Назад Go Back

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ЭСКИЗНОМ ПРОЕКТЕ КОМПЛЕКСА ЛУННОГО БАЗИРОВАНИЯ

English version
Грабовский Иван Игоревич (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Токарев Владимир Адольфович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)


Аннотация

На примере инициативной студенческой разработки, выполненной с применением современных информационных технологий, рассмотрен вариант возможной оптимизации геометро-графической инженерной подготовки



Ключевые слова: профессиональная подготовка, компьютерная графика, творчество студента.

Неотъемлемой частью геометро-графической подготовки студента является оперативное комплексное освоение графических компьютерных программ и информационных технологий. Это способствует оптимизации процесса графической подготовки студентов технических специальностей на первом курсе и выбору учащимися необходимого информационного обеспечения для выполнения последующих графических работ в учебном заведении и в своей производственной деятельности. Актуальным является выполнение заданий, имитирующих реальную проектно-конструкторскую деятельность [1]. Понимание методов компьютерной графики, знание алгоритмов, используемых в графических программах, является необходимым условием быстрого интенсивного решения трудоемких задач, которые ставятся перед специалистом по инженерной графике. В частности, без такого знания невозможна оперативная разработка изделий с большим количеством деталей.

На  кафедре графики Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева (РГАТУ) поддерживается творческая инициатива студентов, в частности, при  выполнением итоговых курсовых работ, при участии в конкурсах, сдаче сертификационных экзаменов [2 – 7].

Ниже приведено описание элементов инициативной творческой студенческой работы, выполненной автором данной публикации. Работа посвящена техническому воплощению идеи создания грузооборота Земля – Луна – Солнечная система, и представляет собой модель комплекса по добыче, переработке и доставке топлива к космическим кораблям (рис. 1). Изображения конструктивных элементов комплекса в виде геометрической модели опубликованы в материалах конкурса АСКОН «Будущие асы цифрового машиностроения» в номинации «3D-проектирование. Студенческие проекты» (https://edu.ascon.ru/main/competition/gallery/items/?bm_id=65113). Разработке присвоено третье место.

Автором принята следующая последовательность выполнения творческой работы: заинтересованный выбор темы, проведение предварительных расчётов, эскизирование вручную на миллиметровке основных узлов будущего изделия, разработка компьютерных двумерных заготовок, трёхмерное моделирование, по возможности изготовление элементов моделей в определённом масштабе и сборка изделий, проведение уточнённых расчётов, корректировка геометрической модели и технологии.

Разрабатываемые автором работы не ограничиваются выполнением графических работ, а имеют междисциплинарный характер. Необходимым является привлечение материалов из различных дисциплин, в том числе изучаемых в РГАТУ.

При этом одной из значимых целей данной работы, выполняемой на этапе инженерного образования, является обязательное представление и защита результатов деятельности на разных уровнях: в курсовых проектах, в публикациях, в конкурсах и на конференциях [8 – 10]. При этом активизируется деятельность самого студента, а также преподавателя и однокурсников, например, после краткого выступления автора разработки на практическом занятии.

Конструкция разрабатываемых изделий и их геометрические модели существенно зависят от условий функционирования. В частности, представленный в данной публикации комплекс ориентирован на работу в условиях космоса. Несмотря на огромное количество небесных тел в Солнечной системе, лишь немногие из них могут похвастаться пригодными условиями для обитания человека. Из планет земной группы, в «зоне жизни» находятся только Земля и Марс. Однако полёт до Марса потребует больших временных, энергетических и финансовых затрат. Поэтому, разумнее начинать экспансию человечества в Солнечную систему с промежуточных этапов, станций и баз. Таким этапом может быть наша соседка Луна. Её близость и низкая гравитация делают Луну идеальным кандидатом для создания там инфраструктуры, пригодной как к существованию человека, так и для осуществления «прыжка в космос».

