Вольхин Константин Анатольевич | (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет ) |
Рассматриваются особенности применения виртуальной обучающей среды «moodle» в инженерной графической подготовке, реализованные в курсе «Начертательная геометрия и инженерная графика» портала дистанционного обучения Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин). Анализируется влияние информационных и коммуникационных составляющих дистанционных технологий на успешность учебной деятельности студента очной формы обучения. Приводится оценка студентов целесообразности применения информационных технологий при изучении курса «Начертательная геометрия».
Электронные учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями кафедры "Начертательная геометрия" Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) с 2003 года, представлены в свободном доступе на сайте кафедры (www.ng.sibstrin.ru) в разделе образование – закладка «Учебно-методическая литература». Формат образовательных ресурсов различен от pdf-копий опубликованных печатных изданий и презентаций теоретических основ курса до электронных интерактивных ресурсов. Таким образом, информационная составляющая дистанционных форм сопровождения учебного процесса есть, и она постоянно обновляется, кроме этого на просторах интернета можно найти огромное количество различных ресурсов, содержащих материалы по дисциплинам графического цикла. Поэтому формирование контента по дисциплине «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» на портале дистанционного обучения Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) (www.do.sibstrin.ru) было обусловлено в первую очередь необходимостью реализации контрольной и коммуникационной составляющей сопровождения учебной деятельности студентов заочной формы обучения. В нашем университете в качестве образовательной площадки для разработки курсов, как и в большинстве отечественных высших учебных заведений используется сертифицированная модульная объективно-ориентированная дистанционная система обучения (Modular Object-Oriented Dynamic Learning (moodle)). Примеры ее использования для обучения дисциплинам графического цикла подтверждают наличие широкого спектра инструментов для реализации различных методик организации учебной деятельности [6, 7]. Таким образом, основной целью использования «moogle» было разрешение проблемы организации консультационной помощи в подготовке контрольных работ и проверки правильности выполнения графических заданий для иногородних студентов.
Опыт трехлетнего применения системы для сопровождения учебной деятельности студентов заочной формы обучения по изучению курса «Начертательная геометрия» показал не высокую активность студентов. Так в 2014-15 учебном году на курс не зарегистрировалось ни одного студента, в 2015-16 – 12, и в текущем учебном году – 121 студент (54% от всего контингента учащихся). При этом, следует отметить, что, в основном, востребована была только информационная составляющая, так как графические задания на проверку были представлены через «moodle» в 2015-16 учебном году только двумя студентами, а в 2016-17 – всего 26-ю (12%). Это можно объяснить, тем что специфика заочной формы обучения традиционно предусматривает неравномерное распределение учебной нагрузки в течении семестра: «от сессии до сессии живут студенты весело», а в период сессии дистанционные технологии становятся лишними. Кроме того, чтобы использовать современные коммуникационные технологии для представления индивидуальных графических заданий по начертательной геометрии, они должны быть оформлены в электронном виде или оцифрованы, т.е. лучше всего, чтобы студент имел навыки работы в какой-либо системе автоматизированного проектирования. При этом программы, использованные для оформления чертежей должны быть в университете, чтобы студент мог сдавать экзамен в привычной среде, и преподаватели должны уметь ими пользоваться для проверки работ в дистанционном режиме. Мы рекомендуем использовать для оформления работ, имеющиеся в университете пакеты AutoCAD и КОМПАС, но не все прислушиваются к этим просьбам, были случаи, когда для оформления работ использовался CorelDraw, но большинство студентов заочной формы обучения свои индивидуальнее графические задания оформляют карандашом на бумаге. Проверка точности решения метрической задачи на сканированном чертеже – работа, существенно осложняющая деятельность преподавателя. Подавляющее большинство студентов, оформивших чертежи с помощью графических программ, разместили их в «moodle» в период сессии, когда проще и быстрее проверить правильность выполнения заданий по распечатанной работе. Таким образом, наш опыт применения дистанционного сопровождения учебной деятельности студентов заочной формы обучения в процессе изучения «Начертательной геометрии» и «Инженерной графики» показал низкую эффективность и малую востребованность: студенты редко пользуются представленной им возможностью, а для преподавателя это дополнительная нагрузка.
