Науменко Ольга Михайловна | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") | |
Фалкенберг Клим Леонидович | (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС") |
В современном обществе необходим практико-ориентированный подход к подготовке будущих специалистов по информатике в дизайне. Опыт создания айдентики и брендбука в рамках курсовой работы выявил взаимную заинтересованность пары “студент-заказчик” и способность к их дальнейшему сотрудничеству с прицелом на профессиональную ориентацию, рост мотивации к углубленному изучению дисциплины «Цветоведение и колористика», стремление к использованию полученных знаний и навыков на практике.
В связи с повышением информатизации общества и ростом конкуренции в экономике, в настоящее время становится все более актуальным предлагать темы курсовых работ по курсу «Цветоведение и колористика» для будущих информатиков в дизайне максимально приближенными к реальности и предоставлять для их реализации современное программное обеспечение.
Успешно и качественно выполненная практико-ориентированная курсовая работа может стать для студента одной из важных ступеней в совершенствовании его практических навыков и профессиональных компетенций. Для этого будущим информатикам в дизайне необходимо развивать цветовое зрение, навыки колористического мышления, воображение, глазомер, использовать знания о воздействии цветов и цветовой символике, знания о красителях и пигментах, используемых в дизайнерских работах, учитывать особенности цветопередачи на таких различных типах цифровых и печатных носителей, как монитор, жидко-кристаллический дисплей, буклет, бланк, визитка и другая фирменная продукция.
Именно эти знания, навыки, умения и компетенции студенты приобретают в рамках дисциплины «Цветоведение и колористика», которая преподается на 3 курсе бакалавриата по направлению «Прикладная информатика в дизайне» и представляет собой основу для курсовых работ и научно-исследовательских работ студентов. Одной из важнейших целей преподавания этой дисциплины является овладение методами работы с цветом на основе знаний о его свойствах, цветовой гармонии, видах цветовых контрастов и умение грамотно применять полученные знания на практике в рамках своей специальности.
В современном мире особенно важен внешний образ фирмы в глазах общественности, заказчиков и сотрудников, корпоративный стиль, который и характеризуется понятием айдентика. Визуальный образ – одна из главных составляющих айдентики, которая обеспечивается различными средствами, включая характерный дизайн, брэндинг и использование товарных знаков. Корпоративная идентичность выражается в атрибутах корпоративного стиля.
В рамках курса «Теория и методы дизайна», взаимосвязанного с дисциплиной «Цветоведение и колористика», студентами изучались понятия фирменный стиль, айдентика, брендинг. Во время практических занятий по «Цветоведению и колористике» осуществлялись: подбор фирменных цветов и цветовой палитры логотипа, а также создание графических форм для построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых – выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.
При исполнении курсовой работы по теме «Создание айдентики и брендбука для компании «DAP»» были применены знания по гармонизации цветовой палитры, цветовых контрастов и особенности их применения, которые преподаются в курсе «Цветоведение и колористика». В начале работы над курсовой была изучена сфера деятельности фирмы и было выявлено, что «DAP» занимается разработкой мобильных приложений, корпоративных сайтов, интернет-магазинов, порталов и сервисов, автоматизирует бизнес-процессы и выпускает продукты под нужды клиентов. На всех этапах эскизирования и реализации работы осуществлялось согласование с заказчиком и корректировка создаваемых образцов. В основе метафоры логотипа были использованы блоки ассоциированные по предложению заказчика с визуальным рядом тетриса в связи с тем, что они символизируют части единого целого, которые нужно правильно установить, аналогично и DAP «занимается сборкой» нестандартных решений.
При создании палитры были использованы знания, полученные на занятиях по дисциплине «Цветоведение и колористика». Применяя цветовой круг Иттена и последовательную модель построения цветовой палитры были получены базовые цвета. При этом цвет «Gold» взят раздельно-комплементарным способом. Далее каждый базовый цвет был преобразован в градиент с переходом из одного цвета в другой, два необходимых цвета получаются путем взятия соседних оттенков. Палитра состоит из 6 градиентов отлично сочетающимися друг с другом. В сочетании с глубоким черным фоном превосходно передают контраст. Известно что холодные цвета вызывают ассоциацию со спокойствием, традиционностью, а теплые цвета повышают «активность». Красный цвет ассоциируется с созиданием, уверенностью в себе и творческим возбуждением. Желтый – с солнечным цветом, богатством золота, зеленый ассоциируется со спокойствием и умиротворенностью, а синий характеризуется постоянством и духовным началом. Именно такие свойства очень важны для характеристики бренда этой фирмы. Для текста использован глубокий черный на белом фоне и белый на черном. Данная палитра используется в созданном логотипе, иконках, фирменном паттерне и в качестве фона для отдельных блоков.
