Лагунова Марина Викторовна | (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет) | |
Мошкова Татьяна Владимировна | (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет) | |
Тюрина Валерия Александровна | (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет) |
В докладе рассматривается проблема обучения геометро-графическим дисциплинам студентов с разным уровнем начальной подготовки. Описывается разработанная на кафедре методика определения уровней подготовки и планирования дальнейшей работы на основе полученных данных.
В последние годы уже традиционным стало обсуждение трудностей при обучении студентов-первокурсников дисциплинам, требующим знаний в области геометрии и графики. Как правило, отмечается негативная тенденция, заключающаяся во все более трудном восприятии новыми студентами классических курсов начертательной геометрии и инженерной графики. В качестве причин, вызывающих такие последствия, обычно называются плохая математическая подготовка и отсутствие черчения, как обязательной учебной дисциплины, у подавляющего большинства выпускников средних школ. Тем не менее, работа преподавателей вуза как раз и заключается в том, чтобы продуктивно работать со всеми, сумевшими преодолеть проходной балл бывшими абитуриентами, независимо от дефектов их школьной подготовки.
На кафедре инженерной геометрии, компьютерной графики и автоматизированного проектирования ННГАСУ в последние несколько лет (перед началом курса начертательной геометрии) проводится обязательное анкетирование и тестирование студентов с целью получения реального представления об уровне поступивших на первый курс студентов.
В качестве начального ориентира определяется средний балл за ЕГЭ по математике в исследуемой группе. Для его выявления проводится анонимное анкетирование студентов с целью получения реального результата (не секрет, что многие студенты скрывают свой реальный балл за ЕГЭ, считая его неудачным и понижающим их репутацию в глазах преподавателя и одногруппников). Следует заметить, что данное анкетирование преследует и педагогическую цель, так как можно было бы получать соответствующую информацию через деканат, но опрос про результат ЕГЭ настраивает студентов на серьезное отношение к новой для них дисциплине и устанавливает ассоциативную связь этой дисциплины с точными науками, а именно, с математикой.
На Общетехническом факультете (ОТФ) ННГАСУ средний балл за ЕГЭ по математике находится в пределах 60-65 баллов. У студентов, поступивших на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» (СУЗ), средний балл по математике выше: 70-75 баллов. Но иногда приходится работать в группах, где средний балл лежит в пределах 40-50. Приходится признать, что ситуация меняется год от года: одни направления и специальности стабильно остаются востребованными и имеют высокий проходной балл для поступления, другие периодически переживают критические времена, что приводит к понижению проходного балла и поступлению в вуз студентов, имеющих крайне слабую математическую подготовку. Поиск причин подобных колебаний и способов их преодоления – задача специальных исследований.
Зная средний балл за ЕГЭ по математике в группе можно прогнозировать и более продуктивно планировать работу в семестре. Опыт проведенных исследований позволяет установить, что в группах со средним баллом за ЕГЭ по математике:
Следует заметить, при увеличении количества часов, отводимых на дисциплину, результаты освоения у групп с низким начальным уровнем можно было бы улучшить.
После определения общего уровня группы проводится процедура проверки остаточных знаний школьного курса геометрии. Это дает возможность реализовать индивидуальный подход к обучению студентов внутри группы.
В настоящий момент проверка знаний по школьному курсу геометрии (а именно, стереометрии) проводится в два этапа. На первом занятии по начертательной геометрии студентам предлагается ответить на вопросы теста, касающиеся аксиом, теорем и признаков, знание которых необходимо для успешного изучения курса. Для удобной обработки полученных данных вопросы сгруппированы по разделам, каждый из которых включает в себя четыре вопроса. Раздел считается зачтённым, если даны четыре или три правильных ответа. В ходе работы над вопросами теста студент проводит оценку собственных знаний по стереометрии, отмечая разделы, требующие повторения или основательной проработки. На тестирование отводится 20 минут. Ответы заносятся в специальный бланк, разработанный на кафедре. Результат тестирования представляет собой дробь: соотношение зачтенных разделов к общему их числу. Существует и компьютерная версия теста. Однако анализ результатов в той системе тестирования, которая установлена в кафедральном терминал-классе оказался менее удобным, чем при ручном варианте. Кроме того, возникают трудности организационного характера, т.к. терминал-класс имеет высокую загруженность. Поскольку проверочные мероприятия проводятся без уведомления, следовательно, без предварительной подготовки, его результат не переводится в оценку и носит информационный характер. В качестве домашнего задания на первую учебную неделю студентам предлагается найти ответы на вопросы по школьному курсу стереометрии, перечень которых доступен (например, опубликован на предметных сайтах преподавателей). Заключительный этап проверки знаний школьного курса проводится на втором занятии по начертательной геометрии. Студентам предлагается ответить на вопросы теста, аналогичного первому, но имеющему другой ключ. Оценка за тест выставляется в график.
Подобная проверка знаний проводится на нашей кафедре с 2005 года. Можно отметить, что представления о массовом незнании школьного курса геометрии студентами первого курса являются несколько преувеличенными. Основная масса студентов демонстрирует приличное знание материала уже при первом, «внезапном» тестировании. Мы наблюдаем улучшение результатов первого этапа испытаний с тех пор, как в задания ЕГЭ по математике включены вопросы по геометрии. В 2014 году этих вопросов стало больше, что немедленно отразилось в положительную сторону и на результатах тестирования. Но улучшение касается в основном разделов стереометрии. Слабым местом школьного курса геометрии, остается решение задач на построения с помощью циркуля и линейки. Эти задачи, как правило, предлагаются для самостоятельного изучения и большинством обучающихся не осваиваются.
Ситуация пока остается сложной с графической подготовкой первокурсников. Проблема отсутствия черчения в школе как базовой дисциплины не решена, а значит, единственным доступным решением является рекомендация абитуриентам посещать подготовительные курсы по черчению при вузах и факультативные занятия в школах.
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 1998.
2. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. - М., Академия, 2005.
Бланк для проведения тестирования.
