Чемпинский Леонид Андреевич


email Отправить сообщение
Фото

Город: Самара
Организация: Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева
Ссылка на публикации в предыдущих конференциях КГП

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, Чемпинский Леонид Андреевич
(20 марта 2019 г. 14:02)

Здравствуйте уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

1.Мы (я и мои коллеги, т.н. «команда единомышленников»)  как раз исходим из того что, как Вы совершенно правильно заметили:  «содружество кафедры графики с профилирующей - очень здорово, тем более, что 3- 4 преподавателя работают и там и там».

На самом деле так было не всегда. Желание заниматься сугубо своей «работой» и 30 лет назад приводило, мягко говоря, к отторжению заслуг кафедры ИГ: «…и чем там они занимаются? К нам приходят студенты, как правило, не подготовленные – не способные к выпуску технической документации в надлежащем виде и пр., и вообще…».

Тогда же был сделан вывод: чтобы, как сейчас говорят, «быть в тренде», необходимо взять на себя ответственность за графо-геометрическую подготовку не только студентов на кафедре ИГ, но и преподавателей (!) на других, в т.ч. выпускающих, кафедрах факультета (теперь института – ИДЭУ). Более того («чтобы быть успешным, нужно быть кому-то полезным»  - моя цитата из «кулуаров» нашей конференции) необходимо было принять  участие в конкретной, актуальной для выпускающих кафедр работе: например, перевести в электронную форму с синек раздаточный материал в виде продольных разрезов авиационных двигателей или создать базу заданий (комплекта рабочих чертежей деталей) к курсовому проекту по технологии в электронном виде (задействовав для этого студентов).  Другими словами, не быть «на подхвате»,  а «закрывать на равных» все вопросы, связанные с обеспечением графо-геометрической и (в новых условиях) геометро-модельной подготовки с использованием ПЭВМ и ПО в ИДЭУ, реализовав тем самым сквозную подготовку специалистов.

2.С момента основания кафедры ИГ «теоретической базой» никто не занимался (все к.т.н. - специалисты в разных областях): при желании, исходя только из этого факта,  кафедру могли задушить «в зародыше» или в любом другом "удобном" случае. С другой стороны, дирекция ИДЭУ и сейчас, пользуясь новыми полномочиями в распределении ресурсов, в случае «несоответствия уровня обеспечения конечных целей» вправе (чтобы «карась не дремал») принять решение о переводе ГГП и ГМП, например, на одну из выпускающих кафедр.

С глубоким уважением (я знаком с Вашей позицией и во многом с Вами солидарен) Чемпинский Л.А.

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, Чемпинский Леонид Андреевич
(19 марта 2019 г. 15:54)

P.S. К сожалению, видимо после опубликования доклада уважаемого Вячеслава Трофимовича, в ступор (судя по активности) впали не только участники конференции, но и технические средства поддержки диалогов: мне, в результате 30 мин. попыткок передать по сети комментарий всё же удалось его передать, но не полностью. Как живём, то и имеем.

С уважением, Чемпинский Л.А.

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОВУЗОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, Чемпинский Леонид Андреевич
(19 марта 2019 г. 15:37)

Здравствуйте уважаемые коллеги,  Дмитрий Евгеньевич и Сергей Николаевич!

Спасибо за проявленное внимание к представленной мной работе и пожелание дальнейших успехов.

Да, уважаемый Дмитрий Евгеньевич, я с Вами согласен: формально в наше время (в рамках 20-30 часов в год, отводимых на разделы «5.2.Конструирование и моде­лирование и 5.3. Технология изготовле­ния» т.н. «образовательной области Технология»)  что-то сделать практически - трудно. То же можно сказать об опыте работы в школах «на рубеже веков», когда, в частности, в музыкально-математической гимназии № 2 г. Самары оставили только уроки «обслуживающего» труда (всё оборудование производственных мастерских успели сдать в металлолом). Преподавание «Технологии» в школах тогда только обсуждалось в контексте 12-и летнего образования.

