Назад Go Back

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГЕОМЕТРИИ И ГРАФИКЕ: ОБЗОР ДОКЛАДОВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ICGG 2014

English version
Фото Волков Владимир Яковлевич (Сибирская автомобильно-дорожная академия )
Фото Кайгородцева Наталья Викторовна (Омский государственный технический университет)
Фото Панчук Константин Леонидович (Омский государственный технический университет)


Аннотация

Реформирование высшего образования и науки, происходящие в настоящее время в России, обусловлены необходимостью включения ее в мировой интеграционный процесс. На пути реформирования возникает множество проблем и задач, для успешного решения которых необходимо опираться как на собственные отечественные, так и на зарубежные опыт и достижения. Поэтому очень полезно в период собственного реформирования провести анализ, оценить опыт и современное состояние образования и науки других стран. В свете сказанного, авторами на основе материалов докладов 16-ой Международной конференции по геометрии и графике (ICGG 2014), участниками которой они были, сделан обзорный анализ современного состояния геометрии и графики за рубежом. Простой взгляд на результаты анализа позволяет сделать вывод о том, что и в настоящее время начертательная геометрия востребована, как учебная дисциплина и как прикладная наука, а современные графические САПР – это инструментарий для реализации ее проекционных методов.



Ключевые слова: начертательная геометрия, геометро-графическая подготовка, модульные конструкции, геометрия оригами, САПР

Довольно полное представление о современном состоянии и направлении развития научных исследований в области геометрии и графики на мировом уровне можно получить, выполнив анализ научных докладов и результатов  деловых дискуссий на 16-ой Международной конференции по геометрии и графике (ICGG 2014). Данная конференция была проведена  под эгидой Международного общества по геометрии и графике (ISGG) и является в своем роде единственным мероприятием высокого уровня, объединившим  специалистов из различных стран.

Первая конференция была проведена в Канаде (г. Ванкувер) в 1978 году. Ее основателем был почетный профессор Принстонского университета Стив М. Слаби. Принимающей стороной стало подразделение графики инженерного проектирования Американского общества инженерного образования. Эта конференция носила название «Международная конференция по начертательной геометрии». Следующую, вторую, конференцию было решено провести в Китае (г. Пекин) и с тех пор обязательным условием при выборе места проведения очередной конференции принято следующее: каждая последующая конференция должна пройти на другом континенте, в отличие от ей предшествующей. Вторая конференция была проведена через 6 лет (1984 год) и ее название расширилось, она стала называться: «Международная конференция по инженерной компьютерной графике и начертательной геометрии (ICECGDG)».

Третья конференция ICECGDG состоялась в Австрии (г. Вена) в 1988 году. Эта конференция ознаменовалась тем, что профессор Кендзиро Сузуки предложил создать постоянно действующий комитет, задачей которого была организация платформы для обмена информацией. Данное предложение было поддержано и в комитет вошли профессор Стив М. Слаби (США), профессор Кендзиро Сузуки (Япония) и профессор Гельмут Штахель (Австрия).

Через два года, в 1990 году, в рамках четвертой конференции, проведенной в Соединенных штатах Америки (г. Майами), был утвержден первый проект нового Международного общества, которое было предложено назвать «Международное общество по геометрии и графике» (ISGG).  Руководящий комитет подготовил проект устава, цели, правила и т.д. С этого момента было решено проводить данную конференцию каждые два года.

В 1992 году в Австралии (г. Мельбурн) прошла 5-ая ICECGDG, на которой был утвержден устав Международного общества по геометрии и графике и официально учреждено само общество «ISGG» в целях содействия международному сотрудничеству и для стимулирования научных исследований, в том числе в области методики обучения геометрии и графике.

Шестая Международная конференция по геометрии и графике состоялась в Японии (г. Токио) в 1994 году; седьмая – в 1996 году в Польше (г. Краков).

Восьмая по счету Международная конференция по инженерной компьютерной графике и начертательной геометрии (ICECGDG), прошедшая в 1998 году в США (г. Техас), знаменита тем, что на ней Международное общество по геометрии и графике (ISGG) было официально признано в качестве организатора конференции. Кроме того, на этой конференции был проведен форум «Систематика геометрии и графики», на котором обсуждалось смысловое содержание и приоритетные научные направления. Результатом этого форума стало изменение названия ICECGDG на ICGG (Международная конференция по геометрии и графике) с последовательным присвоением каждой конференции регистрационного номера.

Начиная с 2000 года, Международная конференция по геометрии и графике была организована и проведена в следующих странах:

16-ая Международная конференция по геометрии и графике (ICGG 2014) состоялась в Австрии (г. Инсбрук). На данной конференции, как и на всех предыдущих, участники имели возможность представить к обсуждению свои академические и промышленные исследования, выполненные на основе теоретической и прикладной геометрии и графики, а также научные работы в смежных областях.

