Усанова Елена Владимировна


email Отправить сообщение
Фото

Город: Казань
Организация: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Отрасль науки: педагогические науки
Научная специальность: 13.00.08

Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

Круглый стол по обсуждению проекта решения конференции,
(29 марта 2017 г. 18:06)

А.И. Усанов возил наших образовательных начальников из института Италию в свое время. Потом они приезжали к нам. Л.А. даже слайды по образовательной структуре сделала на английском, они восприняли все как надо. Но наших новаторов в институте уже не стало, с здоровый консерватизм  мы как-то бы приняли, но вот вопрос вседа ли он  такой здоровый? Даже в обновленном МОН. Но мы ,как Л.А.говорит ,люди маленькие, хоть некоторые и высокого роста. Раньше ей всегда присылали из МОН для обсуждения всякие документы (демократия?). Сейчас уже нет, она на пенсии. Е.В.

Круглый стол по обсуждению проекта решения конференции,
(29 марта 2017 г. 17:41)

А вот тут-то, если это родственные кафедры, их и объединяют,  а еще правильней преподаватели дают отдельные модули специализированные в ГГП на старших курсах с кафедр графики (если они спецы) или преподаватели со спец кафедр владеющие САDами (сейчас все владеют лучше нас, поэтому и нагрузку забирают) сами обучают.  И это правильней. А вообще вариант - организуют департамент, который готовит по направлению подготовки. Вот теперь мне дали радиофакультет и мне предстоит обсудить этот вопрос с отвечающими за подготовку зав.выпускающими кафедрами. Некоторые только приветствуют , некоторые в смятении. Начну, пожалуй.С Горшковым хочу связаться, он же тут раньше застрельщиком был по проектно-организованной работе в команде как раз в области радиоэлектроники.Базу обучающих задач обновить надо ,видеоролики , автотестирование по модулям (по тому же принципу что и для проекционки  - все в одном флаконе). Главное ,чтобы образовательные чиновники в институте прониклись. Тормозить же станут, энтузиастов не густо.

Это я сегодня все доклады смотрю, отметки выставляю ( время освободилось) - увидела Вашу реплику. Тут же отвечаю. Л.А. вчера расставила.

С уважением ,Е.В.Усанова.

ВЕЛОМОБИЛЬ С РУЧНЫМ ПРИВОДОМ, Басов Александр Васильевич
(29 марта 2017 г. 13:27)

Догадываюсь, что это работа не первокурсника. Значит эргономика, конструирование на соответствующей кафедре изучены. А системного, интегрированного знания и владения им не случилось.Студент фрагментарные знания получил, а в целостный пазл не уложил. Сейчас другое поколение молодежи, выросли на TV и гаджетах, клипы и рекламу видят и глубже не заморачивются, спиной  боль не ощущают. Их теперь к этому подводить надо.  Или кафедры должны взаимодействовать, или структуру организационную по направлениям подготовки в университете надо менять, не по кафедральному принципу ее организовывать, или параллельное или внахлест обучение организовывать, триместры например. Тут множество решений. А вообще эта конструкция интересная, но мне кажется, рулить лучше одним колесом (как 3-х колесным велосипедом) и не лежа - обзор дороги какой? Вообще-то никаким транспортом не владею и не хочу. В семье достаточно водителей, кроме меня. Е.В.Усанова

Круглый стол по обсуждению проекта решения конференции,
(28 марта 2017 г. 21:11)

 Уважаемый Геннадий Сергеевич! 

