu/Camo/Russie/Raster.jpg
13. http://en.wikipedia.org/wiki/Fractal
Горнов Александр Олегович (24 февраля 2015 г. 15:41) |
Здравствуйте, Момчил Тодоров! Свежая и очень интересная, по - крайней мере для меня, тема доклада. Поэтому разрешите несколько вопросов. 1) Вы в этой сфере аналитик или занимаетесь синтезом камуфляжа?
2)Как широко при разработке камуфляжа используются цифровые компьюторные анализаторы и синтезаторы? Есть ли и насколько используются объективные критерии оптимальности камуфляжа для данного геометрического и цветового спектра ландшафта? 3) Есть ли заказчики камуфляжа из мирных сфер, например для работников природных заповедников, рыбаков, охотников? Или военный камуфляж считается унивесальным ? |
Принцев Николай Владимирович (25 февраля 2015 г. 21:32) |
Уважаемый Мамчил Тодоров! Если говорить о подборе колера, то нужно рассматривать позиции искусствоведения. Художник Венецианов так изображал грозди винограда, что птицы слетались клевать. Так и камуфляж должен рассматриваться ПРИМЕНИТЕЛЬНО к условиям фронтовой полосы. Приведу такой пример. Во время Финской войны наши лыжные роты стали применять белый камуфляж (маскировочные халаты и комбинезоны), что позволило обеспечивать их ПОЛНУЮ невидимость. Ваш пример с перепёлкой приведён КРАЙНЕ неудачно. Согласно орнитологии, любая птица для гнездовья предпочитает формировать гнездо из травы, листьев. Просто на голой земле она не будет размещаться, потому что сразу будет обнаружена. Мы проводили исследования формы Вооружённых Сил РФ, используемой в 90-х годах ХХ столетия и современная форма Юдашкина, которая использует мелкие геометрические фигуры. На Ваших образцах используются композиции из трёх цветов. Наиболее удачное сочетание – 6-7 цветов, которые имеют неправильные «лужицеобразные» очертания. В жизни человеческий глаз воспринимает более 300 оттенков чёрного цвета. То есть светотень улавливается очень чутко. Начертательная геометрия и предполагает прорисовку теней, а Вы на этом не остановились. Камуфляж рассчитан на эффект создания зрительных иллюзий. |
Тачев Момчил Тодоров (26 февраля 2015 г. 11:20) |
Уважаемый профессор Горнов! Большое спасибо за проявленный интерес и компетентные вопросы! На самом деле, я аналитик. Проявляю интерес и к созданию камуфляжа, но на данном этапе провожу только эксперименты. Я несколько скептически отношусь к абсолютизации способов компьютерного проектирования. Считаю, что оптимальность камуфляжа - это неоднозначное понятие. Оно зависит от заданных критериев, т.е. как от степени специализации, так и от “универсальности” камуфляжа. По-моему, в последнее время, военный камуфляж не самый качественный. Сегодня значительные средства выделяются на создание спортивных моделей для охотников и рыбаков. При создании военного комуфляжа часто ощущается давление факторов субъективного характера, не имеющих отношения к практичности или эффективности моделей. Так например, все еще, некоторые руководящие органы и лидеры на кладывают свои ассоциации, исторически сложившиеся взгляды, связи с конкретной политической системоо на концепцию создания моделей. |
Принцев Николай Владимирович (28 февраля 2015 г. 1:57) |
Уважаемый Момчил Тодоров! Компьютерное проектирование хорошо именно тем, что оно даёт возможность «проиграть» разные ситуации, но проверять-то надо на практике! Только в полевых условиях можно определить диапазон видимости или невидимости. Мне кажется, что Вы к этой проблеме подходите с довольно странных позиций. Причём здесь политика? Камуфляж рассчитан на действие оптических законов. Объясните мне, ЗАЧЕМ прятаться рыбаку? От конкурентов? От рыбнадзора? От рыбы? То же самое можно сказать и об охотнике. Зверь охотника распознаёт по запаху. А вот о чём Вы не сказали, так это о компьютерной версии при маскировки самих военных объектов. Во время Великой Отечественной войны Жуков умудрился под Киевом все самолёты потерять во время бомбёжки, а лётчики КБФ НИ ОДНОГО самолёта не потеряли, потому что задолго до нападения фашистов освоили тактику маскировки военных аэродромов, а их около Города на Неве было свыше 60! Маскировка, как говорят лётчики, - это искусство Высшего пилотажа. Желаю Вам подробнее поинтересоваться этой темой. У меня было несколько очерков на эту тему – «Тайны Крылатых Львов» о подвиге лётчиков Морской авиации. |
