Сунгоркин Леонид Сергеевич | (НПО "Россинант") |
В статье дан анализ задачника по Аналитической геометрии О.Н. Цубербиллер в свете сегодняшних возросших требований к инженерной подготовке военного состава. Данная статья является частью исследований, предпринятых авторами в связи с необходимостью переформатирования Школ ДОСААФ, в соответствии с задачами, поставленными Главнокомандующим РФ – Путиным В.В.. Авторы предприняли попытку проанализировать негативное международное влияние на развитие учебных процессов в нашей стране, наметив пути улучшения ситуации в связи с актуализацией поставленных перед обучающимися задач.
Многие годы занимаясь преподаванием и изучая работу Школ ДОСААФ, мы пришли к выводу, что сегодняшние успехи наших ВВС всё-таки основываются на блестящем владении навыками молниеносного решения задач в области Начертательной геометрии.
Но этот автоматизм достигается путём длительной и основательной подготовки.
Сегодня обычные задачи в курсе Начертательной геометрии стали решать ВАЖНЕЙШИЕ политические вопросы, которые годами не могли решить дипломатические ведомства многих стран. Вот одну из таких задач мы и хотим привести в качестве показательного примера. Наверное, всем известен ответ Российского штурмана того военного самолёта, на который произвели нападение в ноябре 2015 года в Сирии турки:
- У меня здесь ещё остался должок!
Вот и мы посчитали своим долгом заняться совершенствованием вопроса подготовки в тех же Школах ДОСААФ, основываясь на проведённых нами исследованиях.
Исследовав различные регионы нашей необъятной Родины, мы решили в качестве одной из отправных точек исследования взять состояние Начертательной и Аналитической геометрии в Хабаровском Крае. Почему этот регион представляет особый интерес? Здесь сфокусированы интересы таких игроков информационного поля, как Япония, Китай, а также запросы США, Южной Кореи, Британии и… Швейцарии.
Характерно, что если рынок услуг репетиторов по Начертательной и Аналитической геометрии является открытым, то есть можно увидеть фамилии преподавателей, их фотографии, ознакомиться с уровнем их образовательного ценза, узнать телефоны в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, то в Хабаровске эта сфера является полностью конфиденциальной. На первый взгляд, это может удивить. А потом выяснилось, что рынок образовательных услуг поделен между зарубежными кураторами.
Когда мы стали выяснять этих кураторов, то мы выявили ещё целый ряд интересных особенностей, о которых мы и намерены рассказать в данной статье.
Изучая учебную литературу советского периода, можно обратить внимание, что число авторов учебников было предельно ограниченным. В качестве примера рассмотрим учебник «Задачи и упражнения по аналитической геометрии». Автор – Ольга Николаевна Цубербиллер. Издательство «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, Москва 1966 год. Подписано в печать 25 ноября 1965 года. Тираж – 200 тысяч экземпляров. Зачем мы указываем все эти подробности? Приведём ещё редакционные надписи – «Издание двадцать восьмое, стереотипное». Также указывается:
«Допущено Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР в качестве учебного пособия для высших технических учебных заведений».
С какой целью мы так скрупулёзно приводим данные, на которые и не следовало бы уделять внимание?
А мы на этом заостряем внимание? В выходных данных указывается адрес редакции в Москве, а издан этот учебник был в Ленинграде. Указывается адрес: Ленинградская типография №2 имени Евгении Соколовой Главполиграфпрома Государственного комитета Совета Министров СССР по печати. Измайловский проспект, 29.
Нами была обнаружена ещё одна любопытная деталь. После оглавления следует «Предисловие к шестнадцатому изданию». Возникает вопрос, почему к 16-ому, а не к 28-ому? Как, вообще, к нам попал этот учебник? В своё время нам привез его на Дальний Восток учёный из Города на Неве – Георгий Фёдорович Ершов, обратив наше внимание на тот факт, что учебник подписан Республиканским министерством для использования в учебном процессе, а печатается он в Союзной типографии! Как это могло случиться, и почему? Напомним, Ольге Николаевне в то время был 81 год, а прожила она до 90 лет.