На данной, 16-ой конференции работало 4 секции, в которых были рассмотрены научные труды по следующим направлениям:

Теоретические вопросы геометрии и графики:

Прикладные вопросы геометрии и графики:

Инженерная компьютерная графика:

Вопросы геометро-графического образования:

География участников ярко демонстрирует широту популярности данной конференции. При этом некоторые страны представлены целыми делегациями. Так, в конференции ICGG 2014 участвовали: Япония (33 докладчика), Австрия (28 докладчиков), Германия (20 докладчиков), Италия (18 докладчиков), Китай и Хорватия (по 12 докладчиков), Россия (8 докладчиков), Польша (8 докладчиков), Сербия и США (по 5 докладчиков), Украина (5 докладчиков). Это статистика только представленных докладов, но некоторые исследования были выполнены в соавторстве. Соавторы на конференции были зарегистрированы в качестве сопровождающих лиц и в данной статистике учтены не были.

Помимо перечисленных стран на конференцию представить свои научные труды приехали по одному-два ученых из Австралии, Аргентины, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Египта, Израиля, Испании, Канады, Колумбии, Латвии, Литвы, Мальты, Мексики, Нидерландов, Португалии, Сингапура, Словакии, Словении, Таиланда, Франции, Чешской республики, Швеции, Южной Кореи.

Конференция данного уровня позволяется ученым познакомиться с работами коллег из других стран, тем самым скорректировать свои собственные исследования и выработать общие направления деятельности, формирующиеся под влиянием современных мировых тенденций развития науки, техники и технологий.

Статьи и доклады, представленные на последней конференции (ICGG 2014) показывают, что начертательная геометрия, как наука, активно развивается и имеет широкое применение в прикладных вопросах производства и промышленности [1].

Так, теоретическими вопросами начертательной геометрии занимаются ученые многих стран, например, Сингапура, Австралии, Италии, России, Венгрии, Германии, Китая и других. В Австрии, Аргентине, Египте, Словакии, Хорватии выполняются научные разработки в области неевклидовой геометрии; изучением многомерных пространств занимаются в Австрии и России.

Вопросы применения геометрии в науке, технике, искусстве и архитектуре волнуют ученых из Италии, Польши, Сербии, Испании, Косово, США, Украины и других стран. При этом японцев и поляков весьма привлекают проблемы благоустройства территории для удобства проживания человека и эргономика архитектурного пространства.

Учеными из Италии, Австрии, Канады, России, Украины, Австралии и др. изучены и представлены возможности использования теоретических положений начертательной геометрии и современного инструментария САПР в образовании поверхностей, применительно к прикладным вопросам науки и техники. При этом применением геометрии в картографии, в навигации с возможностью применения CAD-систем увлечены ученые их Китая, Японии, Хорватии, Швейцарии, Португалии. Исследованием форм геометрических поверхностей, для качественного и количественного отражения лучей в производстве светоотражающих, энергосберегающих элементов, в ювелирном деле и др. занимаются ученые России и Израиля. Применением многогранных геометрических поверхностей для создания агрегатных модульных конструкций свободной формы занимаются ученые из Франции, Австрии, США, Германии, Австрии, Аргентины, России (рис. 1, 2). При этом в данном вопросе больше всего увлекает проблема скорости и легкости сбора/разбора подобных конструкций, а также их мобильность. Также на конференции были представлены доклады о мобильности и геометрии движения различных роботов (Литва, Мехико).

Рис 1

Рис. 1. Рисунки из статьи «Агрегатные конструкции свободной формы из многогранных модулей» Пьера Кателлик (Франция), Урсулы Фрик, Томаса Грабнера, Руперта Малежек (Австрия)

Рис. 2. Фотографии из статьи «Образцы из трижды периодической Полигебры» Дугласа Данхема (США)

Весьма широкую популярность на конференции занимали проблемы оригами (рис. 3), построения разверток и применения метода триангуляции для складывания (сворачивания) плоского листа в различные объемные формы. Этим увлечены и имеют серьезные разработки, активно используемые в производстве, ученые из Японии, Сербии, Германии, Австрии, Хорватии, Аргентины, США.  

Во многих странах (Германия, Украина, Хорватия, Китай, США, Канада, Венгрия, Россия, Нидерланды) ведутся исследования на основе согласования  и взаимного дополнения методов и алгоритмов аналитической и начертательной геометрий, что развивает и обогащает геометро-графические науки и дисциплины в современных условиях информационно-цифрового времени. При этом в качестве инструментария, реализующего знания, неотъемлемо рассматривается и предлагается применение той, либо иной САПР.

