Назад Go Back

Доработанный проект решения конференции



Голосование

Проект  решения

Скачать файл

VI Международная научно-практическая интернет-конференция КГП-2016
«Проблемы качества графической подготовки студентов 
в техническом вузе: традиции и инновации»
Пермь, февраль-март 2016 г.

В феврале-марте 2016 года на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) прошла VI Международная научно-практическая интернет-конференция КГП-2016 «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». Организатор конференции – кафедра «Дизайн, графика и начертательная геометрия» ПНИПУ.

 Как единственный в России ежегодный научно-педагогический форум интернет-общения такого масштаба по проблемам качества геометро-графической подготовки (ГГП), конференция продолжила свое организационное и содержательное развитие,  вызывая неослабевающий интерес профессионального сообщества.

Со времени проведения V Интернет конференции КГП-2015 в России продолжились неоднозначные процессы, обусловленные не только введением новых образовательных стандартов ВПО и двухуровневой системы высшего образования, но и структурными реформациями в системе ВУЗов, новыми нормативными актами, регулирующими оценку преподавательской деятельности. Дальнейшее утверждение инновационных подходов, на основе информатизации образования, не только расширило возможности модернизации ГГП, но и выявило проблемы и новые задачи  на пути усиления ее междисциплинарных связей, повышения эффективности дистанционных технологий обучения. Актуализируются задачи  обобщения языка и терминологии традиционной ГГП для более тесной взаимосвязи с основными понятиями в рамках функционирования электронных  технологий построения изображений и документирования. Не снижается потребность в обеспечении отечественной промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами, подготовленными на новой проектно-деятельностной методологической основе, предполагающей соответствующую  оптимизацию принципов построения основных образовательных программ. Продолжает усиливаться взаимодействие ВУЗов и промышленности, обновляется  материально-техническая база университетов..

Цель конференции КГП-2016 – способствовать интеграции в области интеллектуального и практического взаимодействия научно-педагогических коллективов кафедр, отдельных российских и зарубежных специалистов, представителей родственных и специализированных кафедр, проектных и производственных организаций для укрепления позиций КГП как профессионального форума практикующих специалистов высшей школы, заинтересованных в совершенствовании ГГП и дальнейшем сотрудничестве во имя повышения качества инженерного образования в России.

Число зарегистрированных участников конференции составило 130 человек из 23 регионов России, Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана. Представители 44 вузов России и зарубежья приняли участие в конференции, в том числе:  Астраханского государственного технического университета, Балтийского государственного технического университета «Военмех», Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова,  Белорусского государственного аграрного технического университета, Белорусского  государственного университета информатики и радиоэлектроники, Восточно-Казахстанского государственного университета им. Д.Серикбаева, Донского государственного технического университета, Ивановского государственного энергетического университета им. В.И.Ленина, Казанского государственного энергетического университета, Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, Казанского национального исследовательского технологического университета, Ленинградского областного института развития образования, МБОУ "Гатчинская СОШ № 9", Московского авиационного института (национального исследовательского университета), Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана,  Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова, Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики, Московского технологического университета (Института тонкой химической технологии имени М.В.Ломоносова), Национального исследовательского университета “МЭИ”, Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", Национального исследовательского университета "Высшая Школа Экономики", Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Новосибирского государственного технического университета, Омского государственного технического университета, Пермского национального исследовательского политехнического университета, Рыбинского государственного авиационного технологического университета имени П.А.Соловьева, Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики,  Сибирской автомобильно-дорожной академии, Сибирского государственного университета путей сообщений, Сибирского федерального университета, Софийского технического университета, Тверского государственного технического университета, Тульского государственного университета,  Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Южно-уральского государственного университета (Национального исследовательского университета), Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Тематика  конференции определялась  следующими секционными  направлениями:

Работа интернет-конференции была организована, как обычно,  в сессионном режиме на сайте http://dgng.pstu.ru/conf2016/. На конференции было представлено 80 докладов и выступлений в рубриках, а также прошло их заинтересованное обсуждение. В ходе дискуссий поступило более 550 комментариев,  вопросов и сообщений участников конференции. Проведено обсуждение, а затем и Интернет-голосования по совместному принятию проекта решения конференции, а также обращению в государственные инстанции с оценкой глубины проблем  геометро-графической подготовки в школе и, как следствие, технических университетах. Коллективно  принятое Обращение можно считать неотъемлемой частью настоящего решения.