Почему, вообще эта тема столь глубоко заинтересовала Георгия Фёдоровича, для чего он предпринял поездку в Швейцарию, Италию, Францию, Германию и т.д..
Ему, специалисту в области лингволаконики, было интересно узнать, КАК издавались учебники в советское время?
Поскольку Георгию Фёдоровичу, как и нам были близки ощущения при прыжках с парашютом с обеспечением максимальной точности приземления в заданное место, то решение таких задач (то есть освоение задачника) нам показалось далеко не праздным занятием…
В частности, Георгий Фёдорович, общаясь с коллегами из США, стал выяснять, КОГДА и КТО предложил все научные исследования засекречивать? Как известно, затем эта традиция перешла и в СССР. Сначала стали засекречивать «темы», потом и людей, владеющими этими темами. Многие это объясняли причинами «безопасности» страны. Вопрос расшифровывался гораздо проще. Со времён работы Альберта Эйнштейна в швейцарском Патентном бюро, который был уволен за чрезмерную «разговорчивость», швейцарские банкиры «обязали» своих клиентов, которыми были представители многих стран, включая и СССР, оформлявшего кредиты через подставные зарубежные фирмы, засекречивать всю мало-мальски важную информацию.
Потому что возник бойкий рынок научными идеями. Но как можно учить специалистов, не имея специальной литературы? Такая литература издавалась, но в усечённом варианте. А самое необходимое издавалось в виде лабораторных методичек. Которые, через верных адептов, оказывались в той же Швейцарии, но наши учёные оказывались за бортом известных открытий. Потому что, едва нами заявлялось о каком-то приоритетном направлении, как тут же об этом были ПРИОРИТЕТНЫЕ заявления за рубежом. Получалась парадоксальная ситуация. Имея многие сотни НИИ, мы не смогли наладить рынок Патентной документации, оставаясь вне стран Патентообладателей.
Парадокс заключается в том, что когда с 1991 года каждый преподаватель мог формально сам издать свой учебник по той же Начертательной геометрии, но тогда-то и стали раздаваться голоса о том, а нужен ли такой предмет, как таковой. А такая идея форматирования современного Российского образования происходила не из города Болоньи, прославившегося своими плащами Болонья, а из Швейцарии, заявившей о своей экономической монополии.
В предисловии к шестнадцатому изданию, на стр.7 мы можем прочитать:
«…была написана новая, четвёртая часть, относящаяся к векторной алгебре и её применению в геометрии».
Обычно такие учебники пишет целый коллектив авторов, но Ольга Николаевна и ,главное, те, кто многие десятки лет доверял её безупречному авторитету, предпочитали доверять ею эрудиции… Так что же в своё время смутило Георгия Фёдоровича, на что он обратил и наше внимание. Приведём ещё одну ссылку:
«В своё время сборник составлялся на основе классического учебника профессора Б.К. Млодзеевского».
Проанализируем эту информацию. Болеслав Корнелиевич несколько лет проходил стажировку за рубежом, в том числе в Цюрихе. Но была ли необходимость в этой «стажировке»? С учётом того, что уехал он, защитив предварительно и магистерскую диссертацию и докторскую. Тема магистерской диссертации – «Исследование об изгибании поверхностей», а тема докторской – «О многообразиях многих измерений». Возвратившись из зарубежной командировки, Млодзеевский не стал углубляться в научные исследования и готовиться, например, к приобретению статуса академика. Он, словно позабыв, что направлялся он от Московского университета, расширил свою педагогическую деятельность не в глубь, а исключительно – вширь. Он стал преподавать в Лесотехническом институте, в Военном, и ещё нескольких учебных заведениях, включая Женские курсы, гимназию и т.д.. Скорее, вопрос шёл об адаптационном, предельно упрощённом курсе. Или всё-таки математика становится элементом политики?