Рис. 3. Фотографии из статьи «Геометрическая конструкция жесткой оригами и изогнутой оригами» Томохиро Тачи (Япония)

Результаты геометрического и твердотельного моделирования объектов, явлений и процессов представлены в работах ученых из Японии, Хорватии, Испании, Германии, России, Австрии, Аргентины, США, Китая. Проблемы воссоздания реалистичных 3D-моделей по фото, рисунку или 3D-сканированному изображению интересуют ученых из Японии, Италии, Польши, США, Таиланда, Китая, Германии. Развитием, разработкой и применением программного обеспечения в решении инженерно-геометрических задач, в геометрическом дизайне, мульти- и  медиаиндустрии занимаются ученые-геометры из Японии и Италии. Кроме того, японцы и итальянцы занимаются историко-философскими исследованиями в области геометрии и графики, в том числе истории развития и становления чертежа, как языка техники.

На конференции было представлено множество докладов по методике обучения геометро-графическим дисциплинам в школе и в вузе. Свои последние инновации в методике обучения представили ученые из Китая, Польши и других стран. О своих предложениях по применению мультимедийных образовательных ресурсов в обучении геометро-графическим дисциплинам в целях развития у обучающихся пространственного мышления, творческих способностей,  геометро-графической грамотности и т.п., как залога качественного инженерного образования, сообщили докладчики из Боснии и Герцеговины, Словении, Японии, Германии, Китая, Латвии, России, Швеции. При этом во многих странах (Хорватия, Италия, Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия, Бразилия, Мальта, Литва, Россия, Колумбия, Япония, Египет) занимаются вопросами активного развития электронного образования, так называемого «e-learning».

Обобщая представленные на ICGG 2014 доклады, можно выделить пять наиболее активно развивающихся направлений геометро-графических исследований:

В схеме на рис. 4 приведено распределение докладов на 16-ой Международной конференции по геометрии и графике ICGG 2014.

Рис. 4. Схема распределения докладов 16-ой ICGG 2014 по направлениям научных исследований

В качестве примера на рисунке 5 приведена структура геометро-графического образовании Китая, представленная китайскими учеными в статье «Исследования по графам, графике и графическим наукам» на 16-ой Международной конференции по геометрии и графике.

Рис.5

Рис. 5. Структура геометро-графического образования в Китае

Подводя итоги сделанному обзору научных исследований ученых-геометров разных стран мира, доклады по которым были представлены на конференции по геометрии и графике в 2014 году, можно сделать следующие выводы:

Начертательная геометрия занимает достойное равноправное место среди других геометрических наук. Ее методы активно применяются и развиваются в теоретических исследованиях и в решении разнообразных прикладных задач.

Методы начертательной геометрии и ее конструктивные алгоритмы применяются в «содружестве» с методами аналитической и вычислительной геометрий как в научных исследованиях, так и в учебном процессе при получении современного геометро-графического образования.

Современные графические САПР рассматриваются как современный инструментарий в реализации и получении геометро-графических знаний.

Список литературы

1. Scientific Proceedings of the 16th International Conference on Geometry and Graphics (ICGG 2014), (Innsbruck, Austria, 4–8 August 2014) / Hans-Peter Schröcker, Manfred Husty (eds.). – Innsbruck, Austria: Innsbruck University press, 2014. – P. 1371.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Волков Владимир Яковлевич
(16 февраля 2015 г. 21:04)

В дополнение к представленному докладу хотелось бы сделать некоторый экскурс в период организации Международной ассоциации по геометрии и графике (1988-1990 г.г.) и рассказать о личном вкладе профессора, доктора Гельмута Штахеля из института Геометрии технического университета Австрии (г. Вена).

На первой конференции по геометрии и графике в Канаде (г. Ванкувер) Гельмут Штахель обещал, что до конференции в Вене в 1988 г. он постарается, как можно с большим числом геометров всего мира связать и подготовить организационные документы для создания Международной ассоциации с руководством и уставом. Но осуществить эту работу профессор Штахель смог лишь только к 1990 году к конференции в Майами (США). За период 1988 по 1990 год он разослал по всему миру письма с просьбой высказать свои предложения по организации данной Международной ассоциации. Такое письмо с вопросами получили и мы в Омске. Некоторые из поставленных вопросов приведем из письма:

1)        Какие должны быть цели у ассоциации;

2)        Какое должно быть название ассоциации;

3)        Как она должна быть организована и как финансово поддержана;

и т.д.

Мы откликнулись на эту просьбу и высказали свои предложения. В Майями в 1990 году им были представлены и обсуждены все предложения ученых разных стран.