Существенная проблема, стоящая перед человечеством, состоит в необходимости постоянного функционирования системы "Земля – Луна". Поскольку это связано с финансовыми трудностями, требуется разработать систему не просто экономически выгодную для одного-двух полётов, а долговременную программу по созданию, выработке энергии и ресурсов, необходимых для существования и работы всех систем с полным покрытием нужд, как самого комплекса, так и будущих космических перелётов. Одним из вариантов подобных систем, автономно существующих лунных станций может стать стартово-посадочный комплекс лунного базирования «Селена».

Данная работа, имеющая эскизный характер, посвящена техническому воплощению идеи создания трафика Земля – Луна – Солнечная система. Принцип работы этого комплекса заключается в наличии на Луне уникального изотопа гелия – гелия три, который является сырьём в перспективных термоядерных реакторах. Однако речь идёт не о перспективах, а о реалиях текущих разработок. Гелий три можно использовать не только для управляемого термоядерного синтеза, но и для получения в процессе его десорбции побочных продуктов и синтезировать топливо для космических кораблей, автоматических межпланетных станций и зондов, что позволит обеспечить топливно-энергетическую независимость лунных баз. Если к этому добавить разработки лунного грунта, наладить его добычу, можно получать металлы и сплавы высокого качества, коими богат лунный реголит.

Автор считает нужным начинать программу уже сейчас, путём отправки на Луну комплекса роботов, а затем постепенно наращивать мощность программы, увеличивая парк роботов, одновременно работающих на производстве. Нужно позаботиться  и о космических перелётах, для которых и будут вырабатываться данное топливо и ресурсы. Следовательно, необходима постройка инженерного сооружения (или его отправка), выполняющего роль космического порта с собственной системой доставки и производства топлива, а также имеющее дальнейший промышленно-производственный потенциал. Исходя из вышесказанного, целесообразно отправлять космические терминалы, загруженные роботами доставки и разработки полезных ископаемых к местам синтеза ископаемых в топливо, обеспечив, таким образом, работу и контроль целого стартового и посадочного комплекса (рис. 1).

Предложенная геометрическая модель стартово-посадочного комплекса включает 12542 детали, поэтому возникают сложности в графической обработке на компьютерах средней мощности, установленных в дисплейных классах учебных заведений. А именно, медленная регенерации изображения, неполнота показа составных частей модели, сложность в демонстрации анимаций и сложных сечений. Чтобы предотвратить вышеперечисленные сложности в обработке графики в данной работе пришлось применить: умышленное сокрытие ребер моделей, полутоновое изображение, условное уменьшение полигонов моделей и условное представление подсборок в виде цельных геометрических объектов.

Терминал (показан на рис. 1 сверху) выполняет роль спускаемого аппарата, лаборатории по переработке сырья, родительского корабля и диспетчерской башни. Терминал несёт в себе роботов-разработчиков грунта (рис. 2) и роботов доставки грунта и компонентов ракетного топлива (рис. 3) в лабораторию на своём борту. Терминал обладает системой мягкой посадки, а также солнечными батареями для нормального функционирования всех электронно-вычислительных и телеметрических систем. Имеет радиоантенну для контроля зоны посадки и мониторинга орбитальной группировки Луны. В этом заключается его работа как диспетчера космических перелётов.

Роботы-разработчики грунта (см. рис. 2), находящиеся на борту терминала, выезжают на выработку гелия три из лунного реголита. В своих внутренних заводах они охлаждают гелий три практически до температуры космоса, и собирают побочные продукты десорбции в газовые баллоны. Получив команду на выход из терминала, радиоизотопный термоэлектрический генератор подаёт энергию на ходовую часть робота-разработчика грунта, приводя его в движение и выводя его в район добычи грунта. Генератор обеспечивает энергией систему водяного охлаждения, а также частично электродвигателей и цепей нагревания. По прибытии в район добычи, начинается развёртка робота-разработчика, приводятся в движение рельсовые двигатели солнечных батарей. По окончании раскрытия солнечных батарей, производится нагревание спирали пневматической системы. Инертный газ при нагреве расширяется, оказывая давление в телескопическом цилиндре, раскрывая таким образом «руку» с мотовило. Одновременно с этим, всё таким же рельсовым двигателем производится отвод мотовило из его ложе (из коробки пневматики отходят две трубки подачи газа и оказания давления). С завершением раскрытия «руки» с мотовило разворачивается система гелиоколлекторов. При этом на этапе развёртки не требуется одновременное функционирование всех систем, а именно, работы ходовой и двигателей развёртки. Дифференциация и распределение энергии на этапе развёртки способны сэкономить ресурсы машины. Развёртка гелиоколлекторов должна осуществляться до определённого положения, в котором возможно такое отражение света, чтобы отражённый луч падал в окно фокусировки.