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что работа  со школьниками в новом направлении изначально являлась инициативной и в полном смысле альтруистической, без расчёта на достойную оплату или  быстрое признание.

Тем не менее, такая деятельность не осталась незамеченной.  Она нашла своё продолжение в сфере дополнительного образования и элективных курсах в школах г. г. Тольятти, Жигулёвска, Сызрани и др. (в среде т.н. «энтузиастов»  - людей  неравнодушных к детям и к своей профессии): я уже тут писал о ежегодно проводимом ими конкурсе работ.  Каждый год после проведения очередного конкурса организаторы проводят семинар по обмену опытом (а в рамках семинаров - мастер-классы).

Попытки возродить аналогичную работу в Самаре практически ни к чему не приводят. Представленные здесь (не  полностью) проекты являются демонстрацией факта: «можем, если захотим».  Чтобы получить результат, например, в Самарском международном аэрокосмическом лицее, пройти элективный курс («на халяву»: не вложив ни копейки в приобретение знаний и дальнейшее изготовление изделий на оборудовании и специалистами института – ИДЭУ)  ежегодно изъявляли желание 55-60 десятиклассников. «Выход годного»  при этом составил не более 8-10%.

К слову, все авторы проектов, приведённых в качестве примера в моём докладе, учиться технической специальности в вузе «передумали».

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 19:07)

Здравствуйте глубокоуважаемая Ирина Дмитриевна!

1.Пользуясь правом инициатора дискуссии по представленному здесь докладу от всей души и с глубоким удовлетворением от проводимой лично Вами работы и работы коллектива, Вами возглавляемого, в связи с  успешным проведением столь нужной и своевременной конференции, поздравляю Вас с наступающим праздником Весны!

2.Как следует из 1-й презентации, в рамках 150 часов самостоятельной работы студенты в первом семестре, в частности,  обязаны:

-прорабатывать материалы лекций, предоставляемые каждому студенту в электронном виде (тексты и презентации), для подготовки к очередной лекции, проводимой с использованием презентации, в виде диалога по ходу чтения лекции, а также для подготовки к экзамену;

-изучить материал ГОСТов ЕСКД (в первую очередь 2.305) для качественного выполнения практических занятий, лабораторных работ и самостоятельных работ;

-освоить требования по оформлению чертежа на формате (заполнение в режиме диалога полей основной и дополнительной надписи и строк технических требований с содержанием задания), выполнить (на компьютере дома) последовательно 4 индивидуальных комплексных задания, традиционно выполняемых в курсе НГ на формате А3, и 1 технический рисунок на формате А4 (по заданию в виде двух ортогональных проекций, построить 3D модель корпусной детали с вырезом четверти, представить модель в виде аксонометрической проекции, распечатать и выполнить шраффировку вручную).

Для контроля самостоятельной работы каждое аудиторное занятие в компьютерном классе предваряется выполнением тестового задания на знание ГОСТов (не более 10 минут) с проставлением оценки.

При проведении практических работ в соответствии с рабочей программой в компьютерном классе, часть работ, (не полностью) выполненных дома и распечатанных на формате А3 (или А4) проверяется преподавателем (по мере дальнейшего их выполнения - на последующих занятиях) и подписывается. Полностью выполненные и распечатанные 5 заданий сшиваются в альбом №1 (формата А4).

Восемь работ на формате А4, содержание которых соответствует работам, традиционно выполняемым по теме «Геометрическое и проекционное черчение»  (написание шрифтов; нанесение размеров; выполнение лекальных или циркульных кривых; построение недостающих ортогональных проекций (3-ей по 2-м заданным) в виде ассоциативного чертежа, построенного  по 3D модели; выполнение видов с необходимыми разрезами по аксонометрии – через построение 3D; рациональное выполнение разрезов и решение комплексной задачи: построение 3-го вида с необходимыми разрезами), самостоятельно решаются студентом (с использованием, при необходимости, карандашных эскизов на бумаге в «клетку»), проверяются преподавателем в ходе выполнения лабораторных работ, сшиваются в альбом формата А4 и подписываются по схеме, приведенной выше.