Что вскоре и выразилось в конфликте со Столыпинским режимом.
Зачем, говоря об учебнике, мы делаем этот исторический экскурс? Потому что настаиваем на АНАЛИЗЕ учебника, который издавался 28 раз. Конспективное упоминание в этом учебнике имени учёного заставило нас озаботиться тем, что же подразумевало это имя в образовательном процессе? Потому что сегодняшние проблемы в преподавании Начертательной геометрии имеют длительные традиции.
Так с кем и почему возник конфликт у Млодзиевского, традициям которого следовало советское образование? Лев Аристидович Кассо, которого Столыпин назначил Министром просвещения, родившись в Париже, получив образование в Париже, затем защитил магистерскую и докторскую диссертации в Киеве. Чем обосновывал свой выбор Пётр Аркадьевич Столыпин? Берлин был Столыпину близок, потому что он сам родился в Берлине. Имея в Саратовской губернии свои имения, Столыпин благоволил к тем, кто трудился в Киеве с ориентацией на пропаганду римского права. Кассо был юристом по образованию, что, конечно, имеет самое «близкое» отношение к Образованию. После конфликта Кассо с тем же Млодзиевским было принято решение ВСЕ стажировки студентов и преподавателей назначать за рубеж, полностью исключая межвузовский обмен. Как мы помним, убийство Столыпина произошло в Киеве, что свидетельствовало о том, что он плохо владел навыками экстраполяционного анализа. Ведь с Киевом были связаны многие годы деятельности Кассо.
И здесь можно говорить о некоторой математической константе. Несмотря на то, что сошёл с политической арены Столыпин, но Кассо продолжал занимать свой пост при последующей смене премьеров. Следовательно? Вряд ли только Распутин был советчиком при смене министров…Чем для нас сегодня интересен Кассо? Именно он ЮРИДИЧЕСКИ стремился в учебниках по истории закрепить роль конкретной исторической личности, нивелируя значение народа, как такового. Не надо забывать, что это было время перед Первой Мировой войной. До своей кончины (декабрь 1914 года) Кассо находился на посту министра.
А теперь снова приведём цитату из Предисловия учебника, который мы анализируем, где говорится, что используется наследие «курса профессора А.К. Власова и других представителей школы геометров Московского университета». Напомним, что это цитировалось предисловие к 16-ому изданию, но выходило уже 28-ое издание!
Уже позади остались и культ личности, и хрущёвская оттепель… Но наступила ли оттепель в науке? Если автор безапелляционно заявляет, что развивается «московская школа». Началась эпоха Брежнева, которую многие называли «периодом застоя». Но разве этот застой не наступил гораздо раньше? Ведь сколько за этот период прошло талантливейших конструкторов, техников, рабочих-рационализаторов? Им предлагалось одно. Воспользоваться политикой, направленной на молчаливое согласие с предлагаемым диктатом.
Давайте коротко ознакомимся с математическим кредо Алексея Константиновича Власова, который в свою очередь считал своим учителем Василия Яковлевича Цингера, который, хоть и возглавлял Московское Математическое общество, но при этом основными своими коньками считал философию и ботанику, так как был систематизатором растений. В то же время он считался «профессором чистой математики». Магистерская диссертация у него была на тему «Способ наименьших квадратов», а докторская «О движении свободной жидкой массы».
Как известно, А.К. Власов был сторонником развития номографии. Однако нельзя не учитывать, что его учебник по Высшей математике, изданный в 1914 году, затем переиздавался до 1946 года. Почему дальше он перестал переиздаваться? И снова в образовательный процесс вмешивается политическая составляющая. В Москве был казнён предатель Власов, после чего и эта фамилия была нивелирована с математического горизонта, чтобы не возникало «ненужных ассоциаций», и прочный пьедестал был закреплён за Цубербиллер. Отныне в массовом сознании должна оставаться она и только она. Как мы помним, тема магистерской диссертации А.К. Власова – «Линейные системы конических сечений в их проективном и метрическом сечении», а тема докторской - «Полярные системы высших порядков в формах первой ступени. Опыт построения геометрической теории, соответствующей теории алгебраических уравнений и форм».