Применение новых образовательных технологий – всегда сопряжено с ростом нагрузки преподавателя и если в результате мы видим, что происходит повышение качества знаний студентов или увеличение количества студентов, своевременно прошедших итоговую аттестацию по дисциплине, то работа выполнена не зря. Смешением приоритетов от аудиторной к самостоятельной работе в организации учебной деятельности студентов очной формы обучения способствует внедрению информационно-коммуникационных инструментов [3, 4]. Использование систем автоматизированного проектирования (САПР) для оформления индивидуальных графических заданий является обязательным условием в организации дистанционных консультаций и проверки правильности выполненных заданий. Поэтому такие дисциплины как «Инженерная и компьютерная графика», предполагающей применение САПР в учебной деятельности студента являются наиболее удобными для реализации электронного сопровождения [5].
По-другому обстоят дела с курсом «Начертательная геометрия и инженерная графика», традиционно изучаемым в перовом-втором семестре и не предусматривающим времени на изучение графических пакетов. При планировании учебного времени на выполнение индивидуальных графических заданий предполагает, что студент имеет навыки работы с чертежными инструментами. Поэтому применение САПР при оформлении графических заданий может носить только рекомендательный характер и только степень внедрения дистанционных технологий в сопровождение учебной деятельности становиться основным аргументом для учащегося в пользу изучения электронных методов оформления чертежа.
Курс дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика», подготовленный нами и размещенный на портале дистанционного обучения Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) используется для организации учебной деятельности студентов очной формы обучения на протяжении двух семестров первого года обучения. В контенте курса размещены электронные учебно-методические материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплины. Теоретические основы курса представлены в виде лекции, представляющие собой интерактивный ресурс, содержащий большое количество иллюстраций, моделей и чертежей изучаемых объектов, пошаговые иллюстрации алгоритмов решения позиционных и метрических задач. Индивидуальные графические задания также представляют собой электронный ресурс, содержащий варианты заданий, пошаговые методические рекомендации по их выполнению и примеры оформления работ. Курс структурно разделен не по темам, а по неделям, что позволяет реализовать занятия в среде курса в соответствии с календарным планом изучения дисциплины. Студент видит на какой неделе какие темы нужно изучить и какие контрольные мероприятия будут проводится на занятии. В течении семестра в качестве контрольных мероприятий предполагается прохождение 13-ти тестовых заданий по теоретическим основам курса, две контрольных работы и защита индивидуальных графических заданий. Весь текущий контроль осуществляются во время аудиторных практических занятий и консультаций, проводимых в терминальном классе. Графические работы, рекомендуется выполнять в системе автоматизированного проектирования КОМПАС, что позволяет обращаться за помощью в случае возникновения затруднений к преподавателю и сдавать работу на проверку через элемент курса «Задание», размещая файл с работой в личном кабинет системы «moodle», при этом преподавателю приходит сообщение на электронную почту, что в курсе появились задания, требующие проверки.
Для изучения мнения студентов о целесообразности применения виртуальной обучающей среды «moodle» для сопровождения курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» мы провели анкетирование студентов по окончанию первого семестра обучения. В опросе приняли участие 69 респондентов, из 8-ти учебных подгрупп одного потока. Четыре подгруппы сопровождались одним преподавателем (консультации только дистанционные), три – другим (консультации как аудиторные, так и дистанционные) и одна – третьим (консультации только аудиторные). Важнейшим фактором целесообразности применения дистанционных методов в сопровождении учебной деятельности студента является оперативность и своевременность получения необходимой помощи от преподавателя. Из диаграммы 1, составленной из ответов студентов на вопрос: «Как оперативно вы получали ответ преподавателя на поставленный вопрос (оперативность проверки задания)?» следует, что применение коммуникационных технологий существенно повышает доступность преподавателя для студента. При этом нельзя не обратить внимание на то, что 13% респондентов общались с преподавателем только во время практических занятий и большинство из них не имело возможности общения с преподавателем через систему «moodle».
Кроме того, мы попросили оценить студентов значимость некоторых составляющих дистанционного образования (ДО) на успешность изучения дисциплины по пятибалльной системе. Результаты опроса, представленные на диаграмме 2, показали, что подавляющее большинство респондентов высоко оценили целесообразность применения дистанционных форм обучения для организации учебной деятельности по изучению начертательной геометрии. Самым популярным инструментом ДО по мнению студентов является возможность дистанционного представления индивидуальных графических заданий на проверку и электронные пошаговых учебно-методических рекомендация по выполнению индивидуальных графических заданий.
