Назад Go Back

К ВОПРОСУ ОБ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

English version
Фото Сергеева Ирина Александровна (Сибирский государственный университет путей сообщения)
Фото Щербакова Ольга Валерьевна (Сибирский государственный университет путей сообщения)


Аннотация

В данной статье рассматривается важный вопрос - повышение качества подготовки студентов по графическим дисциплинам. Анализируются и показываются, по мнению авторов, основные причины, мешающие студентам первокурсникам успешно освоить в полном объеме программу курса «Начертательная геометрия». Предлагается, как один из вариантов решения данной проблемы, это активное использование на занятиях принципа алгоритмизации при решении типовых задач курса.



Ключевые слова: графические дисциплины, начертательная геометрия, качество подготовки студентов, оптимизация процесса обучения, алгоритм решения задач.

Изучая имеющуюся литературу по проблемам обучения графическим дисциплинам студентов технических вузов, можно заметить, что многие авторы уже давно обоснованно и ясно сформулировали основные моменты и проблемы, которые мешают обучающимся в полной мере освоить цикл графических дисциплин [2,3]. Несмотря на некоторые различия в аспектах проблем, общая и главная проблема по мнению авторов – это отсутствие развитого пространственного мышления у обучающихся [1,2,8].

До определенного момента времени мы поддерживали эту точку зрения коллег по данной проблематике, но за последние годы нашей педагогической деятельности мы столкнулись с рядом несколько иных проблем. Этому поспособствовало, на наш взгляд, ряд факторов: изменения педагогической парадигмы средней школы, а также глобальные изменения в содержании графического образования школьников – в частности, и образования в целом – в общем. Анализируя результаты ежегодного опроса первокурсников о преподавании черчения в школе, можно заметить интересную тенденцию: если начиная с 2000 года, количество первокурсников, изучающих черчение, было малое число от общего числа обучающихся, то начиная с 2013 года, черчение в школе уже преподавалось практически у всех. Это обусловлено, главным образом, профориентацией школьников старшего звена: после 9 класса идет формирование естественно-научных, физико-математических, инженерных и прочих классов, обучение в которых направлено на подготовку будущих абитуриентов технических вузов. В этом случае курс графики ведется в старших классах, как правило – в 9 и (или)10. Тогда напрашивается естественный вопрос, почему же при таком положении дел у студентов-первокурсников возникают сложности при освоении графических дисциплин? А главная проблема заключается в том что, именно в эти годы обучения все усилия педагогов школы направлены на подготовку обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. «Натаскивание» школьников на отличное выполнение задания экзаменов дает свои негативные результаты: основные усилия направлены на штудирование выбранных предметов. Такой подход в обучении отучает абитуриентов, будущих студентов, от логического мышления, синтеза информации, делает невозможность решения задач на активацию познавательной деятельности [3]. Анализ сложившейся ситуации выявил следующие особенности современных первокурсников, обучающихся графическим дисциплинам:

1. Привычка работать по образцу. В результате не формируется навык применения полученных знаний и умений в различных учебных ситуациях. Например, тема занятия – Конструирование плоскости. В аудитории решаем задачи на построение проекций квадрата. Домашнее задание – сконструировать треугольник (равнобедренный или прямоугольный). Многие обучающиеся задачу решить не могут, объясняя причину – в аудитории треугольники не строили.

2. Отсутствие навыков анализа и синтеза учебной информации. Эта проблема является логическим продолжением п.1. Прочитав условие задачи, очень часто студенты не знают с чего начать решение. Не могут выделить в условии главные (первостепенные) данные – текст или графическое задание, опираясь на которые можно решить данную задачу.

3. Неумение учиться. Например, самостоятельно добывать необходимые знания. Отмечается низкое качество работы с конспектом, с теоретической частью курса. Также присутствует невысокая мотивация самостоятельно решить задачу. Несостоятельность в планировании своей учебной траектории часто приводит к большим задолженностям по учебным дисциплинам.

4. Отсюда следующая проблема – неумение работать с источниками. Учебники и электронные ресурсы практически не используются. Конспекты ведутся небрежно. Большинство не успевает записывать за преподавателем, наблюдается низкая скорость письма. Чертежи в конспекте выполняются небрежно, мелко, без чертежных инструментов.

5. Переизбыток визуальной информации – нет запоминания, формирования необходимого багажа знаний. Эта проблема также является актуальной. Любая информация сейчас находится в открытом доступе. На любой вопрос преподавателя можно быстро найти ответ в сети интернет. В результате моделируется ситуация «сдал и забыл». Студенты, которые сдают работы с опозданием, часто отвечают, что уже не помнят, что и как они в этой задаче строили и решали.

Подведя итог вышесказанному, хочется сказать, что помимо традиционных затруднений, вызванных неумением выполнять простейшие графические построения на чертеже, отсутствием пространственного мышления, мы столкнулись и с общим низким уровнем образовательных качеств обучающихся.

Ещё несомненно свой отпечаток накладывает тот факт, что в транспортном вузе обучаются много студентов с периферии, где изначально качество школьного образования является ниже, чем у городских сверстников. Студенты с периферии часто обучаются по целевому направлению. Это тоже значительным образом влияет на качество освоения дисциплин.

В результате перед нами была поставлена серьезная задача – оптимизировать процесс обучения таким образом, чтобы на выходе обеспечить требуемое качество компетенций, согласно имеющимся стандартам обучения. Ранее нами была разработана модель визуально-ориентированного обучения графическим дисциплинам с использованием компьютерных технологий и средств обучения, включающая в себя три блока – контролирующий, содержательный и технологический [5].

