Назад Go Back

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Сорокин Дмитрий Владимирович (Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М.Ф.Решетнева)

Соавтор(ы): Кнапнугель Н.В., Мальцева Г.А.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования обучения студентов графическим дисциплинам



Ключевые слова: Самоподготовка студентов, командная работа.

Постоянная тенденция сокращения аудиторного времени на изучение графических дисциплин и увеличение времени на cамоподготовку обусловили более глубокое исследование и разработку проведения самоконтроля обучаемых, а также использование активных методов преподавания. Первый семестр первого курса является самым сложным для студентов адаптационным периодом. Для первокурсника состояние адаптации означает приспособление к целому комплексу изменившихся условий: к новым организационным формам и методам обучения, к новому коллективу и новым социальным отношениям в нем, к новой бытовой среде.

Как показал опыт, процесс адаптации студентов первого курса к институту проходит очень трудно и длится до трех месяцев. Это связано с нерационально составленным расписанием аудиторных занятий, большим объемом самостоятельной подготовки, неумением вести конспект лекций, отсутствием опыта перерабатывать большой объем информации.

Отрицательно на адаптацию студентов к учебному процессу влияет и отсутствие психологической готовности студентов к изучению курса графических дисциплин. Это происходит в следствии второстепенного отношения к учебному предмету «Черчение», сложившегося у поступающих в вуз еще в школьный период обучения, из-за низкого уровня преподавания предмета, а чаще его отсутствия.

У многих студентов в период адаптации происходит совпадение таких факторов, как, начало самостоятельной жизни, изменение социального статуса личности, прекращение строгого контроля со стороны педагогов и родителей. В адаптационный период формируется готовность к профессиональному и личностному определению. В тоже время, юношеская самооценка обычно отличается повышенно оптимистическим взглядом на себя и свои возможности. В связи с этим, для первокурсников первые недели и месяцы в новом учебном заведении становятся критическим периодом жизни. Многие студенты успешно с ним справляются, что проявляется в академической успеваемости, в активной общественной жизни, в устойчивом психологическом состоянии. Некоторым самостоятельно справиться не удается.

Очевидно, что период адаптации студентов к условиям вуза является одним из ведущих факторов, влияющих на успешность учебы, профессиональное становление, отношение к получаемой профессии. Преподаватель, работающий с первокурсниками в период вступления их в вузовскую жизнь, должен владеть педагогическим мастерством и, в ряде случаев, быть психологом. Важно вызвать интерес к дисциплине, грамотно произвести перераспределение учебного времени между аудиторной и домашней работой студентов, помочь организовать самостоятельную деятельность. Все это требует дополнительных затрат времени и сил, поэтому нужно активно искать пути повышения активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Коллектив кафедры непрерывно совершенствует культуру и технику преподавания, внедряет новые методики обучения, соответствующие уровню современных требований высшей школы В настоящее время ведется работа в направлении поиска новых форм организации самостоятельной работы студентов, а также контроля качества полученных ими знаний, умений, навыков. Преподавателями кафедры разработаны электронные учебно-методические комплексы по компьютерной и инженерной графике. Наличие мультимедийного оборудования и современного программного обеспечения дает возможность создавать демонстрационные модели геометрических образов и на их основе выполнять анимационные слайды, которыми могут студенты пользоваться самостоятельно.

Для самопроверки знаний, а также для подготовки к контрольным мероприятиям на кафедре имеется сборник заданий в тестовой форме. Значительное число ошибок можно избежать, если студенты осуществляют самоконтроль своих чертежей перед тем, как сдать их на проверку преподавателю. Для этого составлены карты–опросники по теме «стандарты оформления чертежей». Вопросы, содержащиеся в них, направлены на выявление наиболее характерных ошибок при самоподготовке с целью помощи студентам: организовать работу по выполнению графических заданий, активно повлиять на формирование у них определенных умений и навыков, а также научить объективно оценивать свои чертежи. При самопроверке графических заданий активизируется память, работоспособность, мышление, внимание обучаемых, что положительным образом сказывается на результатах контрольных мероприятий.

Применяется методика выполнения графических работ в команде. Опыт проведения таких занятий сегодня интересен тем, что компетентность к работе в команде получила педагогический статус в ФГОС ВПО. Важно чтобы будущие специалисты обладали умениями и навыками, позволяющими осуществлять коллективную работу; понимали ценность, значимость и способы таких форм деятельности; осознавали результат как интеллектуальный продукт команды. Одной из работ, которую выполняют учащиеся в команде, является сборочный чертеж. Команда состоит из трех или четырех человек. Для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к совместной деятельности, преподаватель рассказывает о примерах работы успешных команд; информирует о востребованности командных работников на рынке труда. Для осознания личной значимости, эмоционального потенциала личности, осмысления будущей командной деятельности предлагается студентам индивидуально выполнить несколько эскизов деталей, входящих в сборочный узел. После проверки преподавателем, эскизы используются для коллективной работы по составлению сборочного чертежа, который выполняется каждым студентом на отдельном формате, при этом все решения обсуждаются и принимаются командой. Проводя анализ результатов совместной деятельности, студенты в последующей дискуссии отвечали на вопросы: какая форма деятельности является продуктивной, почему, за счет чего получается более высокий результат, как распределить и спланировать командную деятельность. Принятие членами команды взаимной ответственности, взаимопонимание, умение устанавливать эмоциональный контакт способствовало формированию у студентов опыта совместной работы. Через общение и взаимодействие пополнялись знания членов команды в той или иной части работы, выстраивалось демократическое самоуправление в группе, происходило приобретение первоначального опыта командной деятельности.