Характерно, что Власов после 1917 года преподавал в Высшей аэрофотограметрической школе, что и натолкнуло его на мысль создать сборник задач, который бы в себя включал и знания по номографии, включая удобство при рабочих чертежах пользоваться логарифмической бумагой и колоссальный «полевой» опыт, который он получал от своих слушателей.
Номограммы различают по способу изображения переменных и по способу задания соответствия между изображениями переменных.
Изображения переменных. Значения переменных изображают на номограммах или точками, или линиями.
И вот что интересно, такой сборник был выпущен уже после его смерти в 1925 году, хотя скончался он в 1922 году. И вот здесь-то на горизонте мы обнаруживаем тот учебник, о котором и идёт речь.
Как известно, интерес к предмету вызывается тогда, когда осуществляется соответствующая мотивация. Как мы уже отмечали, рассматриваемый учебник был издан в 1966 году. Точкой отсчёта можно считать полёт Юрия Гагарина в космос, однако, если мы внимательно перечитаем более 300 страниц этого учебника, то мы не найдём ни одной задачи, как говорится, приближающей нас к научно-техническому прогрессу.
А что же мы сможем там отыскать?
Ознакомимся вот с такой задачей, которая точкой отсчёта, видимо, взяла рост Сергея Александровича Есенина – 168 см. Чем абсурдна такая задача? Потому что она изначально оперирует неверными статистическими данными. Если рост девушки, то в тот период это явно был не средний рост 168 см. Юноши в двадцать лет – тоже. Или средний возраст между женским и мужским возрастом? Как удалось выяснить тому же Георгию Фёдоровичу, подарившему нам этот учебник, эта задача была предложена как раз-таки из Швейцарии. Уже тогда предполагалось говорить о человеке – в третьем лице. Безликом созданье со средним родом. Некое оно.
Такие же параметры отличают и задачу на температурные параметры. Ведь в стране действовало множество метеостанций, где такой разброс тоже недопустим. Сама постановка задачи нацелена на поиск абсурдного решения. Никому не нужен «средний» рост абстрактного человека. Никому не интересна температура несуществующей местности.
А вот и ещё одна задача. Где просят построить график. Требование: «соединить ломаной линией все полученные точки». Но разве можно графически выразить возраст студентов одного курса? График изначально подразумевает сравнение. Хотя бы по хронологии. В один год поступило число А студентов в возрасте 15 лет, а на следующий год этого возраста поступило больше или меньше. Можно сравнить средний возраст студентов по годам, по факультетам. Но какое может быть сравнение у абсолютных величин одного ряда?
Или задача другой крайности. Даётся чрезмерная привязка к конкретной местности. И делается это с целью психологического давления. Речь идёт о железнодорожном сообщении между Москвой и городом Дмитров. Но опять-таки конечные цели, которые ставятся перед студентом, который будет решать эту задачу, ставятся абсолютно не эффективные. Нужно будет решить, какие поезда увидит пешеход, идущий вдоль железнодорожного полотна. Ведь это равносильно подсчёту пролетающих мимо ворон. Здесь нет конкретного участия самого студента. Его найденное решение не повлияет на конечный результат.