Первым президентом ассоциации был избран профессор Принстонского университета Стив М. Слаби (США). В организационный комитет вошли два профессора из Японии: Кендзиро Сузуки и Сабуро Нагано, профессор из Австрии Гельмут Штахель, профессор из Германии Гюнтер Вейс, профессор из Португалии Гарольд Санто, профессор из Израиля Иуда Харит и другие.

Уважаемые коллеги! Может быть, следует обсудить создание Всероссийской ассоциации по геометрии и графике с обязательным наличием некоторой финансовой составляющей? Это позволит в будущем провести подобную Международную конференцию в России, при условии, если мы будет перечислять некоторую сумму в Международную ассоциацию.

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(16 февраля 2015 г. 22:46)

Уважаемые Владимир Яковлевич, Наталья Викторовна и Константин Леонидович,

Спасибо за интересный обзор. У меня есть просьба рассказать нам более конкретно о направлении " Вопросы вузовского и довузовского геометрического образования, в том числе начертательно-геометрического: учебно-методические проблемы, применение графических САПР, как обучающего инструментария.”, точнее о вузовского образования- рассматриваемые проблемы; студенческие специальностей, о которым слова; как соотносится материал с САПР и т.п.

Пожалуйста, извините мой русский

С уважением

М.Лепаров

Фото
Латышев Сергей Сергеевич
(17 февраля 2015 г. 1:35)

Уважаемые, Владимир Яковлевич, Наталья Викторовна и Константин Леонидович!
Спасибо большое за то, что нашли время и средства посетить такое мероприятие и осветить его для нас.
Если позволите, есть 2-а вопроса:
1. Есть ли возможность нам познакомится с докладами представленными на конференции ICGG 2014, в частности по направлению обозначеном М.Н. Лепаровым?
2. Какие геометро-графические дисциплины в настоящее время преподаются в высших учебных заведениях других стран, есть ли опыт обучения в других страннах существенно отличающийся от сформированного в РФ? (подскажите: может быть есть работы освщающие эти вопросы)
           С уважением С. Латышев  

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(17 февраля 2015 г. 14:37)

Уважаемые коллеги, Михаил Николаевич и Сергей Сергеевич!

Спасибо за Ваш интерес к нашему докладу.

Отвечая на Ваши вопросы, мы можем в кратце сказать, что за рубежом CAD-системы используются в учебном процессе ни как панацея от всех проблем (недостатка времени, недостаточной школьной подготовки и т.д.), а именно как инструментарий для решения инженерных, прикладных и др. задач.

Что касается геометро-гарфических дисциплин, то в иностранных вузах изучается начертательная геометрия (в основном в традиционном содержании), а также правила создания и оформления проектно-конструкторской документации, т.е. инженерная графика и конечно же при активном применении CAD-систем.

Относительно учебно-методических разработок, то тут тоже, примерно, как и в России, активно создаются и применяются электронные образовательные ресурсы, так называемые ЭОР, которые развивают простарнственное мышление и облегчают понимание учебного материала.

Уважаемые коллеги, мы готовы предоставить Вашему вниманию материалы конференции ICGG2014 для более подробного закомства с интересующими Вас проблемами и их решениями инностранными коллегами. Мы выслали Ирине Дмитриевне данные файлы с просьбой выслать Вам их на e-mail в виде рассылки, либо выложить на сайте конференции, если это будет возможно из-за большого объема (более 1300 страниц) файла.

С уважением, Кайгородцева Н.В.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(17 февраля 2015 г. 21:21)

Уважаемые Владимир Яковлевич, Константин Леонидович, Наталья Викторовна, спасибо за инересный обзор и материалы конференции. На прошлой Пермской конференции развернулась дискуссия вокруг статьи господина Гельмута Штахеля о значении начертательной геометрии. Хотелось бы больше узнать об этом интересном человеке. Не могли бы вы поместить в рубрике "Портреты" материал о нём?

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(17 февраля 2015 г. 23:05)

Уважаемая Наталья Викторовна! У нас вся страна сейчас ЭОР разрабатывает. Очень хотелось бы для этого единое информационное обучающее пространство педагогической продукции, реализуемой на базе ИКТ, создать (ЕИОП), на предмет сертификации как в контексте  оценки педагогико-эргономического качества ( так академик Ирэна Роберт требует), так и в контексте сравнения наших содержательных и технологических инноваций. Можно выбрать лучшее на таком международном вече, как КГП, и предложить для студентов лучшие варианты. А пространственное мышление можно  развивать в процессе  многовариантного 3D-моделирования с акцентом на анализ и синтез геометрической формы, попутно развивая интеллектуальные и творческие способности обучаемых (см. статью «<Базовая инженерная геометро-графическая подготовка на основе 3d-моделирования» на прошлой конференции). Задания для этого  отбирали бы из созданной нами всеми единой базы данных на основе принципа профессиональной направленности в конкретной области деятельности. Нам  импонирует, что китайцы учат (рис.5),  начиная с прикладной графики. Думается, что это естественнее: теоретическое осмысление в нашей прикладной области приходит в результате опыта деятельности в ней. С уважением,  Л.А. Шацилло и Е.В.Усанова