В очередной раз следует отметить достойную распространения практику работы и представительство на конференции коллектива Кафедры  инженерной графики  (зав. кафедрой проф. Д.Е.Тихонов-Бугров) и руководства  БГТУ «Военмех». Необходимо отметить также представительство и активность в процессе обсуждения актуальных проблем геометро-графической подготовки в высшей школе участников от таких университетов как ПНИПУ,  НИУ МЭИ, КГЭУ, НГАСУ, СГУПС, РГАТУ.

Выделяя главное в докладах, многочисленных и разнообразных комментариям к ним,  интегрируя выводы с предыдущими решениями конференций  КГП, нужно отметить следующее:

  1. Прогнозируя роль и дальнейшие задачи ГГП, надо иметь в виду усиление роли потребителей в формировании состава и уровня геометро-графических компетенций, а именно ускоренный переход в различных отраслях к интегрированным технологиям и средствам проектирования и сопровождения изделий промышленности и в строительстве (PLM , BIM, и др.).
  2. Обостряется проблема слабой геометрической подготовки абитуриентов, создающая проблемы повышения эффективности процесса начальной ГГП за счет новых проектно-деятельностных подходов и компенсации сокращения ресурсов на соответствующие  дисциплины.
  3. Отмечено пассивное отношение к профессиональному сообществу номинального руководства ГНМС, не проявляющего активности, не обобщившего материалы организованного  ДПГУ  в мае 2015г.  совещания заведующих кафедрами графики.
  4. Остается неясной позиция реформированной системы УМО по укрупненным направлениям подготовки относительно  форм  ГГП  и их представления в основных образовательных программах.
  5. Задачи в рамках геометрической науки стали предметом постоянного и глубокого интереса  участников конференций КГП и рассматриваются как их результативные итоги в геометрии и как проблематика дальнейших исследований, в том числе, и в рамках магистратуры и аспирантуры.
  6. Отмечена необходимость обучения преподавательских кадров новым технологиям ГГП (проектирование в единой системе автоматизированного моделирования) посредством интернет–общения на базе ведущих вузов, имеющих положительные практические результаты в е–обучении с правом выдачи документов государственного образца о повышении квалификации.
  7. Участники поддержали ряд  научных-педагогических результатов,  полученных, в том числе, постоянными авторами КГП и представленных  в форме обобщающих докладов или серии статей, и отмечают важность доведения проведенных исследований до защиты диссертаций по специальности 05.01.01.  
  8. Проведена большая  и последовательная  работа коллектива кафедры графики РГАТУ (зав. каф. проф. Шевелев В.П.) по подготовке и проведению Международного конкурса учащейся молодежи по геометрическому моделированию, инициатива проведения которого получила поддержку в решении конференции КГП-2015.
  9. Важной задачей  в рамках  ГГП стала отработка сквозного терминологического единства, начиная с её базовой части (проекционные методы, начертательная геометрия) и до словаря  прикладного программного обеспечения и его интерфейса; кроме внутренних противоречий здесь  налицо и междисциплинарные терминологические нестыковки.
  10. Несмотря на очевидные потребности междисцилинарной интеграции не отмечено встречного движения, кроме единичных примеров, в рамках дизайн-образования, с одной стороны, и инженерной подготовки, дисциплин ГГП и специальных дисциплин, а также дисциплин, связанных  с подготовкой в области автоматизации проектирования, с другой стороны, кроме единичных примеров. 
  11. С удовлетворением и благодарностью редакции журнала “Геометрия и графика” отмечен факт повышения статуса журнала до уровня “ваковского”. Одновременно следует констатировать, что поддержка журнала его читателями и теми, кому он больше всего нужен, остается слабой,  судя по количеству подписчиков.
  12. Отмечена большая и регулярная работа ряда кафедр (НГТУ, ННГТУ, МТУ-ИТХ им Ломоносова, ОмГТУ, БГТУ «Военмех», и др.) по подготовке студенческих Олимпиад  и периодических научно-практических конференций по графике. 

Подводя итоги и обобщая результаты работы конференции, участники отмечали,   что  для сохранения  базовых и инвариантных элементов ГГП при современном уровне  информатизации образования и проектной практики,  дополняя и подтверждая ранние  рекомендации конференций КГП, следует:

1) Сохранить и развивать формат данной научно-практической Интернет-конференции и ее WEB-платформы как ставших  основным  инструментарием  взаимодействия и интеграции усилий преподавателей кафедр геометро-графической подготовки из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, а также журнала «Геометрия и графика», для решения общей задачи образовательного сообщества – повышения  качества высшего инженерного образования.

