Назад Go Back

О РАЗРУШЕНИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Фото Тозик Вячеслав Трофимович (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики)


Аннотация

Обсуждаются вопросы потери качества графической подготовки в инженерных ВУЗах



Ключевые слова: начальной инженерной подготовки , специалитет и бакалавриат

На всех предыдущих конференциях КГП мы обсуждали один и тот же вопрос - качество графической подготовки в инженерных ВУЗах. И что? Выяснилась вся бессмысленность происходящего. О каком качестве может идти речь, если идет целенаправленное разрушение всей системы инженерного образования РФ. Выяснилось, что все мы можем как мухи на стекле бесконечно стараться улучшать то, что невозможно улучшить в силу отторжения наших идей начальниками разных уровней, а похоже и всей вертикалью МОН от рядовых членов ученых советов до министра ВО. В качестве иллюстрации приведу без комментариев два открытых письма в адрес 1) Членов Ученого совета НИУ ИТМО от 15.03.2018 и 2) Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2018.

Ни на одно обращение я не получил ответа. Могли бы хоть как-то отреагировать, сказать, что я заблуждаюсь, а инженерное образование у нас отличное. Но все они спрятали свои головы в песок. И тихо стоят в соответствующей позе, дожидаются своего конца. А, как известно, жизнь  - жестокая штука.  Обязательно подойдет сзади и вдарит со всей мочи.

Так что привожу без комментариев оба открытых письма.

 

ЧЛЕНАМ УЧЕНОГО СОВЕТА НИУ ИТМО

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО №1

 

Обращаюсь к вам в связи с катастрофическим положением дел в области начальной инженерной подготовки и, в частности, в связи с ликвидацией качественной подготовки по базовым инженерным дисциплинам «инженерная графика» (ИГ) и «начертательная геометрия» (НГ).

Два года назад кафедру инженерной и компьютерной графики (ИКГ) переименовали в кафедру графических (рисовальных) технологий (ГТ). После такого кардинального изменения сущности кафедры ИКГ подверглось уничтожению всё учебно-методическое обеспечение инженерных дисциплин каф. ИКГ.

В первую очередь был уничтожен сайт каф. ИКГ,  содержавший более 40 электронных учебников, учебные программы по более пяти специальностям и направлениям подготовки и пр. необходимые для успешной жизнедеятельности сведения. Сегодняшний сайт каф. ГТ – жалкое зрелище, рекламная картинка, на которую не «клюнет» ни один клиент.

Одновременно был ликвидирован полный комплекс учебно-методических материалов подготовки по дисциплинам ИГ и НГ, создававшийся более 115 лет:

А) Комплекты заданий для выполнения лабораторных и практических работ (карточки заданий, комплекты натуральных деталей, соединений и сборочных единиц, альбомы для зачетных работ). Объем уничтоженных заданий огромен. Он предполагал 34 задания по 60 разнообразных (не повторяющихся) оригинальных технических изделий. Это более 2000 единиц хранения.

Б) Утеряны все поурочники (учебно-методические пособия для преподавателей с правилами проведения занятий по определенным темам). Поурочник – это стандартизация действий преподавателя (особенно молодого преподавателя) в условиях нехватки времени на контакт со студентом, это огромный богатейший опыт более 115-летнего преподавания дисциплин.

В) Особенно возмущает уничтожение двух электронных учебников по ИГ и НГ. Эти учебники вобрали в себя весь 115-летний опыт каф. ИКГ, весь комплекс методических материалов – пособия, поурочники, тесты, задания. Они были реализованы на базе самых современных электронных 3D технологий. Автору этих учебников за разработку  образовательных 3D технологий была вручена премия Президента России В.В.Путина. Общая трудоемкость того, что было вложено в данные разработки, составляет  более 100 лет высококвалифицированного человеческого труда (более 100 млн рублей денежных затрат).

Пример уничтожения каф. ИКГ очень показателен. Совершенно безответственная кадровая политика, непродуманная система управления учебным  процессом приводят к тому, что ликвидируются центры накопления компетенций, каковыми являются базовые кафедры. Ну, а после этого можно и ВУЗы закрывать за некомпетентность выпускников. В качестве примера можно проверить выпускников ИТМО на компетенцию «чтение сборочного чертежа». Моя оптимистическая оценка – с этим тестом справятся не более 1% выпускников (хотя до 1991 года справлялись 80%, а до 2011 года – 50%).

 

Б.зав.каф.ИКГ ИТМО

лауреат Премии Президента России в области образования.

