Ефименко Светлана Михайловна | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") | |
Пасынков Даниил Александрович | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") |
В данной работе раскрывается понятие технологии дополненной реальности и рассматривается роль информационных технологий в образовательном процессе. Автором уделяется внимание структуре приложения дополненной реальности и алгоритму его работы. Приводятся варианты использования технологии дополненной реальности в учебном процессе. Произведен обзор существующих разработок в данной области.
Дополненная реальность (Augmented reality, AR) – это технология, которая позволяет в режиме реального времени накладывать различные виды информации (текст, 2D и 3D графика, аудио) на объекты реального мира.
Пол Милгром и Фумио Кисино в 1994 году описали термин континуум «виртуальность - реальность» - это пространство между реальностью и виртуальностью, в промежутке между которыми находятся дополненная реальность и дополненная виртуальность (Рисунок 1). Дополненная реальность находиться ближе к реальности, а дополненная виртуальность наоборот к виртуальной реальности [1].
В 1997 году Рональд Азума в своей работе «Исследование дополненной реальности» сформировал основные принципы, которые характерны для системы, использующей дополненную реальность:
Можно сказать, что дополненная реальность – это технология интеграции виртуальных объектов в реальный мир [2]. На рисунке 2 показан процесс возникновения дополненной реальности.
Роль современных информационных и коммуникационных технологий в совершенствовании и модернизации текущей системы образования остается важной на протяжении многих лет. А с внедрением в учебный процесс относительно недорогих и доступных компьютеров и другой вычислительной техники, которые объединяются в сети или имеют доступ к Интернету, увеличивается доступность использования информационных технологий в образовании. Для внедрения новых информационных технологий и как следствие модернизации системы образования потребуется современное техническое оснащение учебных заведений и соответствующая подготовка преподавателей.
В настоящий момент использование информационных технологий в образовании привело к следующему:
Программное обеспечение, которое используется в образовании, можно разбить на следующие категории:
В обучение существует большая потребность визуализации (моделирования) различных процессов и предметов, которые невозможно воспроизвести и показать в учебной аудитории или лаборатории. Это является главной причиной распространения моделирующих программ.
В основе компьютерного моделирования может находиться математическая модель, лабораторный эксперимент или анимация, которая представляет работу некоторого механизма, протекание процесса, строение сложного предмета и т.д. В моделирующих программах возможно широкое использование интерактивной графики, которое позволяет обучаемому не только наблюдать за происходящим, но и воздействовать на параметры объектов, исследуя при этом эффекты, которые влияют получаемый результат [3].
Именно приложения дополненной реальности дают возможность визуализации процессов и предметов, которые необходимо, но невозможно продемонстрировать в учебной аудитории. Поэтому вопрос об использовании технологии дополненной реальности для поддержки образовательного процесса является одним из самых актуальных в сфере использования новых информационных технологий в образовательном процессе.
Структура приложения дополненной реальности, которое служит для моделирования или визуализации сложных процессов и предметов, состоит из четырех основных модулей (рисунок 3):
Видеопоток с камеры устройства передается в модуль отслеживания камеры. Данный модуль обрабатывает каждый кадр видеопотока: выполняет поиск заданного заранее маркера, определяет положение маркера в пространстве и на основе этих данных вычисляет положение виртуальной камеры относительно маркера. После того, как положение и ориентация камеры определенны, модуль хранения объектов помещает на сцену необходимый объект для визуализации, используя заранее определенные параметры положения, масштаба и поворота. Далее происходит визуализация модели с использованием сдвига по отношению к расчетной позиции и согласованием с ориентацией. Пользователь может влиять на параметры модели и визуализации при помощи пользовательского интерфейса.
Разрабатываемое приложение дополненной реальности работает по алгоритму, который представлен на рисунке 4.
Рассмотрим работу данного алгоритма. В самом начале работы приложения происходит инициализация камеры устройства, получение видеопотока с данной камеры и выделение из потока отдельного кадра, для последующей работы с ним. Далее на выделенном кадре происходит поиск маркера. Если маркер найден, то происходит его идентификация, в противном случае приложение выделяет новый кадр. Если маркер не удалось идентифицировать, то приложение также возвращается к шагу получения кадра из видеопотока. В случае успешной идентификации маркера происходит расчет матрицы преобразования, на основе которой в следующем шаге происходит преобразование виртуальных объектов и позиционирование виртуальной камеры. Далее осуществляется визуализация виртуальных объектов поверх видеопотока. Следующим шагом обрабатывается пользовательский ввод, в случае необходимости приложение завершает свою работу.
Технологию дополненной реальности на основе распознавания маркеров можно применять для поддержки образовательного процесса в следующих дисциплинах: естественные науки, анатомия, дизайн, 3D моделирование. САПР и т.д. [4]. Специальные маркеры, которые используются приложением дополненной реальности можно встраивать в электронные учебники, слайды презентации, печатные материалы и т.п.
Во время получения нового материала по определенной дисциплине, обучающие смогут получить реалистичную визуализацию модели или процесса, которые невозможно продемонстрировать в учебной аудитории. Например, изучая анатомию человека, дополненная реальность дает обучаемому возможность подробно ознакомиться со строением каждого органа человека. Для этого необходимо лишь запустить приложение дополненной реальности и навести камеру устройства на маркер.
В основе любого приложения дополненной реальности, использующего анализ поступающей с камеры картинки, лежит система компьютерного зрения. Одной из наиболее известных библиотек, реализующих подобный функционал, является OpenCV. Она предоставляет достаточное количество низкоуровневых возможностей и очень хороша для извлечения максимума информации из изображения. Но для приложений дополненной реальности требуется быстро и качественно найти в кадре ограниченный набор заранее известных объектов и отобразить поверх изображения виртуальный объект [5].
Именно этой задачей занимаются различные библиотеки дополненной реальности [6]. Можно выделить пять наиболее популярных библиотек:
Континуум «Реальность-Виртуальность»
Процесс возникновения дополненной реальности
Структура приложения дополненной реальности
Алгоритм работы приложения дополненной реальности
Кокарева Яна Андреевна (22 марта 2017 г. 10:24) |
Светлана Михайловна, Даниил Александрович, спасибо за интересный и актуальный доклад. Мы на кафедре сейчас тоже думаем вплотную заняться дополненной реальностью и виртуальной реальностью. С уважением, Кокарева Я.А. |
Лепаров Михаил Николаевич (22 марта 2017 г. 13:10) |
Здравствуйте, Светлана Михайловна и Даниил Александрович! Спасибо большое за возможность познакомится в сущность быстро развивающаяся дополненной реальности. У вас есть ли опыт ее применения в учебном процессе? Если да- пожалуйста поделитесь (где именно, подготовка, проблемы). Пожалуйста, извините мой русский. С уважением млепаров
|
Вольхин Константин Анатольевич (23 марта 2017 г. 5:40) |
Здравствуйте, Светлана Михайловна и Даниил Александрович! Знакомы ли Вы с разработками компании «ГРАФИКА», образованной группой специалистов Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск. У них есть интересная разработка – «виртуальный презентер». Программный комплекс, позволяющий реализовать смешение информационных потоков с возможностью как трансляции в режиме реального времени, так и делать записи. Я попробовал записать фрагмент лекции по начертательной геометрии, в общем приобрел интересный опыт. Но дальше этого не пошло, т.к. для очной формы обучения это лишние, а дистанционные у нас еще не получили достойного развития. С уважением К.А. Вольхин |