Таким образом, в состав альбома №2 входят как эскизы, выполненные вручную, так и распечатанные аксонометрические проекции 3D моделей каждого из заданий и распечатанные комплексные (ассоциативно построенные по 3D чертежи).

Кроме этого студент предъявляет преподавателю все файлы с самостоятельно выполненными работами для размещения в архиве.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 13:44)

Здравствуйте уважаемая Мария Валентиновна!

Поздравляю Вас с наступающим праздником Весны!

Желаю Вам всего самого наилучшего!

Всё остальное приложится.

И "...каждому восдастся по делам его ..", "богу - богово, кесарю - кесарево". Аминь!

С уважением, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 12:29)

Здравствуйте уважаемая Светлана Вениаминовна!

Спасибо за информацию.

Наши студенты работают в ADEM v.8.1 дома и ADEM v.9.05 в компьютерных классах кафедры инженерной графики.

Библиотеки для NX создавали в версии 8.5, которая до сих пор лицензионно используется в учебном процессе, в частности для подготовки конструкторов. 

С уважением и добрыми пожеланиями, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 2:08)

Здравствуйте уважаемый Виктор Алексеевич!

Спасибо за высокую оценку работы, понимание сути и напутствие!

Спасибо за "маленький" урок: постараюсь донести Ваши взгляды и представления до молодёжи, принимающей активное участие в реализации нашей подготовки.

С уважением, спасибо за поддержку, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 1:58)

Здравствуйте уважаемая Светлана Вениаминовна!

Спасибо Вам за высокую оценку работы и понимание тонкостей и сопутствующих особенностей!

Библиотеки стандартных (по ЕСКД) деталей крепежа существуют в приложениях систем проектирования. Крепёж по отраслевым стандартам и всё остальное создано нами самостоятельно с привлечением студентов не только в NX, но и в ADEM.

С уважением и с наступающим праздником, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 1:44)

Здравствуйте уважаемая Яна Андреевна!

Спасибо за высокую оценку работы и понимание!

Мне Ваше мнение особенно приятно, так как активное, практическое  участие в реализации новой подготовки на кафедре графики у нас принимают молодые девушки (им ещё нет 30).

 

С уважением и пожеланием больших успехов, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 1:30)

  Здравствуйте уважаемая Людмила Сергеевна!

Не так давно, в кулуарах нашей конференции, я сообщил Вам, в частности, о своём опыте формирования способностей, который в наше время, в новых условиях, молодому человеку воспроизвести, скорее всего, невозможно.

Наша система подготовки специалиста как раз учитывает это обстоятельство (начинаем при отсутствии опыта черчения и не только). Роль кафедры инженерной графики при этом только возрастает (приобретённые знания являются "базовыми"): аудиторная учебная нагрузка в 1-м семестре составляет 102 часа (плюс 150 часов самостоятельной работы), во втором, третьем и четвёртом семестре по 36 часов  - всего 108 часов (плюс 170 самостоятельной работы), для проведения учебной практики ещё 72 часа (без часов самостоятельной работы). Итого: 282 часа занятий в компьютерных классах (плюс 320 дома), что само по себе в наше время неплохо (?).  

Как следует из 1-ой презентации к этому докладу, содержание лекций №3 и №4  включает сведения о кривых, поверхностях, развёртках, а лекция № 8 вопросы, традиционно рассматриваемые в курсе начертательной геометрии (формирование различных проекций, построение технических рисунков).

Мы серьёзно относимся к традиционной форме чертежа (теперь 2D модели), как к удобному средству передачи атрибутной и текстовой информации (что, особенно для сложных деталей и сборок в виде ЭМИ, сделать практически невозможно), к необходимости соблюдения стандартов ЕСКД.