Шахова Алевтина Бруновна (3 марта 2015 г. 20:24) |
Здравствуйте уважаемые коллеги, в приложении примера теста увидела темы геометрии, но к сожалению не представлено ни одного конкретного вопроса по предложенным темам, с Вашей констатацией не умения работать циркулем полностью согласна, студенты с помощью циркуля не умеют разделить окружность на нужное количество частей и т.д. Еще из доклада не ясно каким образом происходит дальнейшая дифференцация курса в зависимости от возможностей студента,хоть об этом говорится в начале доклада. С уважением Шахова А.Б. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (3 марта 2015 г. 22:55) |
Уважаемые коллеги, каким образом результаты тестирования влияют на содержание и технологические особенности учебного процесса? С уважением Тихонов-Бугров. |
Сальков Николай Андреевич (4 марта 2015 г. 3:11) |
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мне кажется, что работа педагога высшей школы заключается все-таки в работе с абсолютно подготовленными студентами (для нашего случая - по геометрии и черчению) для того, чтобы давать им знания высшего уровня, а не топтаться на месте в надежде, что они соизволят снизойти до нас и кое-что выучить из школьного курса. Мы все сейчас вынуждены бороться именно с дефектами школьной подготовки и возиться с кучей митрофанушек, ничего не знающих, а главное - не желающих знать. Придя в вуз по неизвестно как полученному аттестату они требуют, чтобы их учили, совершенно не имея потенции к обучаемости. А дефекты геометрической школьной подготовки зачастую провоцируют нас на искоренение этих дефектов, а не на работу по профессиональному совершенствованию учебных курсов: наука не стоит на месте, продвигается вперед, а вот мы бываем вынуждены застревать с неучами. Конечнго, не все такие. Можно завиловать тем из вузов, куда приходят абитуриенты, имеющие 70-90 баллов. Но, по-моему, лучше было бы как прежде - вступительный экзамен по математике! Эк как я разошелся! Меня просто нервирует идея, что мы обязаны возиться с абсолютно любым контингентом. С подготовленным - да, согласен, хоть круглосуточно. С теми, кто не может отличить 45° от 30° - увольте, нет желания, пусть идут в школу на вторичное обучение. А в общем Вашу работу (в том числе и с=доклад) можно одобрить. С уважением, Сальков. |
Шацилло Людмила Анатольевна (4 марта 2015 г. 21:53) |
Уважаемые Марина Викторовна, Татьяна Владимировна, Валерия Александровна! Хотим поддержать ряд тезисов Вашей статьи:
Шацилло Л.А. и Усанова Е.В. |
Горнов Александр Олегович (4 марта 2015 г. 23:43) |
Марина Викторовна, Татьяна Владимировна, Валерия Александровна …и мои частые казанские соавторы и единомышленники - Людмила Анатольевна и Елена Владимировна! Во многом согласен с Вашими оценками и тезисами доклада и комментария. Не буду о деталях. Только еще раз отмечу (уже в одной из статей мы об этом писали ), что особенности формирования геометрической “ ментальности “ при восприятии современного предметного мира у молодёжи требует, как мне кажется, специальных и серьезных исследований психологов. Этот мир стал более интегрированного характера и приобрел еще и виртуальные формы. Нужны именно научные исследования, без заведомо негативного контекста, элементы которого, безусловно налицо. И второе. Про себя, конечно, тоже отмечаю, что студентов с приемлемой начальной подготовкой стало, как и повсеместно отмечается, меньше. Но одновременно возрасла “дисперсия”. Стали чаще попадаться личности, которых не сложно направить на путь истинный. Они, и без проблем, берутся вместо ручной графики работать в каком - либо графическом пакете или работать в смешанной технологии. При этом позволяют побольше внимания уделить решению их геометрических проблем. А сегодня мне студент рассказывал как он параллельно руководствуется учебными материалами зарубежного вуза. .. А на другого смотрел с болью , видя как у него дрожит и неестественно движется рука с циркулем, пытаясь начертить окружность …..
|
Ярошевич Ольга Викторовна (5 марта 2015 г. 21:06) |
Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Сколько работаю – столько слышу негативные оценки студентов... вечная проблема «стариков и детей». Преподаватели говорят: "Они ничего не хотят, они ничего не знают". А может - хотят, но не того, чего, по мнению преподавателей, должны хотеть. Знают, но не то, что они должны, опять-таки по мнению преподавателей, знать. В данном контексте возникает другой вопрос «Как изменился преподавательский корпус за последние десятилетия? Что он из себя представляет?». Современная ситуация такова, что роль преподавателя как единственного источника знаний уже не отражает современную реальность. И здесь весьма прав и своевремен Александр Олегович, ЕСТЬ кого учить! Есть КТО может учиться! Надо работать с теми КТО учит! УЧИТЬ их УЧИТЬ других! С уважением Ольга Викторовна |
Горнов Александр Олегович (5 марта 2015 г. 23:23) |
Ольга Викторовна, здравствуйте! Эмоции в самом конце Вашего комментария заставляют меня сознаться, что я - то в своем комментарии к этому докладу не сказал всю правду. Тот студент, который пользуется учебными материалами зарубежного вуза…, – Дима - из деревни под Сергиевым Пасадом ( 60 км от Москвы ). Он не только пользуется ….. он самостоятельно освоил курс системного программирования в .. МТИ ( Массачусетсе …Там есть база открытых ЭОР ). И параллельно с учебой на РТФ, работает системным программистом. После лекций по программированию полпотока у него выясняет “что к чему”. Мы с ним побеседовали по специфике методологии ВШ и он с интересом взялся разобраться с излагаемой нами с Людмилой Анатольевной концепцией NL, на предмет анализа собственной траектории в образовательном пространстве. Уверяю - нормальный парень. Вычислил я его по иногда красным от недосыпа глазам, когда работы много. И, коллеги, не говорите, что уникум. Может он и за, как говорят статистики, 3-х сигмовым интервалом уровня интересов и способностей, но ведь и само распределение - то никто серьёзно не изучал. Да и я очень далеко идущих выводов не делаю. Просто всегда интересуюсь, чем студент занимается, кроме учебы. Очень уважаю (их больше, конечно, чем таких как Дима) спортсменов на уровне перворазрядников и кандидатов в мастера…, музыкантов … потому, что это, прежде всего, трудяги …. С уважением ко всем, А.О. |
Лызлов Александр Николаевич (5 марта 2015 г. 23:59) |
