Мошкова Татьяна Владимировна


Фото
Город: Нижний Новгород
Организация: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

О ПРОБЛЕМАХ НЕСООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ТРЕБОВАНИЯМ К ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ , Филоненко Любовь Александровна, Чередниченко Ольга Павловна
(11 марта 2015 г. 13:30)

Ольга Павловна! Спасибо, конечно, за приятные слова, но мне в голову не придёт позиционировать себя в качестве молодого преподавателя, стоя у доски с 91 года))) Я как раз очень озабочена тем, КОМУ передать дело обучения инженерных кадров! И я, и мои коллеги. Сейчас обучаем юную сотрудницу, посмотрим, что выйдет. У меня, кстати, дочка уже начала немного преподавать, правда у неё другая сфера интересов, не инженерная. Но когда я слышу: "Мама, не знаю, что вызывает большее наслаждение - проведение занятий или подготовка материалов к ним", - я радуюсь и думаю, что человек на своем месте. 

О ПРОБЛЕМАХ НЕСООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ТРЕБОВАНИЯМ К ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ , Филоненко Любовь Александровна, Чередниченко Ольга Павловна
(11 марта 2015 г. 13:08)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Николай Андреевич, уважаемый, не соглашусь!)))) Сизифов труд для меня синоним бесполезности, разве у нас так? Я росла в преподавательской среде, и когда собирался "семейный педсовет" бабушка говорила: если не отпускают мысли о бесполезности твоей работы, а ученики вызывают раздражение и кажутся безнадёжными, либо думай, что можно изменить, и меняйся, либо уходи из профессии. Нельзя выходить к детям с таким настроем (бабушка у меня была 1903-го г.р. и, учась в пединституте, застала еще кое-кого из профессоров старой выучки). Слушая старшую родственницу, мама и тётушки с ней соглашались. И я соглашусь! И ещё у нас говорили: зачем преподавателю даются два месяца отпуска? Один месяц - отдыхай, а в другой сядь и подготовь методическое обеспечение на целый год. Это тот случай, когда месяц год кормит! И вокруг меня шелестели переписываемые конспекты лекций, создавались в туши чертежи для новых методичек, изучались вновь вышедшие учебники и пр. и пр. Это то, что в костях заложено. Поэтому в течение учебного года в этом плане у меня не так много работы. Да и за многие годы материалов накопилось предостаточно, редко приходится разрабатывать что-то с чистого листа. Сложнее в этом плане молодым преподавателям.

У нас был опыт изменения "сетки вещания". Потоковые лекции - раз в две недели. Каждую неделю практика для группы в целом и раз в неделю, так называемая, консультация. Предполагалось, что посещение консультаций свободное, они не рассматривались, как второе занятие. Опасались, что никто не будет ходить, однако посещаемость была потрясающая. На мой взгляд, было удобно. Работая с группой в целом, новый материал приходилось объяснять три, а не шесть раз подряд, как сейчас. На консультации можно было разобрать возникающие вопросы, рассмотреть дополнительный материал, провести работу над ошибками. Такой вот был эксперимент. Но оказалось, что организационные сложности практически непреодолимы(( Вернулись к прежней схеме. Конечно, не каждый день приходится вести по пять пар. У нас то густо, то пусто. А из потоковые лекции, коль они неизбежны, пытаемся сделать максимально эффективными. 

О ПРОБЛЕМАХ НЕСООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ТРЕБОВАНИЯМ К ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ , Филоненко Любовь Александровна, Чередниченко Ольга Павловна
(11 марта 2015 г. 1:10)

Спасибо, Александр Олегович! Взаимно!

Мошкова Т.В.

О ПРОБЛЕМАХ НЕСООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ТРЕБОВАНИЯМ К ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ , Филоненко Любовь Александровна, Чередниченко Ольга Павловна
(10 марта 2015 г. 23:32)

Добрый вечер, коллеги! 

Александр Олегович! Дмитрий Евгеньевич! Предположу, что никто не будет против, если я постараюсь ответить сразу вам обоим?

Искренне надеюсь, что мои объяснения не сочтут за оффтоп:)

Опишу то, что происходит у меня на "стандартном" потоке общетехнического факультета (3 группы, 80-90 человек). 2 часа практики в каждой из шести подгрупп (по 15 человек) и 2 часа лекций для всего потока каждую неделю.