Но какая бы упорядоченная, структурированная и унифицированная учебная среда не создавалась, образовательный результат у каждого студента свой. Бесспорно и то, что в команде развиваются контакты между учащимися, порождаемые потребностями совместной деятельности, формируется поведение человека в коллективе, принимаются совместные решения, происходит обмен учебной информацией. Все это дает возможность считать проведение занятий, на которых студенты выполняют коллективную работу положительным опытом.

В течение ряда лет, при подготовке студентов к участию в региональной олимпиаде, преподаватели также применяют опыт работы студентов в команде. Олимпиада – одна из форм организации исследовательской деятельности студентов. Решение сложных задач предполагает наличие не только прочных предметных знаний, но и независимости и оригинальности мышления, его нестандартности, изобретательности, умения логически рассуждать. При совместном решении задач происходит быстрый обмен информацией, обеспечивается синхронность, согласованность всеми темпа и ритма общей деятельности, приводящих к эффективной работе всей команды и высокой самоотдаче каждого ее члена. Такие подходы к обучению способствуют студентам СибГАУ на протяжении последних лет занимать призовые места в Региональной студенческой олимпиаде по графическим дисциплинам, проходящей в г.Красноярске.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(31 марта 2015 г. 13:45)

 

Уважаемый  Дмитрий  Владимирович, здравствуйте!  Цитируя  заключительный абзац  из  Вашего   диалога с Ольгой  Павловной 27.03.15г, хотим  продолжить  эту  мысль …

 “ Качественный прорыв в CAD технологиях будет, когда, например как поисковой системе, только начали формулировать запрос, а вам предлагают варианты, так и в CAD, только начали моделировать, а вам предлагают вариант изделия.  И первый шаг я вижу в технологиях моделирования на основе баз знаний”. 

  По нашему мнению  это  очень  важная  мысль и  хотим использовать  её  для дальнейшего…. Осторожно  заметим, полностью согласившись с Вашим прогнозом,  что проектирование  на основе  баз  данных не  за горами, если  не реальность.  На их основе  функционируют  алгоритмы  решения изобретательских задач (ТРИЗ, “Изобретающая машина”  В.Цурикова). Конечно, вопрос - кому, где и какие  базы доступны.  Такие  же,  как Вы  указали, базы постоянно   формируются относительно   прототипов изделий,  моделей,   методов моделирования и расчета параметров  моделей, обобщая опыт проектировщиков и  итоги интеллектуальной деятельности в отдельных и смежных областях.  Это   снижает перспективную творческую  нагрузку на физиологический  процессор (человека) на  стадиях  проектного процесса, связанных с анализом  прототипов  составления  моделей и их инженерного  анализа за счет наработанного потенциала... И  это очевидная  тенденция  не только в рамках  САПР, а и в  смешанных  технологиях  проектирования.  При этом очевидно и другое, что образующейся резерв для интеллектуальной  деятельности человека будет и должен  смещаться  в те области, где его  заменить принципиально не возможно.  Это стадии системного анализа (СА) проектной ситуации,   формирование  цели  (Ц)  (потребительских функций, показателей  качества, условий и ограничений),     “человеческой”  также остается  стадия, связанная с выбором варианта  реализации (В), предполагающая и учет человеческих предпочтений.   Отсюда следует, что потребность в человеческих  компетенциях  в рамках чисто инженерной деятельности  сместится  в  области системного  анализа (CА), формирования целей (Ц),  управления  (а не синтеза ) базами данными моделей и методов моделирования ( а не создания собственно моделей (М) и  имитационного моделирования  (АМ  ) и  процедур выбора, а так же   дальнейшей  коррекции  процесса проектирования.  Колонка комментариев  не место для  очень длинных  текстов, поэтому  для краткости обратим внимание  на следующий вывод  к контексте  проблем  КГП. В  ближайшей перспективе  в  рамках  ГГП  возрастает роль  обучения  методам анализа  геометрических  характеристик  среды  и человека в их  качественных и количественных  аспектах  на указанных стадиях  проектирования и деятельности вообще  и  навыков оперативного использования  алгоритмизированных процедур  обращения к базам данных прототипов, их расчетных и имитационных моделей .  И далее  : для  этого и надо отбирать на будущее, если мы действительно озабочены повышением качества инженерного образования, рациональные  традиционные и  машинные технологии,  руководствуясь  методологией и логикой  деятельности, а не отдельной дисциплины. Короче, - в инженерной подготовке  актуальней  постепенно  становятся задачи  анализа условий, правильной формулировки целей  и выбора из работоспособных  альтернатив решений, а не задачи алгоритмического  преобразования информации. В ГГП  безусловно тоже, при  сохранении требований  к владению прикладными аспектами геометрии и графики и их разнообразных технологий . … Причем  такой подход, должен   “фрактально пронизывать”  все этапы учебного процесса и ГГП в частности. Мы уже  обсуждали   эти тенденции  в рамках КГП  в прошлые  годы ( см.), поэтому приведем  ссылки  на другие  публикации.  С  уважением ко всем, А.О.Горнов, Л.А.Шацилло, Е.В. Усанова

Горнов А.О. Основные положения концепции естественной структуры инженерной подготовки (Natural occurring Leaning - NL) / А.О. Горнов, Л.А. Шацилло // Образование и саморазвитие.- 2013. – № 4(38). – С.30-36.

Горнов А.О.Формирование образовательных программ в контексте концепции естественной структуры (NL) инженерной подготовки/ Е.В.Усанова, А.О.Горнов, Л.А. Шацилло // Материалы шестой Международной научно-практической конференции «Электронная Казань-2014». В 2-х ч. Ч.1. -Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2014. – С.176-184.

 


Назад Go Back