На предложение сформулировать пожелания по улучшению результативности освоения начертательной геометрии 24 студента оставили вопрос без внимания, 20 – все устраивает и по 11 респондентов высказались за увеличение количества лекционных и практических аудиторных занятий и модернизацию контента. Под модернизацией контента чаще всего предлагается сопровождать учебные материалы видео уроками и более подробным описанием пошаговых алгоритмов решения задач.
Количество аудиторных занятий для изучения дисциплины «Начертательная геометрия» 8 лекционных и 17 практических занятий (всего 50 академических часов). Если учесть, что студент должен выполнить 10 индивидуальных графических заданий и защитить их – побеседовать с преподавателем по темам, для освоения которых предназначены работы, то можно с уверенностью 50% времени практических занятий отнести к индивидуальной работе со студентами, по оценке уровня освоения предмета. Чтобы сохранить это время преподаватели часто переносят индивидуальную работу на время аудиторных консультаций, делая их таким образом их обязательными для студента, тем самым значительно повышая временные затраты студента на освоение учебной дисциплины [1]. Поэтому с нашей точки зрения только внедрение элементов дистанционной системы в учебный процесс должно снять остроту описанной проблемы. Но применение систем дистанционной поддержки самостоятельной работы студентов, как показали исследования на 60% повышают нагрузку преподавателя [2], которая никак не учитывается в оценке его работы. Решение вопроса по включению в нагрузку преподавателя тьюторской деятельности позволит изменить отношение преподавателей к применению дистанционных форм в сопровождении самостоятельной работы студентов очной формы обучения и соответственно будет способствовать повышению ее эффективности.
Диаграмма 1. «Оперативность проверки задания»
Кокарева Яна Андреевна (13 марта 2017 г. 21:52) |
Здравствуйте, Константин Анатольевич. Спасибо за интересный доклад. Хочу поделиться опытом в использовании площадки moodle в неграфических дисциплинах (условно, потому что мы обучаем студентов различным графическим (растровым и векторным) редакторам, но не чертежам). Здесь и текстовый материал, и интернет-ресурсы, и видеоуроки, примеры отчетов. Почти каждое занятие проводим мини-тесты по материал предыдущей лекции. Т.е. идет объяснение и на паре, и дома (или в процессе занятия) студент имеет возможность посмотреть изучаемый материал. Студентам очень нравится, особенно то, что можно работать из дома. Отсылать задания они все обязаны через сайт. Там же идет автоматический подсчет набранных баллов. С проверкой тоже удобно. Ведь и мне можно в спокойной обстановке дома проверить. С уважением, Кокарева Я.А. |
Вольхин Константин Анатольевич (14 марта 2017 г. 9:30) |
Здравствуйте Яна Андреевна! Спасибо за вниманеие к моей работе. Ваш опыт мне интересен. Конечно дома много других дел, чем работа, которым можно себя посветить, но я тоже много работаю из дома. Как Вы решаете проблемы, представление на проверку заимствованных работ. С уважением К.А. Вольхин. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (14 марта 2017 г. 17:04) |
Здравствуйте, Константин Анатольевич! Спасибо, очень интересно. У нас пока таких ресурсов нет. Не можете ли Вы более подробно рассказать о тестах в количестве 13: содержание, форма, организация, выводы. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Вольхин Константин Анатольевич (16 марта 2017 г. 5:19) |
Здравствуйте Дмитрий Евгеньевич! 13 тестов, 2 контрольных работы (задачи в которой формируются из банка тестов) – 15 практических занятий из 17, первое ознакомительное, последнее зачетное. Неотвратимость прохождения еженедельных контрольных мероприятий направлена на упорядочение самостоятельной работы студента. Темы тестов:
На первом занятии тоже есть тест, геометрическая информация, как входной контроль, но оно не влияет на рейтинг студента. Первые тесты простые, но обычно провальные, относительно серьезная подготовка большинства студентов к практическим занятиям, начинается к концу первого месяца обучения и совпадает со сроками сдачи первого задания. При этом растет объем содержания в тестовых вопросах. Тесты, как и все другие контролирующие материалы расположены в открытом доступе у студентов, в журнал идет последняя оценка, полученная во время планового тестирования во время аудиторного занятия. Таким образом, исключается все сомнения в авторстве. Практика показала, что подготовка к прохождению теста, чаще проходит в многократном его прохождении дома, в поисках правильных