Уважаемые коллеги! Меня заинтересовала ваша работа, так как подобное исследование мы провели на нашей кафедре в БГТУ и в числе прочего выяснили зависимость успешного усвоения студентами курса нг от результатов ЕГЭ ( сумма баллов по трем экзаменам ). Результаты несколько отличаются от полученных вами. Диапазон результатов ЕГЭ у сткдентов сдавших экзамены в установленные сроки огромный - от 293 баллов до 121. И в этом диапазоне баллы ЕГЭ изменяются равномерно. И у не сдавших экзамен студентов диапазон также огромный - от 273 баллов до 119. И на экзаменационные оценки результаты ЕГЭ не сильно сказываются: у отличников диапазон 293 -167, у хорошистов - 247 -143, у троечников - 251 -121. Другими словами высокий балл ЕГЭ еще не гарантирует хорошей успеваемости, а низкий - плохой. Может быть такое положение связано со спецификой нашей дисциплины, может быть с не совсем объективными результатами ЕГЭ или другими причинами. Уважаемая Ольга Викторовна! Конечно, ЕСТЬ кого учить, есть КТО может учиться!. Не думаю, что кто-то в этом сомневается. Но, к сожалению, это НЕ ВСЕ студенты, поступившие в вуз. Есть КТО не хочет учиться, а есть КТО не может. Ну не дано человеку. А мы обязаны и таких попытаться выучить. А смысл? С уважением, А.Лызлов |
Сальков Николай Андреевич (6 марта 2015 г. 0:13) |
Здравствуйте, Александр Николаевич! Спасибо за поддержку! С уважением, Сальков. |
Принцев Николай Владимирович (6 марта 2015 г. 2:36) |
Уважаемый Александр Николаевич! ПОЛНОСТЬЮ согласен с Вашей оценкой доклада!!! Мы постоянно говорим, что ЕГЭ - это зло.Так почему можно строить свои оценочные позиции, исходя из оценки этого зла? Вообще, НЕЛЬЗЯ говорить о студентах, рассматривая их только в цифрах! Производительность труда оценивалась в цифрах, когда каждому присваивался свой номер в учреждениях подневольного труда. Важно сформировать ТВОРЧЕСКИЙ подход, а не рабское исполнение регламента, отражённого в цифрах. Начертательная геометрия предпочитает соорганизацию пространственного мышления, а не подготовку копировщика-чертёжника с отсутствием собственной инициативы, обнаружить которую в докладе мне не удалось. |
Васильев Вячеслав Владимирович (6 марта 2015 г. 21:50) |
Уважаемые коллеги! Полностью поддерживаю слова Людмилы Анатольевны по поводу того, что "учить надо всех". Наш ВУЗ ности звание Национального и это не с проста. Мало того что у нас учатся студенты практических со всех регионов нашей страны, так к добавок к этому у нас огромное кол-во студентов из стран ближнего зарубежья, европы, африки. И вот здесь уже не то что ЕГЭ не показатель, здесь люди не слышали, что такое НГ в принципе, а некоторые по-русски говорят с трудом. Но тем не менее мы не сдаемся. Как сказал Александр Николаевич "мы пытаемся их выучить" . Мы ищем индивидуальный подход к каждому студенту. Не дано в этой дисциплине, возможно, он найдет себя в чем-то другом. Мы с гордостью должны нести свое звание "преподаватель", несмотря на все трудности. Что же касается слов Николай Андреевича "увольте, нет желания, пусть идут в школу на вторичное обучение." То здесь не студенты виноваты, а виновато наше Министерство образования, которое исключило "Черчение" из учебного курса школ. С уважением В.В.Васильев |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (6 марта 2015 г. 22:15) |
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Как вам дискуссия в отсутствие авторов доклада? Уважаемая Ольга Викторовна, в отличие от Вас, я в процессе работы преподавателем (47 лет) не слышал постоянных негативных отзывов о студентах. Всегда были и будут студенты разного уровня способностей и подготовки. Будут уникумы, об одном из которых написал Горнов в присущем ему блестящем стиле. Но таких - 1%. И, к сожалению, те кому не подходит инженерная деятельность. К стати, одним из тестов на пригодность к этой самой деятельности является способность освоить начертательную геометрию. С этим согласно большое количество известных мне незаурядных конструкторов. А на прошлой конференции об этом написал в своём докладе главный конструктор Пермского авиамотрного завода. Крайне удивил тезис: "Знают, но не то, что они должны, опять-таки по мнению преподавателей знать". Это как понимать? Не должны знать геометрии при поступлении на обучение по кафедре графики? Или не должны знать основ конструирования, обучаясь на кафедре ракетостроения, потому что у них другое мнение на этот счёт? По поводу кадров. Да, они стареют. Но умные руководители проектных и конструкторских организаций ценят их огромный опыт и ставят их "дядьками" при молодых, которые имеют, возможно, другое мнение, но не имеют достаточных знаний и умений. То же и с преподавательским корпусом. Тихонов-Бугров. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (6 марта 2015 г. 22:38) |
Здравствуйте, Вячеслав Владимирович. Красивыми лозунгами излагаете. Удивительно для современного молодого человека. А вот мои сравнительно молодые кадры мечтают не вытягивать слабых, а уделить внимание талантливым, дать им больше программы, подготовить к олимпиаде. Выучите Вы всех (вернее - выполните социальную функцию, дадите диплом) и что он будет делать. Будет "подносить снаряды" или пойдёт в тоговлю с инженерным дипломом. Думаю, Вам не захотелось бы попасть на приём к бакалавру медицины с троечным дипломом. Да, черчения в школе давно нет (в хороших школах за счёт школьной компоненты есть. Есть и компьютерная графика), но геометрия то есть! Её никто не отменял, и даже в ЕГЭ занимает значительное место. И что? С уважением, Тихонов-Бугров. |
Сальков Николай Андреевич (6 марта 2015 г. 23:49) |
Уважаемые коллеги! Хочется ответить всем и каждому в отдельности. С Дмитрием Евгеньевичем мы давние соратники: то, что говорит Дмитрий Евгеньевич, полностью поддерживаю я, и наоборот (за исключением того мелкого момента, когда впереди меня в статье ставят студента - тут я против, но это мелочь, в глобальных вопросах мы - соратники!). Хотелось бы, чтобы Вячеслав Владимирович представил себе те когорты бездарей, вышедших из института (как из дремучего леса) в качестве бакалавров, которые будут блуждать по дорогам России в тщетной надежде пристроить себя хоть куда-нибудь. Кто возьмет недоучек на работу? Не имеем мы права и совести пытаться выучивать всех, кого допустили в институт наши бонзы от образовавния, тем самым разбазаривая государственные деньги! Если "пытаться выучить" всех, кто не способен воспринимать информацию адекватно, то мы и получим армию недобакалавров, что катастрофически скажется на образовании в будущем - кто нас заменит? Недоучки? Мы, педагоги высшей школы, обязаны учить тех, кто достоин называться инженером! А присутствующий шлак требует удаления! Или Вячеслав Владимирович хочет, чтобы серость заплодила Россию? По поводу министерства - это да. Виновато. Но не только тем, что выбросило черчение. А и внедрением забугорного ЕГЭ, которое поставило не тоько черчение, но и геометрию в ранг ненужных знаний. Ну а Людмиле Анатольевне хочется возразить следующее: разве те, кто "так выучены", не являются абсолютно безграмотными? Или они, независимо от "выученности" грамотнейшие выпускники школы? Так чего же эти "грамотнейшие" путаются в угольниках? По поводу "стенания" и "Патриса Лумумбы". Да, учили. И одним из первых заведующих кафедрой начертательной геометрии в УДН был мой Учитель проф. Н.