Назад Go Back

ПРИМЕНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОМЫШЛЕННОМ ДИЗАЙНЕ

English version
Презентация
Фото Рыбацкий Павел Андреевич (Томский Политехнический университет)

Соавтор(ы): старший преподаватель кафедры ИГПД ТПУ Давыдова Евгения Михайловна

Аннотация

В представленном докладе описывается значение экодизайна, как направления в дизайне в котором основной приоритет отдается гармонизации отношений человека с окружающим его миром. И на примере спроектированного продукта показываются основные достоинства экологического дизайна.



Ключевые слова: дизайн, экодизайн, проектирование, экология, экологичность, материалы

Дизайн, представляемый, с одной стороны, как сфера творческой проектной деятельности, а с другой, как совокупность устройств и вещей, обеспечивающих удобство и легкость человеческого быта, и как, особым образом сформировавшийся, эстетический концепт образа жизни, занимает в современном мире значительную роль. Культура дизайна в современном обществе представляется как начальная форма совокупной организующей и преобразующей человеческой деятельности. Воздействие дизайна на разные стороны общественной жизни непрестанно растет, появляются новые формы, условия коммуникации проектной деятельности и человека.

В период доиндустриальной эпохи, начиная с самых древнейших времен, люди существовали в гармонии с природой, были ее частью. Это было связано с тем, что люди имели меньше власти над природой, осознавали свою беззащитность, незначительность и признавали зависимость от природных циклов и явлений. Значительное влияние новой цивилизации на экосистему обусловлено техническим прогрессом. Непрекращающийся рост потребностей прогресса сопровождается уменьшением шансов и возможностей их удовлетворить.

Экологический кризис спровоцировал реакцию и в проектных, и в научных сферах в форме концептуальных, проблемных проектов, и экономических, социологических, технологических, философско-этических научных исследований. Метод, основанный на экологическом подходе к проектированию и технологии производства, появился, с одной стороны, как интуитивная неосознанная нужда потребителя, с другой - как сформированная задача для дизайнеров, проектировщиков и ученых.

Все чаще в диалоге между дизайнером и заказчиком возникает вопрос экологичности проектируемого продукта, его безвредности, относительно здоровья самого человека, во время использования и безопасной, по отношению к природе, утилизации. Это послужило особым стимулом для активного использования экологического подхода при проектировании и, соответственно, его развития как направления в дизайне.

На примере разработанного проекта будут рассмотрены некоторые стороны использования натуральных материалов, функции и свойства, сочетаемые вместе с экологическим подходом к проектированию.

При постановке критериев по разработке проекта были выделены следующие аспекты, которые должны будут присутствовать в будущем объекте: универсальность, функциональность, надежность, эстетичность, экологичность.

Решая данные задачи был разработан функциональный сувенирный набор для хранения флеш-накопителей, в виде модульной игрушки – головоломки (Рис 1).

Функция головоломки заключается в разборе и сборе паззла из флеш-карт имеющих форму элементов из игры «Тетрис». В собранном виде флеш-карты хранятся внутри разработанного бокса, имеющего пружинный механизм для открывания и закрывания. Кроме того, данный продукт имеет функцию носителя корпоративной информации (Рис 2). Благодаря простому механизму головоломку сложно сломать, в собранном виде все детали плотно прижаты друг к другу, поэтому конструкция сможет легко перенести не одно падение, а благодаря пружинам, служащим для удобного извлечения содержимого, создается дополнительная амортизация, способствующая сохранению целостности флеш-карт при неблагоприятном воздействии внешних факторов. Натуральное дерево, используемое для создания данного продукта, наполняет уникальностью каждый экземпляр, придает своей фактурой эстетичности. Себестоимость такого сувенирного набора сведена к минимуму благодаря простой схеме вырезания из фанеры, имеющей прямоугольные формы, невысокой цене самого материала и минимальном количестве задействованного на производстве персонала. Дерево не конфликтует с технологической составляющей проекта в виде содержимого флеш-карт, которое на столярном клее фиксируется в деревянной форме. Кроме технологических элементов клеем фиксируются между собой все сборочные фрагменты проекта.

Столярный клей – особый материал который обычно готовят из рогов или костей животных. Для дерева используется мездровый столярный клей, изготавливаемый из костей. Он может иметь вид гранул, крупинок или чешуек. Клей изготовленный из рогов отличается хорошим цветом и лучшими качествами, чем мездровый. Рога вывариваются до однородной массы, которая потом при остывании засыхает и дробится на мелкие кусочки, которые фасуются и продаются. Данный клей считается экологическим материалом.

