Назад Go Back

О ПРОБЛЕМАХ НЕСООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ТРЕБОВАНИЯМ К ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

English version
Фото Филоненко Любовь Александровна (Донской государственный технический университет )
Чередниченко Ольга Павловна (Донской государственный технический университет )


Аннотация

В этой статье речь идёт об адаптивном курсе - предмете, который не предусмотрен основной образовательной программой. С его помощью мы производим адаптацию студентов к тому уровню компетенций, на котором ведётся изучение геометро-графических дисциплин.



Ключевые слова: Адаптивный курс

За последние годы образование на всех уровнях претерпело большие изменения. В этой статье речь пойдет о проблемах, возникающих при работе со студентами инженерных вузов, которые поступают на специальности, связанные с умением графически отображать замысел конструктора, технолога, но не имеющие необходимой базовой школьной подготовки для успешного освоения цикла графических дисциплин в вузе.

В ходе профориентационной работы сотрудников кафедры в общеобразовательных учебных заведениях, выяснилось, что  в соответствии с приказом министерства образования и науки Ростовской области №57 от 4 марта 2005 года «Черчение» исключено из списка обязательных предметов и теперь преподается за счет школьного компонента в образовательной области «Технология». Учебное заведение получило право выбора: вводить этот предмет или нет.

В результате, у большинства учащихся (в среднем — 75%), являющихся  абитуриентами технического вуза, не было предмета «Черчение» в школах.  Пятнадцать процентов имеют слабую подготовку по этому предмету; и около 10% от общего количества абитуриентов могут изучать основы начертательной геометрии и инженерной графики, опираясь на базовые знания, требуемые как основа, на которой строится успешное восприятия вузовских дисциплин.

В связи с этой проблемой руководством Донского государственного технического университета было принято решение об организации и проведении адаптивного курса по черчению на базе кафедры «Инженерная и компьютерная графика» [1]. Задача адаптивного курса — нивелировать обозначенное несоответствие базового образования. Поскольку эти занятия не могут входить в учебный план специальности, но они необходимы, то их организация была спланирована с учетом индивидуального, дифференцированного подхода к каждому студенту. Стартовый рейтинг, определяемый результатами тестирования по заданиям, не выходящим за пределы школьной программы, позволяет определить контингент, для которого необходимо посещение адаптивного курса.

Занятия организованы таким образом, чтобы студенты успевали выполнять упражнения за отведенное время, без домашних заданий. Закрепление темы проводится опросом или тестами в конце занятия или перед началом следующего.

Интенсифицировать работу со студентами позволяют методические разработки — карты с упражнениями. Это заготовки, которые выдаются каждому студенту, и он должен в процессе объяснения материала дополнить заготовку правильным изображением; решением графической задачи.

Теоретический материал и комментарии к выполнению заданий даются с помощью презентаций и построений на доске. Методика использования презентаций, которую в большинстве случаев считают новационной, не всегда удобна при объяснении графических построений. Преподаватель вручную показывает оптимальный алгоритм выполнения работы, студент следует за этапами построений, зрительно запоминая процесс и получая навыки правильных действий.

Например, рассмотрим тему «Геометрические построения». Важно понимание студентом принципов построения изображений, их геометрических основ, приобретение навыков работы с чертежными инструментами и выполнения эскизов. При осуществлении подобной работы за компьютером теряется понимание основ, сути построения, поэтому важно самостоятельное выполнение подобных упражнений вручную, с использованием чертежных инструментов [2].

На рис. 1 представлена заготовка работы. Есть готовые ответы, которые студенты смогут использовать в случае пропуска занятия  или для самоподготовки рис. 2.

Каждая тема требует методического обеспечения. Это и презентация, и раздаточный материал в виде карт с упражнениями, и методические рекомендации по выполнению каждого упражнения в электронном и печатном виде, и тестовый материал для контроля полученных знаний.

Трехлетняя практика проведения адаптивного курса доказывает его эффективность и актуальность.  Работа над адаптивным курсом продолжается, и полученный опыт проведения занятий доказывает правильность принятых решений и выполненных методических наработок.