Н. Рыжов. Но учили потому, что была такая политика и потому, что за этих неучей платили валютой. Я знаю это, так как я тоже сталкивался с иностранными студентами из Африки. Их нельзя было отчислить только из-за валютной оплаты обучения, как я ни старался! А причины несоответствия между имеющимся и ожидаемым очевидны - это дрессировка со 2-го класса к всемогущему сейчас ЕГЭ. Об этом мне говорят и родители и сами выпускники школ. Не всех школ, кое-где геометрия и черчение присутствуют как класс, но в большинстве школ их отсутствие сказывается гибельно для технического образования. Ольга Викторовна. Если студенты хотят учить не то, что им дают преподаватели, которые выпестовали не одно поколение инженеров (при этом не самое отсталое, раз ими заполнена Кремниевая долина в США), то, может быть, они просто-напросто попали не в тот вуз? Может, им надо было бы поступить в более приемлемый для них кулинарный техникум? С уважением, Сальков
|
Васильев Вячеслав Владимирович (7 марта 2015 г. 2:35) |
Уважаемые Дмитрией Евгеньевич и Николай Андреевич! По поводу "уделить внимание талантливым, дать им больше программы", то здесь уместна фраза: можно совмещать приятное с полезным. А по поводу недоинженеров и недобакалавров здесь несколько моментов 1. Если мы будем отчислять всех и вся, которые недостойны обучения в техническом ВУЗе, то мы останемся без студентов. А коль нет студентов, которых надо учить, то следовательно и преподаватели по данной дисциплине не нужны, какими бы великими они не были. 2. Когда речь идет о хороших школах, то здесь в большинстве своем можно говорить платных школах. Не все могут позволить учиться в таковых. 3. Каждый человек имеет сильные и слабые стороны, и если кому то с трудом дается наш предмет, то это еще не повод выгонять его из ВУЗа. Мы должны проявить индивидуальный подход, и лишь в самых тяжелых случаях принимать крайние меры. Мы не сможем сказать, как в дальнейшем у него сложится с той специальностью на которую он поступил. В спорте есть ярчайшие примеры, когда великие мастера не могли подготовить других спортсменов, и наоборот человек который в данном виде не имел никаких выдающихся достижений выращивал Олимпийских чемпионов. 4. Что касается "серости" идут года НТП не стоит на месте, следовательно ничего подобного не будет. Вы учились во времена Советского Союза, тогда был другой склад ума, стояли другие задачи. Время идет все меняется, и говорить сейчас вот в "наше время" уже не уместно. Менталитет у народа другой. Я буду делать все, что в моих силах, чтоб мои студенты после обучения данному предмету уходили с нашей кафедры, не только с багажом знаний, который им поможет по жизни, но и с отличными воспоминаниями. Здесь, как не крути, сколько людей, столько и мнений. На данной конференции мы услышим друг друга, сделаем некоторые выводы, но в большинстве каждый останется при своей точке зрения. С Уважением В.В.Васильев |
Сальков Николай Андреевич (7 марта 2015 г. 4:32) |
Вячеслав Владимирович, а чем плохо уделять больше времени талантливым? Ведь только талантливые дотягивают до аспирантуры, серость туда не берут - зачем? А словосочетание "совмещать приятное с полезным" здесь не к месту. Терять время в вытягивании за уши безнадежно отсталых - где же тут приятность? Один геморрой! А о полезности можно и не вспоминать. Теперь по указанным пунктам. 1. Никто не предлагает отчислять всех и вся, не надо передергивать. Отчислять - и отчисляют же-ж! - необходимо тех, кто даже не в состоянии осилить программу ФГОС третьего поколения. Именно об этом шла речь, если непонятно. Сейчас наше министерство будет отслеживать выпускников: где оные устроены и сколько проработали по специальности. Недоучки, естественно, пойдут на рынок за прилавок, а соотвественные вузы, которые выпустили брак, будут расформированы. Намечается ликвидировать 40% вузов. Так что - как Ленин говорил: "Лучше меньше - да лучше!" 2. В Москве много хороших, даже замечательных школ, с которых стоит брать пример. Так, в середине апреля этого года будет проводиться Московская городская олимпиада школьников по черчению. Но в пределах страны это - капля. Подавляющее количество школ, я уже писал, со 2-го класса начинает дрессировку учеников к ЕГЭ. В том числе и платные. 3. Если товарищ гениально варит борщ и ни черта не понимает в геометрии - это как раз повод для его изгнания из вуза! Почитайте статьи наших профессоров. Я, конечно, понимаю, что для молодых профессора - не указ, но все-таки. Насчет как сложится. Есть научные работы, в которых экспериментально доказывается, что если студент не в состоянии пройти курс начертательной геометрии, то он и по всем остальным техническим дисциплинам хромает на обе ноги. Читайте научную литературу. И чему может научить человек, который знает меньше студента раз в десять? Со спортом пример некорректный. В спорте тренером становится человек, знающий теорию, иначе его ученики не дотянут и до 1-го разряда. Я знаю, о чем говорю - я мастер спорта по фехтованию. 4. Раз НТП не строит на месте, то объем теоретического багажа, который не в силе усвоить борщевар, со временем увеличится многократно. Таким образом, вскоре проблема приобретет лишь остроту. И, наконец, никто из нас не заявлял о "нашем времени", не стоит сочинять. А вот теперь скажу: в наше время молодые прислушивались к мнению старших товарищей, тем более профессоров,не дерзили им и не учили их жить. С уважением, Н.А. Сальков |
Ярошевич Ольга Викторовна (7 марта 2015 г. 4:33) |
Уважаемые Дмитрий Евгеньевич и Николай Андрееевич! Вероятно я не совсем точно выразилась, потому что вызвала такую реакцию с вашей стороны. В моем комментарии заложен несколько иной смысл, чем тот, который воспринят вами. Дмитрий Евгеньевич, говоря о негативных отзывах о студентах, я имела в виду уровень подготовки, уровень знаний, именно знаниевый аспект был заложен мной в термин «негативность». То, что студенты порой знают то, что не знаем мы, преподаватели, особенно что касается современных информационных технологий – это неопровержимый факт. И это замечательно! Я всегда поддерживала и поддерживаю лозунг: «Обучая – обучайся сам!». И написав, что "Знают, но не то, что они должны, опять-таки по мнению преподавателей знать", я не имела в виду основополагающие знаний, фундаментальные знания (ваш тезис – «Не должны знать геометрии при поступлении на обучение по кафедре графики? Или не должны знать основ конструирования, обучаясь на кафедре ракетостроения, потому что у них другое мнение на этот счёт?»). Но, согласитесь, что порой мы требуем то, что уже совершенно не востребовано нигде, даже в нашей дисциплине. Также я думаю, что Вы не будете возражать с тем тезисом, что кадры нужно готовить. И один из важных путей именно наставничество. Николай Андреевич!!! Уж очень Вы глобально восприняли мои слова! Век другой сейчас! Менталитет другой! Студенты порой хотят больше и по другому, чем мы даем. С уважением, О. В. Ярошевич |