Тачев Момчил Тодоров (1 марта 2015 г. 1:12) |
Уважаемый Николай Владимирович! Спасибо за проявленное отношению и внимание! Для меня будеть очень интересно познакомиться с Вашим очерком – «Тайны Крылатых Львов» о лётчиках Морской авиации. Как начало, надеюсь, Вы согласитесь, что в одном докладе невозможно анализировать все аспекты камуфляжа. При том видно, что в моей работе речь идет ТОЛЬКО о графических способах снижения влияния граничного контраста на грани цветовых пятен маскировочной ткани, а не о целостном рассмотрении всех проблем камуфляжного дизайна. Здесь цвет вообще не предмет анализа. Эту проблему, так же как и другие проблемы, связянные с темой, я рассматриваю в других своих работах. По существу, я во многом разделяю Ваше мнение о том, что „Камуфляж рассчитан на действие оптических законов.“ В этом нет никакого сомнения. Но по отношению охотничьего камуфляжа я не склонен согласиться с высказанным Вами мнением. Оставим в сторону тот факт, что Вы обрекаете на гибель целую прибыльную индустрию охотничьих аксессуаров, но из моего опита как охотника я утверждаю, что у охотника, который подходить с правилной стороны по отношению к ветру, если он еще и „невидим“ для зверей, есть большой шанс на удачный выстрел. А что сказать о специфических охотничьих способах, которые охотники применяют во время охоты на гусей, уток и других птиц? Там принимаются изключительные меры при камуфляже охотников – одежда, сеть, капюшоны и т.д. Компьютерное проектирование - это инструмент и метод работы, без которого современный дизайн невозможен. В моем прошлом комменатарии речь шла о том, что его считают панацеей всех проблем и не учитывают творческий момент в проектировании. По-моему, политические факторы всегда играли некую роль, так как униформы войск являются не только практичной маскировочной одеждой, но исполняют и репрезентативную функцию нации, функцию „лица“ перед друзьями и противниками. Например, нет армии, которая хотела бы, чтобы внешний вид ее солдатам напоминал немецкую камуфляжную униформу со времен Второй мировой войны, несмотря на тот факт, что некоторые модели совсем не плохие в смысле эффективности. |
Принцев Николай Владимирович (3 марта 2015 г. 3:02) |
Дорогой Момчил! Мне уже сделали замечание, что я отхожу от обсуждения темы докладов. На Вашу личную почту, которую Вы укажете, я скину Вам ссылки на эту тему (об авиации и ВДВ). У меня есть серия статей «Победа Фракийского Льва», потому что в Городе на Неве самая обширная в мире архитектурная коллекция Фракийских Львов! А Фракия – это древнее название современной Болгарии. К современной охоте отношусь КРАЙНЕ отрицательно. Предпочитаю фотоохоту. О животных. У собак обоняние в 20 тысяч раз выше, чем у человека, а у пчелы – в 500 тысяч раз. Слух у животных тоже значительно острее. Сегодняшняя «одежда» для охотников и рыбаков – профанация удобства и эстетики. Но это отдельная тема. Охотники, когда ходили на охоту, одевали, в зависимости от вида охоты, заячий, волчий, лисий треух и тулуп. С уважением к Вам, Принцев Н.В.. |
Тачев Момчил Тодоров (9 марта 2015 г. 10:04) |
Уважаемый Николай Владимирович! Болшое спасибо! Для меня будеть очень интересно: вот мой интернет адрес: m_tachev@abv.bg. С уважением: Тачев М.Т. |
Наместников Алексей Юрьевич (14 марта 2015 г. 16:05) |
Уважаемый Момчил Тодорович, спасибо за интересное сообщение! Ваша тема актуальна, но очень не проста, потому что связана с человеком. Позвольте высказать два дополнения, в надежде посодействовать Вашей аналитике. 1) По мнению Гертруды Стайн [книга «Автобиография Алисы Токлас» или в другой ?], первым камуфляжный рисунок для одежды нарисовал Пикассо в 1910-х (как и многое другое на темы гештальтов). 2) Ученики Казимира Малевича летом 1941 применили «супрематический» камуфляж к Кремлю и окрестным зданиям центра Москвы (истратив очень много краски), так что пилоты Люфтваффе заблудились, и ни одна бомба в Кремль не попала! У меня есть *.jpg картины выдающегося советского художника Александра Дейнеки с этим суперграфическим камуфляжем в цвете. Послать на m_tachev? С уважением, Алексей Юрьевич Наместников, дизайнер, Пермь. |
Тачев Момчил Тодоров (24 марта 2015 г. 10:39) |
Уважаемый Алексей Юрьевич, Большое спасибо за проявленный интерес! Конечно мне будет очень интересно познакомится с етим материалам -прошу послать на указанном интернет адресе! |