На своем сайте (о котором шла речь в докладе на прошлогодней конференции) я публикую дату и тему очередной лекции. Прошу напечатать и принести соответствующий раздаточный материал. Традиционно, лекции на нашей кафедре посвящены рассмотрению теоретических вопросов. Поэтому, дабы не превращать лекцию в диктант, основные положения и необходимые схемы и рисунки, с пропущенными ключевыми словами и выражениями оформлены в виде раздаточного материала. На лекции, в диалоговом режиме разбираем тему, одновременно дополняя конспект. Что-то вписываем, что-то выделяем цветом, что-то дорисовываем. Частенько, в ходе обсуждения, возникают идеи о необходимых дополнениях или изменениях. Беру на заметку.

Далее, на сайте публикую домашнее задание к практическому занятию. Оно включает, в первую очередь, поиск ответов на вопросы по рассмотренной теме (также опубликованы на сайте). Источниками информации служат учебники, элетронные ресурсы и раздаточный материал. 

На практике разбираем те вопросы из списка, которые остались без ответа и начинаем применять рассмотренный материал, решая задачи. Я могу использовать презентации, показывающие различные этапы решения. Обсуждаем. Затем студенты выполняют аналогичные упражнения. На листах, используя чертёжные инструменты, записывая ход решения в символическом виде. Сравниваем, обсуждаем, выявляем общие затруднения и оригинальные вопросы. Каюсь, не люблю использовать заготовки (тетради и т.п.). У меня студенты все делают сами. Далее следует домашнее задание (публикую на сайте), которое включает и дальнейшую проработку теоретического материала, и решение немалого количества задач. При этом студенты знают, что решают они эти задачи не для того, чтобы сдать преподавателю, а для того, чтобы разобраться в материале. На следующей практике разбираем возникшие вопросы. Я вновь могу использовать презентацию. Студенты при этом работают с теми задачками, над которыми трудились дома. Что-то исправляют на этих листах, делают пометки. После того, как материал темы проработан (на это отводится разное количество лекций и практик, в зависимости от темы), проводится проверочная работа. В аудитории, на практическом занятии. Конечно же на сайте заранее публикую всю информацию о грядущем испытании: форма, время проведения, критерии оценки, необходимые инструменты и материалы. Затем и результаты проверочной обсудим, и разберем типичные ошибки. Это можно сделать на лекции, опять-таки используя презентации.

Вот в таком режиме мы и взаимодействуем со студентами в течение семестра. Это, если вкратце. Потому что есть еще разнообразный наглядный материал, размещённый на страницах сайта. Есть плакаты, модели - всё делают студенты. На выходе каждый студент имеет на руках две, довольно пухлые папки - с конспектами и с работами.

У коллег происходит примерно то же, с некоторыми отличиями, обусловленными спецификой читаемых курсов и личными предпочтениями преподавателя.

Надеюсь, что информация окажется полезной. С удовольствием отвечу на вопросы, если таковые возникнут.

У меня, в свою очередь, возник вопрос к авторам доклада. Любовь Александровна! Ольга Павловна! Поясните пожалуйста, зависит ли оплата труда преподавателя от количества студентов, пришедших на дополнительные занятия?

С уважением, Мошкова.

 

 

О ПРОБЛЕМАХ НЕСООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ТРЕБОВАНИЯМ К ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ , Филоненко Любовь Александровна, Чередниченко Ольга Павловна
(10 марта 2015 г. 12:44)

Добрый день, уважаемые коллеги!

С интересом изучила доклад и комментарии к нему. Тема для нас чрезвычайно актуальна. Безусловно интересуют организационные аспекты, буду ждать разъяснений на этот счёт. Кроме того, возник еще ряд вопросов. 

Во-первых, Дмитрий Евгеньевич, надеюсь вы пошутили насчёт "кино"?))) Мы все прекрасно понимаем, что именно преподаватель обязан поработать с информацией и представить в таком виде, чтобы это были дидактические материалы, а не "кино". Нам же эти презентации не навязываются насильно, мы сами их и создаём. Вы согласны?

Во-вторых, неясно, почему использование презентаций исключает работу студента? Не совсем поняла это противопоставление.

Вряд ли сейчас методика использования презентаций считается "новационной". Мы с коллегами используем в учебном процессе презентации, начиная с 2004 года. И презентации, и плакаты, и модели, и мел. Примерно в это же время - 2005-06 гг. школы были оснащены разнообразным мультимедийным оборудованием. Так что студент явно не упадет в обморок от удивления, увидев презентацию. Более того, их учат в школе методике создания таких материалов, поэтому студенты - отличные помощники преподавателя в этом вопросе.

