Назад Go Back

ОПЫТ СОЗДАНИЯ АЙДЕНТИКИ И БРЕНДБУКА В РАМКАХ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ДИЗАЙНЕ»

English version
Презентация
Фото Науменко Ольга Михайловна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")
Фото Фалкенберг Клим Леонидович (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")


Аннотация

В современном обществе необходим практико-ориентированный подход к подготовке будущих специалистов по информатике в дизайне. Опыт создания айдентики и брендбука в рамках курсовой работы выявил взаимную заинтересованность пары “студент-заказчик” и способность к их дальнейшему сотрудничеству с прицелом на профессиональную ориентацию, рост мотивации к углубленному изучению дисциплины «Цветоведение и колористика», стремление к использованию полученных знаний и навыков на практике.



Ключевые слова: цветоведение, колористика, дизайн, информатика в дизайне, курсовая работа, практико-ориентированный подход, айдентика, фирменный стиль, брендбук, палитра.

В связи с повышением информатизации общества и ростом конкуренции в экономике, в настоящее время становится все более актуальным предлагать темы курсовых работ по курсу «Цветоведение и колористика» для будущих информатиков в дизайне максимально приближенными к реальности и предоставлять для их реализации современное программное обеспечение.

Успешно и качественно выполненная практико-ориентированная курсовая работа может стать для студента одной из важных ступеней в совершенствовании его практических навыков и профессиональных компетенций. Для этого будущим информатикам в дизайне необходимо развивать цветовое зрение, навыки колористического мышления, воображение, глазомер, использовать знания о воздействии цветов и цветовой символике, знания о красителях и пигментах, используемых в дизайнерских работах, учитывать особенности цветопередачи на таких различных типах цифровых и печатных носителей, как монитор, жидко-кристаллический дисплей, буклет, бланк, визитка и другая фирменная продукция.

Именно эти знания, навыки, умения и компетенции студенты приобретают в рамках дисциплины «Цветоведение и колористика», которая преподается на 3 курсе бакалавриата по направлению «Прикладная информатика в дизайне» и представляет собой основу для курсовых работ и научно-исследовательских работ студентов. Одной из важнейших целей преподавания этой дисциплины является  овладение методами работы с цветом на основе знаний о его свойствах, цветовой гармонии, видах цветовых контрастов и умение грамотно применять полученные знания на практике в рамках своей специальности.

В современном мире особенно важен внешний образ фирмы в глазах общественности, заказчиков и сотрудников, корпоративный стиль, который и характеризуется понятием айдентика. Визуальный образ – одна из главных составляющих айдентики, которая обеспечивается различными средствами, включая характерный дизайн, брэндинг и использование товарных знаков. Корпоративная идентичность выражается в атрибутах корпоративного стиля.

В рамках курса «Теория и методы дизайна», взаимосвязанного с дисциплиной  «Цветоведение и колористика», студентами изучались понятия фирменный стиль,  айдентика, брендинг. Во время практических занятий по «Цветоведению и колористике» осуществлялись: подбор фирменных цветов и цветовой палитры логотипа, а также создание графических форм для построения визуальной коммуникации, объединённых одной идеей, основная задача которых – выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.

При исполнении курсовой работы по теме «Создание айдентики и брендбука для компании «DAP»» были применены знания по гармонизации цветовой палитры, цветовых контрастов и особенности их применения, которые преподаются в курсе «Цветоведение и колористика». В начале работы над курсовой была изучена сфера деятельности фирмы и было выявлено, что «DAP» занимается разработкой мобильных приложений, корпоративных сайтов, интернет-магазинов, порталов и сервисов, автоматизирует бизнес-процессы и выпускает продукты под нужды клиентов. На всех этапах эскизирования и реализации работы осуществлялось согласование с заказчиком и корректировка создаваемых образцов. В основе метафоры логотипа были использованы блоки ассоциированные по предложению заказчика с визуальным рядом тетриса в связи с тем, что они символизируют части единого целого, которые нужно правильно установить, аналогично и DAP «занимается сборкой» нестандартных решений.

