Назад Go Back

ПРИНЦИПЫ СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Фото Бородкин Николай Николаевич (Тульский государственный университет )

Соавтор(ы): Данилов Александр Сергеевич

Аннотация

Проведен анализ профессиональных компетенций по графическим дисциплинам. Рассмотрен список компетенций (с корректировками), удовлетворяющий возможностям чертёжных дисциплин.



Ключевые слова: Компетенции, графические дисциплины, ФГОС.

Начиная с 2011 года, кафедра НГИКГ имеет непосредственный опыт работы с компетенциями при составлении рабочих программ графических дисциплин для огромного спектра специальностей. Подводя некоторый итог,  мы можем сказать, что идея с компетенциями несовершенна и реализована она не лучшим образом. В нашей личной практике накопилось около 140 профессиональных компетенций (ПК) ФГОС 3, 3+ и 4 с разных специальностей и направлений подготовки в Тульском государственном университете.

Компетенция (от лат. Competention – соответствую, подхожу) -  это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Поэтому сегодня принято считать, что «компетенция» выступает в качестве основополагающего понятия модернизации содержания образования, так как объединяет в себе интеллектуальную навыковую составляющие результата образования, интегрирует знания, умения и навыки [1].

Геометро-графическая компетентность рассматривается специалистами, как уровень геометро-графических знаний, умений и навыков владения ими с опорой на понимание функционального назначения, конструктивных особенностей проектируемых объектов, на межпредметную интеграцию и наличие визуальной культуры. В техническом вузе она формируется в процессе геометро-графической подготовки [2].

К сожалению, формирование компетенций по направлениям подготовки или специальностям в вузе осуществляют выпускающие кафедры. Если учитывать, что сотрудники  выпускающих кафедр осознанно заявляли компетенции, как основную учебную задачу графических дисциплин, то вынуждены отметить тот факт, что только 34%  ПК соответствуют профилю графических дисциплин. Все прочие – либо не имеют никакого отношения к графическим дисциплинам, либо имеют размытые и неоднозначные формулировки.

В данной статье мы не будем затрагивать общекультурные компетенции (ОК), поскольку это довольно широкая тема, являющаяся огромным полем для спекуляций.

Итак, к дисциплинам чертёжного цикла мы относим: начертательную геометрию, основы черчения и технический рисунок, инженерную графику, строительное черчение, компьютерную графику (специальный раздел, посвящённый двумерному и трёхмерному моделированию).

Графические дисциплины изучает исключительно изображения и методы их построения, однако наши коллеги  из выпускающих кафедр часто путают её с технологией машиностроения, метрологией, деталями машин и подобными им дисциплинам.

После освоения курса графических дисциплин студент получает следующие навыки:

1. «чтения» чертежа (включая схем) и сопутствующей текстовой документации (спецификация, экспликация и т.п.);

2. получения изображений различными геометрическими методами (включая методы САПР): ортогональное проецирование, аксонометрия, перспектива, эскиз, технический рисунок и т.п.

3. работы с нормативной документацией ЕСКД и СНиП (и только с этими специализированными стандартами);

4. работы в лёгких САПР, т.е. генерация двухмерных изображений и твердотельных моделей, исключая их прочностные и прочие расчеты;

5. пространственного восприятия геометрических объектов;

6. хранения и обозначения технической документации.

И, в качестве побочного результата обучения, следует отметить формирование образно-специализированной базы – своеобразного технического словаря визуальных образов объектов промышленного производства. Буквально расширение технического кругозора.

К области чертёжных дисциплин не относятся навыки проведения расчётов деталей, узлов, агрегатов и конструкций; контроль качества конечной продукции; оценка экономической эффективности и т.п.

Поскольку графические дисциплины занимаются исключительно законами построения изображений и сопутствующей документации, все прочие вопросы решаются далее в циклах смежных дисциплин (например, в курсе технологии машиностроения), неотъемлемой частью которых является выполнение графической части. Однако эта истина многим нашим коллегам (включая и составителей ФГОС) по-видимому, неведома.

