Назад Go Back

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ С БАЗОВЫМ НЕПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

English version
Презентация
Фото Арбузова Людмила Владимировна (Новосибирский государственный технический университет)


Аннотация

В статье определяются компоненты профессионально-преподавательской компетенции и обосновывается необходимость психолого-педагогической подготовки преподавателей инженерной графики с базовым непедагогическим образованием, разработана компетентностная модель преподавателя и намечены пути ее формирования.



Ключевые слова: профессионально-преподавательская компетенция, психолого-педагогическая подготовка

Одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и устойчивое развитие экономики, и преодоление ее проблем зависят от состояния образования и образованности общества. Система высшего профессионального образования должна обеспечить формирование такой личности, которая владеет навыками самообразования, способна к самостоятельному поиску и обработке информации. Увеличение значимости образовательного потенциала общества в государственном и мировом масштабах приводит к возрастанию роли и ответственности преподавательского состава ВУЗов, как проводников в жизнь новых знаний, способов деятельности и мышления. Так как преподаватель инженерной графики не просто как транслятор информации, а как организатор среды обучения и координатор разнообразных видов учебной деятельности, он обязан быть специалистом по дидактике, то есть уметь определять содержание обучения, отбирать темы, которым следует уделить особое внимание, выбрать методы обучения, адекватные образовательным задачам.

Необходимым условием подготовленности к преподавательской деятельности являются одновременно и глубина специальной профессиональной подготовки и специфичные педагогические знания, умения и навыки, обеспечивающие организацию учебной деятельности. Концептуальные основы профессионально-педагогической компетентности преподавателя раскрыты в работах С.И. Архангельского, О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.Д. Никандорова, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Э.М. Никитина, В.Я. Синенко, М.И. Лукьяновой. Как известно, компетенции как готовность к определенному виду деятельности, классифицируются следующим образом:

Поскольку психологической основой процесса обучения является межличностное общение, значение сформированности коммуникативных навыков преподавателя трудно переоценить. Можно привести массу примеров, когда профессионал высокого класса не может сформулировать алгоритмы профессиональной деятельности, объяснить закономерности изучаемого предмета, показать связь изучаемого материала со смежными областями. «Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие комплексных способностей. Имеются в виду умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а также наблюдательность и переключаемость внимания, социальная перцепция, то есть понимание психологического состояния ученика по внешним признакам, умение «подавать» себя в общении с учащимися, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога» [3, с.79].

Профессионально-преподавательская компетенция – это совокупность межпрофессиональных теоретических знаний, практических умений, интегрирующая профессиональные, педагогические и психолого-коммуникативные компоненты, личного опыта деятельности, обеспечивающая выполнение преподавательских функций (см. рис.1). Таким образом, для формирования профессионально-преподавательской компетентности, как синтезированной комплексной системы, необходимо повышать квалификацию в каждом из указанных на рис.1 направлений.

Принимая во внимание должностные требования к квалификации, детализируя каждую компоненту компетенции и опираясь на литературные источники [3], [4], можно разработать компетентностную модель преподавателя инженерной графики в психолого-педагогической области. Преподаватель инженерной графики должен иметь представление:

знать:

уметь: 

владеть: 

Перечисленные компетенции не исчерпывает всех знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной преподавательской деятельности, более того, можно считать их минимумом, без которого невозможна самостоятельная работа в сфере профессионального обучения в качестве преподавателя инженерной графики в ВУЗе. Ответственными за формирование профессионально-преподавательской компетентности являются как система повышения квалификации, так и самообразование преподавателя (см. рис. 2), причем структурам повышения квалификации отводится роль тьютора, обеспечивающего систематизацию разрозненных знаний и умений, сформированных в процессе самообразования.

Презентация к докладу

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1994. 480 с.
  2. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/  В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов – 4-е издание – М.: Школьная Пресса, 2004 – 512с. - ISBN 5-9219-0384-1 .
  3. Восковская А. С., Карпова Т. А. Педагогическая компетентность преподавателя вуза // Известия Московского государственного технического университета МАМИ, - 2013 г. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru
  4. .Подласый, И.П. «Педагогика, Новый курс», Учебник для ВУЗов; в 2-х книгах / И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. - ISBN 5-691-00174-4 , ISBN 5-691-00174-2(I)

 

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1 Структура профессионально-преподавательской компетенции


Рис. 2
Рис. 2 Система формирования профессионально-преподавательской компетенции преподавателя инженерной графики


Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(26 марта 2019 г. 17:30)

Здравствуйте, уважаемая Людмила Владимировна. А что Вы скажаете по поводу профессиональной деформации личности преподавателя?

  С уважением, Тихонов-Бугров.



Назад Go Back