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(17 февраля 2015 г. 23:13)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

Ваш интерес к Гельмуту (Хельмуту) Штахелю вполне справеднив. Это действительно уникальный человек, много сделавший и деляющий для развития геометрии (в том числе начертательной); для объединения людей всего мира, связавших свою жизнь с геометрией и графикой, и еще много-много другого интересного и полезного.  Его заслуги отмечаны и о нем (его биографии, интересах, заслугах, трудах, ...) можно прочитать в свободной энциклопедии Wikipedia, при чем даже на русском языке: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%A5%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%83%D1%82

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(17 февраля 2015 г. 23:45)

Уважаемые коллеги, Людмила Анатольевна и Елена Владимировна!

Вполне с Вами согласна. Действительно, в настоящее время очень многие занимаются разработкой электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и чаще всего каждый делает так, как может, как умеет, из того и на том, чем умеет. Каждый делает так, как ему кажется лучше, понятней и т.д. И предлагаемое Вами создание единого информационного обучающего пространства  (ЕИОП) педагогической продукции было бы весьма полезно. Тем более, что в большинстве своем кафедры геометро-графических дисциплин в своем профессорско-преподавательском составе в основном состоят из коллег с базовым техническим образованием. Это конечно хорошо, но ведь весьма важно, чтобы учебный материал был сгруппирован и представлен методически и педагогически корректно.

Понятно, что каждый лектор представляет учебную информацию по своему усмотрению, и вот тут ЕИОП было бы большой поддержкой и опорой для преподавателя, особенно для молодых преподавателей. Не знаю как в вашем вузе, а в нашем первой строкой в области политики качества прописано, что надо обновлять (дословно: "омолаживать") преподавательский состав.

Что касается зарубежных коллег, вернее их направлений деятельности по созданию ЭОР и других учебно-методических материалов, то могу сказать, что когда на ICGG2014 я была ведущей на педагогической секции, то в докладах (Бразилия, Италия, Венгрия и Австрия) были отражены примерно те же проблемы, что и у нас в России. 

Спасибо за интерес к нашему докладу!

С уважением, Н.В. Кайгородцева.

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(18 февраля 2015 г. 13:10)

Добрый день, коллеги! Это общемировые проблемы. Просто перечисленные Вами страны стоят в образовательном процессе на нашем же уровне. В Бразилии ,например, работают 25 лет уже преподаватели математики из нашего института. В продвинутых странах, имею ввиду США, видеопродукцию для учебного процесса делают спец. фирмы, для представления научной информации -другие. Т.е. процесс технологизирован, давно поставлен на поток. Американцы к нам приезжали с целью вербовки талантливых студентов,  кафедры отнеслись прохладно, а вот студенты-умницы, сразу вошли в тему, как заграницей, со своими планшетами сидели, суть дела сразу поняли и тут же свое мастерство показывали. Если бы мы могли разработать и заполнить ЕОИП, Базу заданий - никакое импортозамащение нас бы не ставило в тупик, справимся сами и быстро.  А Инсбрук и доклады еще осенью просмотрели.Мы как раз на стадии проблем организации ГГП.

С искренним уважением, Л.А.

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(18 февраля 2015 г. 15:18)

Здравствуйте, уважаемая Наталья Викторовна!

 

Спасибо за ответ. О втором выводе „Методы начертательной геометрии и ее конструктивные алгоритмы применяются в «содружестве» с методами аналитической и вычислительной геометрий как в научных исследованиях, так и в учебном процессе при получении современного геометро-графического образования.“: мое мнение, что правильнее сказать, „…так и в учебном процессе в некоторых ВУЗ-ов при получении современного геометро-графического образования.“, так как тоже верно, что в других ВУЗ-ов, в т.ч. всемирно известных ето не так. 

С уважением

млепаров

Фото
Горнов Александр Олегович
(18 февраля 2015 г. 20:28)

Уважаемые омские коллеги - авторы доклада! Присоединяюсь к благодарностям за обобщения, дополняющие информацию о ICGG, которую можно почерпнуть в Интернете. Интересующих вопросов несколько, но не буду о всех сразу, чтобы не затруднять ответы.

1) За свою историю конференция  дважды  меняла первичное название. Это, по Вашему мнению,  было связано с  тенденциями  в сфере геометрической науки и её приложениях  или  под действием субъективных факторов? Как менялось соотношение её научной и методически - образовательной составляющих ? На 16-ой последние вопросы составляли около 13 процентов ?