Согласимся, что чертёжные науки  (дисциплины) излагают фундаментальное знание, что и приводит к последующей путанице. По сути дела в курс черчения можно сравнить с уроками русского языка, а все производные дисциплины можно сравнить с различными литературными жанрами. В рамках графических дисциплин студент учиться правильно «читать и писать» чертёж, однако для самостоятельных же «сочинений» этих знаний явно недостаточно. Поэтому не следует путать фундаментальность черчения с прикладным характером прочих учебных дисциплин.

Теперь приведём примеры наиболее удачных формулировок ПК с некоторыми нашими доработками. Следует отметить, что часто формулировки настолько широки и размыты, что подходят сразу же для огромного числа учебных дисциплин (наподобие ОК), подобная универсальность имеет ряд недостатков и также вносит путаницу в составление рабочих программ, что не может не сказаться на получение соответствующего результата на выходе.

Список компетенций (с корректировками), удовлетворяющий возможностям чертёжных дисциплин:

Вышеперечисленные примеры ПК являются подходящими шаблонами для составления новых компетенций выделяемых на формирование графическими  дисциплинами. Все эти примеры отвечают задачам чертёжных дисциплин.

Следующая же категория ПК также может быть отнесена к графическим дисциплинам, но обладает весьма размытой формулировкой, т.к. охватывает сразу же много дисциплин. Такие ПК можно назвать универсальными и междисциплинарными:

К положительным чертам данных компетенций можно отнести их многофункциональность и способность интегрировать различные дисциплины, основной же негативной чертой этих ПК является размытость формулировок и в некоем роде даже схожесть их с ОК.

Следующая же категория ПК, причём самая многочисленная, отнесена нами к грубым нарушениям, ставить такие задачи перед графическими дисциплинами нельзя, поскольку это не их поле деятельности. ПК этого типа воистину множество и отразить их все в рамках данной статьи не представляется возможным. Все указанные ПК имеют прецедент реального применения в практике составления рабочих программ кафедры НГИКГ ТулГУ:

Складывается ощущение, что данные ПК указывались выпускающими кафедрами как говориться «для галочки» либо без понимания сути изучаемого предмета, что говорит уже о некомпетентности ответственного профессорско-преподавательского состава с одной стороны и об излишней сложности формулировок ФГОС с другой. К положительным же сторонам данной проблемы можно отнести опыт обратной связи аттестационных комиссий при проверке эффективности внедрения ФГОС и их усовершенствований.

Причина же такого провала нам видится в том, что сотрудники вуза не видят той грани, которая разделяет дисциплины между собой. Ну не сможет студент составлять технологические процессы просто потому, что за это ответственна совсем другая дисциплина (Технология машиностроения) и все подобного рода ПК приведены просто не к месту.

Таким образом, в результате проделанной работы мы имеем в целом позитивный опыт применения инициатив ФГОС на практике. При должной обратной связи с выпускающими кафедрами нам видится вполне возможным улучшить процесс обучения инженерных кадров графическим дисциплинам в частности. Решение данной задачи заключается в правильном целеполагании и осознанности результатов обучения со стороны выпускающих структурных подразделений вузов.

Список литературы

  1. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: хрестоматия-путеводитель / авт.-сост. А.В. Коваленко; под науч. Ред. Проф. М.Г. Минина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 117 с.
  2. Гузненков В.Н. Концепция формирования геометрического образования в техническом университете [ Электронный ресурс]. –URL: http: //www. Sworld. Com. Ua/ simpoz2/2. Pdf  (дата обращения: 20.09. 2013).

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Фото Бородкин Николай Николаевич




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(7 марта 2017 г. 13:08)

Здравствуйте Николай Николаевич и Александр Сергеевич!

Вы поднимаете тему, которую мы тоже считаем очень важной.

Вы пишите, что «К сожалению, формирование компетенций по направлениям подготовки или специальностям в вузе осуществляют выпускающие кафедры». Но разве, в принципе, не только так и должно быть?

