Уханёва Вера Андреевна | (МБОУ "Гатчинская СОШ № 9") |
В настоящий момент преподавание курса Черчение в школе не входит в рамки Государственного плана, тем не менее, поступая в Высшие и средние технические образовательные учреждения, будущие специалисты сразу сталкиваются с проблемой своей необразованности в области графических дисциплин. В нашей школе разработана целостная система обучения школьников 7-9 классов по инженерной графике. В некоторых университетах даже создаются специальные группы для поступающих абитуриентов (или поступивших) для обучения черчению на краткосрочном курсе. Конечно, это необходимо, так как важно не только научить понимать и чертить чертежи, но самой главной проблемой является, на наш взгляд– чтение чертежа
Многолетний опыт работы в школе с углублённым изучением физики, математики и необходимость принимать участие в конкурсах проектов по научно-технической тематике, политехнической олимпиаде, в состязаниях по профессиональным компетенциям в формате JuniorSkills, привели нас к убеждению, что в разработке целостной системы работы со школьниками необходимым фундаментом должны явиться навыки, умения и знания по курсу, который в нашей школе мы назвали «Инженерное проектирование». Основой курса является инженерная графика – международный язык техники и технологий, символы которого выстраиваются в логически обоснованную, подчиняющуюся строгим правилам систему. В программе предусмотрено знакомство с инженерными качествами объектов, инженерной инфраструктурой, вопросами исторического развития конструкций и современными технологиями, а в результате каждого года программного обучения предусмотрена творческая работа, которая постепенно подводит к умению выполнять творческие проекты.
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [1], Концепции технологического развития и воспитания личности гражданина России [2].
Цель. Профессиональная ориентация обучающихся в инженерной деятельности и подготовка к выбору инженерной специальности.
Задачи. Изучение основ инженерной графики; конструирования и технологических приёмов создания конструкций и объектов техники; формирование графической и технической культуры учащихся и опыта создания проектов по инженерной тематике.
Направленность программы: технологическая, развивающая пространственное воображение и кругозор; обучающая приёмам технического рисования, черчения, конструирования и проектирования объектов.
Актуальность: программа даёт школьникам практические представления об инженерном труде и современной системе создания инженерных объектов.
В основе: системно-деятельностный подход, изучение объектов техники в форме активных действий, реализуется в форме создания проектов.
Обучение осуществляется по 1 уроку в неделю, занятие проводится со всеми учащимися класса, на каждом уроке предусмотрено: теоретическая часть – объяснение нового материала, и практическое черчение
Учебный план
Класс
|
Тема года
|
Тема 1 четверти
(9 уроков)
|
Тема 2 четверти (7 уроков)
|
Тема 3 четверти (11 уроков)
|
Тема 4 четверти
(8 уроков)
|
Выпускная работа |
7
|
Инженерная геометрия
|
Государственные стандарты на оформление чертежа и геометрические построения
|
Анализ формы предметов, техническое рисование и правила проецирования
|
Чертежи предметов, вычерчивание чертежей деталей различной сложности. Нанесение размеров.
|
Чтение чертежей и аксонометрические проекции геометрических тел, предметов и деталей
|
Вообразить форму предмета, выполнить технический рисунок и изометрическую проекцию. |
8
|
Инженерные объекты и чертежи
|
Понятие об инженерных объектах и чертежах. Инженерная геометрия построения
|
Чертежи и аксонометрические проекции. Вырез в аксонометрии
|
Чтение чертежей объектов и их вычерчивание
|
Проектирование объектов, создание презентации в PowerPoint
|
Создание проекта по функциональным качествам объекта |
9
|
Разрезы,сечения. Сборочные чертежи
|
Разрезы, сечения на чертеже, аксонометрические проекции
|
Соединения деталей, сборочные чертежи стандартных узлов
|
Сборочные чертежи объектов, деталировка.Рабочие чертежи
|
Формирование задания на проектирование объектов
|
Создание творческого проекта |
Параллельно ведётся преподавание курса «Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС-3D LT» [3]. В своих проектах учащиеся выполняют моделирование инженерных объектов в КОМПАС-3D и участвуют в конкурсах "Инженерный дизайн" и "Прототипирование по компетенциям JuniorSkills".
2. http://www.labrate.ru/20151229/20151215_strategija-ntr-concept-ras.pdf
3. Уханёва В. А. «Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС-3D LT» издательство Первый класс, СПб, 2013год; Программа http://edu.ascon.ru/main/library/methods/?cat=38
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (26 марта 2019 г. 14:25) |
Здравствуйте, уважаемые авторы! Давно знаком с Вашим подвижническим трудом, общаюсь с Вашими учениками на олимпиадах и конференциях. Успехов Вам. Вера Андреевна, очень жаль, что не развёрнуто содержание обучения по КГ. У Вас есть что сказать и показать иллюстративно. Думаю, организаторы позволят Вам сделать такое дополнение. В этом случае Ваша доклад может попасть в сборник. С уважением, Тихонов-Бугров. |