Список литературы

1. Лузина Н.И., Фисунова Е.И., Чередниченко О.П. Выравнивание стартовых условий графической подготовки обучающихся для вхождения в учебный процесс ВУЗА  Международная научно-методическая конференция:  Инновационные технологии в науке и образовании "ИТНО-2014"

2. Чередниченко О.П., Савенков М.В., Лавренова Т.В. Компьютер или карандаш? Международная научно-методическая конференция:  Инновационные технологии в науке и образовании "ИТНО-2014"

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Заготовка работы на примере темы "Геометрические построения"




Рис. 2
Рис. 2

Готовый ответ для самоподготовки на примере темы "Геометрические построения"




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(3 марта 2015 г. 23:59)

Уважаемые коллеги, согласен с тем, что адаптивный курс очень полезен. Из доклада не совсем понятно: посещение адаптивных занятий для тех, кто плохо сдал тест, обязательно? Если это так, то здорово. Но как вписываются адаптивные занятия в расписание? Согласен и с замечанием по поводу презентаций. Опыт показывает, что если студент посмотрел "кино" и при этом сам рукой не водил - толку мало. Успехов Вам в развитии адаптивного курса.

 С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(4 марта 2015 г. 2:41)

Здравствуйте, Любовь Александровна и Ольга Павловна! Жаль, что нет второй фотокарточки, первая очень симпатичная.

Проблема с черчением возникла не в 2005 году. Года 4 назад мы с В.И. Вышнепольским побывали в Академии педнаук, разговаривали с тамошними академиками, в том числе и с тогдашним Президентом Никандровым. Оказалось, что уже на тот период времени в школах черчение не было обязательным предметом уже лет 20! Отсюда и все проблемы. В стране, где подавляющее большинство вузов - технические, и в этих вузах чертеж имеет (до сих пор!!!) огромное функциональное значение, отсутствует черчение. Нонсенс. Более того - и геометрию-то преподают мягко говоря, спустя рукава. Поэтому к нам и попадают неучи.

В моем институте (им. Сурикова) на факультете архитектуры есть вступительный экзамен по черчению, поэтому на подготовительных курсах имеется такой предмет "Черчение". Однако не все прошедшие его знают школьную геометрию. У меня постоянно возникает стремление потребовать от нашего министерства введение в процесс образования бакалавров курс школьной геометрии - ведь ввели же они историю Отечества, хотя ее и изучают в школе. Все равно ведь бакалавр - это нечто вроде ежика в тумане. Занятия у нас на подготовительном отделении по черчению ведутся еженедельно, в течение всего года по 4 часа в неделю. А на начертательной геометрии на 1 и 2 курсах я их начинаю "гонять" по школьной геометрии!

В связи со сказанным, как мне кажется, на адаптивные курсы надо посылать весь состав первокурсников, невзирая на лица. А дополнительное тестирование - это просто лишняя трата времени.

С уважением, Сальков.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(9 марта 2015 г. 15:28)

Уважаемые коллеги! Интересная работа. Есть о чём подискутировать. Или все уже выдохлись, обсуждая доклад нижегородцев?

Но адаптивная идея есть только у дончан. Включайтесь.

 Тихонов-Бугров.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(9 марта 2015 г. 17:10)

Дмитрий Евгеньевич, здравствуйте!

Согласен с Вашим мнением, что работа интереснакя и что есть о чем подискутировать. Но почему же только у дончан эта идея имеется? Только у них есть выступление по этому поводу - это да! А так, по-моему, каждый вуз, в том числе и наши кафедры, давно пытаются заботиться о том, чтобы хоть чуть-чуть подтянуть поступивших до приемлемого уровня по геометрии. В МГАКХиСе, который сейчас якобы присоединен к МГСУ, мы тоже и проводили "вступительную" контрольную работу, чтобы определить уровень даже не подготовки, а просто геометрического невежества. А потом предлагали желающим пройти подготовительные курсы. Но, поскольку эта инициатива шла не сверху, то вскоре такую самостоятельность ректорат запретил, непонятно почему. И в моем сегодняшнем институте (МГАХИ) на подготовительных курсах я стараюсь подправить испорченное в школе.

И вот тут возник вопрос. Как адаптивные занятия включаются в "рацион" обучения при немыслимой загруженности преподавателей обычными занятиями? Или они входят в нагрузку официально?

И снова мы только с Вами на этой страничке! А где же авторы? Придется, как в театре - авторов на сцену!

Н. Сальков.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(9 марта 2015 г. 18:00)

Здравствуйте, Николай Андреевич. Вот как раз включение в "рацион" и обязательность меня чертовски интересует. Думаю (надеюсь), что после праздников нам расскажут.

 С уважением, Тихонов-Бугров.

