Шацилло Людмила Анатольевна
Кандидат технических наук, доцент, инженер-физик в области термо - аэродинамики. Проводила исследования по расчету характеристик на квазитрехмерных математических моделях осевых компрессоров с транс- и сверхзвуковыми ступенями и их идентификации по результатам испытаний, оптимизации геометрических параметров проточной части при доводке изделий. Параллельно преподавала на кафедре НГ и МЧ КАИ, на курсах повышения квалификации преподавателей графических дисциплин ИПКРО РТ, была ведущим специалистом CAD/CAE/CAM-центра КАИ. Научных публикаций в открытой печати нет; по различным аспектам инженерной педагогики около 40 работ. С конца 2014/2015 уч.г. на пенсии. |
Город: Казань
Организация: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Отрасль науки: технические науки
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП
Список опубликованных докладов:
Список комментариев:
КАФЕДРА «ДИЗАЙН, ГРАФИКА И НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» ПНИПУ: В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ…, Крайнова Марина Николаевна, Кузнецова Людмила Александровна, Носов Константин Григорьевич, Столбова Ирина Дмитриевна, Шахова Алевтина Бруновна (14 марта 2016 г. 17:06) |
Ну, что сказать, ребята? МА-ЛА-ЦЫ!!! С искренней завистью, Л.А.Шацилло |
ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, Каменских Лариса Валентиновна, Мелкозёрова Людмила Яновна, Мошнинова Галина Николаевна (29 февраля 2016 г. 13:03) |
Марина Аркадьевна, добрый день! Да, такие предложения, о которых Вы написали в завершении Вашего комментария к А.А. Бойкову, а именно, о подходе к ГГП “со стороны” ЗD – моделей, сравнительно давно есть. Мы с Вашими коллегами из МЭИ с такой программой и подходом выступали и не раз, а последний в [1]. Да и в наших комментариях к статье Л.С. Соколовой об этом, в общем виде, упомянуто. В той программе есть место всему: и ЗD-началу на уровне анализа геометрии соответствующих моделей, и 2D – cистеме проекционных изображений и, естественно, методам начертательной геометрии. Проблема в том, самой программе пока нет места в реальных временных рамках базовой ГГП, особенно учитывая проблему начальной геометрической и психологической подготовки студентов и неких традиционных проблем. Впрочем, ввиду территориальной близости, об этой программе и подходе Вам может, конечно, более подробно рассказать А.О.Горнов. С уважением, Шацилло Л.А., Усанова Е.В.
P.S. А красавец Паоло Пининфарина, несмотря на голографические возможности VR, все таки смотрит свои автомобильные шедевры при разработке в натуре! |
БАЗОВЫЕ АЛГОРИТМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ (что там, за “кнопками”?), Головнин Алексей Алексеевич (27 февраля 2016 г. 15:37) |
Евгений Владимирович! А я так надеялась, что Вы как высокий профессионал (в чем я никоим образом не сомневаюсь) обогатите наше недознание и повысите наш тезаурус по данному вопросу. Ну, что ж, не судьба... С уважением, Л.А. |
БАЗОВЫЕ АЛГОРИТМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ (что там, за “кнопками”?), Головнин Алексей Алексеевич (27 февраля 2016 г. 13:35) |
Евгений Владимирович! В этой ситуации можно ли надеяться, что Вы напишете по существу темы лучше и доходчивей для всех фанатов А.А. и остальной части образовательного сообщества в пределах временных рамок этой конференции? В предвкушении, Л.А. |
БАЗОВЫЕ АЛГОРИТМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ (что там, за “кнопками”?), Головнин Алексей Алексеевич (27 февраля 2016 г. 1:15) |
Добрый вечер, профессор! Насколько я понимаю, Алексей Алексеевич пояснил, что знание внутренних алгоритмов компьютерных программ для преподавателя ИГ в порядке расширения кругозора и эрудиции на понятийном уровне необходимо. С этой целью и написана статья. Чтобы учили не только потребителей технологий. Это первое. Второе. Полагаю, что о фракталах как множествах, обладающих масштабной инвариантностью, автору статьи известно. И не только в части геометрии. Страшного не подозревайте. Любимая всеми Википедия и сайты интернета, начиная с сайтов для учителей, как раз пестрят терминами "фрактальная компьютерная графика". На полях конференции (2015г.) и в №3 ГиГ (2015г.) все мы познакомились с очень интересными работами по фрактальной геометрии. А смешивать при сравнении вещи разных модальностей – тоже не высший пилотаж! С уважением, Л.А. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, Ижуткин Виктор Сергеевич (24 февраля 2016 г. 23:33) |