С другой стороны, мы настроены на "конечный результат" и обеспечиваем "базовую" подготовку работы в CAD среде, создавая условия успешного освоения предметных областей последующих кафедр. В то же время (см. вторую презентацию к докладу), благодаря новому подходу, нам удаётся реализовать то, что с использованием традиционного подхода немыслимо! Помимо 3D моделей, например, создание чертежа общего вида редуктора, состоящего из 80 деталей и пр.

Благодаря такой "подготовительной" работе, удаётся достичь нового качества подготовки (см., например, рисунки к докладу). За этими "рисунками" - разработанные и функционирующие конструкции!

С уважением, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(7 марта 2019 г. 0:12)

Здравствуйте уважаемый Александр Олегович!

1.Спасибо за высокую оценку наших сообщений.

2.Да, я "счастливый" человек: мне повезло с "командой" - мои коллеги - они же руководители (одним словом "единомышленники").

3."Новое мышление" диктует прогресс. Человек (по Ф. Энгельсу), в отличие от пчелы или паука, не может создать, например, современное жилище, прежде чем не представит его "в своей голове". Этому приобретённому человеком с рождения (в 3-х мерном мире) свойству  способствовали различные придуманные (человеком же) инструменты. "Новым" эффективным инструментом сейчас, например, является т.н. 3D модель: математически точное описание геометрии поверхности моделируемого объёмного объекта, представленное в форме, "понятной компьютеру" (электронной, цифровой), позволяющая, например, "напрямую" создать программу, управляющую органами современного станка, чтобы изготовить деталь.

В широком понимании под 3D моделью мы понимаем псевдо объёмную, плоскую картинку "понятную человеку": полученную путём преобразования "электронной" формы с помощью средств т.н. "компьютерной графики". К слову сказать, будучи с частным визитом в MIT (в 2007 г.), в его музее, я наблюдал в тёмной комнате неподвижную "висящую" перед наблюдателем объёмную модель объекта, полученную с помощью лазера, которую мог осмотреть с разных сторон (и только).

Чертёж в традиционном понимании представляет собой т.н. 2D модель, полученную путём преобразования из 3D модели (ассоциативный чертёж). Все 3-и формы модели ассоциативно связаны.

Новые возможности позволяют человеку вернуться к его естественному состоянию, по-новому (напрямую, без всяких искусственно созданных дополнительных препятствий), в большей степени раскрыть его способности, дарованные Создателем.

4.Ваша трактовка "нового мышления" логически понятна, заслуживает обсуждения, но я в  области современной педагогики, к сожалению. не специалист.

С уважением, Чемпинский Л.А.

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(6 марта 2019 г. 15:35)

Уважаемая Мария Валентиновна!

Прошу прощения, но САПРовские среды представляют собой мощный и эффективный инструмент, позволяющий моделировать в виртуальном пространстве, который не отменяет процессы материального изготовления, контроля, испытания и доводки реального изделия.

Так что, "извиняйте меня", Мария Валентиновна!

С уважением, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(6 марта 2019 г. 9:45)

Здравствуйте уважаемый Михаил Николаевич!

Отвечаю на Ваши вопросы:

1.Такая деятельность предполагает развитие способностей работать в "виртуальном пространстве" с "единой базой данных", реализуемой в среде PDM системы. Такая возможность в презентации не продемонстрирована.

2. Выводы могут быть сделаны Вами после просмотра второй моей презентации (по инженерной компьютерной графике).

С уважением, Чемпинский Л.А.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(5 марта 2019 г. 23:08)

Здравствуйте уважаемый Алексей Алексеевич!