Чередниченко Ольга Павловна
(10 марта 2015 г. 12:02)
Спасибо большое за внимание и оставленные комментарии! Конечно,такие изменения в учебной нагрузке, как внедрение адаптивного курса, должны быть согласованы и поддержаны руководством. Занятия бесплатны для студентов, два ак-х часа в две недели, для преподавателей - на условиях почасовой оплаты. Все в рамках допустимых инициатив. Строго придерживаемся правил: оставаться в этих временных рамках и без домашних задании. Это и требует высокой эффективности занятий, о чем идет речь в статье. С уважением, О.П. Чередниченко
Фото
Мошкова Татьяна Владимировна
(10 марта 2015 г. 12:44)

Добрый день, уважаемые коллеги!

С интересом изучила доклад и комментарии к нему. Тема для нас чрезвычайно актуальна. Безусловно интересуют организационные аспекты, буду ждать разъяснений на этот счёт. Кроме того, возник еще ряд вопросов. 

Во-первых, Дмитрий Евгеньевич, надеюсь вы пошутили насчёт "кино"?))) Мы все прекрасно понимаем, что именно преподаватель обязан поработать с информацией и представить в таком виде, чтобы это были дидактические материалы, а не "кино". Нам же эти презентации не навязываются насильно, мы сами их и создаём. Вы согласны?

Во-вторых, неясно, почему использование презентаций исключает работу студента? Не совсем поняла это противопоставление.

Вряд ли сейчас методика использования презентаций считается "новационной". Мы с коллегами используем в учебном процессе презентации, начиная с 2004 года. И презентации, и плакаты, и модели, и мел. Примерно в это же время - 2005-06 гг. школы были оснащены разнообразным мультимедийным оборудованием. Так что студент явно не упадет в обморок от удивления, увидев презентацию. Более того, их учат в школе методике создания таких материалов, поэтому студенты - отличные помощники преподавателя в этом вопросе.

Что касается именно геометрических построений (или решения задач НГ), то речь идёт конечно же о пошаговом описании, а не только итоговой картинке. В этом случае всегда есть возможность вернуться к тому или иному этапу построений (решения задачи): наиболее важному или вызвавшему много вопросов. 

Откровенно говоря, плохо себе представляю, как можно обойтись только доской и мелом, если у вас в день три-четыре пары НГ с объяснениями нового материала и потом ещё две пары занятий со слушателями курсов по черчению (обычные дело!). 

И ещё один аспект - аллергия. Мы с чем только не сталкиваемся! У всех в сейфах наготове аптечки))) Так вот, надсадный кашель студентов от мела - достаточно частое явление. Стараемся не злоупотреблять)))

С уважением, Мошкова.

Фото
Горнов Александр Олегович
(10 марта 2015 г. 16:29)

 

 Татьяна  Владимировна, здравствуйте!  Извините, что  и Вам  задам  подобный вопрос, как и уважаемым болгарским  коллегам. (  размещаю рядом с Вашим комментарием к этому  докладу )

 Несомненно,  различные  мультимедийные  средства  ( или  только  ГСПИ )  повышают  эффективность  передачи информации и, в некотором смысле, работы  преподавателя в аудитории.  Но дело ведь не только в повышении  эффективности её  передачи, а  в, не меньшей степени, одновременном повышении  эффективности её  приема. В  этой  сфере  известно фундаментальное: источник и приемник информации должны быть  согласованы. Причем это согласование  предполагается по ряду  характеристик.  Так  вот,  по  Вашему  мнению, где  это ( при каких  условиях )  согласованность  лучше, где хуже  и  какие  средства   Вы  используете для  адаптации  студента  к  приему  информации в таком  виде ;  как она ими фиксируется ?

Вопрос, понимаю, не простой. Просто  интересно, что Вы по этому поводу думаете , что говорит Ваш и Ваших коллег опыт   … С  уважением ко всем, А.О.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(10 марта 2015 г. 21:49)

Татьяна Владимировна, здравствуйте. Про кино я не шутил. Конечно, мультимедийные средства мы используем. НО! Я знавал одного экономиста, который включал своё "кино" и удалялся на энное число минут, соизмеримое с 45. Аптечка ему не нужна. В нашей дисциплине с "кино" должна быть устойчивая обратная связь. Варианты:

1. Идеальный, в основном заморский - издаёте подробный конспект, говорите студентам о чём будет лекция, какие страницы проработать. Студенты прилежно изучают и готовят вопросы. Вместе с лектором смотрят "кино" и обсуждают. После этого закрепляют материал в виде самостоятельного решения задачи на обсуждавшуюся тему (минут на 15). Лектор садится рядом с сейфом, проверяет задачи и видит: что переварено хорошо, а что - плохо.