Благодаря относительно большому пространству на поверхности боксов данный продукт свободному взаимодействию с практически любыми элементами фирменного стиля, разработанный набор можно использовать не только как сувенирную подарочную продукцию для предполагаемых клиентов, но и в качестве носителя корпоративной информации в рабочей среде, например, как обязательный элемент обустройства рабочего пространства сотрудников.

Благодаря таким проектам можно увидеть потенциал эко-дизайна, понять насколько глобальны перспективы развития данного направления, ведь в данном примере раскрыты далеко не все возможности и положительные стороны эко-дизайна. Такие товары необходимы не только рынку, но и человечеству и планете в целом. Дизайнерам стоит продолжать совершенствовать данное направление, формировать экологическую культуру и изучать вопросы, связанные с современными проблемами экологической ситуации на планете в целом и в регионах в частности.

Сформировать эко-культуру в сознании дизайнеров, проектировщиков и вообще всех специалистов, которые будут проектировать и формировать предметно-пространственную среду и оценивать ее эффективность принимая во внимание все точки зрения, очень важно, как для нынешнего, так и для будущих поколений. Мера человеческой свободы, предел его прав по отношению к природе – вот что является центром экологической культуры. Чем яснее человек будет осознавать себя субъектом природы, понимать и принимать свою роль в борьбе за сохранение жизни на планете, учитывать возможности природы при удовлетворении своих потребностей, ясно видеть, что он является частью циклов и ритмов природы, тем выше будет уровень его экологической культуры. Изучая имеющиеся на данный момент основы эко-дизайна, дизайнеры формируют у будущих поколений специалистов ценностные представления о выгодном взаимодействии природы и человека, а также предоставляют возможность ознакомиться с конкретными приемами экологизации, которые стоит использовать в будущем при проектировании архитектурной среды и объектов дизайна.

Зарождение проектирования с экологическим подходом можно отследить в истории человечества на примерах архитектурных сооружениях, бытовых предметов и декоративно-прикладного искусства. Созданная и создаваемая человеком предметно-пространственная среда, становится своеобразным воплощением социальных, политических, идейных, культурных и эстетических взглядов, а, так же экономико-технологических возможностей человечества. Концепт, декор, конструкции, функции пространства и предметов, которые его наполняют, показывают сущность общества и уровень развития его технологий.

Появившееся во второй половине XX века направление экологического («зеленого») дизайна, - это попытка достижения гармонии в отношениях между человеком и природой и внесения в них ответственности со стороны людей. Экологический подход в проектировании стал следствием научно-технической революции. Его цель в дизайне - создание среды, совместимой с экосистемой, что означает снижение и, при возможности, полное исключение вредоносного влияния на экосистему путем задействования альтернативных ресурсов и энергии, нетаксичных материалов которые уже переработаны или предназначенных для переработки, а, так же, возобновляемых производственных процессов.

Экологический способ проектирования соединяет в себе и художественные основы, и научное, философское понимание влияния созидательной деятельности людей на экосистему, последствий контакта человека и окружающей среды.

Таким образом, экодизайн – это направление дизайна, в котором основной приоритет отдается гармонизации отношений человека с окружающим его миром и сохранению природы. Это сектор комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к внедрению в проектируемых объектах соединения требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека. Его основная цель – создание оптимальных условий, удовлетворяющих человеческие потребности, и в то же время не нарушающих баланса экосистемы. Экодизайн включает в себя комплексный подход к разработке любых проектов, связанных с деятельностью человека, от миниатюрных предметов дизайна, которые используются в бытовой жизни, до дизайна архитектуры, ландшафта и городов.

Разработанный объект дизайна соответствует принципам экологического дизайна. Используемые материалы и способы соединения деталей сборки полностью соответствуют нормам безопасности эксплуатации человеком. Спроектированный продукт находится в балансе между формой и функцией. Форма параллелограмма вписывается в каждую среду и удачно взаимодействует практически с любым рабочим пространством.

Список литературы

  1. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология. – Екатеринбург: Архитектон, 2006. – 298 с
  2. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.
  3. Панкина М.В., Захарова С.В Экологический дизайн: учебное пособие. – Бийск: Изд. дом «Бия», 2011. – 186 с.
  4. Сараева Н.М., Суханов А.А. Принцип системности в экопсихологическом исследовании. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с.
  5. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: автореф. дис. канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 41 с.
  6. Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 373-377; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29995 (дата обращения: 20.03.2017)

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Функциональный сувенирный набор для хранения флеш-накопителей, в виде модульной игрушки – головоломки




Рис. 2
Рис. 2

Пример взаимодействия разработанного объекта с элемениами фирменного стиля ТПУ




Вопросы и комментарии к выступлению:



Назад Go Back