1.Работа была инициирована в середине 90-х "командой" единомышленников на  факультете ДЛА, которую возглавил декан. Она была связана с осознанными педсоставом кафедр факультета возможностями информационной поддержки проектирования, конструирования, изготовления и контроля новых изделий. Все вопросы (принципы построения новой системы подготовки специалистов, разработка нового методического обеспечения, приобретение  необходимых "железа" и лицензионного ПО за счёт спонсоров и пр.) регулярно обсуждались на методической комиссии факультета, а затем обсуждались (и до сих пор обсуждаются) на совете факультета (теперь уже института). Работали "вне правового поля" (русифицированных стандартов вначале не было), ориентируясь на потребности отрасли и на достижения коллег- конкурентов (в основном зарубежных). В середине 2000-х проект, в рамках программы "Образование" получил финансовую поддержку (приобретено, в том числе, современное оборудование с ЧПУ: металлообрабатывающие станки и 3-х координатная контрольно-измерительная машина). По договорам (постановление Правительства РФ № 218), в интересах предприятий ОДК, в частности, созданы базы ПРМ крепежа и обвязки ГТД, типовых деталей "коробок агрегатов" (валов, зубчатых колёс и пр.) с участием студентов в среде NX. 

2.В курсовом проекте по "деталям машин" студенты по индивидуальным заданиям с использованием опыта, полученного на кафедре инженерной графики создают 3D модели полной сборки вертолётного редуктора и, по поручению преподавателя, производят инженерный анализ отдельных деталей (валов, стаканов подшипников и пр.) одновременно в среде ANSYS и традиционными способами сопромата (затем оценивая их путём сопоставления).

3.В прошлом учебном году студенты, практически полностью (по их - же инициативе), перешли на моделирование и анализ моделей деталей в среде NX.

Для эффективного моделирования используются предварительно подготовленные библиотеки параметрических моделей стандартных деталей крепежа и типовых деталей (валов, подшипников, стаканов подшипников, крышек, упорных колец, зубчатых колёс, шлицевых гаек, уплотнительных колец, деталей объвязки и пр., кроме корпусов).

Отечественная интегрированная САПР CAD/CAM/CAPP ADEM VX позволяет реализовать в учебном процессе "сквозную" подготовку, ориентируясь на отечественные стандарты (ЕСКД, ЕСТП) с учётом практики оформления технических документов и использования, в часности, отечественного оборудования с ЧПУ на предприятиях машиностроения. Всё, что сконструировано и спроектировано рано или поздно должно быть эффективно ("малой кровью") изготовлено! 

С уважением, Чемпинский Л.А.

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ В ИНСТИТУТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК, Чемпинский Леонид Андреевич
(5 марта 2019 г. 21:43)

Здравствуйте уважаемый Александр Львович!

Я выслал презентацию по структуре и содержанию курса основ геометрического моделирования в машиностроении. Готов к её обсуждению после размещения на сайте конференции.

С уважением, Чемпинский Л.А.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(2 марта 2019 г. 15:49)

Здравствуйте уважаемый Михаил Николаевич!

В нашей суетливой жизни мы не всегда сохраняем связи с реальным миром. А уже весна!

На правах "хозяина" страницы позвольте от всего коллектива коллег, участвующих в дискуссии, сказать Вам СПАСИБО за поздравление с наступившим новым временем года! Ведь "ещё не вечер", правда? Думаю, что разделю мнение коллег, пожелав Вам счастья, успехов, здоровья.

Видимо, прав был поэт, "большое видится на расстоянии" (из Софии?). Я не стремился упреждать, а тем более, торопить,  развитие дискуссии, а только хотел обратить внимание коллег, что есть ещё нерешённые техническим сообществом вопросы, которые без нас, думаю и надеюсь, никто не решит. Дискуссия, развёрнутая на "моей" странице, вселяет уверенность: если не мы, то кто?

Я думаю, что вопрос о "собаке и месте её захоронения" нас не обойдёт. Предварительно, полностью согласен с Вашей оценкой, но для пользы дела прошу "не гнать лошадей": всё ещё впереди, но "кашу" всё-таки рекомендуют "есть с краю".