Думается, что ГГП в технических вузах в условиях ее информатизации давным-давно сквозная. Базовая на 1-ом курсе и проектно-конструкторская далее по направлениям и профилям. В проекно-конструкторской подготовке тоже приобретаются геом.-граф. компоненты  - специфичные, профильные. На первом курсе - все вписывается в Инженерную графику: НГ - ее теоретический инструментарий (далее ее матем. инструментарий по направлениям подготовки, он может быть различным), КГ - ее современное инструментальное средство, отказываться от которого - просто свою дремучесть перед всем миром демонстрировать. И разделять ИГ ее на отдельные составляющие уже бессмысленно, так все переплелось и сынтегрировалось, абсолютно согласна с А.А.Головниным. Сюда и техрисунок, и основы дизайна, и основы графич. средств представления информации вообще, не только обучающей, и наши классические разделы ИГ - все это должно входить базовую ГГП.  Так учат в цивилизованных странах. Наша задача  в России сейчас эффективно ее организовать, применяя самые современные формы методы и средства обучения, не забывая при этом, что инженер должен уметь передавать свою техническую мысль рукой, м.б. не каждый рисовать, как Роберт Бартини и Ростислав Алексеев - это таланты. Раньше мы были ими богаты. Исполнители, однако,тоже не должны быть безрукими. Для того и собираемся на этом форуме, чтобы все точки зрения услышать и определиться, куда ж нам плыть и каким стилем. Только хорошо бы, поинтенсивнее.

Искреннее уважение ко всем комментаторам решения по конференции, Усанова Е.В.

 

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна
(26 марта 2017 г. 22:50)

 

Добрый вечер, Елена Сергеевна!

Извините за задержку с ответом.

Рис.1 – это схема из учебника по психологии Л.Д. Столяренко. Сам он имеет техническое образование, инженер. Это один из лучших учебников по психологии для тех. вузов. Весь учебник проиллюстрирован схемами, структурирующими знание. У нас главный консультант по психологическим вопросам тоже инженерное образование имеет, наш КАИ закончил, по инжпсихологии защищался в Ленинграде, профессор, входит в «Кто есть кто». Он мне показывал учебник вообще на одних схемах.(не доступен пока по мобсвязи, не могу автора назвать.) . Научное это не только теоретическое, но и прикладное!

Вопрос надо ли так учить? Когда сразу за тебя структуру твоего знания тебе подсказали и заложили. Ведь студент может иные моменты за главные для себя считать. Не детренируем ли мы этим мышление вообще? В техническом образовании это не самый неправильный прием, я думаю. Здесь знание должно быть не только структурировано, но и прагматично, экономно подано. Лишнего не надо, особенно в картинках.   Дистракторы, неправильности вообще так займут мозг – не вынесешь. Поэтому тесты с неправильными ответами вообще не нужны. И уж раз наша задача помочь освоить знание, почему бы не таким экономным, в меру интенсивным способом?

  На  любимом ассоциативно – рефлекторном мышлении весь mindmapping держится. Полноценные ассоциации (С.Л.Рубинштейн), могут быть только продуктом аналитико-синтетической деятельности человеческого мышления, выявляющего и усваивающего ассоциации в ходе размышлений. Усвоение самих ассоциаций - процесс стихийный и неуправляемый, что в практическом обучении точным техническим наукам (в базовой геометро-графической подготовке) не всегда может служить надежным приемом в усвоении знаний. С целью активизации осмысления учебного материала в геометро-графической подготовке как раз важно установление корректных логических связей (СЛС) при его представлении для освоения. Я использовала в своих разработках, в основном, схемы из учебника Мерзона. Пришлем Вам на почту. С новыми ГОСТами надо все переделывать.

Ссылку послали. Посмотрите там, как осторожно китайцы переходят к КГ. У них , как и у американцев сначала техрисунок дают.

 Вообще, спасибо за вопросы. Как учить сейчас в условиях глобальной информатизации во всем – серьезная задача. И во всех странах это не устоялось, даже  в Америках и Япониях. Творчество на уровне образов воссоздающего воображения теряем, увы с блогерским  мышлением  текстами-буллитами Поэтому и принялись исследовать везде.

С уважением, Е.В.

ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИЗАЙНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ MOODLE И С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ GOOGLE MAP MAKER, Вехтер Евгения Викторовна
(26 марта 2017 г. 20:28)

Уважаемые Евгения Викторовна, Евгения Михайловна и Валерия Юрьевна !

За подготовку студентов к решению совершенно гуманных задач методами дизайна – респект!

И дальнейших успехов!

Усанова Е.В

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, Волошинов Денис Вячеславович, Казначеева Екатерина Сергеевна , Хайбрахманова Екатерина Сергеевна
(26 марта 2017 г. 20:25)

Денис Вячеславович!