Ярошевич Ольга Викторовна (7 марта 2015 г. 4:37) |
Николай Андреевич!!! Позвольте полностью поддержать Вас! В погоне за исправлением и натаскиванием слабых, мы часто не имеем времения работать с элитой!! А ее готовить надо! Ольга Викторовна |
Сальков Николай Андреевич (7 марта 2015 г. 12:46) |
Ольга Викторовна, здравствуйте! Согласен с Вашими разъяснениями - студенты действительно по ИТ знают порой больше, чем преподаватели, но есть и исключения как среди первых, так и среди вторых: взять хотя бы отсутствующего проф. А.Л. Хейфеца. Уж сколько знает он по ИТ, мало кто может знать из студентов. Да и когда мы с В.И. Вышнепольским в МИТХТ даем КОМПАС, студенты порой делают большие глаза (в подавляющем большинстве) и вопрошают: "Разве так было можно?" Да, по компьютерным технологиям мы иногда учимся и у них. Так что согласен. Только разъясните, пожалуйста, тот момент, когда мы можем давать им нечто, не входящее в дисциплину и даже невостребованное нигде. Это что же? Что касается начертательной геометрии, то мы просто вынуждены давать им крохи из-за количества часов. А по-другому - это как они хотят? Благодарю за поддержку. Правильно, элиту, в том числе и наших преемников, готовить необходимо! С уважением, Сальков. |
Сальков Николай Андреевич (7 марта 2015 г. 12:47) |
А действительно, Дмитрий Евгеньевич! Диспут без участия авторов - это как-то странно. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (7 марта 2015 г. 14:45) |
Вячеслав Владимирович, Николай Андреевич убедительно ответил на Ваши мартовские тезисы. Однако, не могу удержаться от некоторых замечаний: 1. Достойных достаточно. Отсев бакалавриата в США составляет 40%. Унас, если он составит 10%, то ректор лишается премии. А кроме этого давлеет пресловутое подушевое финансирование, которое и заставляет возиться с неспособными в ущерб занятий с будущей инженерной элитой - вдумчивой, трудолюбивой, незаносчивой. 2. Хорошо знаю школы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, провожу олимпиады и конкурсы - ищу себе талантливых учеников. Вынужден Вас разочаровать: подготовка в большинстве платных школ весьма посредственная. Денежки берут за комфорт и уют. 3. Видно, что о спорте Вы имеете отдалённое представление. Так вот как человек, имеющий отношение к подготовке чемпионов города по нескольким видам спорта и до сих пор курирующий волейбол в Военмехе, уверяю Вас, что классный тренер - в первую очередь выдающийся теоретик, создатель оригинальных методик. 4. Серость не зависит от линости, а не от НТП. С уважением, Тихонов-Бугров, носитель якобы чуждого Вам менталитета.
|
Васильев Вячеслав Владимирович (7 марта 2015 г. 15:55) |
Уважаемые Николай Андреевич и Дмитрий Евгеньевич 1. Никто не дерзит и уже тем более не собирался. Я прислушиваюсь к мнению старших товарищ, но прислушиваюсь в меру. Я никого не учу правильно жить, а высказываю свою точку зрения по данному вопросу. Ведь если я правильно понял, то цель этой конференции обсудить наущие проблемы и коллективно попытаться найти пути их решения. Или это не так? 2. Если отчислить 40% студентов, то следом надов уволить 20% преподавателей, но в стране, как Вы написали, подушевное финансирование. И получается мы рубим сук на котором сидим. И ровнятся на запад лучше не стоит. Уже один раз поровнялись, и что получилось Николай Андреевич уже в одной из статей этой конференции описал (данная статья мне очень понравилась) 3. Учить талантливых надо, и с этим я не спорю, в настоящее время я работаю с талантливыми ребятами 1-2 курса. И стараюсь донести до них то, чего в учебной программе никогда не появится. 4. Я являюсь КМС по многоборью Призер Первенства России, отец МС по плаванию тренер с огромным стажем готовил спортсменов к Олимпийским играм в Барселоне и Атланте, друг МСМК по л/а Чемпион Европы, мой учитель физической культуры, с которым я и сейчас поддерживаю теплые отношения, МС по гиревому спорту Чемпион Мира. Так что о спорте я имею отличное представление. 5. И это конечно парадокс, что дискуссию ведут те, кто эту статью не писал))) Еще раз повторюсь сколько людей столько и мнений. Но с другой стороны в споре рождается истина. Для этого и нужны подобного рода конференции. И вообще почему бы не сделать подобного рода форум на постоянной основе? С уважением В.В.Васильев |
Зеленовская Наталия Вячеславовна (7 марта 2015 г. 15:56) |
Есть редкая категория преподавателей, способная "зажечь огонь" даже в головах неподготовленных и не желающих, и случайно в технический вуз поступивших. Мне в свое время повезло именно с такими педагогами, и начертательная геометрия, и всё с ней связанное, стало моей профессиональной сферой. Мало того, всегда они, мои педагоги,которых уже нету к сожалению в этом мире, как будто стоят за моей спиной и не позволяют уронить эстафету....В этом году впервые работаю на ФДСО (ф-т дистанционного обучения Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники). Программа обучения уже стабильно отлажена, имеет хорошее техническое обеспечение, наработаны электронные базы данных и материалы, электронный учебно-методический комплекс....в общем, всё на уровне...и я немножечко боялась некоторой формальности такой формы обучения. Но работать оказалось очень интересно. И тяга к знаниям отдельных участников процесса - а в группе у меня были два инвалида-колясочника - была для меня очень показательна. Консультации в программе (это больше общение в созданном личном кабинете по электронной почте), и по Скайпу, и изучение дополнительной литературы и, как результат, освоенный курс, самостоятельное граммотное выполнение задания, зачет по дисциплине. Вот такое совместное творчество. Из достаточного большого опыта работы с иностранными студентами - выделила бы студентов из Китая. У них присутствует "жажда знаний"....и я с улыбкой вспоминаю маленького такого студентика, который после окончания курса компьютерной графики (а курс был коротким - всего 17 часов) с удивлением вопрошал : "Как это ...закончилось? Учиться хочу!"