С искренним уважением, Чемпинский Л.А.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(2 марта 2019 г. 13:04)

Здравствуйте уважаемый Николай Андреевич!

Я с большим интересом и удовлетворением, боясь "спугнуть" и не желая спровоцировать на это мудрых организаторов конференции, наблюдаю, как на "моей" страничке происходит позитивная полемика авторитетных, креативных, неравнодушных к предмету уважаемых мной коллег, посвящённая анализу  давно назревшего вопроса о месте и роли Н.Г. (и не только).

Я терпеливо жду и надеюсь, что запала коллег хватит, чтобы  продолжить конструктивный разговор в контексте темы представленного доклада (точнее, докладов: 2-й, а по смыслу первый, доклад представлен в секции пленарных): как, не "поступаясь принципами", оставаться полезными современному техническому сообществу,  не просить "дядю", постоянно доказывая свою нужность и значимость путём заклинаний, а убедить его: сформированные нами знания (компетенции, если хотите) о реальной, а не только номинальной геометрии различных  технических объектов являются в настоящее время базовыми для реализации всей подготовки специалиста в техническом вузе.

С глубоким уважением и интересом, Чемпинский Л.А.

Поговорим "без галстуков",
(28 февраля 2019 г. 22:40)

Добрый вечер, Людмила Сергеевна!

Сразу должен признаться, что я во многом согласен и с Вами и с Александром Львовичем по поводу формирования пространственного воображения. Полную ясность в этом вопросе мог бы внести наш Создатель (вселенский разум, интерпретировать замысел которого мы пока тщетно пытаемся). 

Поэтому позвольте два слова из моего жизненного опыта.

В пятом классе школы мне удалось (без знаний черчения, но по образцу) изготовить табуретку. Тут была не столько заслуга школы, сколько моего отца: столяра-краснодеревщика по первой специальности, за работой которого дома я с интересом наблюдал с раннего детства.  

В шестом классе мы без всяких чертежей опиливали заготовки, сверлили и "на глаз" распиливали отверстия для крепления ручки к молотку, доводили "до ума" заготовки плоскогубцев.

В седьмом  классе я встал к токарному станку и точил "на глаз" стамеской шахматные фигуры из твёрдых пород дерева.

В восьмом классе, интересуясь игрой в шахматы, я практиковал игру "вслепую" одновремённо на трёх досках со своими сверстниками.

 В 9-м и 10-м классе учился  в школе рабочей молодёжи и профессионально работал разметчиком (пространственная контрольная, периодическая и разметка под механическую обработку) преимущественно заготовок корпусных деталей авиационных, ракетных и лодочных двигателей, полученных литьём "в кокиль" и по выплавляемым моделям, где получил наглядный опыт "чтения чертежей" . Удостоился права ставить "личное клеймо".

И вот на первом курсе вуза мне стали объяснять, как будет расположена точка и её проекции в восьми октантах и пр., поучая, что это т. н. "грамматика рабочего чертежа" и пр. , которая, кроме всего прочего, развивает пространственное воображение и т.д. Мне тогда это слушать было, мягко говоря, забавно (как же я и такие работяги, как я, до сих пор без этого обходились, зарабатывая на хлеб с маслом?).

Но жизнь распорядилась так, что, имея 5-и летний опыт работы по специальности после вуза на производственном предприятии (оперативно руководил проведением "огневых" испытаний ракетных двигателей и ГТД), будучи уже к.т.н., по приглашению зав. кафедрой оказался в числе преподавателей кафедры графических дисциплин.

