Назад Go Back

ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Проект учебного плана для учащихся 7-9 класса

Уханёва Вера Андреевна (МБОУ "Гатчинская СОШ № 9")

Соавтор(ы): Глыбина Елена Николаевна, директор школы Ковалёва Нина Сергеевна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Гатчинская СОШ № 9», г. Гатчина, Ленинградской области

Аннотация

В настоящий момент преподавание курса Черчение в школе не входит в рамки Государственного плана, тем не менее, поступая в Высшие и средние технические образовательные учреждения, будущие специалисты сразу сталкиваются с проблемой своей необразованности в области графических дисциплин. В нашей школе разработана целостная система обучения школьников 7-9 классов по инженерной графике. В некоторых университетах даже создаются специальные группы для поступающих абитуриентов (или поступивших) для обучения черчению на краткосрочном курсе. Конечно, это необходимо, так как важно не только научить понимать и чертить чертежи, но самой главной проблемой является, на наш взгляд– чтение чертежа



Ключевые слова: черчение в школе, проекты по научно-технической тематике, творческая работа, техническое рисование, конструирование и проектирование объектов

Многолетний опыт работы в школе с углублённым изучением физики, математики и необходимость принимать участие в конкурсах проектов по научно-технической тематике, политехнической олимпиаде, в состязаниях по профессиональным компетенциям в формате JuniorSkills, привели нас к убеждению, что в разработке целостной системы работы со школьниками необходимым фундаментом должны явиться навыки, умения и знания по курсу, который в нашей школе мы назвали «Инженерное проектирование». Основой курса является инженерная графика – международный язык техники и технологий, символы которого выстраиваются в логически обоснованную, подчиняющуюся строгим правилам систему. В программе предусмотрено знакомство с инженерными качествами объектов, инженерной инфраструктурой, вопросами исторического развития конструкций и современными технологиями, а в результате каждого года программного обучения предусмотрена творческая работа, которая постепенно подводит к умению выполнять творческие проекты.

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [1], Концепции технологического развития и воспитания личности гражданина России [2].

Цель. Профессиональная ориентация обучающихся в инженерной деятельности и подготовка к выбору инженерной специальности.

 Задачи. Изучение основ инженерной графики; конструирования и технологических приёмов создания конструкций и объектов техники; формирование графической и технической культуры учащихся и опыта создания проектов по инженерной тематике.

Направленность программы: технологическая, развивающая пространственное воображение и кругозор; обучающая приёмам технического рисования, черчения, конструирования и проектирования объектов.

Актуальность: программа даёт школьникам практические представления об инженерном труде и современной системе создания инженерных объектов.

В основе: системно-деятельностный подход, изучение объектов техники в форме активных действий, реализуется в форме создания проектов.

Обучение осуществляется по 1 уроку в неделю, занятие проводится со всеми учащимися класса, на каждом уроке предусмотрено: теоретическая часть – объяснение нового материала, и практическое черчение

Учебный план

Класс
Тема года
Тема 1 четверти
 (9 уроков)
Тема 2 четверти (7 уроков)
Тема 3 четверти (11 уроков)
Тема 4 четверти
(8 уроков)

Выпускная работа

7
Инженерная геометрия
Государственные стандарты на оформление чертежа и геометрические построения
Анализ формы предметов, техническое рисование и правила проецирования
Чертежи  предметов, вычерчивание чертежей деталей различной сложности. Нанесение  размеров.  
Чтение чертежей и аксонометрические проекции геометрических тел, предметов и деталей

Вообразить форму предмета, выполнить технический рисунок и изометрическую проекцию.

8
Инженерные объекты и чертежи
Понятие об инженерных объектах и чертежах. Инженерная геометрия построения
Чертежи и аксонометрические проекции. Вырез в аксонометрии
Чтение чертежей объектов и их вычерчивание
Проектирование  объектов, создание презентации в PowerPoint

Создание проекта по функциональным качествам объекта

9
Разрезы,сечения. Сборочные чертежи
Разрезы, сечения на чертеже, аксонометрические проекции
Соединения деталей, сборочные чертежи стандартных узлов
Сборочные чертежи объектов, деталировка.Рабочие чертежи
Формирование  задания на проектирование объектов

Создание творческого проекта

 

Параллельно ведётся преподавание курса «Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС-3D LT» [3]. В своих проектах учащиеся выполняют моделирование инженерных объектов в КОМПАС-3D и участвуют в конкурсах "Инженерный дизайн" и "Прототипирование по компетенциям JuniorSkills".

 

Список литературы

1. https://fgos.ru/  

2. http://www.labrate.ru/20151229/20151215_strategija-ntr-concept-ras.pdf

3. Уханёва В. А. «Черчение и моделирование на компьютере, КОМПАС-3D LT» издательство Первый класс, СПб, 2013год; Программа   http://edu.ascon.ru/main/library/methods/?cat=38

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(26 марта 2019 г. 14:25)

Здравствуйте, уважаемые авторы! Давно знаком с Вашим подвижническим трудом, общаюсь с Вашими учениками на олимпиадах и конференциях. Успехов Вам. Вера Андреевна, очень жаль, что не развёрнуто содержание обучения по КГ. У Вас есть что сказать и показать иллюстративно. Думаю, организаторы позволят Вам сделать такое дополнение. В этом случае Ваша доклад может попасть в сборник.

  С уважением, Тихонов-Бугров.



Назад Go Back