2. Пошаговые картинки у Вас и такие же у студента. Он их рассматривает и что-то записывает.

3. Пошаговые картинки у Вас, а у студента такие, которые требуют доработки под Вашим комментарием. Включаются ручонки! Вот это -ценно.

 Вы за какой вариант?

  С уважением, Тихонов-Бугров.

Фото
Мошкова Татьяна Владимировна
(10 марта 2015 г. 23:32)

Добрый вечер, коллеги! 

Александр Олегович! Дмитрий Евгеньевич! Предположу, что никто не будет против, если я постараюсь ответить сразу вам обоим?

Искренне надеюсь, что мои объяснения не сочтут за оффтоп:)

Опишу то, что происходит у меня на "стандартном" потоке общетехнического факультета (3 группы, 80-90 человек). 2 часа практики в каждой из шести подгрупп (по 15 человек) и 2 часа лекций для всего потока каждую неделю.

На своем сайте (о котором шла речь в докладе на прошлогодней конференции) я публикую дату и тему очередной лекции. Прошу напечатать и принести соответствующий раздаточный материал. Традиционно, лекции на нашей кафедре посвящены рассмотрению теоретических вопросов. Поэтому, дабы не превращать лекцию в диктант, основные положения и необходимые схемы и рисунки, с пропущенными ключевыми словами и выражениями оформлены в виде раздаточного материала. На лекции, в диалоговом режиме разбираем тему, одновременно дополняя конспект. Что-то вписываем, что-то выделяем цветом, что-то дорисовываем. Частенько, в ходе обсуждения, возникают идеи о необходимых дополнениях или изменениях. Беру на заметку.

Далее, на сайте публикую домашнее задание к практическому занятию. Оно включает, в первую очередь, поиск ответов на вопросы по рассмотренной теме (также опубликованы на сайте). Источниками информации служат учебники, элетронные ресурсы и раздаточный материал. 

На практике разбираем те вопросы из списка, которые остались без ответа и начинаем применять рассмотренный материал, решая задачи. Я могу использовать презентации, показывающие различные этапы решения. Обсуждаем. Затем студенты выполняют аналогичные упражнения. На листах, используя чертёжные инструменты, записывая ход решения в символическом виде. Сравниваем, обсуждаем, выявляем общие затруднения и оригинальные вопросы. Каюсь, не люблю использовать заготовки (тетради и т.п.). У меня студенты все делают сами. Далее следует домашнее задание (публикую на сайте), которое включает и дальнейшую проработку теоретического материала, и решение немалого количества задач. При этом студенты знают, что решают они эти задачи не для того, чтобы сдать преподавателю, а для того, чтобы разобраться в материале. На следующей практике разбираем возникшие вопросы. Я вновь могу использовать презентацию. Студенты при этом работают с теми задачками, над которыми трудились дома. Что-то исправляют на этих листах, делают пометки. После того, как материал темы проработан (на это отводится разное количество лекций и практик, в зависимости от темы), проводится проверочная работа. В аудитории, на практическом занятии. Конечно же на сайте заранее публикую всю информацию о грядущем испытании: форма, время проведения, критерии оценки, необходимые инструменты и материалы. Затем и результаты проверочной обсудим, и разберем типичные ошибки. Это можно сделать на лекции, опять-таки используя презентации.

Вот в таком режиме мы и взаимодействуем со студентами в течение семестра. Это, если вкратце. Потому что есть еще разнообразный наглядный материал, размещённый на страницах сайта. Есть плакаты, модели - всё делают студенты. На выходе каждый студент имеет на руках две, довольно пухлые папки - с конспектами и с работами.

У коллег происходит примерно то же, с некоторыми отличиями, обусловленными спецификой читаемых курсов и личными предпочтениями преподавателя.

Надеюсь, что информация окажется полезной. С удовольствием отвечу на вопросы, если таковые возникнут.

У меня, в свою очередь, возник вопрос к авторам доклада. Любовь Александровна! Ольга Павловна! Поясните пожалуйста, зависит ли оплата труда преподавателя от количества студентов, пришедших на дополнительные занятия?

С уважением, Мошкова.

 

 

Фото
Горнов Александр Олегович
(11 марта 2015 г. 0:26)

 Татьяна  Владимировна !  Большое спасибо за  оперативный  и  полный ответ . Понял, что Вы используете целый комплекс организационных и методических  средств  в  рамках  обозначенной мною проблемы . Понимаю, какой  постоянной интеллектуальной и рутинной работы это требует , что  вызывает, еще раз,  уважение . Успехов  Вам.  Здесь нет предела совершенству  .  Здоровья  и удач  Вам и Вашим коллегам, А.О,   

Фото
Мошкова Татьяна Владимировна
(11 марта 2015 г. 1:10)

Спасибо, Александр Олегович! Взаимно!