При создании палитры были использованы знания, полученные на занятиях по дисциплине «Цветоведение и колористика». Применяя цветовой круг Иттена и последовательную модель построения цветовой палитры были получены базовые цвета. При этом цвет «Gold» взят раздельно-комплементарным способом. Далее каждый базовый цвет был преобразован в градиент с переходом из одного цвета в другой, два необходимых цвета получаются путем взятия соседних оттенков. Палитра состоит из 6 градиентов отлично сочетающимися друг с другом. В сочетании с глубоким черным фоном превосходно передают контраст. Известно что холодные цвета вызывают ассоциацию со спокойствием, традиционностью, а теплые цвета повышают «активность». Красный цвет ассоциируется с созиданием, уверенностью в себе и творческим возбуждением. Желтый – с солнечным цветом, богатством золота, зеленый ассоциируется со спокойствием и умиротворенностью, а синий характеризуется постоянством и духовным началом. Именно такие свойства очень важны для характеристики бренда этой фирмы. Для текста использован глубокий черный на белом фоне и белый на черном. Данная палитра используется в созданном логотипе, иконках, фирменном паттерне и в качестве фона для отдельных блоков.

Для курсовой было использовано программное обеспечение «Sketch» обладающее возможностью одновременного редактирования неограниченного количества рабочих пространств в режиме векторной графики. Это позволяет наиболее эффективно работать над созданием айдентики так как в данном случае требуется создание и частое сравнение множества вариантов. Лицензия была приобретена персонально со студенческой скидкой в размере 50%.

Точность подбора цветовой палитры сыграла важную роль при продумывании составляющей визуальной коммуникации бренда. В итоге – гармонично сочетающиеся яркие и сочные цвета привлекают внимание, а выстроенная динамическая айдентика теперь выделяет DAP среди других компаний при этом сохраняя узнаваемость бренда.

Результаты данной курсовой работы были успешно внедрены  в производство. В качестве способа представления айдентики был создан брендбук, в котором описаны правила использования логотипа, фирменных цветов и шрифтов. От фирмы-заказчика по результатам внедрения были получены благодарственные отзывы и предложения к дальнейшему сотрудничеству.

Таким образом, опыт создания айдентики и брендбука в рамках курсовой работы выявил: взаимную заинтересованность пары “студент-заказчик” и способность к их дальнейшему сотрудничеству с прицелом на профессиональную ориентацию будущего информатика в дизайне, рост мотивации к углубленному изучению дисциплины «Цветоведение и колористика», стремление к использованию полученных знаний и навыков на практике. Способность применять теоретические знания и практические навыки по предмету «Цветоведение и колористика» играет важную роль во время выполнения курсовых работ, а в дальнейшем и КНИР, связанных с реальными проектами. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих специалистов по информатике в дизайне необходим в сфере развития дизайна в современном обществе.

Список литературы

  1. Иттен И. Искусство цвета. Издатель: Д. Аронов. 2018. - 96 с.
  2. Робин Уильямс. Дизайн для недизайнеров. Издательство: Символ-Плюс /Перевод Овчинников В. 2016. – 192 с.
  3. Ян Чихольд. Новая типографика. Руководство дизайнера. Издательство: Студия Артемия Лебедева. 2018. – 248 с.
  4. Элам Кимберли. Графический дизайн. Принцип сетки. Издательство: Питер, Перевод А. Литвинова. 2014. – 120 с.
  5. Белла Мартин, Брюс Ханингтон. Универсальные методы дизайна. Издательство: Питер 2014. – 120 с.
  6. Герман Цапф. Философия дизайна Германа Цапфа. Издательство: Студия Артемия Лебедева. 2014. – 260 с.
  7. Эллен Луптон. Графический дизайн от идеи до воплощения. Издательство: Питер. 2014. – 184 с.
  8. Джессика Глейзер, Кэролин Найт. Дизайн. Разработка проектов. Разбуди свое вдохновение! Издательство: Питер. 2014. – 248 с.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1 Разворот брендбука с правилами использования логотипа


Рис. 2
Рис. 2 Применяя цветовой круг Иттена и последовательную модель построения цветовой палитры были получены базовые цвета. При этом цвет «Gold» взят раздельно-комплементарным способом. Далее каждый базовый цвет был преобразован в градиент с переходом из одного цвета в другой, два необходимых цвета получаются путем взятия соседних оттенков.


Рис. 3
Рис. 3 Палитра состоит из 6 градиентов отлично сочетающимися друг с другом. В сочетании с глубоким черным фоном превосходно передают контраст.


