Князева Елена Валерьевна


email Отправить сообщение
Фото

Город: Санкт-Петербург
Организация: Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
Отрасль науки: педагогические науки
Список публикаций автора в РИНЦ

Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ, Князева Елена Валерьевна
(28 марта 2017 г. 14:31)

Дмитрий Евгеньевич, добрый день. В следующей публикации  представлю история  развития и становления  научной школы начертательной геометрии у нас в Санкт-Петербурге.

С уважением, Е.В. Князева

 

ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ, Князева Елена Валерьевна
(28 марта 2017 г. 14:13)

Здравствуйте, Александр Владимирович. Спасибо, за проявленный интерес к моей публикации. Хочу заметить, почему так кратко и прямолинейно? это моя вводная лекция по начертательной геометрии, сопровождающаяся презентацией. Читаю ее, чтобы вызвать интерес у студентов и ввести их в курс дела. 

Естественно продолжение последует, и тема истории развития геометрии в Санкт-Петербурге будет представлена.

 С уважением, Е.В. Князева

ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ, Князева Елена Валерьевна
(28 марта 2017 г. 14:12)

Александр Олегович, спасибо, в дальнейшем буду использовать  указанные Вами материалы. 

 С уважением, Е.В. Князева

 

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ, Князева Елена Валерьевна
(24 марта 2017 г. 1:14)

Добрый вечер, Елена Владимировна! Присылайте эл.адрес, с удовольствием с Вами пообщаюсь не только по дизайну, но и по методике преподавания начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике.

С уважением, Е.В.     

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ, Князева Елена Валерьевна
(23 марта 2017 г. 14:02)

Добрый день, Елена Владимировна!

Про цветовые модели RGB, СМYK,  CIE Lab,  HSB кратко читаю в Разделе 2  Смешение цветов (аддитивное - модели RGB и субтрактивное модели CMYK). Более подробно данный вопрос они изучают в курсе «Информационные технологии в дизайне».  

 

Что касается использования цвета в начертательной геометрии и инженерной графике, то с внедрением в геометро-графические дисциплины компьютерных технологий, появилась возможность работать с огромным количеством цветовых изображений и их оттенков. Это позволяет при выполнении чертежей значительно повысить их наглядность. Например, в современных графических пакетах Компас и Автокад, цвет является одним из присваиваемых объекту свойств, которые видны только на экране и при печати их можно не выводить.

ЕСКД не предусматривает использование цвета – инженерная графика традиционно черно-белая. Однако в конце XIX века была широко распространена практика цветографического выполнения чертежей в архитектуре (отмывка чертежей акварельными красками) и в машиностроении (обводка тушью).

ЕСКД до сегодняшнего дня имеет одинаковые требования при выполнении конструкторской документации – различные типы и толщины линий, различные виды штриховки  материалов при выполнении разрезов и сечений. Черно-белая   графика – это единственный доступный и экономически оправданный способ выполнения и тиражирования чертежей. Использования цвета для увеличения наглядности в инженерной графике и начертательной геометрии обычно можно встретить в учебниках и справочниках  середины  ХХ века.  Также сохранились рекомендации по использованию акварельных красок и гармоничных цветовых сочетаний.

Между тем цвет в инженерной графике с позиции эргономики восприятия и эстетики позволяет:

  • Повысить уровень прочтения чертежей и схем и тем самым снизить вероятность ошибок в их реализации.
  • Легко воспринимать на сложных схемах объекты малой формы.
  • Вводить символьное колористическое отображение величин напряжений, температур и др.

В настоящее время не существует единого стандарта применения цвета в инженерной графике и начертательной геометрии. Если же речь идет об иллюстративно-раздаточном материале, а также плакатах, наглядных графических иллюстрациях и пр., то при печати можно использовать различные гармоничные цветовые сочетания. Однако,  цвет, создаваемый на экране компьютера и цвет, который получается в результате печати изображения на принтере совершенно разные. В этом и состоит основная сложность при подачи  графической информации в учебном процессе.   

Проекты по цветоведению,  ориентированные  на парную или групповую (2 или 3 студента в очной и очно-заочной форме). А вот студенты ускоренной формы обучения, которые уже имеют высшее образование и работают в определенной профессиональной сфере работают индивидуально, в данном случае наиболее углубленно прослеживаются Меж- и мультидисциплинарные связи.  Темы, которые вы привели:

1. Цвет как фактор психофизиологического комфорта

2. Цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия.

3. Цвет как средство информации.