2) Как  можно сопоставить  представительность ,  широту и глубину  вопросов на  ICGG  с  нашей ежегодной " Графикон" ?

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(18 февраля 2015 г. 22:41)

Уважаемая Наталья Викторовна, конечно же я читал Википедию. Особенно заинтересовался Штейхелем, когда один из участников конференции сообщил, что статья Штейхеля о начертательной геометрии инересна только сайту для двоечников. Захотелось больше узнать об этом учёном, о его личности, о преподавании начертательной геометрии физикам в Венском университете...

 

      Благодарю за ответ 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(18 февраля 2015 г. 22:47)

Уважаемая Людмила Анатольевна, в продвинутых странах кафедр графики нет (как нет и многих других). По этой причине их не волнует проблема научности о которой убедительно писал М.Н.Лепаров. С потерей начертательной геометрии: преподавать теорию геометрического моделирования с таинственным визуально-образным языком; основы инженерного творчества или расформироваться и преподавать ремесло - технику работы с пакетами?

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(19 февраля 2015 г. 0:30)

Здравствуйте уважаемая Наталья Викторовна!

1. Наша конференция тоже международная, и на предыдущих конференциях нашим зарубежным коллегам задавались вопросы, а как там у них? Из их ответов на эти вопросы, а иногда и по их инициативе, мы узнавали много интересного о состоянии графической подготовки в Болгарии, Германии, США, Белоруссии, Украины и Ваша информация не совсем соответствует той, изложенной на данной конференции ранее. Да и Михаил Николаевич Лепаров, судя по его реплике, не смог согласиться с Вашим выводом о «методах начертательной геометрии … как в научных исследованиях, так и в учебном процессе», а ему в вопросах об «иностранных вузах» веришь как то больше.

2. Хотелось бы все же услышать Ваше мнение по второму вопросу Сергея Сергеевича Латышева, если конечно во время личных контактов в Инсбруке у Вас появилась какая-нибудь информация на эту тему. Ведь любое общение с коллегами имеет смысл только тогда, когда происходит обмен передовым опытом. Если даже «примерно, как и в России», то неужели нет никаких особенностей, которые могли бы стать для нас полезными?

3. Ваш доклад очень интересен, ссылки, которые Вы привели при ответах на вопросы, мало того, что интересны сами по себе, но и позволили зацепиться и найти много не менее интересных материалов по графической подготовке в мире. Пользуясь случаем, присоединяюсь к уже прозвучавшим словам благодарности за предоставленную информацию. Но второй вывод доклада, который предложил подредактировать уважаемый М.Н.Лепаров, выглядит вообще необоснованным и никак не связанным с содержанием доклада. Не могли бы Вы привести конкретные ссылки на материалы, на основании которых он сделан?

Вопросов много, но доклад большой и интересный.

С уважением Головнин А.А.

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(19 февраля 2015 г. 8:30)

Уважаемые коллеги, добрый день!

Искренне приятен Ваш интерес к нашему докладу. Спасибо!

Когда я говорила "примерно, как в России" я имела в виду проблемы и методику разработки электронных обучающих ресурсов (ЭОР), и их применение в учебном процессе.

Называя конференцию ICGG "международной" наверное было бы правильно сказать "всемирная", так как широта представленных стран на той конференциии значительно богаче и выходит за рамки конференций "с международным участием" представителей лишь некоторых стран, хотя подобный опыт общения весьма важен и полезен.

Что касается соотношения научной и образовательной составляющей на 16-ой ICGG, то действительно методико-педагогических докладов было значительно меньше, чем докладов о теоретических и прикладных исследованиях, примерно четверть: 44 доклада из 166 представленных, при этом половина из них о методике обучения начертательной геометрии.

Уважаемые коллеги! Для ответов на другие Ваши вопросы нам необходимо некоторое время, чтобы составить общее мнение. Дело в том, что у каждого из нас был свой круг общения, т.е. каждый работал на своей секции, которых параллельно было пять и они проходили параллельно.

Моя просьба о небольшой отсрочке по ответам на Ваши вопросы связан с тем, что 16 февраля был День рождения Владимира Яковлевича, а сегодня День рождения Константина Леонидовича.

Позвольте со сраниц нашей конференции поздравить коллег и пожелать им здоровья, творческих успехов и прорывных сил для будущих открытий!

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(19 февраля 2015 г. 9:26)

Уважаемые Владимир Яковлевич и Константин Леонидович!

Искренне поздравляем Вас с Днем Вашего рождения и желаем Вам новых творческих успехов, активного и плодотворного долголетия, крепкого здоровья и личного счастья.

От лица Оргкомитета и всех участников конференции благодарю Вас за участие в нашей конференции и подготовку столь интересного и информативного доклада.