В 1982 г. в рамках ФПК П в МАДИ (у Н.Н. Рыжова) познакомился с энтузиастками Арциховской (имя, отчество уже забыл), которая преподавала машинную графику и "Зоечкой" Ивановной Лукиной, которая вела практику по параметризации. В рамках участия во вновь созданном (после смерти Н.Ф.Четверухина) городском семинаре получил приглашение от Г.П. Вяткина посетить его кафедру в "Станкине", где, осмелев, стал задавать "вольные" вопросы: зачем нужна Н.Г. (рассказав о своём опыте развития пространственного воображения), есть ли ей альтернатива. "Язвительный" в общении Георгий Порфирьевич серьёзно ответил, что такая альтернатива есть и называется проекционным черчением (и не из книжки "Занимательное черчение", где были приведены задачи с изогнутой в пространстве проволокой, а с "твёрдыми" телами: построением по двум видам третьего).

Аналогичный разговор состоялся с Анатолием Владимировичем Павловым в Киеве, когда, будучи в научной командировке в институте сварки Е.О. Потона, я попытался договориться о стажировке у него на кафедре в рамках прохождения доцентуры. С точь-в-точь таким же, как в Москве ответом.

Цель занятий в школах Самары по 3D моделированию, состояла, в частности, в том, чтобы дать ответ на вопрос: с какого возраста можно развивать пространственное воображение у школьников? Начали со старших классов и, "опускаясь", дошли до начальной школы (5-го класса, сразу после 3-его). Ниже не разрешили по условиям СанПинов (тогда ещё использовали ЭЛТ). Проводил открытые уроки: дети, которые за мной делали записи прописными буквами, поражали руководство школы умением моделировать произвольные объекты "по воображению".

Тут пора остановиться, чтобы сформулировать ещё пару выводов из моего опыта:

-чтобы быть успешным, нужно быть кому-то полезным;

-если тебя критикуют, относись терпимо, "не огрызайся" и ищи причины в своей деятельности: что-то в ней не убеждает коллег;

-все ответы знает только Создатель!

С уважением, Чемпинский Л.А.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(28 февраля 2019 г. 20:19)

Здравствуйте уважаемая Людмила Сергеевна!

Готов поделиться  своими соображениями с Вами, например, "В кулуарах", чтобы не возбуждать уважаемых коллег общими рассуждениями, как бы не имеющими прямого отношения к темам конференции.

С уважением, и до встречи "В кулуарах", Чемпинский Леонид Андреевич

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(28 февраля 2019 г. 12:52)

Здравствуйте уважаемый Александр Владиславович!

Благодарю за подсказку. Наращивая сложность выполнения задания и мы косвенно (только качественно) оцениваем способность пространственно мыслить, последовательно усложняя задачу. Например, просим выполнить пространственную модель простой кубической кристаллической решётки металла (геометрия которой определяет, в частности, его механические свойства),  затем модель - объёмно центрированного куба, затем гранецентрированного куба и пр.

Однако тестов по количественной оценке (2,3.4 или 5) мы не имеем. Другими словами, может быть подобные тесты следует создать, обсудить (оттарировать) согласовать и утвердить в качестве инструмента (прибора) общего пользования, позволяющего объективно оценить степень пространственного воображения испытуемого. В то же время, на справившись с одним заданием, студент может себя великолепно проявить при выполнении другого. Так что, пока нам такой универсальный прибор неизвестен.

С уважением, Чемпинский Леонид Андреевич

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(28 февраля 2019 г. 8:03)

Здравствуйте уважаемый Виктор Алексеевич!

Я надеюсь, что после опубликования нашего доклада с А.И.Ермаковым, Вы уже получили ответы на вопросы, заданные ранее.

1.Цель является первичной. В нашем случае цель - формирование (и развитие) у студентов способностей,  которые необходимы для решения задач в предметных областях последующих дисциплин учебного плана, что, в конечном итоге, позволяет обеспечить современный уровень подготовки специалистов для предприятий отрасли.

2. Пространственное воображение - функция человека, присущая ему со дня рождения. Эту функцию можно развить, путём реализации конкретных задач, представленных в докладе, способами, которые мы предлагаем. 