Рис. 4
Рис. 4 Печатная продукция созданная с использованием фирменного стиля на примере визиток


Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Мухаркина Анна Анатольевна
(11 марта 2019 г. 16:04)

Добрый день, уважаемые Ольга Михайловна и Клим Леонидович.

Очень интересный опыт обучения информатиков дизайну.

Я преподаю ИКТ в УрГАХУ для дизайнеров более 15 лет.

Часто сталкиваюсь с тем, что дизайнеры хорошо разрабатывают продукт, их художественно-графические навыки на высоте,
но область ИКТ многие осваивают слабо и долго чувствуют себя неуверенно. Я связываю это с недостаточностью часов досциплин ИКТ и общей базовой неподготовленностью в вопросах ИКТ.

Прошу ответить, в связи с вышесказанным, на несколько вопросов:

1) Насколько хорошо Ваши подопечные разбираются в области дизайна?

2) Считаете ли Вы направление "Информационные технологии в дизайне" самостоятельным, или всё же необходимо сначала разработать продукт, а потом подключить информационные технологии дальнейшему усовершенствованию.

3) Рисуют ли Ваши обучающиеся руками, или все разработки делаются на компьютерах?

4) Есть ли при поступлении на Ваш профиль экзамен по художественным дисциплинам?

Фото
Науменко Ольга Михайловна
(11 марта 2019 г. 20:26)

Добрый день, Анна Андреевна!

На кафедре АПД НИТУ МИСИС для будущих информатиков в дизайне кроме информационных технологий конечно же преподаются рисунок, живопись, композиция, колористика и цветоведение, история изобразительного искусства и культуры, история дизайна, теория и методы дизайна, типографика, шрифты и визуальные коммуникации.

Востребованность наших выпускников на современном рынке труда служит подтверждением их знаний, умений и компетенций.

Эскизирование ручное, а затем компьютерное эскизирование, корректировка, создание на компьютере прототипа - на каждом из этапов применяются знания и навыки и по дисциплинам художественного цикла, и по дисциплинам цикла информационных технологий.

При поступлении экзамена по художественным дисциплинам нет,  студенты обучаются с нуля всем художественным дисциплинам,  кроме того  - желающие приглашаются посещать изостудию каф.АПД

Ольга Михайловна Науменко, преподователь каф.АПД НИТУ МИСИС

Фото
Мухаркина Анна Анатольевна
(22 марта 2019 г. 11:47)

Спасибо за ответ, Ольга Михайловна.

Порадовало, что для информатиков читается такой хороший набор художественных дисциплинyes

Технический рисунок включен в одну из этих дисциплин?  Какие графические пакеты Вы преподаете, ведь каждый профиль дизайна требует различных информационных решений?  И сколько часов в неделю?

Анна Мухаркина, преподаватель каф. ПМ и ТГ  УрГАХУ

Фото
Науменко Ольга Михайловна
(24 марта 2019 г. 23:25)

Здравствуйте, Анна Анатольевна!

Технический рисунок входит в дисциплину Рисунок.

Преподается целый спектр ПО для будущих специалистов информатиков в дизайне ( от  2D до 3D ). Кроме того для желающих организовано дополнительное изучение графических пакетов по компьютерной графике в рамках арт-студии.

Фото
Науменко Ольга Михайловна
(25 марта 2019 г. 2:26)

Здравствуйте Анна Анатольевна!

Кроме того, хотелось бы отметить, что мы стремимся к золотой середине - ведь будущий информатик в дизайне должен отличаться от чистого информатика, именно поэтому широкий набор дисциплин художественного цикла уравновешен с таким же широким набором дисциплин по информационным технологиям. Студенты осваивают применительно к конкретным задачам дизайна различное ПО - например: Adobe Photoshop, CorelDraw, САПР Компас-3D, Autodesk 3ds Max , Blender 3D, Autodesk Revit,  Renga и др.   

А также важно обратить внимание, что мы стремимся давать разнобразные и практико-ориентированные темы курсовых работ, что тоже стимулирует студентов к активному обучению. И еще целесообразно отметить , что  для поступления к нам принимаются результаты ЕГЕ по Информатике. И уже с первых курсов студенты в процессе учебы расширяют и углубляют знания и навыки по информационным технологиям параллельно с изучением предметов художественного цикла.



Назад Go Back