С уважением, И.Д. Столбова

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(19 февраля 2015 г. 12:38)

Уважаемые коллеги!

В качестве примера о выпускаемых специальностях в зарубежных вузах приведем  Инсбрукский университет, в котором есть кафедра «Геометрия и САПР»: https://geometrie.uibk.ac.at/cms/.

 Для знакомства с перечнем дисциплин, содержанием дисциплин и количеством выделяемых зачетных единиц на них приведем ссылку на учебные планы данного вуза: http://orawww.uibk.ac.at/public_prod/owa/lfuonline_lv.home?open_in=search&sx_in=&sy_in=&erwsuche_in=&c_in=6&sem_id_in=15S&suche_in=844&opened=e0eB#

Изменяя семестр, там можно посмотреть распределение дисциплин по семестрам и многое другое.

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(19 февраля 2015 г. 13:49)

Уважаемые коллеги!

Приводим номера страниц ( например, стр. 262, 291, 336, 363, 643, 690, 697, 726, 732, 809, 1037, 1047, 1055, 1154, 1159, 1174, 1269, 1272, 1310, 1316) в сборнике трудов конференции ICGG 2014, на которых расположены статьи, посвященные геометрическому образованию и применению CAD-систем в нем; применению методов начертательной геометрии в решении прикладных задач; использованию методов аналитики совместно с методами начертательной геометрии (например, стр. 690). Рекомендуем желающим самостоятельно познакомиться с трудами конференции для получения ответов на множество интересующих вопросов. 

С уважением, К.Л. Панчук и Н.В. Кайгородцева.

Фото
Горнов Александр Олегович
(24 февраля 2015 г. 10:46)

Уважаемые  Владимир Яковлевич, Наталья Викторовна, Константин Леонидович!

Хочу  завершить свои вопросы по Вашему  обзору ICGG.  

1. Как, по  Вашей  оценке,   разрабатываемые  у  нас и зарубежными авторами ЭОР   только,  практически   “ оцифровывают”  традиционное  методическое обеспечение,  или  одновременно развивают  содержательно и методически?  Если  развивают, то  в  каких  главных  направлениях?  Например, по  итогам работ  той  секции, которую   вела  Наталья Викторовна…

2.    В  конце аннотации к докладу  есть такой вывод :  ..а современные графические САПР – это инструментарий для реализации её ( НГ ) проекционных методов.  Может его не надо  понимать  буквально?  Но тогда,  просьба пояснить  контекст.  Ведь   в составе САПР  целый  комплекс  программного  обеспечения, а  входящие  в  неё  графические  пакеты  практически  мало  опираются на методы  НГ. В каком смысле они их реализуют?  На основании чего следует  такой вывод?

Еще раз спасибо за обзор и ссылки на материалы ICGG.

С уважением. А.О.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(25 февраля 2015 г. 5:33)

Здравствуйте, Александр Олегович! Здравствуйте, коллеги!

Я тоже хочу присоединиться ко всеобщему одобрению работы Владимира Яковлевича, Натальи Викторовны и Константина Леонидовича. Она мне понравилась обширностью охвата: не одна Россия, но и весь мир продолжает использовать начертательную геометрию и геометрию вообще не только в виде научных изысканий, но и как учебный предмет. А у нас кое-кто стремится НГ побыстрее похоронить.

Очень познавательная работа для тех преподавателей, которые не всегда могут найти сведения о том, что происходит с начертателтной геометрией за рубежом.

Неправы оказались те наши коллеги, что в корне отрицали изучение и преподавание НГ за границей. Преподают, да еще как! И ведь по всему миру! Да, не для всех специалистов за "бугром" НГ нужна. Например, она не нужна ни для историков с журналистами, ни для экономистов с юристами. А вот для инженеров она нужна как хлеб к маслу. Под маслом можно воспринимать компьютерную графику: без масла суховато, но вот без хлеба - будет диарея.

С уважением, Н.А. Сальков 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(25 февраля 2015 г. 10:56)

Здравствуйте, коллеги. Николай Анлреевич, я заметил, что на нашей конференции рождаются афоризмы. Ваш замечательный пример с бутербродом позвольте взять на вооружение. Коллеги, обратите внимание на тот факт, что в статье показано большое внимание к проблемам сворачивания плоского листа в объёмные формы. А у нас это  - "кораблики - журавлики".

  С уважением Д.Тихонов-Бугров.

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(25 февраля 2015 г. 18:59)

Здравствуйте, уважаемый Николай Андреевич!

 

Пожалуйста, посмотрите на вопросы, мнения и ответы к докладу- всеобщее одобрение относитится к возможности получить информации, а к выводом я сказал бы- неодобрение (прямо или косвено).