Еще  раз – вос-хи-ще-на! Прочла все Ваши статьи на этом форуме. Очень уважаю как ученого за твердость в преодолении,  не отступлении в решении задач моделирования методами конструктивной геометрии, чем в наше время мало кто занимается.  Сына, помните, обещала в Бонч направить. Пока 6 кл. Людмила Анатольевна разделяет эту идею.

С  искренними пожеланиями  Вашему коллективу побед в решении поставленных задач,

Усанова Е.В. 

О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМНОГО ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В БАЗОВОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ CE/PLM, Усанова Елена Владимировна
(26 марта 2017 г. 0:45)

Дмитрий Евгеньевич, здравствуйте!

  1. Как конкретно развивается стиль политехнического инженерного мышления с инжиниринговым уклоном в рамках 1 - 2 семестров дисциплины "Инженерная и компьютерная графика" в Казанском университете им. Туполева?
  • у меня на занятиях - в подаче обучающего материала в СЛС с фреймами системно поданные знания уже организуют мышление;
  • в проблемно-ориентированном и проектно-организованном обучении по созданию сборочных чертежей. Методику шлифовать и шлифовать еще – разные виды проектного обучения есть;
  • через организацию модулей в ЭУМК. В прошлом году, по-моему,  структуру из модулей интегрированного курса давала на КГП. Начало с техрисунка, основ дизайна и ГСПИ, основы геоммоделирования и т.д. Раньше дизайн и ГСПИ читала элективно, народ не пропускал. Сейчас все выставлено на платформе ВВ. В таком ключе работаю практически одна. Остальным, видимо, неудобно. Но, занята с утра до ночи.
  1. Какие по форме и содержанию задания подкрепляются данными теоретическими разработками?
  • задания у меня все электронном виде,  без бумаги. Для машиностроительных специальностей у всей кафедры то, что еще при царе-горохе было. Для энергетических еще А.П.Тунаков приобрел, никто, к сожалению, не пытался осваивать.
  • сейчас поручено отвечать за ГГП на радиофаке. Рабочие программы сделала, вчера срочно по WatsApp прислали еще одну сделать для ускоренников с завода.
  • надо менять задания в соответствии с областью деятельности будущих выпускников, чтобы дальнейшая преемственность какая-то была в обучении. Буду пытаться организовывать проектное обучение на новом материале и по типу  ведущих  зарубежных университетов, готовящих специалистов для наукоемких производств. У нас подобное обучение, знаю, организовано в Томском политехе для различных предметных областей (см. работы Е.В. Вехтер. Жду, когда она выступит на КГП) с лонгитюдными проектами  - с выходом команды на  ВКР.
  1. Что имеется в виду под персонализацией обучения? Если речь идёт об индивидуальных траекториях обучения в вузе в целом, то кроме эксперимента в Туле, ничего не известно. Если это траектория в рамках дисциплины, то интересны Ваши соображения по организации.

Обучение по индтраекториям в вузе в целом организуется во Владивостоке, под патронажем ВВ, Никита Смуров, представитель ВВ в России, туда постоянно летал. Людмила Анатольевна с ним на связи. Индтраектории по уч.планам для КАМАЗа  для групп она разработала по направлениям подготовки (здесь не академ. группы, а  сбиваются по личностным  предпочтениям, плавающее расписание, работа для уч.отдела! ). Представители КАМАЗа приезжали, взяли планы себе, КАИ не готов к такой организации уч. процесса.

В рамках базовой ГГП  (КГ отношу к инжграфике. Это не дисциплина, а инструмент инжграфики. Теорию КГ изучают, кому необходимо, на старших курсах, там матанализом не обойтись)  индтраектории персональные практически у каждого: один быстрее осваивает базовый курс, другой медленнее, каждый углублен в один или другой обучающий модуль. Это самостоятельно. Задания у всех есть, обучающие ролики – пожалуйста, их сейчас для КОМПАСа тьма в интернете. Перешли на КОМПАС, т.к. для режимных вузов, скорее всего, придется переходить на отечественные Softы.