|
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (8 марта 2015 г. 1:18) |
Уважаемый Вячеслав Владимирович, радует, что от утверждения, что каждый останется при своём мнении, вы перешли к тезису: в споре рождается истина. Значит мы с Сальковым писали не зря. Тихонов-Бугров. |
Ярошевич Ольга Викторовна (8 марта 2015 г. 2:00) |
Уважаемые коллеги! Да, удивительно, а где авторы статьи??? И почему они обходят молчанием... может дискуссия не по теме??? Вроде бы развговор в едином русле! АУ!!! Марина Викторовна, Татьяна Владимировна, Валерия Александровна! ГДЕ Вы? Уважаемый Дмитрий Евгеньевич! Очень импонирует Ваша "колючесть"! С удовольствием знакомлюсь со всеми Вашими комментариями. И многое МОТАЮ на ус! Спасибо!! С уважением, Ольга Викторовна
|
Тюрина Валерия Александровна (8 марта 2015 г. 3:17) |
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Порадовал интерес к нашему докладу, спасибо. Есть небольшой нюанс, на который многие, видимо, не обратили внимания. Для начальной оценки уровня первокурсников (причем именно группы, а не конкретных студентов) мы брали в расчет средний балл за ЕГЭ именно по МАТЕМАТИКЕ (а не по трем дисциплинам). Высокий балл по математике дает основание расчитывать на приличный уровень знания геометрии (так как последние два года количество заданий по геометрии и их сложность в ЕГЭ возросли - мы внимательно отслеживаем этот процесс). И от группы с определенным средним баллом можно ожидать предсказуемых результатов в усвоении НГ. Последующее тестирование по основным разделам школьного курса стереометрии дает дальнейшую "пищу" для размышлений, как преподавателю - обдумать, как эффективнее выстроить курс (вот тут и можно проявлять творчество и инициативу!), так и для студента - осознать тот факт, что школьные знания наконец-то пригодятся, и, какие темы, возможно, надо повторить (или срочно изучить). После заключительного этапа тестирования (уже с оценкой) мы получаем уже совершенно другую (морально и информационно подготовленную к изучению начертательной геометрии) аудиторию, настроенную на серьезную работу и почувствовавшую к себе интерес со стороны преподавателей данной кафедры. Здесь уместно вспомнить о "серой" массе и "цифровом" подходе. В это же время уже появляются вопросы со стороны заинтересовавшихся студентов (и их много!) об олимпиаде по начертательной геометрии (мы проводим ее обязательно, в каждом семестре) и начинается "вылавливание" талантливых и способных студентов. И бывает, что ими оказываются студенты со средней начальной подготовкой, но получившие вовремя нужное направление в своей "траектории обучения". Надеемся, что теперь наша позиция стала более понятна )))) Уважаемые коллеги, мы приносим свои извинения, что не сразу включились в дискуссию - готовились к проведению заключительного этапа олимпиады для школьников "Учись строить будущее" (по архитектурной графике) поэтому не могли выйти на сайт конференции. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (8 марта 2015 г. 13:55) |
Уважаемая Ольга Викторовна, спасибо за понимание моей "колючести". С праздником. Здоровья, удачи, любви. Ваш ТБДЕ. |
Мошкова Татьяна Владимировна (8 марта 2015 г. 13:58) |
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю всех с прекрасным весенним праздником! Постараюсь прояснить некоторые моменты. Отвечая на вопрос Алевтины Бруновны, хочу обратить ваше внимание, что в приложении представлен бланк для ответов, как иллюстрация формы представления результатов испытания. И преподавателю, и – главное – студенту становится ясна общая картина, и направление дальнейшей работы. Составить собственно тест по школьному курсу стереометрии не представляет сложности для преподавателя вуза. Мы в своей работе ориентировались на учебники, имеющие наибольшее распространение в школах нашего города и области (Атанасян, Бутузов, Кадомцев, например), используя привычные для учащихся формулировки. Этот вопрос интересовал Людмилу Анатольевну. Теперь о том, что касается изменений содержания и технологических особенностей учебного процесса. К сожалению, у нас не происходит перераспределение студентов на основании результатов испытаний. Знаю, что подобная практика существует: первокурсники проходят внутреннее испытание по профильному предмету, а затем распределяются по группам, в соответствии с выявленным уровнем. Студент оказывается «приписанным» сразу к нескольким группам: для проведения семинарских занятий, для изучения профильной дисциплины и дисциплин по выбору. Конечно, не обходится без колкостей в адрес обладателей наивысших баллов за ЕГЭ и оказавшихся в самой слабой группе:) Насколько я знаю, в нашем вузе за подобную схему ратовали математики, но практика столичного вуза для нас, видимо, оказывается неприемлемой, с точки зрения организации. Искренне рада за преподавателей, имеющих возможность работать с аудиторией одного уровня. Мы же взаимодействуем с группой, в которой одновременно находятся студенты, ответившие буквально на несколько вопросов теста, те, кто показывает знакомство с материалом уже при первом испытании, а также пятью-шестью иностранными студентами, требующими особого подхода. В течение недели преподаватель имеет дело примерно со 130-150 студентами. За предусмотренные программой 16 учебных недель мы должны рассмотреть не только теорию параметризации, проекционного метода и образования поверхностей, но и ознакомиться с особенностями решения задач на техническом чертеже, в аксонометрии, перспективе, чертежах с числовыми отметками и коснуться способов построения теней. Таковы реалии:) Приходится маневрировать в русле изучаемого курса. Приведу конкретный пример. На среднестатистическом потоке студенты изучают сущность пяти способов и приёмов преобразования проекций и акцент делается на особенностях каждого из способов, на том, какой из них наиболее рационально использовать при решении конкретной задачи. Если поток слабый, и положительной динамики не наблюдается, скорее всего, дело ограничится изучением одного-двух способов преобразований: была бы задача решена. Вопросами рациональности могут озадачиться отдельные студенты. Т.е. тема будет рассмотрена в обоих случаях, но с разной степенью погружения в неё для основной массы студентов. Такой вот подход. В любом случае, говорить о том, что мы, преподаватели региональных вузов имеем возможность работать только с подготовленными студентами, было бы лукавством. Не всегда у нас такая возможность есть. Но мы всеми силами пытаемся реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения! Ох, как не хочется практиковать информирующее преподавание! Если не руководство, то поддерживающее (консультирующее) преподавание уже позволяет достичь поставленных целей обучения. Ведь, что посеешь… Те же студенты вновь приходят к нам на кафедру на втором курсе для изучения компьютерной графики, а затем в качестве магистрантов и аспирантов. |
Зеленовская Наталия Вячеславовна (8 марта 2015 г. 15:07) |
СПАСИБО,за интересную и информативную подачу информации. Татьяна Владимировна, я столкулась с неоднородностью аудитории во времена профильности обучения. Очень хорошей подготовительной базой для технического вуза служили технические профильные классы лицея и гимназий, с хорошо организованной углубленной программой по черчению. Но, поступив в вуз, из подготовленных студентов не формировались отдельные группы, а они были рассредоточены по учебным группам с разным уровнем подготовки. Вначале они блистали знаниями и работы, выполненные ими, могли служить образцом для выполнения другим. Но из-за отсутствия времени на индивидуальную работу с ними, уже ко второму курсу они сливались с общей массой и ничем не выделялись на общем фоне. Разве что имели более высокий балл на контрольных и экзаменах. Единицы выходили в лидеры на олимпиадах и студенческих конференциях. Мы выходили с предложением формировать и в вузе профильные группы, но инициатива увы не была поддержена. |