Добрый вечер, Виктор! Людмила Анатольевна в то время училась КАИ и тоже по индплану, а параллельно в КГУ - численные методы и программирование (тогда все только начиналось, в машинных кодах еще) изучала. Тогда для многих соображающих студентов была главная сложность разложить свою мысль на простые составляющие: мыслили тогда куда более, чем на 7 шагов вперед. А сейчас - по алгоритмам. Идею комплексного применения теорий усвоения и дидактических принципов в blended learning внедряет в своей практике преподавания графических дисциплин Усанова Е.В., о чем пишет и на полях этой конференции и в периодике. Виктор Сергеевич, против гранта ЕС ничего не имеем против, Только приветствуем. Очень отметили, как прекрасно весь материал свернули, графическим представлением показали (и подсказали студентам) - КАК НАДО. В Европах и Америках сейчас так учат. М.б. в математике это годится. А мы на структурно-логических стараемся подавать, с картинками. Просто меня настораживают в вузовском графическом образовании приемы, например, "мини"-заданий для мониторинга и контроля, не формирующие полного представления о качесве мышления студента. Приемы, как у Скиннера. И сейчас все тестирование оформляют также, к сожалению. Напишем лично. Тут очень есть что обсудить. С уважением, Л.А. |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ В ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СИСТЕМЕ ШКОЛА-ВУЗ, Абросимов Сергей Николаевич, Пахомова Ольга Фёдоровна, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич, Уханёва Вера Андреевна (22 февраля 2016 г. 2:33) |
Уважаемые авторы! На КГП-2011 СибГау, помнится, представил доклад Ефремова Г. В. и Нюкаловой С. И. «Разработка электронного сопровождения учебного процесса курса "Инженерная и компьютерная графика" в открытой дистанционной среде MOODLE» и там были изображения моделей корпусов РД. Сейчас специально проверила сборник и у себя файл - картинок нет. Тогда я была удивлена, что студенты на 1-м курсе в CAD-системе это чертят: мы же все вроде обучаем ИГ по классическим альбомам Боголюбова и пр. Потом я увидела, как в Аэрокосмическом университете (Embry-Riddle Aeronautical University, Дайтона-бич, США) студенты 1-курса на 3D-принтере получают смоделированные ими формы ракет, и порадовалась за СибГау. (Что-то не вижу больше на конференции Геннадия Викторовича, подозреваю, что он сын Виктора, который был у нас в аспирантуре.) Я это к тому, что учебные задачи должны быть профессионально направленными и инструментарий для их реализации д.б. профессиональным, а не «облегченным» из-за недостатка средств в Минобре. Когда я озвучиваю американским профессорам, за какие деньги мы покупаем Softы – они диву даются. Но! В Америке нет черчения в школах, нет его и в Англии. Есть уроки «Технологии». А это не то качество, что у нас. Я уже писала тогда на конференции, как они в школах организуют проектное обучение – по 5 преподавателей в классе. Упора конкретно на черчение нет. Но у них и самородков-Калашниковых теперь нет… С их линейным и разветвленно программированным обучением, замешанным на бихевиоризме. Теперь про довузовскую подготовку. По телевизору смотрю, как академик РАН, ректор Московского педуниверситета на вопрос, почему так слаба у нас сейчас математика в школе, ответил, что геометрии вообще упустили, надо новые учебники разрабатывать. На книжных развалах родители ищут старые учебники. Е.В. говорит, бывают студенты, которые окружность на 6 частей не могу разделить. Много лет в ИПКРО РТ на курсах повышения квалификации преподавателей вела методику преподавания графдисциплин. И в родной школе вела уроки. Это когда в 6 классах при 3-х начальных. Тогда уже на комикс-технологиях (ГСПИ) начала работать, и Е.В. подхватила. В лицее авиастроительного района в 11 классе учительница НГ и ИГ давала, все прекрасно школьники усваивали. Школа сильнейшая была. Все как у Вас, Дмитрий Евгеньевич. Только вот теперь надо иметь ввиду, что в индустриально развитых странах основной документ – 3D модель, не чертеж, а главное изображение – какое удобно пользователю (ГОСТы побоку). Он деталь из ассоциативного чертежа активизирует, выбирает и делает с ней что требуется. Некоторые операции из традиционного строения графической деятельности в компьютерной графике вообще утрачивают востребованность и детренируются. Пропоционирование, в частности. Глазомера вообще нет. У технологически продвинутых японцев и китайцев письменность сложная, поэтому рука с детства и глаз точный. А у нас, как только на шарики перешли, чистописания не стало, так и руки-крюки пошли. Но и они сейчас тоже спешно внедряют техрисунок, поскольку из производства уходит поколение конструкторов-рисовальщиков, мыслящих категориями чертежа. И уже стали исследовать влияние компьютеризации на развитие геометро-графических умений. Смотрю их публикации. Увлекшись легкостью компьютерной реализации, теряем золото творческой мысли. Надо определяться: чему учить и как … Дмитрий Евгеньевич, где статистика? Каковы итоги? |
ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ В ЛЕКЦИЯХ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ, Ракитская Мария Валентиновна (20 февраля 2016 г. 21:35) |
Мария Валентиновна, дорогая моя! Дождитесь моих внуков в Ваш институт (сейчас в 5 классе и книжку "Построения циркулем" осваиваем). Как у Вас интересно! Где взять книжки п.1 и 3 из Вашего списка литературы? С искренним уважением, Л.А. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, Ижуткин Виктор Сергеевич (20 февраля 2016 г. 15:25) |
Уважаемый Виктор Сергеевич! В применении теорий усвоения ЗУВ в условиях информатизации образования важна оценка уровня усвоения как показатель качества мышления. Основа усвоения учебного материала - это активная мыслительная деятельность обучающихся в новой парадигме равнозначимого учебно-информационного взаимодействия при интеллектуально активном участии: студента, преподавателя и интерактивных источников обучающей информации - в каждой из сфер: познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и психомоторной. В разработанной Б.Ф. Скиннером методике линейного программирования, опирающейся на закон тренировки и закон эффекта и ее развитии - разветвленного программирования для слабых, средних и сильных обучающихся на базе бихевиоризма (невмешательства в мышление обучающегося, управление лишь его поведением), формируются, в основном, психомоторные компоненты структуры личности. Основной недостаток этой теории состоит в отсутствии системности, целостности в восприятии обучающего материала. Т.е. это для работы на конвейере. Не спорим, это тоже надо! В основе ассоциативно - рефлекторной теории усвоения заложено положение о том, что обучение начинается с чувственного познания, и наглядные образы, обогащая сознание, помогают его продвижению к обобщениям на основе сравнения. Практическое воплощение она получила у Я.А.Коменского, выдвинувшего в качестве "Золотого правила" дидактики принцип наглядности. Методика обучения – упражнения, формирующие умение сравнительного анализа. Ассоциативная природа восприятия и мышления дает основания построения различных систем подачи учебных элементов в обучении (mindmapping и т.д.) как средства прочного сохранения знаний в памяти. Но полноценные ассоциации (С.Л.Рубинштейн), могут быть только продуктом аналитико-синтетической деятельности человеческого мышления, выявляющего и усваивающего ассоциации в ходе размышлений. Усвоение же самих ассоциаций - процесс стихийный и неуправляемый, что в практическом обучении точным наукам (и в геометро-графической подготовке также) не всегда может служить надежным приемом в усвоении знаний. С целью активизации осмысления учебного материала в этой теории важно установление корректных логических связей при его представлении для освоения ЗУВ. Что Вы демонстрируете на слайдах (Надеемся, не статично? По вопросам цветового оформления тоже можно спорить, это очень важно!) Мышление на уровне алгоритмов с использованем концепции алгоритмизации может служить основой для продуктивных уровней освоения, но человеческое восприятие и осмысление объектов и явлений происходит целостно и структурировано, как в гештальт-теории: не сводимо целого к сумме составляющих, не кусочно и пошагово, как это предполагается в теории бихевиоризма. Учебные элементы надо группировать в целостные и логически связные гештальты. Обучающийся «схватывает» такой гештальт одномоментно (симультанно), запечатлевая целостную картину объекта или явления. Принципы этой теория особенно актуальны в развитии правополушарного, образного пространственного мышления, в развитии визуального мышления. С применением медиа при представлении обучающего материала важно владеть технологией группирования гештальта не только в форме лаконичного текста, но и в форме лаконичной