Что касается именно геометрических построений (или решения задач НГ), то речь идёт конечно же о пошаговом описании, а не только итоговой картинке. В этом случае всегда есть возможность вернуться к тому или иному этапу построений (решения задачи): наиболее важному или вызвавшему много вопросов. 

Откровенно говоря, плохо себе представляю, как можно обойтись только доской и мелом, если у вас в день три-четыре пары НГ с объяснениями нового материала и потом ещё две пары занятий со слушателями курсов по черчению (обычные дело!). 

И ещё один аспект - аллергия. Мы с чем только не сталкиваемся! У всех в сейфах наготове аптечки))) Так вот, надсадный кашель студентов от мела - достаточно частое явление. Стараемся не злоупотреблять)))

С уважением, Мошкова.

К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОСВОЕНИЮ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ, Лагунова Марина Викторовна, Мошкова Татьяна Владимировна, Тюрина Валерия Александровна
(9 марта 2015 г. 3:01)

Николай Андреевич, а я, в свою очередь, увидела ваш комментарий только после того, как опубликовала свой!

Необходимо пояснить, что на нашей кафедре студенты изучают только начертательную геометрию (на первом курсе) и компьютерную графику (на втором). На каждую из дисциплин отводится по одному семестру. Часть потоков приходит к нам осенью, часть весной. Инженерной графикой студенты занимаются на другой кафедре.

К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОСВОЕНИЮ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ, Лагунова Марина Викторовна, Мошкова Татьяна Владимировна, Тюрина Валерия Александровна
(9 марта 2015 г. 2:47)

Здравствуйте, Николай Андреевич!

Спасибо за поздравления и пожелания! Приятно! Но я предпочитаю в первую очередь рассматривать обучение, как интересное дело. Так меня учили в семье!

Я прекрасно помню, что тридцать лет назад выпускные экзамены в школе и вступительные в вуз были серьёзным испытанием. Однако, примерно десять-двенадцать лет назад приходилось слышать дикие рассказы о том, что из себя представляли экзамены в 11-м классе. Сначала были единичные тревожные сигналы, но довольно быстро практика дисредитации выпускных экзаменов получила значительное распространение. Силы родителей были брошены на поиск репетиторов из конкретного вуза. Собственно, в то время и возникла идея проводить проверку знаний школьного курса геометрии. С введением ЕГЭ наметилась тенденция оттока выпускников с высокими баллами в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Если не ошибаюсь, в этом году количество иногородних абитуриентов в СПбГУ составило 72%. Может быть кризис внесет свои коррективы, но в предыдущие пять лет часть наиболее сильных выпускников уезжала в столицы. Мы работаем с теми, кто остаётся. Преподаватель не может продуктивно работать, не имея представления об аудитории. Проверка знаний школьного курса - один из способов получения информации. Кроме того мы проводим самые разнообразные опросы и анкетирования. Средний балл за ЕГЭ по математике в группе естественно не является каким-то важным показателем. Мы лишь поделились результатами своих наблюдений. А вот то, что результаты тестирования по геометрии позволяют не только преподавателю, но в первую очередь студенту оценить собственный стартовый уровень, это очевидно.

Что касается способов преобразования проекций, то речь идёт о плоскопараллельном перемещении и его разновидностях: вращении вокруг проецирующей прямой и вращение вокруг линии уровня (в т.ч. совмещение); замене плоскостей проекций; вспомогательном проецировании.

И наконец, о наших занятиях. Меня удивила постановка вопроса "каким образом Вы умудряетесь..." Мы не ставим своей целью умудряться, мы работаем в соответствии с рабочими программами, разработанными коллективом кафедры. Нас всего десять человек и все вопросы, касающиеся учебного процесса, мы решаем коллегиально. В нашем случае только архитекторы изучают начертательную геометрию 2 семестра. Остальные направления и специальности - один семестр. Чаще всего это подразумевает одну потоковую лекцию и одно практическое занятие в неделю у каждой группы потока. Текущие консультации составляют 0,02 часа на студента в месяц. Это всё. Наша с коллегами работа и состоит в том, чтобы спланировать и организовать процесс обучения. Изучаем новые технологии, экспериментируем, что-то отвергаем, что-то внедряем. Одно из направлений работы мы описывали в своем докладе на прошлогодней конференции вместе с С.И. Ротковым. Что же касается интересующих вас рабочих программ, я обязательно займусь этим вопросом в первый же рабочий день.