Все пакеты высокого уровня имеют свои обучающие ролики в сопровождающей документации в электронном виде.  Для Pro/E, знаю у Т.В.Чемодановой (Снежинская государственной физтех академия) есть учебное пособие. Для NX мы свое сделали, выставляли же на КГП. Они даже попросили, чтобы мы подготовили для фирмы. Просто диссертацию надо было завершить.

 Я с каждым студентом персонально работаю в интернете ежедневно. Есть, которым интересно, есть и лодыри – ну,  тут уж проблема их личная. Взрослеют все индивидуально.

Длинно получилось. Но зато про все.

  С уважением, Е.В. Усанова.

Дождалась доклада Евгении Викторовны. Завтра посмотрю.

 

 

 

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ, Князева Елена Валерьевна
(24 марта 2017 г. 0:37)

 

Елена Валерьевна, добрый вечер!

Благодарю за обстоятельный ответ. По внутренней связи я пришлю Вам мой e-mail,  если Вы не возражаете. Будем советоваться и общаться по темам дизайна. Просто пока сильно загружена. Мои первые  обучающие ролики были черно-белые и не сопровождались пояснениями: студент смотрел за движением курсора и думал – почему так строим электронную модель. И от такого обучения было больше толку, чем когда разжевываешь, зачем и почему.  Вопросы потом они задают сами, если не понимают. И такой опыт осмысливается и запоминается прочно. Еще раз благодарю.

С уважением ,Е.В.

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ, Князева Елена Валерьевна
(21 марта 2017 г. 10:18)

Елена Валерьевна, а где цветовые модели RGB, СМYK,  CIE Lab,  HSB, где WEB-дизайн?

Посмотрите, какие ядовитые сочетания выбирают некоторые  преподаватели при раскраске деталей в сборочных единицах? Цветовое утомление ,когда насмотришься, сразит наповал! И сравните это с прозрачными акварелями чертежей Д.В.Волошинова. Просто авлекают разобраться с ними .

Сейчас очень актуальны проекты с комплексом (не разделять, давать на  команду!) задач, которые с помощью цвета необходимо решать в производственной среде:

1. Цвет как фактор психофизиологического комфорта

2. Цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия.

3. Цвет как средство информации.

Здесь эргономические, как минимум, вопросы возникнут. Средовой дизайн  - комплексная проблема. Так, что проекты д.б. меж- и мультидисциплинарные. Или я не права?

С уважением, Усанова Е.В.

 

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА , Вольхин Константин Анатольевич
(16 марта 2017 г. 11:29)

Доброе утро,  Константин Анатольевич!

В нашем институте используют LMS Black Board. Пока ее весь ППС осваивает. До нее доцент Усанов А.И.  тоже работал в объектно-ориентированной  среде Moodle – ему удобно было работать  дистанционно в e - learning, т.к. основное место его  работы  -  ТV. Институт в постепенном процессе загрузки  LMS электронными контентами  (но еще не управления образованием на базе отчетов в LMS!), студенты пишут  мне на  e-mail. Так, что все аспекты такого обучения известны и прочувствованы.  Вы пишете  об учебной деятельности в формате   blended  learningчем я занимаюсь в ГГП давно и плотно, применяя активные формы графического представления обучающей информации. Вы же знакомы с моей диссертацией. Очень непросто, когда за вечер приходится проверять по 16-40 граф. работ  и письменно консультировать. Вы, думаю,  тоже убедились, что такая оперативность съедает массу личного времени. На  электронный тьюторинг по ГГП  в корпоративном университете  GM (Флинт, Мичиган), например, выделяется  1 час в неделю.  Это входит в преподавательскую нагрузку. Мы общаемся и писали об этом еще  на КГП-2014. Теперь  и у нас столкнулись с этим. Вопрос: каким образом у Вас учитывается время на эл. консультации?

С уважением, Усанова Е.В.

КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ» В КУРСЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА», Дюмин Владимир Андреевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(14 марта 2017 г. 11:50)

Добрый день, Владимир Андреевич и Дмитрий Евгеньевич!

Проблема интеграции  технологии производства, практики  конструирования, инженерного анализа  в процессе инженерной подготовки уже встала. Не далее, как 8 марта приходила однокурсница – конструктор с завода. Помните, мы для NX сделали электронный практикум (на КГП-14 представляли). В институте  тогда нам велели внедрять это самим. Подруга сначала взяла 1экз. для себя, а через неделю приехали и все печатные экземпляры себе увезли. Все цветные были, как в электронном виде. На заводе все всё освоили разом.