После развёртки робот-разработчик начинает непосредственную добычу и переработку реголита. Учитывая состав реголита (в основном металлы, оксиды металлов и кремний), можно использовать его магнитные свойства для забора и добычи. После разрыхления мотовилом, порода попадает под каток забора реголита. Каток работает по принципу создания магнитного поля [9], которым он и притягивает металлические магнитомягкие породы, что позволяет сократить механический износ и ограничиться только мотовилом. Каток находится на валу и связан с несущим валом радиально-упорным шарикоподшипником. После забора реголита он  доставляется в печь рельсовым приводом. Из реголита испаряется гелий три, который уходит из печи в криокамеру. Переработанный грунт сбрасывается открытием рельсовых заслонок с вибростенда, а затем и из самого робота-разработчика.

Робот-доставщик (см. рис. 3) представляет собой комплекс из ходовой части, аккумулятора, электродвигателя, системы управления и системы погрузки. Отличительной чертой робота-доставщика является ходовая часть. В отличие от разработчика, электродвигатель доставщика не шаговый, а короткозамкнутый на ротор. Это необходимо для его постоянной работы на больших оборотах. Система погрузки двигателя работает на магнитном захвате, перемещающимся вдоль двух осей. Из привезённых веществ в лаборатории формируются горючее и окислитель. Разработана примерная технология и произведены расчёты химических реакций для получения топлива.

Преимуществами комплекса являются:

- отсутствие необходимости в высокоточной посадке космических кораблей и аппаратов,

- наличие мобильных роботов разработки и доставки позволяет вести добычу полезных ископаемых в любом месте на лунной поверхности,

- возможность обеспечения технической и энергетической поддержки космических кораблей вне зависимости от их расположения на Луне.

Фирма АСКОН, в связи с присуждением проекту призового места в молодёжном конкурсе, предоставила возможность автору сделать доклад на "Дне машиностроителя с АСКОН" в городе Ярославль. Там же были вручены диплом победителя и ценные призы автору проекта (рис. 4). Кроме этого, РГАТУ награждена сертификатом на получение преподавательской лицензии КОМПАС-3D, и директором филиала ООО "АСКОН-ЦР" в г. Ярославль было вручено письмо от руководителя образовательной программы АСКОН с благодарностью автору разработки за изобретательность и отличное владение инструментами цифрового проектирования, ректору и преподавательскому составу РГАТУ за отличную подготовку будущих инженеров и внедрение современных технологий проектирования и производства в учебный процесс.