Мошкова Татьяна Владимировна (8 марта 2015 г. 16:22) |
Наталия Вячеславовна, соглашусь с вашими наблюдениями! Сталкивалась с подобными ситуациями, увы. Около двадцати лет назад занимались с коллегой разработкой программ по начертательной геометрии и черчению для профильных классов. Налаживали связи со школами, выстраивали отношения со школьными учителями. Но дальнейшее развитие событий соответствовало тому, что вы описали. Мы и сейчас, по мере сил и возможностей, ведём работу со школьниками и учителями: НОУ, олимпиады различного уровня. Есть опыт общения в рамках курса повышения квалификации. Но я наблюдаю изменение ситуации. Если ранее обучение ребёнка в профильном классе предполагало углублённое изучение черчения, то сейчас оно предполагает просто наличие черчения, как такового! Следует иметь в виду, что наша аудитория процентов на 80 или более состоит из студентов, сделавших осознанный выбор. Мы проводим подобные исследования. Чаще всего речь идёт о династиях. Это означает, что родители или другие родственники абитуриентов оканчивали строительный вуз. Поэтому, имея представление о том, что ждёт чадо во время обучения, заранее беспокоятся об определении ребёнка в школу или класс с определённым профилем. Только о блеске речь уже не идёт! Вопрос о школьных учителях по черчению стоит достаточно остро. Я десять лет тесно общалась с коллегами, обучающими будущих учителей черчения начертательной геометрии и инженерной графике. В том числе, обсуждали проверку знаний школьной геометрии. По сравнению с их ситуацией, наши сложности казались чуть ли не пустяками:) Процент случайных людей там иной раз доходил до пятидесяти! А школьная подготовка просто удручала:( Преподаватели, люди старой закалки, не сдаваясь, с энтузиазмом пытались объяснить отличие параллельности от перпендикулярности, а заодно и открыть молодым людям глаза на то, на какую именно специальность они поступили! Конечно, за эти годы были подготовлены и хорошие специалисты, которые действительно пришли работать в школы. Но в целом, ситуация вызывает у меня сдержанный оптимизм( Периодически поступают приглашения, иногда напоминающии мольбы о помощи, работать по-совместительству в профильном класее той или иной школы. Однако, при существующей нагрузке подобное физически невозможно. Одно из решений сложившейся ситуации - подготовительныхе курсы. Те, что действуют в нашем вузе, пользуются огромной популярностью в городе, области и близлежащих регионах. |
Головнин Алексей Алексеевич (8 марта 2015 г. 18:36) |
Здравствуйте уважаемая Татьяна Владимировна! Вопрос, возможно не совсем по теме доклада, он вызван Вашими ответами, не менее содержательными, чем сам доклад. Но не могли бы вы в дополнению к сказанному хотя бы в вкратце разъяснить вопросы, рассматриваемые вами за 16 учебных недель (теория параметризации, проекционный метод и образование поверхностей, особенности решения задач на техническом чертеже, в аксонометрии, перспективе, чертежах с числовыми отметками и способы построения теней). 1) Какие 5 способов преобразований проекций вы рассматриваете? 2) В какой связи вы рассматриваете теорию параметризации? 2. Каким задачам на техническом чертеже, в аксонометрии, перспективе, чертежах с числовыми отметками вы уделяете внимание на лекциях? Пользуясь возможностью, поздравляю Вас, Ваших соавторов и всех участниц конференции с международным днем 8 марта. С уважением Головнин А.А. |
Мошкова Татьяна Владимировна (8 марта 2015 г. 19:46) |
Здравствуйте, уважаемый Алексей Алексеевич! Спасибо за поздравление! Очень приятно! Параметризация фигур - первая тема, с которой мы начинаем изчение начертательной геометрии, т.к. именно с помощью параметризации выполняется оценка формы, величины, положения в пространстве оригиналов. Рассматриваем теорию вопроса, решаем отдельные задачи, а в качестве упражнения на применение полученных знаний студенты выполняют индивидуальное задание "Параметризация плоского контура". В дальнейшем, при изучении того или иного раздела дисциплины, возвращаемся к вопросу параметризации оригиналов. Рассматриваем следующие способы преобразования проекций: плоскопараллельное перемещение и его разновидности: вращение вокруг проецирующей прямой и вращение вокруг линии уровня (в т.ч. совмещение); замена плоскостей проекций; вспомогательное проецирование. На лекциях и практических занятиях решаем позиционные задачи на определение взаимного положения поверхности и прямой (плоскости) на техническом чертеже, аксонометрии, чертежах с числовыми отметками. Рассматриваем конические сечения. Кстати, обязательно параметризуем эти кривые. Набор поверхностей, участвующих в задачах, варьируется, в зависимости от направления подготовки. Относительно стандартный набор: пирамида, призма, сфера, конус и цилиндр. На перспективу и тени остаётся совсем мало времени, увы. Конечно, у студентов-архитекторов ситуация выглядит намного лучше, т.к. они занимаются на нашей кафедре не один, а два семестра подряд. Всевозможные задачи на определение истинных величин расстояний и углов чаще всего решаем на техническом чертеже. Надеюсь, что ответила на ваши вопросы, хотя бы в общих чертах. Думаю, коллеги дополнят. |
Головнин Алексей Алексеевич (8 марта 2015 г. 20:30) |
Татьяна Владимировна! Спасибо за очень четкие исчерпывающие ответы. Думаю использовать вашу информацию в дальнейшем в своей работе. Спрашивая о параметризации, подспудно я допускал, что это параметризация в компьютерной графике. Теперь появилось подозрение, что их объединяет не только название. С уважением Головнин А.А. |
Мошкова Татьяна Владимировна (8 марта 2015 г. 21:43) |
Алексей Алексеевич, пожалуйста! Конструктивный обмен мнениями - это интересно и полезно. Вы правы, в курсе компьютерной графики работа с параметризацией получает свое дальнейшее развитие. Надеюсь, Валерия Александровна выскажется по этому вопросу. |
Сальков Николай Андреевич (9 марта 2015 г. 0:55) |
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Для начала хотелось бы выяснить, каким образом Вы умудряетесь за 16 лекций выдать и базовый курс НГ (задание геометических фигур на чертеже, позиционные задачи, метрические задачи, геометрические преобразования, развертки), и аксонометрические проекции (с теми же заданиями геометрических фигур и хотя-бы позиционными задачами), и перспективу (то же самое), и числовые отметки (то же), и теорию теней, состоящую сплошь из позиционных задач? Например, мне это для архитекторов удается исключительно за 3 семестра и то выкинув пару разделов, которые перешли на 4-й семестр. Можно ли получить от Вас более подробную расчасовку по темам? Несколько лет назад, просмотрев задания ЕГЭ по математике, я резко закручинился. Вы говорите, что с тех пор задания по геометрии стали многочисленнее и круче. Это радует. Однако, когда из школы выпускались мы с Дмитрием Евгеньевичем, у нас были не ЕГЭ, а выпускные экзамены и не просто по обезличенной математике, но отдельно по алгебре и отдельно по геометрии. Да еще и вступительный экзамен в институт по математике с довольно-таки сложными задачами по геометрии. И вот тут не надо было производить никаких дополнительных изысканий, чтобы определить уровень геометрической подготовки. Все было налицо. И еще. Не могли бы Вы уточнить, какие именно пять способов преобразования вы даете? Это я для себя лично. И,наконец, поздравляю Вас и Ваших соавторов с днем 8 марта! Успехов Вам в столь трудном деле - обучении!