Компетенции, сформулированные в ФГОСах, как нам, кажется, составлены, можно сказать даже очень правильно. Такое чувство, что они списаны с правильных (заграничных). Но к ним не бывает комментариев. В отсутствие таковых нам предлагается самостоятельно на местах разрабатывать учебные планы и программы, причем основная роль в этом принадлежит выпускающим кафедрам.

Хотелось бы уточнить, Перечень приведенных навыков, и три приведенных списка компетенций содержались во ФГОСах или это разработка на местах? Закралось подозрение, потому что встретилось "начертетельная геометрия". О своем опыте: При составлении программ нам (преподавателям кафедры ИГ) было предложено вставлять в рабочую программу по любому ФГОСу дополнительную компетенцию, сформулированную, как «ПДК-4 – Уметь строить линию пересечения поверхностей». Это моя вольная трактовка, пишу на память, но суть я понял именно так. Также было пояснено, что это результат совместного творчества начальника учебной части (не с кафедры ИГ) и активного преподавателя нашей кафедры (80 лет, КГ не преподает). Понимаю, что могу навлечь, впрочем, Вы тоже, как я понял, обсуждаете творчество своих коллег с выпускающих кафедр.

Нам представляется, что приведенных во ФГОСах компетенций достаточно, чтобы выбрать из них ту или те, которые обоснуют необходимость наших предметов и наших кафедр. Если мы или наши коллеги с выпускающих кафедр не смогли разобраться в компетенциях и найти ту или те самые компетенции, а предлагают дополнительные, то это означает только одно: Наш предмет не нужен или не важен для данной специальности. А поскольку мы все понимаем, что это не так для технической специальности, это означает неправильное понимание ФГОСов составителями планов и программ. Введение дополнительных компетенций возможно, но только сверх того, что гарантирует ФГОС нашим выпускникам (дополнительно, в дополнительные часы, правда не понятно за счет чего).

Эта мысль не моя, моего младшего коллеги. Оговариваю это, если она правильная. Высказана была им при обсуждении его письма ректору на совете факультета. Причем я понял ее смысл только спустя несколько недель. Непосредственно на обсуждении ему и мне заодно (я письмо не подписывал, но привлекался к его рассмотрению) заведующими двух выпускающих кафедр было сказано, что у нас все хорошо. С учетом того, что все хорошо (18 часов платных курсов по КГ и(или) предмет по выбору на старших курсах, бумажные распечатки чертежей деталей), мы возражать не будем. Говорят, при отмене крепостного права больше всего возмущались крестьяне.

Напомню, задано два вопроса.

С уважением Головнин А.А.

Фото
Бородкин Николай Николаевич
(9 марта 2017 г. 14:29)

Уважаемый Алексей Алексеевич! Здравствуйте.

Большое спасибо за ваш комментарий к статье.

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Вначале хотелось отметить , что это очень важная тема, ибо она,  на наш взгляд, является стартовой для дисциплин ИГ и КГ . Если в ФГОСе на направление или специальность сформулирована четко  компетенция (или несколько), по нашим дисциплинам, то выпускающим кафедрам будет тяжело "манипулировать" по сокращению  часов или отказа вообще.

1. Мы пишем, что "К сожалению, формирование компетенций по направлениям подготовки или специальностям в вузе осуществляют выпускающие кафедры".  Идеально было бы если компетенции  на стадии формирования  или корректировки проходили соглосования с кафедрами графики.

2.Нам  также представляется, что приведенных во ФГОСах компетенций достаточно, чтобы выбрать из них ту  "необходимую". Но на деле, к сожалению,  происходит не всегда так.  Следовательно нам преподавателям графических дисциплин обязательно осуществлять обратную связь с выпускающими кафедрами и согласовывать вопросы по компетенциям.

3. Из перечисленных компетенций часть действительно сформирована выпускающими кафедрами, но на общую ситуацию это сильно не влияет. В настоящее время нам трудно дать точный ответ из какого поколения ФГОСов даны компетенции. В течение текущего учебного года ФГОС по некоторым направлениям сменились более современными версиями.

С уважением Бородкин Н.Н. и Данилов А.С.


Назад Go Back