К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОСВОЕНИЮ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ, Лагунова Марина Викторовна, Мошкова Татьяна Владимировна, Тюрина Валерия Александровна
(8 марта 2015 г. 21:43)

Алексей Алексеевич, пожалуйста! Конструктивный обмен мнениями - это интересно  и полезно. Вы правы, в курсе компьютерной графики работа с параметризацией получает свое дальнейшее развитие. Надеюсь, Валерия Александровна выскажется по этому вопросу.

К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОСВОЕНИЮ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ, Лагунова Марина Викторовна, Мошкова Татьяна Владимировна, Тюрина Валерия Александровна
(8 марта 2015 г. 19:46)

Здравствуйте, уважаемый Алексей Алексеевич!

Спасибо за поздравление! Очень приятно!

Параметризация фигур - первая тема, с которой мы начинаем изчение начертательной геометрии, т.к. именно с помощью параметризации выполняется оценка формы, величины, положения в пространстве оригиналов. Рассматриваем теорию вопроса, решаем отдельные задачи, а в качестве упражнения на применение полученных знаний студенты выполняют индивидуальное задание "Параметризация плоского контура". В дальнейшем, при изучении того или иного раздела дисциплины, возвращаемся к вопросу параметризации оригиналов.

Рассматриваем следующие способы преобразования проекций: плоскопараллельное перемещение и его разновидности: вращение вокруг проецирующей прямой и вращение вокруг линии уровня (в т.ч. совмещение); замена плоскостей проекций; вспомогательное проецирование.

На лекциях и практических занятиях решаем позиционные задачи на определение взаимного положения поверхности и прямой (плоскости) на техническом чертеже, аксонометрии, чертежах с числовыми отметками. Рассматриваем конические сечения. Кстати, обязательно параметризуем эти кривые. Набор поверхностей, участвующих в задачах, варьируется, в зависимости от направления подготовки. Относительно стандартный набор: пирамида, призма, сфера, конус и цилиндр. На перспективу и тени остаётся совсем мало времени, увы. Конечно, у студентов-архитекторов ситуация выглядит намного лучше, т.к. они занимаются на нашей кафедре не один, а два семестра подряд. Всевозможные задачи на определение истинных величин расстояний и углов чаще всего решаем на техническом чертеже.

Надеюсь, что ответила на ваши вопросы, хотя бы в общих чертах. Думаю, коллеги дополнят.

К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОСВОЕНИЮ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ, Лагунова Марина Викторовна, Мошкова Татьяна Владимировна, Тюрина Валерия Александровна
(8 марта 2015 г. 16:22)

Наталия Вячеславовна, соглашусь с вашими наблюдениями! Сталкивалась с подобными ситуациями, увы. Около двадцати лет назад занимались с коллегой разработкой программ по начертательной геометрии и черчению для профильных классов. Налаживали связи со школами, выстраивали отношения со школьными учителями. Но дальнейшее развитие событий соответствовало тому, что вы описали. Мы и сейчас, по мере сил и возможностей, ведём работу со школьниками и учителями: НОУ, олимпиады различного уровня. Есть опыт общения в рамках курса повышения квалификации. Но я наблюдаю изменение ситуации. Если ранее обучение ребёнка в профильном классе предполагало углублённое изучение черчения, то сейчас оно предполагает просто наличие черчения, как такового! Следует иметь в виду, что наша аудитория процентов на 80 или более состоит из студентов, сделавших осознанный выбор. Мы проводим подобные исследования. Чаще всего речь идёт о династиях. Это означает, что родители или другие родственники абитуриентов оканчивали строительный вуз. Поэтому, имея представление о том, что ждёт чадо во время обучения, заранее беспокоятся об определении ребёнка в школу или класс с определённым профилем. Только о блеске речь уже не идёт! Вопрос о школьных учителях по черчению стоит достаточно остро. Я десять лет тесно общалась с коллегами, обучающими будущих учителей черчения начертательной геометрии и инженерной графике. В том числе, обсуждали проверку знаний школьной геометрии. По сравнению с их ситуацией, наши сложности казались чуть ли не пустяками:) Процент случайных людей там иной раз доходил до пятидесяти! А школьная подготовка просто удручала:( Преподаватели, люди старой закалки, не сдаваясь, с энтузиазмом пытались объяснить отличие параллельности от перпендикулярности, а заодно и открыть молодым людям глаза на то, на какую именно специальность они поступили! Конечно, за эти годы были подготовлены и хорошие специалисты, которые действительно пришли работать в школы. Но в целом, ситуация вызывает у меня сдержанный оптимизм( Периодически поступают приглашения, иногда напоминающии мольбы о помощи, работать по-совместительству в профильном класее той или иной школы. Однако, при существующей нагрузке подобное физически невозможно. Одно из решений сложившейся ситуации - подготовительныхе курсы. Те, что действуют в нашем вузе, пользуются огромной популярностью в городе, области и близлежащих регионах. 