В.Т.Тозик

15.03.2018

 

 

В СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО №2

 

Поводом к обращению в Совет ректоров ВУЗов СПб  явилась разрушительная и абсолютно безответственная политика в отношении высшего технического (инженерного) образования в РФ как на низовом уровне (факультет, кафедра), так и на уровне ВУЗ, министерство.

 

А) В марте 2018 года мной было направлено ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО в адрес членов Ученого совета НИУ ИТМО (см. открытое письмо №1). В письме было предложено рассмотреть катастрофическое положение дел в области начальной инженерной подготовки и, в частности, в связи с ликвидацией в ИТМО качественной подготовки по базовым инженерным дисциплинам «инженерная графика» (ИГ) и «начертательная геометрия» (НГ).  Ответа я до сих пор не получил ни от членов ни от руководства Совета, хотя проблема чрезвычайно актуальная и животрепещущая.

А поводом к написанию данного письма явилось всего лишь предложение преподавателей Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского (ВКА) объединить усилия по созданию электронных учебников по ИГ и НГ. Зная, какое значение сегодня придается укреплению обороноспособности нашей страны, я сразу же принял это предложение, тем более, что электронные учебники по ИГ и НГ, разработанные мной на кафедре ИКГ ИТМО, были отмечены премией Президента России В.В.Путина как базовые.

И каково же  было мое возмущение, когда я узнал, что эти два электронных учебника по ИГ и НГ уничтожены вместе с сервером каф.ИКГ. Помимо уничтожения этих двух электронных учебников уничтожено всё (ВСЁ !!!, см. открытое письмо №1) учебно-методическое обеспечение инженерных дисциплин каф. ИКГ, создававшееся более 115 лет, а сама кафедра инженерной и компьютерной графики (ИКГ) ликвидирована и реорганизована в кафедру графических (рисовальных) технологий (ГТ).  Когда я обратился за разъяснением к новому зав.каф. ГТ А.Смолину, почему уничтожено УМО по ИГ, он объяснил, что ни в его обязанности, ни в задачи вновь созданной кафедры ГТ подготовка инженеров не входит.

Пример уничтожения каф. ИКГ очень показателен. Совершенно безответственная кадровая политика, непродуманная система управления учебным  процессом в ИТМО привели к тому, что ликвидированы центры накопления компетенций, каковыми являются базовые кафедры. Ну, а после этого можно и ИТМО закрывать за некомпетентность его выпускников. Тем более, что и сами руководители подразделений ИТМО жалуются на то, что студенты не могут спроектировать элементарные шарниры для роботов. Ну, а как они их спроектируют, если их этому не учат?! В качестве тестового примера, какого качества инженеров (что-то я погорячился, бакалавров, конечно же) готовят в ИТМО, можно проверить выпускников ИТМО на компетенцию «чтение сборочного чертежа». Моя оптимистическая оценка – с этим тестом справятся не более 1% выпускников-самоучек (хотя до 1991 года справлялись 80%, а до 2011 года – 50%).

 

Б) Обеспокоенность положением дел в области высшего технического (инженерного) образования в РФ высказывалась на протяжении более шести лет во многих докладах Международной научно-практической интернет-конференция «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». В марте 2016 года VI интернет-конференция приняла ОБРАЩЕНИЕ КГП-2016 ПО СОХРАНЕНИЮ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ  в адрес: а) Председателя комитета Госдумы по образованию Никонова В.А., б) Заместителя Председателя Правительства РФ, председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Рогозина Д.О., в) Министра промышленности и торговли РФ Мантурова Д.В. Основные тезисы обращения:

  1. Отказ от специалитета и переход на бакалавриат привёл к уменьшению времени обучения примерно на 50%. Для некоторых гуманитарных направлений подготовки это уменьшение не явилось критичным. Однако, что касается инженерной подготовки, то в силу нехватки времени произошел отказ как от фундаментальной двухлетней физико-математической подготовки, так и от широкого спектра дисциплин инженерного проектирования с опорой на проектно-производственное обучение и практику, которая для некоторых специальностей доходила до 28 недель. Попытка сгладить последствия «оболонивания» приводит к появлению очередного чуда безумных новаций горе-реформаторов – провозглашению прикладного бакалавриата, якобы востребованного промышленностью, и которому присваивается некая мобильность. Говорят о целевой подготовке магистров.
  2. Неутешительная статистика говорит о том, что недобор инженеров-конструкторов в оборонно-промышленном комплексе составляет 22%, инженеров-технологов 17%. Промышленность совместно с вузами ищет выход, понимая, что так же как с ЕГЭ, дело по развалу инженерного образования зашло слишком далеко, а в ближайшее время радикальных шагов по его улучшению похоже не предвидится. В Роскосмосе запрос на специалистов в 4 раза больше, чем на бакалавров. На этом фоне появляются девять трендов министра Д.Мантурова, провозглашённые на лекции, прочитанной для ярославских студентов. Отметим данные о кадровом дефиците промышленности, составляющие 25 тысяч человек и, самое главное – потребности в специалистах инженерах-универсалах, необходимости изменения образовательных программ под задачи производственного сектора, актуальность географического распределения не только производства, но и проектирования.
  3. Понятно, что современные программы бакалавриата не в состоянии удовлетворить требованиям предприятий. Промышленность отказывается признавать бакалавриат уровнем высшего образования. И не только промышленность. В газете «Известия» 26 февраля 2014 года опубликована статья «Бакалаврам запретят занимать руководящие посты в госаппарате» [3], в которой бакалавриат квалифицируется как ступень неполного высшего образования.
  4. Против такой недоподготовки высказались в Государственной Думе представители и Роскосмоса, и Росатома, и Российской академии наук. Суть предложений указанных организаций заключается в том, чтобы сохранить существующий специалитет хотя бы до 2018 года, а с 2019 года ввести инженерный бакалавриат с увеличением срока обучения до пяти лет с добавлением годичной магистратуры, в которую направлять 60-70% бакалавров. Также введение технологической магистратуры после 5 лет обучения поддерживает и президент МГТУ им. Баумана академик И.Б.Фёдоров.
  5. Всех взволновал проект приказа Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» появившийся на сайте министерства  в декабре 2015 года. Из 55 специальностей, существовавших в 2013 году, в 2016 предполагается оставить три! Двадцать семь специальностей объединены в одну «Обеспечение государственной безопасности».
  6. А как там у них на западе, на пример которого ссылаются горе-реформаторы из МОН, уменьшая время подготовки инженера?  А там инженерная подготовка ведется не менее 5 лет. И при этом, ведущие вузы развитых стран усиливают проектную составляющую учебного процесса, неразрывно связанную с производственной практикой, моделируют производственную деятельность. Учебное инженерное проектирование, например в Массачусетском технологическом университете, составляет не менее 10% от учебной нагрузки. 
  7. А что творится в российских ВУЗах в связи с переходом на бакалавриат и представить трудно. Например, в Университете ИТМО были закрыты все до одной инженерные специальности, кроме единственной не инженерной – «Таможенное дело». Почему не закрыли и её, тоже понятно. Стране нужны грамотные таможенники, чтобы регулировать потоки сырьевых ресурсов. В связи с невостребованностью инженерной подготовки происходит массовое перепрофилирование или слияние кафедр инженерной графики с другими подразделениям вузов, что сводит начальную инженерно-графическую подготовку почти к нулю. Например, в том же Университете ИТМО вместо кафедры инженерной графики была создана кафедра графических технологий (по меткому выражению одного преподавателя – кафедра фотошопа). Человек, поставленный во главе данного подразделения, не имеет отношения ни к геометрии, ни к проектированию и конструированию, являясь дипломированным философом. В результате, в течение года была ликвидирована огромная учебно-методическая база начальной инженерной подготовки, создававшаяся в течение 100 лет. А это - более 250 натурных деталей и сборочных единиц, учебно-методических пособий и альбомов. Был ликвидирован сайт с более сорока электронными дистанционными учебниками, среди которых и первые в России учебники по инженерной графике и начертательной геометрии с возможностью анимации и погружения в виртуальное 3D пространство моделей. В своё время эти учебники были отмечены премией Президента России.
  8. По мнению участников КГП-2016, уничтожение специалитета для инженерных специальностей приводит к потере технологического суверенитета в ОПК и подрыву обороноспособности нашей страны. Именно поэтому всё сообщество инженерных ВУЗов громогласно заявляет об этом. Одной из предлагаемых начальных мер по спасению системы высшего технического образования могло бы стать переподчинение 28-ми технических ВУЗов (среди которых МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МАИ, Кораблестроительный, Военмех и др.), входивших ранее в состав МВССО СССР, и переводе их из подчинения МОН в управление военно-промышленной комиссии (ВПК), возглавляемой В.Путиным.

 

В) На наш взгляд, надо срочно принимать обоснованные решения и меры по возрождению инженерного образования в СПб. В противном случае обороноспособность нашей страны не будет гарантирована. Конечно, как было сказано на последнем заседании Совета ректоров России, строительство общежитий является важной задачей, но если не будет инженеров, то и общежития не понадобятся.