2) При очевидном приоритете информационных технологий в современной жизни коллективам кафедр необходимо осознавать важность проведения научных исследований в области технологий формирования и обработки геометро-графической информации, что обеспечит выживаемость кафедр, сохранения научного направления и защищаемость диссертаций по специальности 05.01.01.

3) Исходить из того, что технология смешанного обучения (в очно-дистанционной реализации – bleanded-learning) в современных условиях будет одной из приоритетных. Это, в свою очередь, требует не только электронизации методического обеспечения, но и переформатирования его в дробные информационные модули, а также разработки специализированных контрольных средств.

4) Исходя из того, в рамках ГГП практически утвердились технологии и методики, базирующиеся на информационных технологиях и 3D моделях, сохранить целесообразность применения традиционного чертежа и методов ручной графики как средства оперативного проектно-конструкторского диалога  и элемента общей культуры обучаемых.

5) В рамках инженерной графики с современных позиций проводить анализ традиционных  учебных заданий, содержащих уже не лучшие конструктивные решения, устаревших морально и требующих  переработки.

6) Создать инициативную группу (проф. Д.Е.Тихонов-Бугров, В.Т.Тозик) для доработки подготовленного на КГП-16 “Обращения в вышестоящие инстанции” участников конференции, как выражение профессиональной и гражданской позиции, с целью возможной консолидации усилий и поддержки предложений Роскосмоса, Росатома, РАН и др. ведущих предприятий России.

7) Для дальнейшей популяризации конференции и сохранения приобретенного статуса КГП  просить ПНИПУ издать  Материалы VI Международной научно-практической конференции КГП-2016 как ежегодного периодического издания с размещением на платформе РИНЦ. Рекомендовать Программному и Организационному комитетам конференции совместно с редколлегией журнала «Геометрия и графика» подготовить для публикации в открытой печати обзорные статьи по материалам конференции.

8) Просить Организаторов  Всероссийского  дистанционного  конкурса учащейся и студенческой молодёжи «Современные информационные технологии в машиностроении, архитектуре и дизайне» (РГАТУ)  обобщить результаты первого конкурса и подготовить доклад на конференции КГП2017.

9) Направить данное решение всем ректорам вузов-участников данной конференции.

10) Признать работу конференции успешной. Благодарить администрацию Пермского национального исследовательского политехнического университета, кафедру «Дизайн, графика и начертательная геометрия» (зав. кафедрой проф. И.Д.Столбова), членов Организационного и Программного комитетов за большую работу по организации и проведению конференции. Просить  ПНИПУ и в дальнейшем осуществлять эту очень важную для Российского образования функцию – регулярную организацию форума КГП.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Максименко Любовь Александровна
(28 марта 2016 г. 14:30)

Некоторые опечатки по тексту:   - Отмечена необходимость обучение преподавательских кадров новым технологиям;   - Продолжает усиливаться взаимодействие ВУЗов и промышленности, обновление  материально-техническая база университетов..

Фото
Славин Борис Матвеевич
(28 марта 2016 г. 20:29)

Прошу Оргкомитет в первой части проекта,где говорится о проблемах все-таки учесть мое предложение примерно в следующей форме: "Наблюдаются тенденции к закрытию и реорганизации наших кафедр, происходит резкое сокращении часов на геометро-графическую подготовку, вплоть до одного семестра в отдельных вузах". Я уже писал об этом.

В принципе, я уже проголосовал за предложенный проект решения, но был бы очень благодарен, если мое предложение будет учтено в окончательной редакции. С уважением, Славин Б.М.

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(29 марта 2016 г. 15:48)

Уважаемая Ирина Дмитриевна!

Для доработки подготовленного на КГП-2016 “Обращения в вышестоящие инстанции” участников конференции, как выражение профессиональной и гражданской позиции, с целью возможной консолидации усилий и поддержки предложений Роскосмоса, Росатома, РАН и др. ведущих предприятий России прошу опубликовать на сайте КГП-2016:

1) отредактированный проект «Обращения»

2) Мой электронный адрес для сбора подписей участников в адрес вышестоящих инстанций - Эл. почта: tozikvt@mail.ru и Тел. +7 921 3029806.
3) Подписи должны содержать: а) ФИО, б) должность, место работы, в) уч.степень, звание

 

С уважением,
Вячеслав Трофимович Тозик,
 

Проект письма

Председателю комитета Госдумы по образованию Никонову В.А.,

Заместителю Председателя Правительства РФ, председателю коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Рогозину Д.О.,

Министру промышленности и торговли РФ Мантурову Д.В.