Мошкова Т.В.

Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(11 марта 2015 г. 1:45)

Уважаемая Татьяна Владимировна! Сначала хочется прокомментировать тему: "кино" на лекциях. 

1. При внедрении мультимедийных технологий ,необходимость в традиционных лекциях, отпадает. По-моему, какие конспекты студентам ни раздавай, мы их в 2007 году назвали " опорный конспект лекций", толку от лекций в 60- 90 человек нет  и не будет.

2. Подобные лекции должны носить лишь проблемный характер, согласна с Дмитрием Евгеньевичем. Обсуждение изученной студентами темы до лекции, сопровождаться тестами. - Это из классического западного образования. Наша беда в том, что мы переносим только часть системы, разработанной в Европе и других частях света. Поэтому мы отказались от лекций и при одновременном объяснении материала  и на экране , и на экранах у студентах идет одна и та же информация, дополненная файлами с учебниками в pdf. и файлами в Word ( на одном экране) и  совмещенная с ручным решением.Студенты все равно конспектируют комментарии преподавателей, так как заранее созданнные презентации, все равно дополняются. В дополнение к презентациям, используется Документ-камера, с помощью которой демонстрируются и новые задачи, и реальные изделия. В целом такие занятия называем- комбинированные. Считаю нашим достоянием, внедрение такой методики и  технологии для всего университета, т.е. для 35 групп. Важно еще и то, что к таким занятиям должны быть подготовлены все преподаватели кафедры, чтобы была зваимозаменяемость, особенно при частом изменении штатов. Это требует постоянных методических семинаров на кафедре и т.д.

Теперь, позвольте обратиться к авторам доклада,  уважаемые Любовь Александровна! Ольга Павловна!

О так называемых, пропедевтических курсах: 

1. В нашем вузе есть специальный центр дополнительного образования, в котором платно студенты изучают темы, ранее не изученные в школе. Но вот проблема, у первокрссников пробелы не только с черчением, но и математикой, и химией, и историей и т.д. И получается, что помимо 27 ауд.часов в неделю и отведенных 27 часов самостоятельной работы, надо где-то взять ещеот 6 до 12  часов дополнительных занятий. Перегруз! 

2. Оплата преподавателю - 500 руб. в час в группах от 6 до 12 человек- достаточно трудоемкая затея, при нагрузке в 900 час в год, сил не хватает. А если количество студентов перейдет через 100-150 человек в семестр, то такие курсы превратяться в фикцию.

3.Надо начинать со школы, это правильно, но это будут единицы школ. 

С уважением, Л.О.Мокрецова

 

 

Фото
Сальков Николай Андреевич
(11 марта 2015 г. 2:46)

Татьяна Владимировна! Как я Вам сочувствую! И я по поводу своей нагрузки еженедельно ворчу на декана, но у Вас... Предварительная Сизифова работа получается! То есть, хорошо, если впрок слушателем пойдет - имею ввиду студентов. Раньше, когда я был моложе и лучше качеством, мне также приходилось раза два  в неделю отрабатывать по 10 часов (5 пар). Сейчас три пары для меня - предел. Я тоже работаю дома, готовя предварительные материалы для занятий, но столько, сколько готовите Вы... И ведь, как вы говорите, со временем это все несколько трансформируется и дополняется. Мне жаль ППС, который вместо работы над собой вынужден из-за каторжной нагрузки терять свое здоровье на благо дружным ребятам из министерства.

Людмила Олеговна! Я не вполне согласен с тем, что лекции отмирают. Сейчас выходит моя статья в №4 за прошлый год (уже получили верстку), где я привожу высказывание ак. Н.Ф. Четверухина: "При переходе на новые методы обучения нельзя умалять решающей роли преподавателя и его влияния на студента на всех этапах учебно-воспитательной работы". Разве он неправ? Студенты на лекциях хоть научатся разговаривать более-менее прилично, не поминая через слово прекрасный такой атрибут масленницы. Ну а с тезисом жутчайшей перегрузки всех преподавателей... Меня не покидает смутное подозрение, что нагружая нас, словно рабов, руководство министерства стремится таким образом избавиться от надоедливых нас, мешающих им жить.

С уважением, Сальков.