 Теперь проблема:  конструкторам необходимо осваивать САМ для продуктивного командного взаимодействия в паринжиниринге (СЕ).  Дело к интеграции деятельности отделов идет.

Так,  что составляющие измерительно-оценочной системы по мере развития и совершенствования образовательного процесса в ГГП  будем постоянно развивать и совершенствовать.

А сын у нее заканчивает тот самый авиастроительный лицей, с которого мы начинали. Черчения там теперь никакого нет. Сменилось руководство.

С уважением, Е.В.Усанова. 

3D–ПЕЧАТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ, Абросимов Сергей Николаевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(14 марта 2017 г. 11:39)

День добрый,  Дмитрий Евгеньевич!

 Я правильно поняла, что 3D-принтер у Вас кафедральный, а не общеинститутского пользования? Такой техникой пользуются  обычно и кафедры конструирования,  и технологии. Оптимальное решение сосредоточить ее в CAD/CAE/CAM-центре, где обслуживание, расходный материал и т.д. обеспечивался бы этой структурой. Все равно придем к интегрированному взаимодействию кафедр. Это же экономнее, так даже в университетах индустриально продвинутых  стран делается. Техника  при этом не простаивает, обслуживание профессиональное и вообще много  других преимуществ. Согласны?

С уважением, Усанова Е.В.

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ВИДЕОМЭППИНГ», Ефименко Светлана Михайловна, Лешевич Вера Владимировна
(14 марта 2017 г. 11:35)

Светлана Михайловна и Вера Владимировна!

Технологиям  видеомаппинга в МИСиС обучают будущих специалистов по связям с общественностью, вероятно? Как электив?

С наилучшими пожеланиями в реализации задуманных проектов! Е.В.  

КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ» В КУРСЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА», Дюмин Владимир Андреевич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(11 марта 2017 г. 1:00)

Добрый вечер, Алевтина Бруновна и Дмитрий Евгеньевич!

Я по поводу промдизайна (индустриального дизайна). Как только пришла на кафедру после института сразу стала читать элективный курс промдизайна и весь необъятный список тем, что Дм. Евгеньеич прописал, давала через ГСПИ.  Студенты мимо лекций не проходили. Особенно информатики – толпами приходили, хотя материал для всех давала на эл. носителях. И так много лет. Когда не могла (сын  школьник, а вечерники, например),  Л.А. вместо меня работала. Так что она в теме. Материал постоянно обновлялся, богатейшая библиотека автомобилей, самолетов, вертолетов, мотоциклов, современных станков и проч. Читала в аудиториях с большими телевизорами. Заканчивался курс зачетом без оценки, практики не было, давала дом. задания – производственные плакаты, товарные знаки, этикетки - много чего. До сих пор храню - талантливые студенты! Так что в общекультурном и общеинтеллектуальном смысле будущие инженеры как-то подтягивались. Потом нас объединили с кафедрой основ конструирования и этого курса не стало. А весной 2016 вдруг зав. кафедрой сказал, что открывает спец. промдизайн – бакалавриат и магистратуру, что получил лицензию, учить будут преподаватели, прошедшие подготовку в МВТУ. Но программу для магистрантов написать почему-то велел мне.  Промдизайн востребован, еще как! Жизнь заставит, как заставила японцев и китайцев продвигаться до уровня итальянцев в формообразовании автомобилей. А в ракетостроении – студенты аэрокосмического университета в Дайтоне-бич  уже на первом курсе различные формы ракет на 3D-принтере создают, а у нас CAD/CAE/CAM-центр закрыли – стал вдруг не нужен. Одна надежда, что это временно  –  издержки процесса догоняющей модернизации образования.

С надеждой на лучшие времена, Усанова Е.В.

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ВЛАСТЯМИ, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич, Тозик Вячеслав Трофимович
(3 марта 2017 г. 22:33)

Да Вы что-о-о? Дмитрий Евгеньевич, мы  только ЗА. 

С уважением, Елена Владимировна.