Татьяна Петровна
Галина Ильинична
Виктория Олеговна
     

ТРИО   КАБИНЕТА УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В МЭИ

Со времени учебной практики на первом курсе (не две недели, а месяц – через месяц и так  весь год!) на уже бывшем Станкозаводе им. С. Орджоникидзе в Москве хорошо почувствовал важность такого подразделения как раздаточная. Получив от мастера наряд на работу,  обращаешься в  “такое окошко”. За ним стеллажи  и полки, на них много всякой “всячины”. Там выдают  документацию на изделие, расписанную технологом карту и  коробку с инструментом,  комплектующими и расходными материалами. Это всё работникам  инструментальной раздаточной надо подобрать заранее, до начала смены и не для одного монтажника, а целой смены в цеху. Поэтому комплектовщики (чаще это были женщины) приходили на работу раньше остальных, иногда на целый час. В конце работы обратный процесс и подготовка к следующей смене. Это был как сортировочный  узел на  железной дороге. Заминка и встает  всё движение…

Через много, много лет я снова почувствовал особую роль такого подразделения в ритмичности, теперь уже учебного процесса. В тяжелые годы шоковой терапии  90-х годов было особенно трудно удержать  на работе сотрудников в должности лаборантов, обслуживающих кабинет учебных пособий на кафедре. Люди были вынуждены работать в двух–трех местах и, при “той заплате”,  справедливо претендовали на “спасибо”, что вообще пришли, так как должны были спешить с одной работы на другую. Поэтому, были периоды, когда  почти каждый день нервотрепка – надо начинать занятия, а основных ключей от аудитории нет, того  нет,  студенты толпятся в коридоре…

…Но, постепенно, конечно, все наладилось … Раздаточная всегда была и есть в зоне особого  внимания   начальника  лаборатории  Юрия  Алексеевича Медведева. Он  отвечает за кадровую политику в “подчиненном” ему учебно-вспомогательном подразделении, штаты которого  всегда формировал по критерию подбора  хороших людей.  Он же организует их работу, составляя графики дежурств и, если требуется,  взаимных замен,  поддержание и пополнение материальной части и расходуемых материалов.

В раздаточной, уже почти 20 лет, постоянно работает Татьяна Петровна, выпускница факультета  вычислительной техники МЭИ.  Правда, расклад  её жизненных интересов и  возможностей не предполагали  погружение  в дела раздаточной целиком. Непосредственно после окончания МЭИ, она обслуживала, как программист, большие ЭВМ, еще с носителями информации на перфокартах.  Непрерывно работая у нас практически два десятилетия, она  определяла и определяет  “связь времен”, сглаживая,  одно время частые, “переходные процессы”, связанные с приходом или уходом очередной кандидатуры, претендующей  на основную роль.  Менялись те, кто работал основную часть времени, а она старалась помочь каждому быстрее адаптироваться, разобраться в сложном хозяйстве, в котором она ориентируется, как говорят, “с закрытыми глазами”. Новичкам надо было помогать  наладить производственные и личные отношения, так необходимые для  нормальной работы.  Недаром  же она заслужила звание  “Ветеран труда МЭИ”. Солнечный и исключительно добрый человек, непременный участник всех кафедральных мероприятий. Никогда не отказывает коллегам  в советах и конкретной помощи  в той  сфере, где она сейчас параллельно работает и профессионально владеет ситуацией, имея дело с большими базами компьютерных данных.

А  последние 13 лет у кафедры  практически нет проблем ни  с  раздаточной, не в раздаточной. Появился, а затем  авторитетно утвердился еще  один надежный и инициативный работник… Галина Ильинична пришла к нам тоже в непростой период. Сначала готовился, потом начался большой ремонт с перепланировкой помещений.  Чтобы расширить площади компьютерных классов надо было перенести  раздаточную площадью 53 м2 в другое помещение. Кто  хоть один раз делал ремонт,  представляет,  что значит  передислоцировать “комнатку” 53м2 , где до этого уже десятилетиями накапливалось  нужное и ненужное, как всегда,  на “всякий случай”. Не будешь же указывать на каждую пачку – нужна, не нужна… Пришлось Юрию Алексеевичу, Галине Ильиничне и Татьяне Петровне,  разбираться, “что к чему”. Понятно, что нельзя  как  дома,  не нужно – выбросил. Здесь, не тут-то было. Надо найти основание для списания, иначе все повисает на материально  ответственном, и только потом “можно”,  хорошо еще, если без комиссии. Вот так мы и “ужали” раздаточную до 24 м2, не нанеся учебному процессу  никакого ущерба, а основные компьютерные классы расположились компактно и у обслуживающего  их  персонала  появилась свое помещение.