Чередниченко Ольга Павловна
(11 марта 2015 г. 10:54)
Уважаемая Людмила Олеговна, спасибо за внимание к докладу. Я в комментарии от 10 марта ответила на эти вопросы. Есть адаптивные курсы и по упомянутым Вами дисциплинам. Без поддержки руководства вуза такие мероприятия невозможны. Перегруз для студентов был бы (о себе не говорим)), но мы сказали об ограничениях - только аудиторная нагрузка. Наша задача - максимально эффективным сделать занятие.
Чередниченко Ольга Павловна
(11 марта 2015 г. 11:32)
Николай Андреевич! улыбнули Ваши слова о качестве. Спасибо большое за цитату академика Четверухина. Прекрасно, что есть молодые, энергичные, напористые преподаватели, такие, как Татьяна Владимировна. Значит есть кому передать дело обучения инженерных кадров. Адаптивный курс как почасовую нагрузку стараемся по возможности давать самым молодым преподавателям. Им это тоже полезно. О лекциях: мне их не хватает и в курсе инженерной графики (хотя бы три лекционных занятия). Александр Олегович, Дмитрий Евгеньевич, благодарю Вас за внимание к статье, я постаралась ответить на Ваши вопросы. Можете обращаться и на почту: ocherednichenko@donstu.ru Проблемы в контингенте студентов, в перекошенном отношении общества к простым человеческим ценностям, в том числе к образованию... То есть множество причин, на которые мы повлиять не можем. Выход один - ответственно и с удовольствием делать свою работу.
Фото
Мошкова Татьяна Владимировна
(11 марта 2015 г. 13:08)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Николай Андреевич, уважаемый, не соглашусь!)))) Сизифов труд для меня синоним бесполезности, разве у нас так? Я росла в преподавательской среде, и когда собирался "семейный педсовет" бабушка говорила: если не отпускают мысли о бесполезности твоей работы, а ученики вызывают раздражение и кажутся безнадёжными, либо думай, что можно изменить, и меняйся, либо уходи из профессии. Нельзя выходить к детям с таким настроем (бабушка у меня была 1903-го г.р. и, учась в пединституте, застала еще кое-кого из профессоров старой выучки). Слушая старшую родственницу, мама и тётушки с ней соглашались. И я соглашусь! И ещё у нас говорили: зачем преподавателю даются два месяца отпуска? Один месяц - отдыхай, а в другой сядь и подготовь методическое обеспечение на целый год. Это тот случай, когда месяц год кормит! И вокруг меня шелестели переписываемые конспекты лекций, создавались в туши чертежи для новых методичек, изучались вновь вышедшие учебники и пр. и пр. Это то, что в костях заложено. Поэтому в течение учебного года в этом плане у меня не так много работы. Да и за многие годы материалов накопилось предостаточно, редко приходится разрабатывать что-то с чистого листа. Сложнее в этом плане молодым преподавателям.

У нас был опыт изменения "сетки вещания". Потоковые лекции - раз в две недели. Каждую неделю практика для группы в целом и раз в неделю, так называемая, консультация. Предполагалось, что посещение консультаций свободное, они не рассматривались, как второе занятие. Опасались, что никто не будет ходить, однако посещаемость была потрясающая. На мой взгляд, было удобно. Работая с группой в целом, новый материал приходилось объяснять три, а не шесть раз подряд, как сейчас. На консультации можно было разобрать возникающие вопросы, рассмотреть дополнительный материал, провести работу над ошибками. Такой вот был эксперимент. Но оказалось, что организационные сложности практически непреодолимы(( Вернулись к прежней схеме. Конечно, не каждый день приходится вести по пять пар. У нас то густо, то пусто. А из потоковые лекции, коль они неизбежны, пытаемся сделать максимально эффективными. 

Фото
Мошкова Татьяна Владимировна
(11 марта 2015 г. 13:30)

Ольга Павловна! Спасибо, конечно, за приятные слова, но мне в голову не придёт позиционировать себя в качестве молодого преподавателя, стоя у доски с 91 года))) Я как раз очень озабочена тем, КОМУ передать дело обучения инженерных кадров! И я, и мои коллеги. Сейчас обучаем юную сотрудницу, посмотрим, что выйдет. У меня, кстати, дочка уже начала немного преподавать, правда у неё другая сфера интересов, не инженерная. Но когда я слышу: "Мама, не знаю, что вызывает большее наслаждение - проведение занятий или подготовка материалов к ним", - я радуюсь и думаю, что человек на своем месте. 

Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(11 марта 2015 г. 16:59)

Уважаемый Николай Андреевич! 