 

Б.зав.каф.ИКГ ИТМО

лауреат Премии Президента России в области образования.

В.Т.Тозик

05.07.2018

 

 

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(19 марта 2019 г. 14:07)

Вячеслав Трофимович! Попробуйте отправить Ваши письма в Комитет СПб по науке и высшей школе. Мы написали на тему региональных олимпиад в октябре прошлого года. Ответа нет.

Что касается ИТМО, то в последней олимпиаде по НГ они уже участия не принимали. По КГ держатся за счёт Вашего приятеля Большакова. Надо же дипломы получать. В Москву не ездят - понимают, что  не тот уровень.

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Абросимов Сергей Николаевич
(19 марта 2019 г. 16:52)

Уважаемый Вячеслав Трофимович! Всё правильно и здорово. Полностью поддерживаю.

Всё разложено по полочкам. Есть заинтересованные люди, они и правят бал.

Есть наивная уверенность, что время всё исправит и надежда умерает последней, Абросимов.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(19 марта 2019 г. 23:26)

Ну что сказать... Рука бессознательно тянется к АКМ... А его-то и нет! Поэтому наши теперешние младореформаторы (лучше их назвать дуремарами при ВО) не боятся ни черта. Знают: что бы они ни натворили, отвечать не придется. Припоминается, что Наполеон был большим приятелем (скажем так) всех ученых: он понимал из значимость, в отличие от наших дуболомов, прости Господи!

С уважением, Н.А. Сальков

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(20 марта 2019 г. 14:27)

Уважаемые,  Дмитрий Евгеньевич, Сергей Николаевич и Николай Андреевич!

В отклике на статью уважаемого П.И.Романова «ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДА РОССИИ» (http://dgng.pstu.ru/conf2019/papers/9/ ) я задал сакраментальный вопрос: "Способен ли Ваш прекраснодушный Координационный совет (КС), обладающий огромным опытом ГАРМОНИЗАЦИИ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДА РОССИИ, повлиять на руководство ИТМО, чтобы оно не уничтожало так необходимую нашей многострадальной стране и не менее многострадальному СПб оптику, не говоря уж о точной механике?" А дополнительно к этому вопросу можно задать  еще два: «Кто виноват и кто ответит за развал инженерного образования РФ?»

По-видимому, в соответствии с Вашими пожеланиями, следует обратиться не только в КС, но и для набора полной статистики отказов от ответственности за разрушение ВО РФ направить эти же вопросы в адрес Комитета СПб по науке и высшей школе, поскольку в Совет ректоров СПб и Ученый совет ИТМО я уже обращался.

И не получил никакого ответа. И что теперь делать, как жить дальше? Наверное, пора ехать на дачу, полоть траву.

С уважением и пожеланиями удачи, В.Т.Тозик.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(20 марта 2019 г. 14:31)

Николай Андреевич! В случае, описанным Тозиком всё делается с подачи реформатора не первой свежести - ректора, который, например первёл всех преподавателей без степени в тьюторы, ликвидировал кафедру графики в присоединённом вузе. Возникает и ещё вопрос: все наработки кафедры уничтожил один человек? А где были бывшие соратники Вячеслава Трофимовича?

  С уважением Тихонов- Бугров. 

Буткарев Алексей Георгиевич
(20 марта 2019 г. 18:37)

Уважаемые коллеги! Небольшое добавление к комментарию Дмитрия Евгеньевича. Переведены также были и остепененные преподаватели, включая докторов наук. Понятно, что при подсчете одного из критериальных показателей, характеризующих успешную деятельность вуза, количество ППС является знаменателем в расчетной формуле. Тьюторы же относятся к разряду УВП.

Всем успехов в нашем нелегком труде

А. Буткарев  

Фото
Сальков Николай Андреевич
(20 марта 2019 г. 20:30)

Дмитрий Евгеньевич, Алексей Георгиевич, я Вас приветствую! Известное дело, любят у нас все рушить, все ликвидировать, все перепахивть бульдозером. Ломать - не строить. Мне известен факт, когда в МГСУ (вроде бы передовой вуз, который тоже, как бы Хрущев открыл, если я не ошиаюсь) новый ректор пожелал перевести всех ВАКовских профессоров (но к.т.н.), работающих профессорами не один десяток лет, в доценты. Все они ушли из института. Правда, прожили после этого недолго. Известен факт, когда д.т.н., профессора тот же, скажем, недалекий человек,(хоть и доктор наук) перевел на пол ставки профессора, а на остальные пол ставки - в доценты. Стратегия такая - удалить из вуза старых нормальных профессоров, и поставить на их место ручных мартышек (это я со зла, не все оказываются ручными).