ответов. Так, например, подготовка ответственного студента к прохождения первого теста (по информации из полного отчета о деятельности, доступного преподавателю) к прохождению теста «Виды проецирования» - 42 попытки до зачетной. База вопросов для этого теста содержит всего 19 вопросов. Другие перед прохождением теста повторяют лекционный материал, и тогда попыток существенно меньше. В обеих случаях студенту приходится работать с учебным материалом. Если среднее арифметическое значение всех тестов 3 и выше, студент допускается до экзамена, если нет, то пока результат итоговое тестирование по всему курсе не достигнет этого значения студент к экзамену не будет допущен. По содержанию, тесты различные от выбора одного или нескольких ответов, письменного ответа, контрольные разуты содержат по три задачи, оцениваемые преподавателем, система пересчитывает оценку в единую, которая учитывается в рейтинге. Я конечно не строю иллюзий, что успешное прохождение тестов эквивалентно успешному освоению дисциплины, но в совокупности с защитой индивидуальных графических заданий я надеюсь на объективности оценки работы студента. С уважением К.А. Вольхин |
Столбова Ирина Дмитриевна (16 марта 2017 г. 9:26) |
Здравствуйте, уважаемый Константин Анатольевич! Меня тоже интересует практика тестирования. В тесте "Виды проецирования" в Вашей базе 19 вопросов. В тестовом испытании по этой теме вопросы у всех студентов одиниковые и все 19 вопросов? Или в тестовом испытании дается некоторая (случайная?) выборка из этой базы? Спасибо! С уважением, И.Д. Столбова |
Горнов Александр Олегович (16 марта 2017 г. 11:03) |
Константин Анатольевич, здравствуйте! Известно, что под Вашим руководством постоянно ведется тестирование и анкетирование студенческого контингента. По результатам этой работы выявляются интересные характеристики и “корреляции” между различными факторами, влияющими на качество освоения учебного материала. В Вашем докладе на КГП2016 Вы обратили внимание ( и я тоже ) на результат одного из тестов, поставившего под сомнение сильную положительную связь ( если не сказать наоборот) между фактом изучения черчения в школе и успешностью освоения курса НГ. ( ..с итоговой аттестацией успешнее справились студенты, не изучавших черчение (71, 4%) , чем прошедшие курс черчения (59%) . Конечно, доверительный интервал на эти оценки велик, но и разница между ними не так мала, чтобы не обратить внимание. Не было ли у Вас повторных тестов на оценку этих связей? И еще по поводу тестирования. Для сравнительных оценок связей между некими факторами очень важно исключить влияние других, – неконтролируемых. Обращаете ли Вы внимание на обеспечение чистоты сравнительных экспериментов, для чего необходима, в некотором смысле, одинаковость условий их проведения? Спасибо, Ваши доклады всегда интересны и дают информацию для размышлений. С уважением, А.О.
|
Усанова Елена Владимировна (16 марта 2017 г. 11:29) |
Доброе утро, Константин Анатольевич! В нашем институте используют LMS Black Board. Пока ее весь ППС осваивает. До нее доцент Усанов А.И. тоже работал в объектно-ориентированной среде Moodle – ему удобно было работать дистанционно в e - learning, т.к. основное место его работы - ТV. Институт в постепенном процессе загрузки LMS электронными контентами (но еще не управления образованием на базе отчетов в LMS!), студенты пишут мне на e-mail. Так, что все аспекты такого обучения известны и прочувствованы. Вы пишете об учебной деятельности в формате blended learning, чем я занимаюсь в ГГП давно и плотно, применяя активные формы графического представления обучающей информации. Вы же знакомы с моей диссертацией. Очень непросто, когда за вечер приходится проверять по 16-40 граф. работ и письменно консультировать. Вы, думаю, тоже убедились, что такая оперативность съедает массу личного времени. На электронный тьюторинг по ГГП в корпоративном университете GM (Флинт, Мичиган), например, выделяется 1 час в неделю. Это входит в преподавательскую нагрузку. Мы общаемся и писали об этом еще на КГП-2014. Теперь и у нас столкнулись с этим. Вопрос: каким образом у Вас учитывается время на эл. консультации? С уважением, Усанова Е.В. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (16 марта 2017 г. 13:43) |
Константин Анатольевич, здравствуйте! Спасибо большое за подробный ответ. Меня интересует форма теста - закрытый (выберите правильный ответ) или что-то другое? Сейчас наметилась тенденция реабилитации тестов закрытой формы (по экономическим вопросам, в частности) за счёт изменения критериев оценки и проблемной постановки вопросов.