группировки графических образов. В когнитивных теориях (информационных, по У. Найссеру, например), в процессе переработки информации центральное место уделяется организации знания в памяти, соотношению вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Теория поэтапного формирования умственных действий (в рамках психологических в этой группе) относится ее к группе деятельностных. Нам в базовой геометро-графической подготовке (а в математике тоже) жесткость применения какой-то одной теории усвоения не продуктивна. Более естественно комплексное применение механизмов вышеперечисленных теорий. Личностно-ориентированный подход к профессиональной компетентности в информатизированном обучении вызывает необходимость такой его организации, когда существенная роль в выборе траектории познавательного процесса принадлежит самому обучающемуся в соответствии с доминирующим способом восприятия обучающей информации и механизма ее усвоения. Целесообразнее предоставлять обучающемуся самому решать, выполнять ему упражнения после просмотра учебной информации или переходить к следующей ее порции. Преподаватель должен, учитывая характеристики целевых групп или индивидуумов, иметь набор электронных образовательных ресурсов, реализующих схемы усвоения, отвечающие психологическому типу обучаемых. Вас самого-то профессора учили не по кусочкам, а давали по крайней мере целостно: тему, раздел и т.д. Интегрировали знания мы сами, потому что голова работала. Теперь информатизированная производственная деятельность такова, что многое надо иметь ввиду параллельно, совместно. Значит учить надо уже для облегчения входа в этот процесс и ускорения его параллельного освоения параллельно и интегрированно. Т.е. не широкопрофильно, а полипрофильно, политехнично, политехнологично. Или мы с Еленой Владимировной не правы? И вульгарны в таком понимании процесса инженерной подготовки? Платон нам друг, но истина дороже! А, в общем, спасибо за доклад!!! Будем на связи теперь, раз нашлись! Работаем же в одном ключе… С искренним уважением Е.В. и Л.А. |
АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА САПР, ИХ СОСТАВ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, Краюшкин Владимир Анатольевич, Лешихина Ирина Евгеньевна, Пирогова Марина Аркадьевна (19 февраля 2016 г. 5:15) |
Уважаемая Марина Аркадьевна! Я числюсь в адресатах рассылки компании АСКОН, поэтому в курсе всех их разработок. Тем не менее, спасибо за ссылку, посмотрела. Вся эволюция применения графических информационных систем от инструментария для решения задач ГГП в рамках традиционного обучения до их современного состояния в развитии функциональной и организационной структур обучения графике прошла при моей жизни. Просто это не было предметом моей основной научной деятельности. Я всего лишь пользователь этих технологий только в педагогической сфере и прошла все от АвтоCAD до NX. В наукоемких областях используются преимущественно как раз системы высокого уровня, а КОМПАС пока не решает всех проблем – система, как Вы понимаете, находится в стадии непрерывного совершенствования. В стране встала такая задача, средства на это выделены и, надеюсь, команда уже работает. Думаю, с импортозамещением за выделенные на это деньги справится в положенные ей сроки. По опыту знаю, что освоение систем высокого уровня проще, чем КОМПАСа (выполнение процедур 3D – моделирования оформлено по одному алгоритму). Все рассчитано на усвоение знаний в соответствии с теорией бихевиоризма. Очень признательна за особое ко мне внимание. Доклад Ваш действительно деловой. Только рабочее место на рис.1 - это место для созерцания, а не для работы конструктора. Помню, лет 30 назад в ЗМКБ «Прогресс» (МоторСичь) уже было оборудовано немецкими рабстолами. Не знаю, как сейчас там. С уважением, Шацилло Л.А. |
АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА САПР, ИХ СОСТАВ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, Краюшкин Владимир Анатольевич, Лешихина Ирина Евгеньевна, Пирогова Марина Аркадьевна (17 февраля 2016 г. 1:13) |
Уважаемые авторы! Очень понравился доклад вашего коллектива.Теперь всем преподавателям стало ясно про уровень материально-технического обеспечения ГГП в наших вузах. Плюс еще уровень Softов...ИмпортоНЕзамещение, конечно, напрягает. Программистов наплодили, хоть дустом посыпай, а графические ядра, однако, тоже не наши. Ну да, это же не сайты Пентагона взламывать... С благодарностью, Л.А. |