И тогда я быстро почувствовал, что Галине Ильиничне надо только объяснить задачу в “принципе”, и она будет решена лучшим образом. Причем,  инициативно будет сделано еще много полезного. Спокойная, неторопливая, но не скованная, сосредоточенная, внимательная  и очень эрудированная. И так я для себя раз за разом  отмечал,  что она во  всем  отвечает “образу” кандидата наук. То ли мне сразу так показалось, то ли мне кто - то в своё время намекнул на это, - точно не помню. Подход к работе и её стиль “выдает” человека с опытом ответственного и творческого   труда.. А к нам она пришла из НИИ “ Приборной автоматики “ -  серьезной проектно-конструкторской организации  рядом с МЭИ. Там она была связана с разработкой  устройств на основе   радиоэлектронных и релейных компонентов.  Поэтому меня не удивило, что она свободно обсуждала плюсы и минусы заданий, связанных с конструкторской документацией на печатные  платы,  да и другими техническими вопросами. С взаимопониманием мы обсуждали с ней и проблемы высшего образования..  По собственной инициативе прошла внешние курсы и овладела необходимым  ПО для  использования  РС и устройств вывода на печать для повышения качества оформления всяких  обложек, списков, архивов, надписей и рубрикаций на стеллажах. Так что всё наше трио хорошо владеет “офисным” ПО. Постепенно ведущая роль Галины Ильиничны в постоянном совершенствовании порядка, формы и организации дела в кабинете  определилась как-то естественно и само собой, хотя бы потому, что на неё пала основная временна’я нагрузка… И как-то, не так давно, по какому-то поводу, я решил уточнить тему её кандидатской диссертации. Да что Вы, Александр Олегович, - смутилась Галина Ильинична, - у меня и высшего образования то нет! Но зато какое среднее(!), теперь отмечаю я. При этом с удовольствием вспоминаю, как любил заниматься со студентами-вечерниками из того же Электромеханического техникума, который окончила Галина Ильинична. Вот уж случай, когда внутреннее содержание и деловая компетентность личности оказалась  выше и богаче её формального статуса!

…Виктория Олеговна, экономист по образованию и, имеющая стаж работы в этой сфере.  Сравнительно недавно, два года, как  утвердилась в основном составе нашего трио. Сразу и легко она вписалась в этот отлаженный механизм.  Татьяна Петровна и  Галина Ильинична быстро ввели в курс дела. Так же  быстро Виктория Олеговна заслужила такое же уважение, как и  её непосредственные коллеги. Когда у нас бывают творческие выставки сотрудников,  работы Виктории Олеговны выделяется своей оригинальностью и изяществом. Жанр работ -   сувениры  в русских и европейских новогодних и праздничных традициях: декупаж на плоских и объемных поверхностях,  плетение, обработка естественных фрагментов дерева,  малые объемные формы и композиции. Вы их можете встретить и на “Ярмарке мастеров”  в  интернете.

...Не знаю, где-как, а нам в свое время “демократия” с хранением журналов  доставляла много проблем. Иногда и не найдешь нужный журнал. Потом мы их расположили в ячейках по недельному расписанию и времени занятий (рекомендуем). Во время занятий пуста только одна ячейка утро или вечер данного дня. Легко видно, кто не сдал журналы, кто не во время начал занятия (практически не бывает). И когда во время сессии они могут оказаться вместе из разных ячеек  их легко идентифицировать по цвету корешка. Библиотека заданий разного уровня для разных факультетов в раздаточной тоже хорошо рубрицирована и оформлена. Все отдельные задания постепенно были упакованы в файлы, что существенно увеличило срок службы. Ну и конечно часть архива уже в электронном виде.  В распоряжении  раздаточной средства оперативной полиграфии  для восполнения потерь раздаточных материалов и подготовки новых комплектов.   В начале семестра, как на всех кафедрах,  бывают пиковые периоды, когда надо оперативно снабдить методическими пособиями и заданиями около 1700 студентов, и документально  зафиксировать выдачу матчасти. Выдать надо быстро, иначе  дезорганизуется занятия.  В конце семестра процесс обратный, несколько “отягощенный тем”, что  часть студентов забыла,  или потеряла что-нибудь. В такие периоды всё трио на рабочих, местах и “звучит” оно так же безупречно, когда  дуэтом или  соло.

Вот какие они у нас инициативные, ответственные и творческие! А про их красоту я уж и не говорю, - сами видите...

Последние годы преподаватели все чаще заходят в раздаточную к её хозяйкам  не только как к равноправным участникам учебного  процесса за журналами и заданиями, контрольными и многим другим, но и за хорошим настроением, как и к секретарю кафедры  Наталии  Николаевне (см. портреты КГП2015)

                                                          Проф.   Горнов А.О. (НИУ МЭИ)

P.S. Хочу поздравить со славным женским праздником как  моих  коллег по кафедре, так  и всех  женщин - организаторов и участников нашей конференции !