С уважением, Тихонов-Бугров. |
Вольхин Константин Анатольевич (17 марта 2017 г. 5:08) |
Здравствуйте Ирина Дмитриевна, Виды проецирования – это первый тест, проводимый на второй недели занятий. Для иллюстрации хотел приложить картинку попыток студента по дням, но что-то не получилось загрузить. В тесте из набора 19 вопросов дается случайная выборка из 5 вопросов. Дольше количество вопросов в банке растет, но каждый тест из 5 случайных вопросов заданной темы. С уважением К.А. Вольхин |
Вольхин Константин Анатольевич (17 марта 2017 г. 5:09) |
Здравствуйте Александр Олегович. Спасибо за внимание к моей деятельности. Результаты, представленные на прошлогодней конференции для меня, были неожиданными. Объяснить описанную ситуацию можно тем, что школьная оценка уровня освоения курса черчения не совсем объективна. Курс чаще всего элективный, поэтому низкие оценки очень большая редкость. При этом у первокурсника формируется завышенное самомнение и самоуверенность. Я показал ситуацию, сложившуюся на моем курсе в тот конкретный момент времени, не учитывая не индивидуальные особенности учащихся не другие случайные факторы. Я хотел показать, что наличия или отсутствия курса черчения в школьной программе — это только один из факторов, влияющих на успешность графической подготовки и, по-моему, несколько переоцененный. С уважением К.А. Вольхин |
Вольхин Константин Анатольевич (17 марта 2017 г. 5:10) |
Здравствуйте Елена Владимировна Спасибо за интерес к моей работе. Время, потраченное на электронный консультации, приносит несколько баллов в рейтинг оценки деятельности преподавателя как элемент информационно-коммуникационных технологий, применение который, приветствуется. Это конечно совершенно не сопоставимо с затратами. Я проводил хронометраж работы – в результате получилось, что потратил на 60% больше времени, чем предусмотрено в нагрузке. И самое несправедливое, по-моему, это то, что я при этом обязан в своем расписании иметь аудиторные консультации. С уважением К.А. Вольхин |
Горнов Александр Олегович (17 марта 2017 г. 7:56) |
Константин Анатольевич, еще раз приветствую ! У меня такое же мнение по поводу Вашего вывода в последнем предложении. И причина переоценки, в ряде случаев, понятна. С уважением, А.О. |
Кокарева Яна Андреевна (17 марта 2017 г. 10:52) |
Здравствуйте, Константин Анатольевич! Отвечаю на вопрос по поводу проверки работ на заимствование. Еще раз повторю: у нас на кафедре нет заочников, работаем только со своими специальностями. Вернемся к работам. Это, конечно, не исключено, но мы требуем к конечному файлу с работой файл отчета, в котором студент по мере выполнения задания делает скриншоты и описывает ключевые действия. Если описания "один-в-один", или явно видно, что взято с просторов интернета, или я знаю, что студент слабый, а выполнил работу "на отлично", то я оценку предварительно ставлю, но на занятии спрашиваю по полной. Потом корректирую оценку в зависимости от ответа. С тестами труднее. В тесте на каждый ответ отводится 1 минута (один ответ, несколько, вписать ответ). При этом тест открывается только на время пары. Попытка прохождения - одна. Однако у нас же айтишники учатся, которые те еще жуки! только отвернешься, открывают текст лекции (если тест по лекционному материалу) и быстрым поиском по ключевым словам ищут ответы. Или гуглят. В ход идет всё: компьютеры, планшеты, телефоны и смарт-часы. Здесь глаз да глаз за ними!