Список литературы

  1. Александрова Е.П., Кочурова Л.В. Носов К.Г., Столбова И.Д. Модель проектного обучения при выполнении практикума по графическим дисциплинам // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материалы VII  Международной интернет-конференции (Пермь, февраль – март 2017 г.). Выпуск 4. С. 176 – 182.
  2. Шевелев Ю.П., Токарев В.А. Эффективность комплексного применения в профессиональной подготовке специалистов различных типов графических программ при разработке геометрических моделей // Геометрия и графика. –  2013. – Vol. 1. Iss. 3–4. – C. 40–43. DOI: 10.12737/2132.
  3. Токарев В.А., Шевелев Ю.П. Комплексная графическая подготовка в инженерном образовании // Труды Международной научно-практической конференции «Информатизация инженерного образования» — ИНФОРИНО-2016 (Москва, 12—13 апреля 2016 г.). — М.: Издательский дом МЭИ, 2016. С. 227 – 228.
  4. Кащеева П.В., Шевелев Ю.П., Токарев В.А. Организация, проведение и итоги студенческой олимпиады «Инженерная и компьютерная графика» в ФГБОУ ВПО «РГАТУ имени П. А. Соловьева» // Проблемы качества графической подготовки: традиции и инновации. Материалы V  Международной научно-практической интернет-конференции. (г. Пермь, февраль – март 2015 г.). Выпуск 2. Изд. ПНИПУ, 2015. С. 403 – 410.
  5. Токарев В.А., Шевелев Ю.П., Ширяева Т.В.  Сертификация пользователей графических программ в вузе // Проблемы качества графической подготовки: традиции и инновации. Материалы V  Международной научно-практической интернет-конференции. (г. Пермь, февраль – март 2015 г.). Выпуск 2. Изд. ПНИПУ, 2015. С. 517 – 522.
  6. Токарев В.А. Интенсификация оперативного обучения графическим дисциплинам // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции 20 апреля 2018 года Брест, Республика Беларусь Новосибирск, Российская Федерация / отв. ред. О.А. Акулова. – Брест: БрГТУ, 2018. С. 322-327.
  7. Токарев В.А. Творческое выполнение студентами комплексных конкурсных графических работ  // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материалы VII  Международной интернет-конференции (Пермь, февраль – март 2017 г.). Выпуск 4. С. 363 – 370.
  8. Токарев В.А., Грабовский И.И. Разработка изделий с большим количеством деталей в конкурсах  по компьютерному  геометрическому моделированию  // Наука. Образование. Общество. Материалы Всероссийской научно-технической конференции. – Рыбинск: РГАТУ имени П.А. Соловьева, 2017. – Т. 2. С. 209 – 213.
  9. Токарев В.А., Грабовский И.И. Разработка моделей транспорта и средств переработки сырья для спутников планет в рамках инженерного образования // Сборник научных трудов международной конференции «Современные инновационные технологии подготовки инженерных кадров для горной промышленности и транспорта 2018». – Украина, Днепр: НГУ, 2018. С. 315 – 322.
  10. Грабовский И.И. Эскизный проект стартово-посадочного комплекса лунного базирования  // Гагаринские чтения – 2018: XLIV Международная молодёжная научная конференция: Сборник тезисов докладов. Том 3: М.: Моск. авиационный ин-т (национальный исследовательский университет), 2018. С. 53 – 54.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1 Общий вид геометрических моделей стартово-посадочного комплекса лунного базирования «Селена»


Рис. 2
Рис. 2 Геометрическая модель робота-разработчика до и после развертывания


Рис. 3
Рис. 3 Геометрическая модель робота-доставщика


Рис. 4
Рис. 4 Фотография после выступления Грабовского И.И. на "Дне машиностроителя с АСКОН" и награждения ценными призами. Слева направо: Токарев В.А., Грабовский И.И., директор филиала ООО "АСКОН-ЦР" в г. Ярославль Родин А.В.


Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(10 марта 2019 г. 15:43)

Здравствуйте Иван Игоревич, Владимир Адольфович!

Владимир Адольфович, очень рад видеть Ваш доклад о Вашей очередной студенческой работе к которой, как и ко всем Вашим предыдущим, трудно найти кроме как превосходные эпитеты.

В условиях, когда имеется признаваемое 40-летнее технологическое отставание, выйти на передовой уровень можно только работая на опережение. Конкурировать с бульдозерами или катками фирмы Катерпиллер не получится. А вот обогнать полет мысли Илона Маска можно и надо.

Работа грандиозная, 12542 детали. Не верится, что это возможно. Но и работа не рядовая, самая лучшая, 3-я в стране.

Тешу себя надеждой, что когда-нибудь смогу приблизиться, если учту Ваш опыт.

Вопросы:

1. Сколько времени потребовала эта работа? (лет, месяцев, сколько часов в неделю?)

2. Соавтор делал это все один или на плечах гигантов? Это работа конструкторского бюро? Тогда хотелось бы немного узнать об организации работы коллектива.

3. Как справлялся с работой компьютер или компьютеры?

4. Насколько нова конструкция, имеются ли авторские идеи? Оформляете ли вы охранные документы?