Мы стали более тщательно подходить к организации учебного практического (лабораторного) занятия, а именно применять алгоритмизацию решения типовых задач. При решении задачи мы составляем алгоритм её решения и в дальнейшем его проговариваем или записываем. При этом в работу включается не только визуальная (зрительная) память, но и слуховая (аудиальная), и моторная (кинестетическая), что тоже является несомненным плюсом для усвоения материала обучающимися [4,7]. Рассмотрим, как мы проводим обучение основным базовым темам дисциплины «Начертательная геометрия» на наших занятиях.

При решении задач на конструирование плоскости студентам предлагается вспомнить, проговорить вслух и схематично зарисовать геометрические свойства заданной фигуры. Затем сопоставить данные свойства с текстовым и графическим заданием учебной задачи.

При проработке темы «Пересечение геометрических фигур» мы записываем порядок решения задачи (алгоритм) символьным языком геометрии.

При пересечении поверхностей, решении задач методом ПЧО (проекций с числовыми отметками) вся последовательность решения задачи проговаривается вслух и записывается.

Такой подход в обучении, показывает снижение количества типичных ошибок, таких как пренебрежение опорными (характерными) точками, определение видимости элементов, взаимного расположения объектов в пространстве, обучающийся быстрее запоминает графический материал, а также есть всегда возможность быстрого доступа к своим записям в тетради, где материал требуемой темы чётко прописан, согласно алгоритму решения. Поскольку на лекциях темы изучения более глобальны, студентам приходиться ещё самостоятельно изучать выданный материал, наши алгоритмированные примеры решения типовых задач, несомненно помогают ему более в полном объеме изучить требуемый материал [6].

Структуризация учебного материала, применение алгоритмов решения задач позволяет систематизировать приобретаемые знания, сократить количество ошибок при решении, выполнять задания самостоятельно, без посторонней помощи. Опросы и беседы с обучающимися показали, что при неуверенности в своих знаниях и умениях студент часто пытается быстро решить задачу, пока «помнит», как это делать, т.е. не придерживается четкой последовательности действий, поэтому логичней всего разрабатывать и подстраивать так программу учебного курса, чтобы были учтены все требования: и требования стандартов обучения графическим дисциплинам, и реальные возможности современных обучающихся (студентов). Мы постоянно проводим мониторинг успеваемости студентов, так анализ результатов экзаменационной сессии по начертательной геометрии студентов первых курсов показал, что те студенты, которые систематически посещали часы приема заданий и использовали в своей практике при решении задач приёмы алгоритмизации, сдавали экзамен с первой попытки и на положительную оценку, что подтверждает возможность использования нашего опыта обучения для улучшения качества подготовки студентов по графическим дисциплинам.

Список литературы

1. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст] / А. Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов. – М.: Просвещение, 1979. – 256 с.
2. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. – 2014. – Т.2 – №. 3. – С. 24 – 28.
3. Жидкова Е.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов в процессе формирования навыков графической подготовки / Е.В. Жидкова, О.В. Щербакова // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – т.7. –№1. – С. 897–902.
4. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – Спб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
5. Сергеева И.А. Опыт создания и внедрение учебно-методического депозитария по начертательной геометрии и инженерной графике / И.А. Сергеева // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – №2(18). – С.93 – 102.
6. Сергеева И.А. Модель визуально-ориентированного обучения графическим дисциплинам как средство повышения эффективности учебного процесса / И.А. Сергеева// Гуманитарные исследования СГУПСА. – 2010. – №5. – С.120 – 125.
7. Щербакова О.В. Опыт использования современных образовательных технологий при изучении графических дисциплин в обучении студентов технических специальностей / О.В. Щербакова //Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: Сб. трудов Международной научно-практической конференции. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Брестский государственный технический университет, 2018. – С. 369 – 373.
8. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. [Текст] / И.С. Якиманская – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(21 марта 2019 г. 0:01)

Здравствйте Ирина Александровна и Ольга Валерьевна, после прочтения Вашего доклада у меня появилось несколько вопросов:

1. Вы пишите об оптимизации учебного процесса с помощью алгоритмизации решения поставленных задач,а разве 20-30 лет назад алгоритм не был основной частью рещения задач по НГ ?

2. Решение позиционных задач с участием двух и более поверхностей сейчас повсеместно переносится на лабораторные прктикумы, позволяющими визуализировать и анализировать данную задачу, а как это происходит у Вас?

С уважением Шахова А.Б.

Фото
Сергеева Ирина Александровна
(21 марта 2019 г. 9:02)

Здравствуйте,  Алевтина Бруновна!

Спасибо за внимание к нашей работе! Конечно, алгоритмизация в решении задач не является новшеством. Мы попытались в своей работе сделать алгоритм обязательным условием приема решенной задачи. Очень часто студенты, которые более успешны в освоении данной дисциплины, пренебрегают строгим порядком решения задачи. В результате  на контрольных, экзаменах или олимпиаде такие студенты допускают досадные ошибки. Слабым студентам работа по алгоритму с проговариванием последовательности действий помогает решить задачу хотя бы без грубых ошибок. При этом накапливается опыт решения таких задач, что в дальнейшем способствует более успешному освоению графических дисциплин.

В своей работе мы активно используем электронные модели и плакаты, виртуальные тренажеры - по мере возможности. Некоторые специальности изучают начертательную геометрию в обычных аудиториях, не оборудованных средствами мультимедиа.

С уважением, Сергеева И.А. и Щербакова О.В.



Назад Go Back