|
Вольхин Константин Анатольевич (18 марта 2017 г. 15:04) |
Здравствуйте Дмитрий Евгеньевич! В банке вопросов есть различные по своей форме и отрытые и закрытые. Оценка закрытых тестов настроена таким образом, что, если отметить как правильные все предложенные, оценка будет нулевая если не отрицательная. К сожалению, для оценки открытых вопросов, приходится делать несколько правильных ответов (по падежам и т.п.), чтобы исключить влияние владения русским языком на оценку предметных знаний. С уважением К.А. Вольхин |
Горнов Александр Олегович (21 марта 2017 г. 23:19) |
Константин Анатольевич, я опять к Вам,- здравствуйте! В анализе результатов студенческих контигентов Вы ориентируетесь лучше и, полагаю, с другими исследованиями наверняка знакомы. Я встречал всего одну работу ( но сейчас её не могу сразу вспомнить ) , где были изложены результаты видения студентами преподавательского контигента , отношение к ППС, к качеству ГГП. Нам , как в одной миниатюре Жванецкого, надо бы почаще задавать себе вопрос; " Интересно, а о чем они при этом думают, когда мы их учим ? " Надежду узнать - "о чем" я связываю с Вашей аналитической работой, которую Вы постоянно ведете . С уважением. А.О. |
Кокарева Яна Андреевна (22 марта 2017 г. 0:40) |
Александр Олегович, простите, хоть вопрос и адресован Константину Анатольевичу, позволю себе немного порассуждать на тему отношения студентов к ППС. Дело в том, что я уже третий год куратор двух групп. Общаемся мы с ними достаточно часто и близко. У нас есть и пары, которые я повожу, и кураторские часы, и общий чат в социальной сети, где они в обсуждениях между собой совсем не стесняются. Если студенты видят, что преподаватель строгий, требовательный, но при этом справедливый, они его уважают и учат его предмет. Если видят, что преподаватель подобрее, где-то снисходительно к ним относится (например, по поводу пропусков и отработок), но опять-таки справедливо выставляет баллы, то у самому преподавателю как к человеку они относятся хорошо, а вот сдачу работ могут оттягивать. Если они видят, что преподаватель в дисциплине сам "плавает", но при этом придирается к каждой запятой (хотя сам не может на половину вопросов ответить), такого не любят, а за глаза как только не называют и абслютно не уважают (была у моей группы и такая конфликтная ситуация. Просили заменить преподавателя. Дошло до того, что лектор на лекциях им часть практического материала давал. Но того преподавателя так и не заменили). Если преподаватель "плавает", но честно говорит, что "так и так, первый год веду, еще могу не знать детали", то относятся с пониманием, работают больше самостоятельно. К молодым преподавателям разное отношение. Студенты их делят на два типа: преподаватель-приятель (между собой по имени называют, могут пошутить с ним или над ним) и преподаватель-зазнайка (это те, которые работают без года неделю, а ведут себя, по мнению студентов, слишком высокомерно). Очень редко, когда к молодым относятся с должным уважением. Еще обращают внимание на внешний вид преподавателя. Ценят честность и непредвзятость. Ценят (хотя иногда излишне этим пользуются), когда преподаватель входит в их положение (не был/ не сделал по такой-то причине. Для деканата эта причина - не причина, а преподаватель с пониманием отнесся). О чем они думают, когда мы их учим? да о чем только не думают! к сожалению, часто совсем не о том, чему мы их учим. У них много проблем возникает в этом возрасте. Многие сейчас без отцов, приходится работать, чтоб маме помочь. Или присматривать за младшими. А любовь-морковь? кого-то поднимает, а кого-то выбивает. У меня в группе была девочка, которая на первый курс поступала с двухмесячным ребенком. Сейчас ушла в академотпуск. На первом курсе (да и на четвертом некоторые тоже) многие не знают, туда ли они пошли учиться. Я всегда провожу опрос среди своих студентов: кто из них хотел поступить именно на эту специальность, кто хотел поступить именно в этот вуз. К сожалению, у нас достаточно низкие проценты положительных ответов. Многие растеряны и не знают, чего они хотят на самом деле. Многих подтолкнули родители (на этой сессии тоже пример был: девочка с программиста ушла на ветеринарию). Еще есть большая проблема отсутствия мотивации. Для большинства (я не про столичные университеты говорю!) университет просто проходное место. Потому что надо. Потому что так положено. Да и тот факт, что вузы сейчас сражаются за каждого студента (нет студентов - нет работы), хотя им бы пойти в какой-нибудь техникум было бы полезнее. (Не так давно разговаривала с нашим вторым курсом о том, кем они видят себя в будущем. Из 14 человек один человек сказал, что хочет работать по профессии, двое хотят стать фитнес-тренерами, одна дрессировщицей слонов (очень серьезно об этом сказала!), пару человек мечтают о своем бизнесе (правда не знают, о каком именно), остальные не хотят попасть в армию). Вот такие дела... Извините, если вмешалась в Ваш диалог! С уважением, Кокарева Я.А.