К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОСВОЕНИЮ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ, Лагунова Марина Викторовна, Мошкова Татьяна Владимировна, Тюрина Валерия Александровна
(8 марта 2015 г. 13:58)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю всех с прекрасным весенним праздником!

Постараюсь прояснить некоторые моменты. Отвечая на вопрос Алевтины Бруновны, хочу обратить ваше внимание, что в приложении представлен бланк для ответов, как иллюстрация формы представления результатов испытания. И преподавателю, и – главное – студенту становится ясна общая картина, и направление дальнейшей работы. Составить собственно тест по школьному курсу стереометрии не представляет сложности для преподавателя вуза. Мы в своей работе ориентировались на учебники, имеющие наибольшее распространение в школах нашего города и области (Атанасян, Бутузов, Кадомцев, например), используя привычные для учащихся формулировки. Этот вопрос интересовал Людмилу Анатольевну. Теперь о том, что касается изменений содержания и технологических особенностей учебного процесса. К сожалению, у нас не происходит перераспределение студентов на основании результатов испытаний. Знаю, что подобная практика существует: первокурсники проходят внутреннее испытание по профильному предмету, а затем распределяются по группам, в соответствии с выявленным уровнем. Студент оказывается «приписанным» сразу к нескольким группам: для проведения семинарских занятий, для изучения профильной дисциплины и дисциплин по выбору. Конечно, не обходится без колкостей в адрес обладателей наивысших баллов за ЕГЭ и оказавшихся в самой слабой группе:) Насколько я знаю, в нашем вузе за подобную схему ратовали математики, но практика столичного вуза для нас, видимо, оказывается неприемлемой, с точки зрения организации. Искренне рада за преподавателей, имеющих возможность работать с аудиторией одного уровня. Мы же взаимодействуем с группой, в которой одновременно находятся студенты, ответившие буквально на несколько вопросов теста, те, кто показывает знакомство с материалом уже при первом испытании, а также пятью-шестью иностранными студентами, требующими особого подхода. В течение недели преподаватель имеет дело примерно со 130-150 студентами. За предусмотренные программой 16 учебных недель мы должны рассмотреть не только теорию параметризации, проекционного метода и образования поверхностей, но и ознакомиться с особенностями решения задач на техническом чертеже, в аксонометрии, перспективе, чертежах с числовыми отметками и коснуться способов построения теней. Таковы реалии:) Приходится маневрировать в русле изучаемого курса. Приведу конкретный пример. На среднестатистическом потоке студенты изучают сущность пяти способов и приёмов преобразования проекций и акцент делается на особенностях каждого из способов, на том, какой из них наиболее рационально использовать при решении конкретной задачи. Если поток слабый, и положительной динамики не наблюдается, скорее всего, дело ограничится изучением одного-двух способов преобразований: была бы задача решена. Вопросами рациональности могут озадачиться отдельные студенты. Т.е. тема будет рассмотрена в обоих случаях, но с разной степенью погружения в неё для основной массы студентов. Такой вот подход. В любом случае, говорить о том, что мы, преподаватели региональных вузов имеем возможность работать только с подготовленными студентами, было бы лукавством. Не всегда у нас такая возможность есть. Но мы всеми силами пытаемся реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения! Ох, как не хочется практиковать информирующее преподавание! Если не руководство, то поддерживающее (консультирующее) преподавание уже позволяет достичь поставленных целей обучения. Ведь, что посеешь… Те же студенты вновь приходят к нам на кафедру на втором курсе для изучения компьютерной графики, а затем в качестве магистрантов и аспирантов.