Также рассматриваю, как на лекционных, так и проектных работах. Кроме  этого рассматривались следующие темы «Семиотика», «Упаковка- цвет, форма, фактура» и др.     

С уважением, Е.В. Князева

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ, Князева Елена Валерьевна
(20 марта 2017 г. 18:46)

Добрый день, Дмитрий Евгеньевич!

Полностью с Вами согласно, что просматривается  реферативный характер работы, но связано это прежде всего с численностью студентов (группы 15-20 человек) и качеством их графической подготовки, поэтому в данном случае конечный результат после выполнения работы и ее презентации -  это  расширение кругозора студентов и  пополнение их знаний, не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.  В дальнейшем, в курсе «Проектирование в дизайне», учитывая междисциплинарные связи,  они могли продолжить  разработку ранее выбранной  темы в курсе цветоведения.     

В учебном процессе по цветоведению ранее читались  лекции и  проводились практические занятия. У меня лекционный курс состоит из 8 лекций, содержащих следующие темы.   

Введение

Тема 1.Предмет, структура и особенности курса. Актуальные проблемы изучения цвета. Физические, физиологические, психологические и медицинские аспекты природы цвета.  Использование цвета в различных видах дизайна.

Раздел 1. Краткий исторический обзор учения о цвете

Тема 2. Мифологический период. Период античности и средневековья. Эпоха Возрождения.  Век естествознания.

Тема 3. Цветовой круг Ньютона. Дисперсия света. Цветовой круг Гете. Современный период учения о цвете.

Раздел 2. Физические основы учения о цвете

Тема 4. Общие положения. Свойства света. Зеркальное и диффузное отражения. Хроматические и ахроматические цвета и их характеристики (цветовой тон, светлота и насыщенность). Смешение цветов (аддитивное и субтрактивное).

Тема 5. Использование художественных материалов для передачи цвета (акварельные краски, темперные краски, гуашь, пастель, масляные и акриловые краски, графитовые карандаши, пастель и цветные мелки и пр.)

Раздел  3. Зрение и его особенности

Тема 6. Зрение и цветовое восприятие. Особенности зрения. Аккомодация. Световая, темновая и цветовая адаптация. Последовательный и одновременный контраст. Способы изменения контраста.

Тема 7. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Дальтонизм (цветовая слепота). Причины и типы цветовой слепоты. Тесты для обнаружения цветовой слепоты. 

Раздел 4. Типы цветовых гармоний

Тема 8. Цветовая гармония. Типы цветовых контрастов по Иттену. Цветовой круг  Иттена. Гармония двух цветов. Гармония трех цветов. Четырехзвучие. Нюансная гармония. Гармония ахроматических цветов.

Раздел 5. Цветовые  модели

Тема 9. Простейшие цветовые модели. Взаимодействие хроматических и цветов друг с другом и с ахроматическими цветами. Музей цветовых моделей.

Тема 10. Цветовой круг и цветовой шар Рунге.

Тема 11.Цветовая система Оствальда (двойной конус). Цветовая система Менселла.

Раздел 6. Физиология   восприятия влияние цвета  и его психологическое воздействие

 Тема 12. Влияние спектральных цветов на функциональные системы человека. Цветовые ассоциации (физиологические, физические, эмоциональные и др.). Цветовые предпочтения. Цветотерапия.

Тема 13. Психологическое воздействие цвета. Шкала любимых цветов. Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека по Г. Фриллингу и К. Ауэру. Психологические аспекты зрительного восприятия цвета и формы.

Раздел 7. Применение цвета в графическом дизайне

Тема 14. Графический дизайн. Применение цвета в различных видах графического дизайна.

Тема 15. Психологические аспекты зрительного восприятия цвета и формы в графическом дизайне.

Раздел  8. Применение  цвета в средовом дизайне

Тема 16. Средовой дизайн. Основные принципы моделирования цветового климата (цвет как фактор зрительного комфорта, цвет как эстетический фактор, цвет как средство выявления формы и организации пространства, цвет как средство информации, цвет как фактор психофизиологического воздействия).

На практических занятиях кроме цветовых кругов и растяжек, плоскостных графических композиций, студенты выполняют цветовые орнаменты,  объемные цветовые тела и оригами, натюрморты в холодных и теплых тонах.  Знания, полученные в ходе выполнения проектной работы, они  используют в дальнейшем в курсе «Проектирование».

 Написано методическое пособие, которое успешно применялось в учебном процессе, и я планирую его переиздать с изменениями и дополнениями, т.к. накопилось большое количество теоретического материала и практических  студенческих работ.   

С уважением,  Князева Е.В.