Пожалуйста, извините мой русский

С уважением

М.Лепаров

Фото
Сальков Николай Андреевич
(25 февраля 2015 г. 20:25)

Здравствуйте, Михаил Николаевич!

Я выразил одобрение именно по поводу информации об использовании начертательной геометрии за рубежом, так как - я уже говорил об этом неоднократно, да и многие об этом знают - наши некоторые коллеги готовы изъять курс начертательной геометрии из программ обучения, что уже с успехом произошло, скажем, для строительных специальностей: у ПГС, где раньше учили НГ и чертение 4 семестра, сейчас отсутствует начертательная геометрия и осталось 2 семестра обучения по инженерной графике. Хорошо ли это? Я также писал, что было бы понятно их стремление убрать НГ с тем, чтобы к ним (для КГ) перевели эти часы. Так нет же: часы добавляют истории, всемирной экономике, черту лысому, но только не компьютерной графике. Зачем же тогда огород городить? Только лишь из ненависти к НГ?

Я уже писал, что для архитекторов сохранили начертательную геометрию, правда, в несколько урезанном виде. Получается, что то, что наваял архитектор, исходя из своей буйной фантазии и знаний НГ, строителю навязыется распознать без знания таковой. Это странно. Это неприлично, в конце концов.

Что же касается выводов.

Михаил Николаевич, Вас смущают все выводы абсолютно или какая-то их часть? Если часть - то какая именно? Мне представляется (может я и неправ), что небольшой вопрос касается только вывода 2 в его трактовке "так и в учебном процессе при получении современного геометро-графического образования", потому что в большинстве вузов у оставшегося "огрызка" НГ (огрызка, так как везде произошло беспрецедентное сокращение часов) не то что есть возможность добавить аналитическую, вычислительную или проективную составляющие - нет просто возможности дать нормальный курс НГ. А в научных исследованиях без этого просто невозможно иначе.

Со всеми остальными выводами я полностью согласен.

С уважением, Сальков. 

Фото
Сальков Николай Андреевич
(25 февраля 2015 г. 20:27)

Дмитрий Евгеньевич, согласен - пользуйтесь!

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(25 февраля 2015 г. 20:47)

Уважаемый Николай Андреевич,

Спасибо за ответ. Корректное предположение- я имел  ввиду  второй вывод, часть „Учебный процесс“. По- моему это большой вопрос, это сущность разговора.

С уважением

млепаров

Принцев Николай Владимирович
(25 февраля 2015 г. 20:58)

Уважаемый Владимир Яковлевич и соавторы доклада!

 Спасибо за Ваш обзор, однако, к сожалению, мы в последнее время чрезмерно увлекаемся некоторым преклонением перед западными учёными, оставляя в стороне СОБСТВЕННЫЕ заслуги. Приведу такой пример. Несколько лет назад в Математическом институте имени Стеклова в Северной Столице в течение нескольких часов выступал профессор Акияма – заведующий кафедрой Комбинаторики Института Математики при Токийском университете. (Всё его выступление мною было отснято). После его выступления многие учёные поспешили приобрести его книгу, где были изложены положения доклада с многочисленными рисунками, которые отображали массу наглядных пособий, которые он демонстрировал на лекции. Мною был задан ему вопрос, поскольку с одним из доказательств, предложенной им Концепции, я был не согласен. Мною была предложена моя трактовка, с которой он согласился. Попутно он спросил меня, ПОЧЕМУ я не покупаю его книгу и не прошу его автографа, в отличие от других. Тогда я ему ответил, что ВСЕ его пособия были представлены ранее в книге 1903 года издания в Санкт-Петербурге. Он подтвердил, что это было так.

Часто посещаю Научные Конференции архитекторов и могу заверить, что «новинки», представленные зарубежными учёными тоже, увы, таковыми не являются. В то же время, путешествуя по нашей стране, как и за рубежом, отметил целый ряд УНИКАЛЬНОГО оборудования, выполненного отечественными конструкторами, где они ГЕНИАЛЬНО использовали инженерные решения на основе Начертательной геометрии. Наверное, о НАШИХ талантах следовало бы говорить более подробно. Например, мы в Северной Столице намерены установить МАТЕМАТИЧЕСКИЙ памятник, который посвящён Начертательной геометрии! А наши коллеги - учёные из Татарстана высказались в поддержку этого начинания, предложив САМИМ его установить. Особую заинтересованность высказал талантливый конструктор – Михаил Алексеевич Старовойтов (автор многих видов оригинального оборудования, которое он внедрил в своей опытной лаборатории). Когда возник город Ван Кувер, названный в честь «героя» Гражданской войны, и сколько столетий имеют наши традиции в этой области знаний?        


Назад Go Back