 

В феврале-марте 2016 года на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) прошла VI Международная научно-практическая интернет-конференция КГП-2016 «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». В ней приняли участие представители 44 российских и зарубежных вузов. Число зарегистрированных участников конференции составило 130 человек из 23 регионов России, Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана. В центре внимания участников конференции были проблемы подготовки инженеров-универсалов, творцов, способных создавать новые образцы техники и технологий, активно проводить политику импортозамещения, проблемы базовой подготовки абитуриентов.

В докладах отмечалось, что традиции русской школы подготовки инженерных кадров базируются на монолитной подготовке исследователей и разработчиков новой техники по инженерным специальностям сроком обучения не менее 5-6 лет. Участие в Болонском процессе привело к существенному сокращению как числа специальностей, так и временных ресурсов на подготовку специалистов, в частности, на физико-математическую и проектно-графическую подготовку. Это не даёт возможности осуществлять полноценный учебный процесс, в основе которого лежат проблемно-проектные технологии, межкафедральные и межпредметные связи.

Нет сомнений в том, что для подготовки эксплуатационщиков, линейных инженеров и техников бакалавриат вполне подходит. Однако вся инженерная подготовка, построенная на взаимосвязях оптимально сочетающихся дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, экономического, общеинженерного, специального цикла дисциплин не способна полноценно вписаться в четырёхлетний цикл. И опыт зарубежных ВУЗов это подтверждает. Так в  Генуэзском университете подготовка инженерных, медицинских и педагогических кадров ведется не менее 5 лет.

Просим поддержать предложения Роскосмоса, Росатома, РАН о сохранении настоящего перечня специальностей до 2018 года с последующим введением бакалавриата по ряду инженерных специальностей с продолжительностью обучения 5 лет, дополняя его годичной инженерной магистратурой с приёмом 60-70% бакалавров.

Мы обращаемся к Вам с просьбой содействовать возвращению в программу средней школы предмета «Основы графической культуры» (элементы начертательной геометрии, проекционного черчения, компьютерной графики).

 

Участники КГП-2016

 

Морозов Вячеслав Анатольевич
(29 марта 2016 г. 20:03)

Есть неточность в наименовании учреждения:

Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А.Соловьева

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(29 марта 2016 г. 20:21)

Уважаемые коллеги, хочу в очередной раз проинформировать вас, что не являюсь инициатором оправки писем (хоть меня и записали в инциативную группу). Я поддержал коллег. При этом согласился с хорошей правкой варианта текста, сделанной А.О.Горновым, Л.А.Шацилло, Б.М.Славиным, Н.А.Сальковым и др. Он опубликован. Из дискуссий стало ясно, что должность и место работы указывать не обязательно (может не надо вообще). А вот полный список вузов -обязателен.

Уважаемый Вячеслав Трофимович, любезно согласившийся заняться отправкой, не согласился с моими доводами. Результат вы видите выше.

К указанным выше действиям я отношения не имею.

 Тихонов-Бугров.

Фото
Горнов Александр Олегович
(29 марта 2016 г. 21:01)

     Вячеслав Трофимович, добрый вечер! Как то не "кругло" , мягко говоря, получается. Мы так не договаривались, однако! Думаю число строчек для поддержки  Обращения  можно будет заготовить меньше. 

     Правда, может и не  все понял в Вашей трактовке демократии? C уважением ,тем не менее , А.О.
  
   
Фото
Славин Борис Матвеевич
(29 марта 2016 г. 21:58)

Уважаемые коллеги! Предлагаю прекратить уже  этот бесконечный спор. Если большинство активных участников конференции считает, что письмо должно быть отправлено адресатам, то давайте отправим. Что касается подписей, то опять предлагаю принять решение с которым согласно большинство проголосовавших: только перечислить вузы, значить этим ограничится и умерить свои амбиции ради общего дела. Хотя, если говорить серьезно, то яне понимаю разницы между двумя вариантами: перечислить вузы или подписаться, как предлагает Вячеслав Трофимович. Учитывая регистрацию участников. одного вытекает из другого и тайной не является. С уважением ко всем, Славин Б.М.   

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(29 марта 2016 г. 22:56)

Уважаемые коллеги!

Вузы перечислены в решении КГП-2016. Мы на это решение ссылаемся.  Адресаты, если заинтересуются, то смогут уточнить, что это за 44 ВУЗа.