Чтобы Начертательная геометрия, Аналитическая геометрия, Инженерная графика были достаточно востребованными предметами, нужно проанализировать учебный материал, который может быть сформирован с учётом поставленных перед наукой задач. Наверное, учебные заведения не могут себе позволить проектирование «вообще» болта, нужно стараться делать какую-то привязку к конкретной детали, в которой нуждается сегодня промышленность. Наверное, следует говорить не о какой-то точке, в которой пересеклись «какие-то» точки, а о жизненных коллизиях. Излишнее абстрагирование сегодняшнего преподавания, основанного на учебниках, составленных для того, чтобы учащиеся отстранялись от жизненных проблем, приводит к тому, что люди не могут рассчитать траекторию пути собственного автомобиля. Участились автоаварии, авиационные катастрофы, что можно считать снижением общего уровня освоения навыков проекционного мышления.
Ротков Сергей Игоревич (10 марта 2016 г. 12:16) |
Леонид Сергеевич! Очень интересная статья. Наводит на многие размышления. Мой e-mail: rotkov@nngasu.ru. C уважением, С.И.Ротков. |
Короткий Виктор Анатольевич (10 марта 2016 г. 14:05) |
Леонид Сергеевич! Задачи и упражнения по аналитической геометрии, О.Н. Цубербиллер - исключительно четкое и насквозь понятное изложение предмета. И очень хорошие задачи. Эта потрепанная книжка 1963 года занимает почетное место рядом с не менее потрепанным двухтомником Аналитическая геометрия С.С. Бюшгенса 1934 и 1936 годов издания. И его же Дифференциальная геометрия 1940 года. Рядом - М.Я. Выгодский, Дифференциальная геометрия, 1949 год. Ну да, якобы устарели, на них не рекомендуется ссылаться. Совсем они не устарели. Какова бы ни была история появления задачника О.Н. Цубербиллер - это очень хорошая книга. С уважением, Короткий В.А |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (10 марта 2016 г. 18:30) |
Уважаемые авторы, хотелось бы узнать ваше мнение о нынешнем влиянии Швейцарии (о котором не говорится в выводах) на издание научной литературы и другие аспекты образовательного процесса о России. В частности, олимпийского движения. |
Сунгоркин Леонид Сергеевич (10 марта 2016 г. 21:41) |
Дорогие Коллеги! Только прочитав статью на сайте, к сожалению, заметил, что почему-то не вошли картинки к статье, которые попытаюсь приложить в комментариях. Нами сделаны сканированные копии из учебника Ольги Николаевны. Спасибо всем за отклики! |
Сальков Николай Андреевич (11 марта 2016 г. 1:49) |
Дмитрий Евгеньевич! А что тут скажешь! Боюсь, что меня снова запипикают... |
Шахова Алевтина Бруновна (11 марта 2016 г. 11:58) |
Уважаемый Леонид Сергеевич, очень интересная статья, захотелось посмотреть все первоисточники, на которые Вы ссылаетесь, чтобы сделать какие то выводы, и вопрос уже прозвучал, статья начинается с реплики о рынке репетиторства и участие в этом других стран, можно более подробно об зтой ситуации. Позволено ли у Вас штатным преподавателям заниматься репетиторством ( в том числе со своими студентами) не наказуемо ли это? С уважением Шахова А.Б. |
Сунгоркин Леонид Сергеевич (15 марта 2016 г. 8:56) |
Уважаемый Сергей Игоревич! Подготовлена новая статья на тему НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ – ПАРАДИГМА РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, в ней есть ответы, поставленные коллегами в комментариях. |
Столбова Ирина Дмитриевна (15 марта 2016 г. 10:03) |
Уважаемый Леонид Сергеевич! Каково направление деятельности компании, к которой Вы себя причисляете? По данным из Интернет компания"РОССИНАНТ" зарегистрирована 12.07.2005 в регионе ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ и Компания в настоящее время ликвидирована! Дата ликвидации организации: 08.10.2012. Какое место в Вашей жизни занимает начертательная геометрия? Это чисто любительский интерес? Как это связано с Вашим образованием? Кого Вы причисляете к Вашим учителям? С уважением, И.Д. Столбова
|
Сунгоркин Леонид Сергеевич (16 марта 2016 г. 13:46) |
|