Я не сказала, что лекции отмирают, они должны быть другого формата и содержания. И не помню, чтобы студенты на лекциях в потоке 90-150 человек( до 6 групп), разговаривали. Как раз, комбинированные занятия один на один с преподавателем в группе ( желательно до 25 человек), и дают такую возможность. С высказываниями Четверухина Н.Ф. полностью согласна. Я против того, чтобы лекции подменялись решением конкретных задач в виде "Пересечение двух призм" или " Пересечение конуса с цилиндром". Многие тратят не одну лекцию на пересечение сферы плоскостью частного положения и т.д. Это все можно объяснить на комбинированных занятиях. А на лекциях, если они остаются, надо бы давать научные аспекты нашей дисциплины, общие закономерности.

С уважением, Л.О.Мокрецова

Фото
Сальков Николай Андреевич
(11 марта 2015 г. 17:53)

Татьяна Владимировна! Сизифов труд - это я в плане поднятия непомерных тяжестей нами на почти недосягаемую высоту для студентов. Некоторые справляются. Это я и о нас, и о студентах. 24 года педнагрузки - это внушающе. На фото случайно не дочка? Ну а высшее наслаждение - это когда держишь в руках только что вышедший учебник со своей фамилией на обложке! И да, Ваша дочка права - когда двигаешься к этой цели. Кстати, если рассматривать отпуск, то его у меня совсем не было уже лет 20: все время клепал статьи и учебники. Раньше еще отдыхал, а сейчас не хочется время терять.

Людмила Олеговна! Никогда на лекциях не решал задачку о пересечении двух гранных поверхностей, этим занимаются мои студенты самостоятельно после того, как я им выдаю общие алгоритмы (их всего 4 штуки) решения позиционных задач. И они не на лекциях так разговаривают (некоторые на свою голову пробуют, потом жутко жалеют. Но это - отдельная тема: как заставить студента работать), они так в быту общаются между собой. А комбинированные занятия - это то, что раньше называлось лекционно-практические?

С уважением, Сальков

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(11 марта 2015 г. 20:15)

Уважаемые коллеги!

Вопрос, разумеется, весьма интересный, полезная дискуссия для всех получилась. Захотелось присоединиться к мнению коллег и уточнить несколько вопросов.

Дмитрий Евгеньевич, разрешите спросить у Вас, а как Вы относитесь и как используете (и используете ли вообще) это идеальный, «в основном заморский» вариант? За морем он неплохо работает, соотношение 1:2 аудиторной работы и самостоятельной. Страниц дают столько, что успей их только прочитать (знаю не понаслышке). Не прочитаешь, не изучишь – результат Один! Мы такую роскошь себе позволить не можем!

 Кроме того, как мне кажется, в словах Людмилы Олеговны; «Наша беда в том, что мы переносим только часть системы, разработанной в Европе и других частях света.» заложен глубокий смысл «наших» перенастроек. Глубже копать надо! И пересаживать осторожно!  

Николай Андреевич, действительно КАК ПРАВ, Н.Ф. Четверухин: "При переходе на новые методы обучения нельзя умалять решающей роли преподавателя и его влияния на студента на всех этапах учебно-воспитательной работы". Забывают об этом!  Ни один даже сверхумный компьютер не заменит живого человеческого общения!

Очень хорошо выразилась Татьяна Владимировна «о бесполезности твоей работы» и о том, что обучаемые «вызывают раздражение и кажутся безнадёжными». Действительно «либо думай, что можно изменить, и меняйся, либо уходи из профессии.». Именно любовь к своей профессии и преподаваемой дисциплине, уважение к личности  студента, самоотдача – движущаяся СИЛА.

С уважением, О.В.Ярошевич

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(12 марта 2015 г. 14:21)

Уважаемая Ольга Викторовна. Для "заморского варианта" в чистом виде нужны заморские студенты (половина из тех 60%, которые доучиваются у них до бакалавра). Работаю так: о чём будет лекция заранее объявляю, отсылаю к кафедральному пособию "Начертательная геометрия шаг за шагом" (декан сказал, что более "разжёванной" книги он не встречал). Но готовятся далеко не все (процентов 20). У студентов есть картинки к лекциям многие из которых требуют доработки в процессе объяснений - включаю руку. Пользуюсь проектором для демонстрации сложных случаев, наглядных изображений поверхностей, каких-нибудь исторических иллюстраций (например, страницу рукописи Дюрера с яйцеобразной кривой, или его "Меланхолии"), но не гнушаюсь и мела (заморского, без аллергии). Когда надо, как говорят психологи поставить реперную точку в сознании студента, могу рассказать анекдот.