Главная мысль, причём без экстремизма, выражена - это гибель инженерного образования России без сохранения специалитета или аналогичного ему инженерного бакалавриата со срокками обучения не менее 5 лет.

Дебатировать можно до второго пришествия Христа. Решать Вам. Уже пятеро подписались.

В.Т.Тозик

 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(30 марта 2016 г. 1:07)

Наивно думать, что адресаты будут уточнять список вузов. А если он будет, то можно и заинтересоваться авторитетом сих заведений.  А вот на Генуэзский ун-т им точно наплевать. Мне вообще не понятно почему уже отработанный вариант нужно менять. Устал от волюнтаризма. Прошу организаторов убрать мою фамилию из некой инициативной группы в решении.

С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(31 марта 2016 г. 0:00)

Уважаемые коллеги!
1. Считаю, что нельзя смешивать «авторитет сих заведений» и авторитет преподавателя инженерной графики этого заведения. Не знаю, как авторитет наверху моего ВУЗа, но относительно моего авторитета наверху, и не только там, иллюзий не имею.

Относительно 44 российских и зарубежных вуза (Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана) – а нас не причислят к американским агентам (см ниже), если мы сошлемся в петиции на участие в наших проблемах иностранцев?

Просим поддержать предложения Роскосмоса, Росатома, РАН – а они обращались в оргкомитет конференции за такой поддержкой?
О двух адресатах, их намерениях, влиянии, я мало осведомлен, но активность Д.Рогозина явно больше направлена на наших врагов, чем на проблемы вузов и кафедр графики в них. В частности:

«ответил «американским агентам»» http://www.blagoveshensk.ru/news/asn/135600/;
«предложил Порошенко …». http://police-russia.info/novosti-segodnya/51195-rogozin-predlozhil-poroshenko-sbivat-rossijskie-sputniki-iz-rogatki.html.

Реальные пути, по которым возможны какие-то коррективы курса руководства, это – съезд Российского союза ректоров http://www.1tv.ru/news/social/270845; заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации  http://www.akipkro.ru/2015-11-20-10-01-38/soc-assoc-young-teachers/novosti/8670-20151225-1.html. Для этого каждый из нас может донести до своего ректора свое видение проблем, а он уже дальше. Как вариант, возможно ВУЗ – организатор конференции своим авторитетом донесет содержание петиции до верхов, преподнеся ее как содержание одного из докладов.

7 - 9 мая 2016 состоится научно-технический форум. Может быть петицию (от заведующих кафедрами своим ректорам, а те – выше) лучше организовать от него? 

2. Как король из “Щелкунщика” воспринимается не только уважаемый Виктор Алексеевич Рукавишников. Он хотя бы периодически направляет дискуссию в нужное русло. Другие не менее именитые ученые выглядят вообще в стороне.

3. Пять лет назад на повестке дня было предложение рассмотреть учебники А.Л.Хейфеца в качестве опорного варианта для выработки курса (можно другие, если будут предложения). Может быть, вернуться в русло наших проблем? Внушает оптимизм упоминание его труда в обсуждении решения. А за прошедшее время число и, безусловно, уровень его учебников только выросли.

4. Содержание комментария уважаемого А.О.Горнова от (28.03.2016 17:58:26) к его же докладу «К ПЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КГП И ПЕРЕД ОЧЕРЕДНЫМИ ДИСКУССИЯМИ», оставленного, почему-то без отзывов, должно быть отражено в решении, а возможно, по важности сказанного может быть оформлено как приложение к решению.

Понимаю, что для обсуждения остается мало времени. Но время бежит быстро, может быть через год это учесть.

С уважением 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(31 марта 2016 г. 22:51)

Напоминаю, что здесь обсуждается проект решения, а не письмо, в котором никто не собирается ссылаться на коллег из других стран. Тем более, тех, кто не подпишет обвинять не будут ни в чём. 

Смешно по двум пустым ссылкам объяснять авторам текста, которые имеют огромный опыт проектирования и исследований в области вооружений, кто такой руководитель ВПК. На прошлой конференции обсуждались документы ВПК по поводу высшей и средней школы.

Помогать людям нужно только по их просьбе. Есть и такая формула жизни.

Странно не заметить русло, в которое направляли конференцию Ротков, Попов, Горнов, Лепаров и др. За что им большое спасибо.

Труды уважаемого А.Л. Хейфеца упоминались не в обсуждении решения, а в обсуждении ремарок В.А.Рукавишникова. 


Назад Go Back