Всем нам успехов! В нашем пока безнадежном деле!

С уважением, Н. Сальков

Фото
Славин Борис Матвеевич
(21 марта 2019 г. 18:40)

Вячеслав Трофимович, здравствуйте! Я с громадным уважением отношусь к Вашим попыткам "прошибить стену". Ведь в позапрошлом году мы уже посылали письма на самый верх (не Санкт-Петербурга) и Вы помните какие были ответы. А нынешняя ситуация говорит только об одном: разрушается не просто инженерное образование, а все образование в целом и на всех уровнях. В этом и есть трагедия нашего времени. А руководство, практически всех вузов, в этом активно участвует, т.к. их интересуют только деньги. За это их спрашивают, а не за результаты подготовки студентов. Это проявляется и в настоящий календарный период, когда началось планирование на следующий год, да еще с учетом ФОС3++. Словом, как говорила известный персонаж, "мрак"!!. И больше ничего, и руки опускаются от бессилия и невозможности повлиять на ситуацию.  С уажением, Б.Славин

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(22 марта 2019 г. 1:16)

Борис Матвеевич!

Спасибо за поддержку. Но у меня руки не опускаются. По совету моих коллег мы все вместе направим коллективное обращение сначала в Питерские органы (и они будут обязаны отреагировать, но уже не молчанием), а затем уже в МНВО. И тоже что-нибудь будут обязаны ответить конкретно.

Главное, будем просить Комитет СПб по науке и высшей школе проверить остаточные знания студентов по ИГ в нескольких ВУЗах. Тогда и будут основания обратить на нас хоть какое-то внимание.

Присоединяйтесь.

Тозик В.Т.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(22 марта 2019 г. 16:27)

Уважаемый Вячеслав Трофимович, советуя написать письмо в Комитет по НиВШ, я хотел подчеркнуть безнадёжность этого мероприятия. Я с октября прошлого года жду ответа на письмо, подписанное ректором.

В Вашем бывшем вузе уже нет кафедр, а есть: мегафакультеты, факультеты, институты, научно-исследовательские подразделения. Ваши бывшие коллеги преподают следующие дисциплины: основы профессиональной деятельности; первичные профессиональные умения и навыки и 3D моделирование. Что зашито внутри покрыто мраком.

Всё изменилось до такой степени, что концов не найдёшь. Никто не будет связываться с вузом, попавшим в список ста и получившим бешеные деньги на развитие.

Мой знакомый рекомендовал Вам правило из мира искусства - бороться артисту с режиссёром - себе дороже. Надо уходить. Министерство культуры вмешиваться в процесс не будет. Здоровье и близкие дороже.

  С глубоким уважением, Ваш ТБДЕ.

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(22 марта 2019 г. 20:59)

Уважаемый  Дмитрий Евгеньевич!

Я думаю, что попытка написать обращение в адрес Спортлото будет мне засчитана. Тем более, что в спектакле под названием "Развал высшей школы " я уже как 5 лет не участвую. А за Отчизну обидно, тем более за родную кафедру.

Думаю, что здравый смысл всё-таки восторжествует. А чудаки, возглавляемые министром Котюковым, проиграют и будут с позором изгнаны.

С уважением, Ваш ТВТ

Фото
Славин Борис Матвеевич
(22 марта 2019 г. 21:27)

Уважаемый Вячеслав Трофимович! Я готов поддержать Вас (собственно как я делал это и раньше). Только подскажите, что я могу сделать из своего глубоко перфирийного вуза ( да еще и ведомственного). С уважением, Славин Б.М.

Фото
Тозик Вячеслав Трофимович
(23 марта 2019 г. 0:52)

Уважаемые коллеги!

Если Вы не против участия в достаточно продолжительном эксперименте под названием "рассылка писем в органы управления высшим образованием", то отправьте мне некоторые свои данные (должность и е-мэйл). Я отправлю за нашей подписью пмсьма в адреса: 1) КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» , 2) КОМИТЕТА СПб по науке и высшей школе. - с просьбой прокомментировать мои открытые письма №1 и №2 (см. статью). Им то придется откреститься от этого безумного развала. Вот и почитаем их ответы.

Мой адрес для переписки: tozikvt@mail.ru

Искренне Ваш ТВТ.



Назад Go Back