С уважением Головнин А.А.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(10 марта 2019 г. 17:35)

Здравствуйте Владимир Адольфович, доклад впечатляет, у меня вопросы аналогичные вопросам Алексея Алексеевича, не совсем поняла сколько человек учавствовало в разработке, и сколько на это потрачено времени, и конечно возраст студентов , какой курс, т.е. на базу каких знаний они опирались?

Был ли прототип или это абсолютная новизна?

Конечно большое кол-во повторяющихся деталей упрощает процесс моделирования, но в целом работа грандиозная.

С уважением Шахова А.Б.

 

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(11 марта 2019 г. 18:36)

Здравствуйте Алексей Алексеевич и Алевтина Бруновна!

Благодарю Вас за добрые слова!

Работу "Стартово-посадочный комплекс лунного базирования «Селена»" (https://edu.ascon.ru/main/competition/gallery/items/?bm_id=65113)

Иван выполнял один, заинтересованно над ней трудился около года ежедневно, совмещая учёбу в техникуме и затем учебу на первом курсе факультета авиадвигателестроения в РГАТУ. В настоящее  время Иван учится на втором курсе РГАТУ и решает не менее грандиозную задачу, на которую пока не оформлены охранные документы и не опубликованную.

У Ивана есть ещё несколько общепризнанных работ со не менее значимыми наградами.

Работа Ивана Грабовского «Мобильная лаборатория зондирования Титана - «Линза» (http://edu.ascon.ru/gallery/items/?bm_id=64133) в конкурсе АСКОН  «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования 2016» заняла первое место в "Тяжелой» весовой категории". Необходимые расчеты и разработка модели были выполнены в 2016 году во время обучения в техникуме.

В 2015 году (в 9 классе гимназии №22 г. Калининград) за проект «Солнечная электростанция башенного типа»  (https://edu.ascon.ru/main/competition/gallery/items/?bm_id=63049 ), выполненного под руководством учителя физики и информатики Артемьева Дмитрия Борисовича Иван получил Специальный приз экспертной комиссии «За лучший проект года света и световых технологий».

На мой взгляд, интересное интервью с Иваном опубликовал АСКОН в своих новостях в разделе "Калининград" (https://edu.ascon.ru/main/news/items/?news=2238). В этом интервью содержатся в значительной степени ответы на Ваши вопросы, уважаемые Алексей Алексеевич и Алевтина Бруновна.

С благодарностью за общение Токарев Владимир Адольфович

Фото
Головкина Валерия Борисовна
(23 марта 2019 г. 14:58)

Уважаемые Владимир Адольфович и Иван Игоревич!

Позвольте выразить искреннее восхищение результатами вашей работы. Для студента младшего курса это титанический труд. Радует, что в наше время есть молодые люди, переполненные творческими порывами, способные  реализовывать свои идеи в современных системах трехмерного компьютерного моделирования. Наша кафедра Автоматизированного проектирования и дизайна НИТУ «МИСиС» тесно работает с командой «АСКОН» много лет. Студентам первого курса, при введении в процесс овладения «Компасом», будет интересно увидеть, каких высот можно достичь, если постоянно учиться, приобретая что-то новое, а не ждать, что тебя научат. Обязательно дам ссылку на вашу статью.

Большое спасибо за доклад.

Желаю дальнейших побед!

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(26 марта 2019 г. 11:40)

Здравствуйте, уважаемая  Валерия Борисовна!

Огромное спасибо за Вашу поддержку данной творческой инициативной студенческой работы!

Фото
Бойков Алексей Александрович
(26 марта 2019 г. 12:04)

Уважаемые Владимир Адольфович и Иван Игоревич!

Благодарю Вас за доклад. Работа впечатляющая - масштабная задача, "фантастическая" в том смысле, что студенты-первокурсники, работая в "Компас-3D", изучая азы, часто не понимают, что "крышки", "шпиндели" и "пробки" не самоцель, и что система геометрического моделирования, - инструмент, который в умелых руках может творить чудеса. Спасибо за напоминание и яркие примеры настоящей работы!

с уважением, А.Бойков



Назад Go Back