3. О существании оттарированного прибора, позволяющего измерить величину пространственного воображения, мы не знаем.

С уважением, Чемпинский Леонид Андреевич

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(28 февраля 2019 г. 0:07)

Здравствуйте уважаемая Алевтина Бруновна!

Спасибо за проявленное внимание к содержанию нашего сообщения. 

В докладе, написанном в соответствии с требованиями по объёму, не ставилась цель объяснить и рассказать всё и сразу (кашу, как известно, едят с краю). Мы делимся своим опытом создания системы подготовки специалистов в ИДЭУ Самарского университета, в частности, особенностями подготовки, являющейся для нас "базовой", обеспечивающей "сквозной" процесс освоения специальности в новых условиях. Мы с уважением относимся к  опыту ПНИПУ и всех, кто имеет свой опыт и собственное мнение и не настроены обсуждать наши вопросы по принципу "кто кого перекричит".  Для пользы дела, пожалуйста, посмотрите наш доклад на этой конференции 2016 года и материал, представленный в списке литературы к нему, а также более внимательно материалы наших докладов на этой конференции. 

С готовностью продолжить конструктивный диалог и искренним уважением к Вам, Чемпинский Леонид Андреевич 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(27 февраля 2019 г. 23:22)

Здравствуйте уважаемая Ольга Львовна!

Спасибо за проявленное внимание к содержанию доклада.

К сожалению, мой полный ответ Вам пропал (из-за технического сбоя?)

Постараюсь всё же кратко ответить Вам.

Итак, весь курс 102 часа (20 - лекций, 22 - пр. зан., 60 - лаб. раб.) в первом семестре первого курса.

Перед выполнением индивидуальных заданий студенты в ходе проведения параллельно в 2-х компьютерных классах занятий по подгруппам (по 12-13 человек), приходящихся на одного преподавателя, осваивают порядок выполнения, в частности, комплексных заданий. Затем, каждый студент самостоятельно дома выполняет своё задание, распечатывает на формате А3 перед следующим занятием в аудитории и предъявляет на проверку преподавателю. Параллельно с прохождением занятия преподаватель проверяет предъявленные работы. Таким образом после нескольких занятий правильно выполненная и оформленная работа принимается преподавателем.

Всего в потоке 3 группы студентов по 25 человек.

Ещё раз спасибо.

С уважением, Чемпинский Леонид Андреевич

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(26 февраля 2019 г. 20:47)

Здравствуйте уважаемый Александр Львович!

Спасибо Вам за оценку важности работы.

Как-то в 1997 г. в Н-Новгороде я получил в подарок от Вас отчёт по курсу компьютерного геометрического моделирования, выполненного в 1996 году студентом Г. Поповым, группа Э-134 , который до сих пор храню. Я в то время по совместительству 3-ий год преподавал аналогичный эсклюзивный курс в школах г. Самары.

В 1982 и 1985 г.г. в ответ на мой вопрос об альтернативе начертательной геометрии в развитии пространственного воображения студентов два "наших человека": Вяткин Георгий Порьфирьевич (зав.кафедрой в "Станкине") и Павлов Анатолий Владимирович (зав.кафедрой Киевского политехнического института) не "сговариваясь", ответили - Проекционное черчение. В то время о 3D моделировании и его возможностях в преподавании графических дисциплин мы ещё не знали.

Я не готов категорически судить, хотя во многом с Вами согласен: наш опыт должен способствовать процессу осмысления коллегами - что давать, когда и, самое главное, зачем?

С уважением, Чемпинский Леонид Андреевич

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НОВОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ "ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ", Чемпинский Леонид Андреевич
(26 февраля 2019 г. 19:59)

Здравствуйте уважаемый Виктор Алексеевич!

Готов ответить на Ваши вопросы после публикации моей работы с А.И. Ермаковым, которая должна быть вот-вот опубликована.

С уважением, Чемпинский Л.А.