Для курсовой было использовано программное обеспечение «Sketch» обладающее возможностью одновременного редактирования неограниченного количества рабочих пространств в режиме векторной графики. Это позволяет наиболее эффективно работать над созданием айдентики так как в данном случае требуется создание и частое сравнение множества вариантов. Лицензия была приобретена персонально со студенческой скидкой в размере 50%.
Точность подбора цветовой палитры сыграла важную роль при продумывании составляющей визуальной коммуникации бренда. В итоге – гармонично сочетающиеся яркие и сочные цвета привлекают внимание, а выстроенная динамическая айдентика теперь выделяет DAP среди других компаний при этом сохраняя узнаваемость бренда.
Результаты данной курсовой работы были успешно внедрены в производство. В качестве способа представления айдентики был создан брендбук, в котором описаны правила использования логотипа, фирменных цветов и шрифтов. От фирмы-заказчика по результатам внедрения были получены благодарственные отзывы и предложения к дальнейшему сотрудничеству.
Таким образом, опыт создания айдентики и брендбука в рамках курсовой работы выявил: взаимную заинтересованность пары “студент-заказчик” и способность к их дальнейшему сотрудничеству с прицелом на профессиональную ориентацию будущего информатика в дизайне, рост мотивации к углубленному изучению дисциплины «Цветоведение и колористика», стремление к использованию полученных знаний и навыков на практике. Способность применять теоретические знания и практические навыки по предмету «Цветоведение и колористика» играет важную роль во время выполнения курсовых работ, а в дальнейшем и КНИР, связанных с реальными проектами. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих специалистов по информатике в дизайне необходим в сфере развития дизайна в современном обществе.
Мухаркина Анна Анатольевна (11 марта 2019 г. 16:04) |
Добрый день, уважаемые Ольга Михайловна и Клим Леонидович. Очень интересный опыт обучения информатиков дизайну. Я преподаю ИКТ в УрГАХУ для дизайнеров более 15 лет. Часто сталкиваюсь с тем, что дизайнеры хорошо разрабатывают продукт, их художественно-графические навыки на высоте, Прошу ответить, в связи с вышесказанным, на несколько вопросов: 1) Насколько хорошо Ваши подопечные разбираются в области дизайна? 2) Считаете ли Вы направление "Информационные технологии в дизайне" самостоятельным, или всё же необходимо сначала разработать продукт, а потом подключить информационные технологии дальнейшему усовершенствованию. 3) Рисуют ли Ваши обучающиеся руками, или все разработки делаются на компьютерах? 4) Есть ли при поступлении на Ваш профиль экзамен по художественным дисциплинам? |
Науменко Ольга Михайловна (11 марта 2019 г. 20:26) |
Добрый день, Анна Андреевна! |
Мухаркина Анна Анатольевна (22 марта 2019 г. 11:47) |
Спасибо за ответ, Ольга Михайловна. Порадовало, что для информатиков читается такой хороший набор художественных дисциплин Технический рисунок включен в одну из этих дисциплин? Какие графические пакеты Вы преподаете, ведь каждый профиль дизайна требует различных информационных решений? И сколько часов в неделю? Анна Мухаркина, преподаватель каф. ПМ и ТГ УрГАХУ |
Науменко Ольга Михайловна (24 марта 2019 г. 23:25) |
Здравствуйте, Анна Анатольевна! Технический рисунок входит в дисциплину Рисунок. Преподается целый спектр ПО для будущих специалистов информатиков в дизайне ( от 2D до 3D ). Кроме того для желающих организовано дополнительное изучение графических пакетов по компьютерной графике в рамках арт-студии. |
Науменко Ольга Михайловна (25 марта 2019 г. 2:26) |
Здравствуйте Анна Анатольевна! Кроме того, хотелось бы отметить, что мы стремимся к золотой середине - ведь будущий информатик в дизайне должен отличаться от чистого информатика, именно поэтому широкий набор дисциплин художественного цикла уравновешен с таким же широким набором дисциплин по информационным технологиям. Студенты осваивают применительно к конкретным задачам дизайна различное ПО - например: Adobe Photoshop, CorelDraw, САПР Компас-3D, Autodesk 3ds Max , Blender 3D, Autodesk Revit, Renga и др. А также важно обратить внимание, что мы стремимся давать разнобразные и практико-ориентированные темы курсовых работ, что тоже стимулирует студентов к активному обучению. И еще целесообразно отметить , что для поступления к нам принимаются результаты ЕГЕ по Информатике. И уже с первых курсов студенты в процессе учебы расширяют и углубляют знания и навыки по информационным технологиям параллельно с изучением предметов художественного цикла. |