В конце каждой лекции оставляю 15 минут для задачи на тему лекции. Это: обратная связь, возможность выявить способных, которых мы уже с октября начинаем учить индивидуально (поэтому и на городских олимпиадах всегда в призах), возможность студенту повысить свой рейтинг и получить льготы на контрольных мероприятиях.

У меня есть возможность прочитать 17-18 лекций по 2 часа в неделю.

  Тихонов-Бугров.

Фото
Сальков Николай Андреевич
(12 марта 2015 г. 23:16)

Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич! Я на лекциях приблизительно делаю то же, что и Вы, только не применяю проектор ввиду его отсутствия. Понравилось выражение "более разжеванной". Поскольку мои не могут прочитать мой учебник, хотя я его старался сделать для них как можно проще, сейчас работаю над уже самым простым текстом под условным названием "Начертательная геометрия для чайников".

С уважением, Сальков.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(13 марта 2015 г. 0:36)

Николай Андреевич! Дмитрий Евгеньевич! Проблема ВЕКА - КАК НАШИХ студентов вынудить готовиться к лекции заранее до лекции! "Разжевываем" до мельчайших крупинок, так же "глотать" они отказываются. Какой стимул найти?

В старые 70-80-е годы прошлого века, в нашем универе, самой популярной у студентов была маленькая книга к.п.н., доцента Ю.Г.Козловского -    Козловский, Ю. Г. Основы начертательной геометрии в кратком и популярном изложении [Текст] : монография / Ю.Г. Козловский. - Минск : Вышэйшая школа, 1974. - 224 с. (нашла ее на http://www.ozon.ru/context/detail/id/19315748/, но в продаже нет). Потом она была списана библиотекой как устаревшая, как впрочем и многие другие замечательные учебники автора. Такие, как: 

1. Козловский,Ю.Г. Черчение [Текст] : Учебное пособие / Ю.Г. Козловский, Г.Е. Белова, Д.И. Шемятовец. - Минск : Вышэйшая школа, 1973. - 223 с.;

2.  Зенюк И.А., Козловский Ю.Г., Поляничева А.П. Машиностроительное черчение с элементами конструирования /Под ред. Ройтмана И.А. - Минск: Вышэйшая школа, 1977. - 256 с. (http://www.chipmaker.ru/files/go/003f38a60b5500514563d049b3b98454/ - ссылка для скачивания. Эта книга известна многим преподавателям, далеко за пределами Беларуси, многие кафедры пользуются и сейчас его заданиями на конструирование различныъ типов соединений);

3.Козловский, Ю. Г.  Сто задач с ответами по проекционному черчению [Текст] : учебное пособие / Ю.Г. Козловский; Под ред. Ю.Г.Козловского. - Минск : Вышэйшая школа, 1975. - 254 с. - 0-43

Называя фамилию Козловского Ю.Г. не могу не сослаться на его книгу, которую возможно молодое поколение преподавателей не видело  -   Козловский, Ю. Г. Методика курса "Начертательная геометрия" [Текст] : монография / Ю.Г. Козловский. - Минск : Вышэйшая школа, 1971. - 256 с.

С уважением, О.В.Ярошевич

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(13 марта 2015 г. 0:40)

   Картинки по запросу Козловский Ю.Г    

Фото
Сальков Николай Андреевич
(23 марта 2015 г. 1:34)

Ольга Викторовна, сам голову сломал!!!

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(24 марта 2015 г. 2:05)

Николай Андреевич! Это КАК? И ЗАЧЕМ?

Фото
Сальков Николай Андреевич
(25 марта 2015 г. 17:23)

Ольга Викторовна! Это я по поводу того, как заставить студентов готовиться к лекции. Уж я и так, и эдак - не желают принимать их мозги конкретные указания. Они все думают, что на лекции не надо работать, а можно отдохнуть. По этому поводу приходится в промежутках между выдачи порций информации (психологи определили, что мозг может безболезненно впитывать информацию в течение 15-20 минут, потом наступает на некоторое время ступор) в момент такого ступора даю им небольшую задачку на только что выданный материал, включающий, конечно же, и пройденный. Иначе они никак не желают готовиться. А так хоть начинают раскрывать конспекты и искать знакомые картинки. Замечу, что это (нежелание готовиться к лекции) беда не только сегодняшняя, она давненько возникла.

С уважением, Сальков.


Назад Go Back