|
Горнов Александр Олегович (22 марта 2017 г. 1:30) |
Яна Андреевна , уже поздний вечер, но хочу сразу ответить. Понимаю, что у Вас много забот, но как хороший, настоящий преподаватель Вы очень чувствительны к студенческим проблемам. Обсуждаете их с интересом и , полагаю, с моей стороны было бы не очень хорошо отложить, хотя бы короткий ответ . Я преподаю 47 лет и на старших курсах ( 25 лет) и на младших и вечерникам. И все эти годы люблю общаться со студентами . Поэтому мой вопрос слегка провокационен. Хотел и хочу сверить свое убеждение . Студенты такие же люди как и преподаватели. Среди них больше ( как и среди нас ) хороших. К ним надо относиться как к равным в человеческом плане, а не как к массе. Не люблю только наглецов.Про тех, с кем общаюсь в группе знаю "почти всё'. Откуда, чем увлекаются , как дела дома , откуда приехали ... Очень уважаю, а их не так мало,- спотсменов высокого уровня ( кмс, мс) , музыкантов , бывают окончившие художественные школы.Это трудяги. Не знаю, все ли подтведдят, но девушки более старательны и ответственны ( это генетически заложено ) . Студенты прекрасно разбираются "кто из нас кто" . Когда смотрю рейтинги преподавателей на студенческих сайтах, вижу, что они практически никогда не ошибаются в относительной оценки требовательности преподавателя и качества его работы и компетентности . Чаще , чем хотелось бы вижу, что требовательность выше , бывает на много , чем оценка компетентности . К сожалению это чаще относится к молодым .... С уважением. А.О. |
Федоренко Владимир Игоревич (22 марта 2017 г. 1:40) |
Здравствуйте, Константин Анатольевич! Пользуюсь случаем, ну почти лично (все -таки передо мною монитор) выразить Вам свою благодарность за Вашу дистанционную систему обучения. Восемь лет , как перешел на кафедру НГ. Пришлось кое-что вспоминать. И в интернете Ваша система действительно оказалась лучшей. Так и храню ссылку. Еще раз - спасибо. С уважением, Федоренко В.И. |
Вольхин Константин Анатольевич (22 марта 2017 г. 4:24) |
Здравствуйте Александр Олегович! После столь эмоционального ответа Яны Андреевны, который я полностью поддерживаю, мне добавить почти нечего (к сожалению, у нас на кафедре молодых нет - самый молодой преподаватель за 40 лет). Я когда-то проводил опрос студентов: какие они цели преследуют при изучении начертательной геометрии, и если мне сейчас память не изменяет, то – наиболее популярным был ответ «Чтобы сдать экзамен». Намного комфортнее работать со взрослыми студентами, которые пришли за знаниями осознано. С уважением К.А. Вольхин |
Вольхин Константин Анатольевич (22 марта 2017 г. 4:26) |
Здравствуйте Владимир Игоревич! Спасибо за высокую оценку моей работы. С уважением К.А. Вольхин |
Горнов Александр Олегович (22 марта 2017 г. 9:59) |
Константин Анатольевыч, хочу дополнить Вас относительно комфортности работы со взрослыми студентами. Да, вечерники знали и знают зачем пришли. Но более важное, если не самое важное, то что у них, как правило, есть опыт общения с предметной областью и её системными составляющими - соответствующие ощущения !!!). Поэтому то они и лучше представляют, о чем мы им "теоретизируем". У них модель ( теория ) и объект моделирования стоят в естественном для познания порядке. О этой необходимой естественности для комфортного процесса обучения и условий отсутствия мучений у преподавателей мы не о один раз писали и пишем с казанскими коллегами из КАИ ( О естественной структуре инженерной подготовки ) . Только что , меньше недели назад, докладывали о ней на региональной конференции IGIP ( cм.) в МАДИ. С уважением, здоровья, успехов. А.О. |