|
Тюрина Валерия Александровна (9 марта 2015 г. 1:19) |
Здравствуйте, Алексей Алексеевич! Хотелось бы немного дополнить слова Татьяны Владимировны о теории параметризации. На нашей кафедре данному разделу традиционно отводится роль связующего звена между всеми разделами курса начертательной геометрии (а далее и компьютерной графики). Со времен работы кафедры под руководством академика В.С. Полозова (одного из основателей теории параметризации в нач. геометрии) основной акцент в преподавании курса делается на необходимость обеспечения обратимости изображений, используемых для изучения оригиналов (фигур). Студенты учатся осознанно использовать такие изображения (т.е. чертежи) в качестве геометрической модели изучаемого объекта, учатся проводить параметризацию (подсчет количества необходимых параметров и перенос их на чертеж в виде размеров, условных обозначений и геометрических построений) на любом из изучаемых видов обратимого изображения (эпюре Монжа, техническом чертеже, аксонометрическом чертеже, с числовыми отметками, на чертеже перспективы). Поэтому при работе с программами компьютерной графики на 2 курсе создание изображений и 3D моделей в параметрическом режиме для студентов является естественным и привычным приемом геометрического моделирования, только на новом уровне (с применением компьютерных технологий и всех вытекающих из этого преимуществ). |
Сальков Николай Андреевич (9 марта 2015 г. 1:30) |
Ну вот. Так всегда. Надо было прочитать все сообщения до конца! Татьяна Владимировна, о способах преобразования я уже прочитал! Спасибо Алексею Алексеевичу. Теперь сначала прочитаю все реплики. Прочитал. Но ведь, судя по ответу, получается всего три разных преобразования, конкретно отличающихся друг от друга. Вариации не считаются. Поэтому я и задал такой вопрос. Для архитекторов года с два назад у меня были 4 семестра начертательной геометрии. Тут я мог выдать им все, что только душа пожелает. Сейчас осталось три семестра (я об этом уже писал). Пришлось выкинуть пару разделов и перевести их в другую - уже вузовскую - дисциплину. И все же я не вполне представляю, как можно для ПГС (если вуз строительный, то ПГС должен обязательно присутствовать) ввести НГ, если во ФГОСе для ПГС начертательная геометрия отсутствует начисто? Ввели как вызовский компонент? Тогда ИГ должна быть совместно с НГ три семестра, а не два. В МГСУ в два семестра втиснули всю начертательную геометрию, инженерную графику, включая геометрическое и проекционное черчение, машиностроительное и строительное черчение. Что за специалисты там выращивавются - не знаю. Я уже очень давно привожу пример с краснодеревщиком. Если дать ему заказ на табурет, дать пару недель и тысячу долларов - Вы можете представить, что за эксклюзивный предмет появится? А если дать ему же времени 2 часа и один доллар... Потом будем удивляться - какую гадость сварганил, а еще краснодеревщик! А унас с Вами обстоятельства схожие. С уважением, Сальков. |
Мошкова Татьяна Владимировна (9 марта 2015 г. 2:47) |
Здравствуйте, Николай Андреевич! Спасибо за поздравления и пожелания! Приятно! Но я предпочитаю в первую очередь рассматривать обучение, как интересное дело. Так меня учили в семье! Я прекрасно помню, что тридцать лет назад выпускные экзамены в школе и вступительные в вуз были серьёзным испытанием. Однако, примерно десять-двенадцать лет назад приходилось слышать дикие рассказы о том, что из себя представляли экзамены в 11-м классе. Сначала были единичные тревожные сигналы, но довольно быстро практика дисредитации выпускных экзаменов получила значительное распространение. Силы родителей были брошены на поиск репетиторов из конкретного вуза. Собственно, в то время и возникла идея проводить проверку знаний школьного курса геометрии. С введением ЕГЭ наметилась тенденция оттока выпускников с высокими баллами в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Если не ошибаюсь, в этом году количество иногородних абитуриентов в СПбГУ составило 72%. Может быть кризис внесет свои коррективы, но в предыдущие пять лет часть наиболее сильных выпускников уезжала в столицы. Мы работаем с теми, кто остаётся. Преподаватель не может продуктивно работать, не имея представления об аудитории. Проверка знаний школьного курса - один из способов получения информации. Кроме того мы проводим самые разнообразные опросы и анкетирования. Средний балл за ЕГЭ по математике в группе естественно не является каким-то важным показателем. Мы лишь поделились результатами своих наблюдений. А вот то, что результаты тестирования по геометрии позволяют не только преподавателю, но в первую очередь студенту оценить собственный стартовый уровень, это очевидно. Что касается способов преобразования проекций, то речь идёт о плоскопараллельном перемещении и его разновидностях: вращении вокруг проецирующей прямой и вращение вокруг линии уровня (в т.ч. совмещение); замене плоскостей проекций; вспомогательном проецировании. И наконец, о наших занятиях. Меня удивила постановка вопроса "каким образом Вы умудряетесь..." Мы не ставим своей целью умудряться, мы работаем в соответствии с рабочими программами, разработанными коллективом кафедры. Нас всего десять человек и все вопросы, касающиеся учебного процесса, мы решаем коллегиально. В нашем случае только архитекторы изучают начертательную геометрию 2 семестра. Остальные направления и специальности - один семестр. Чаще всего это подразумевает одну потоковую лекцию и одно практическое занятие в неделю у каждой группы потока. Текущие консультации составляют 0,02 часа на студента в месяц. Это всё. Наша с коллегами работа и состоит в том, чтобы спланировать и организовать процесс обучения. Изучаем новые технологии, экспериментируем, что-то отвергаем, что-то внедряем. Одно из направлений работы мы описывали в своем докладе на прошлогодней конференции вместе с С.И. Ротковым. Что же касается интересующих вас рабочих программ, я обязательно займусь этим вопросом в первый же рабочий день. |
Мошкова Татьяна Владимировна (9 марта 2015 г. 3:01) |
Николай Андреевич, а я, в свою очередь, увидела ваш комментарий только после того, как опубликовала свой! Необходимо пояснить, что на нашей кафедре студенты изучают только начертательную геометрию (на первом курсе) и компьютерную графику (на втором). На каждую из дисциплин отводится по одному семестру. Часть потоков приходит к нам осенью, часть весной. Инженерной графикой студенты занимаются на другой кафедре. |
Сальков Николай Андреевич (9 марта 2015 г. 16:42) |
Татьяна Владимировна, спасибо. Как только Вы пояснили о часах в неделю - все стало понятно. Слово "умудряетесь" снимаю с рассмотрения! И все же! Если к Вам приходят те, кто не уехал в столицы то процесс обучения, будь он хоть какой увлекательности, все равно остается трудным. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (9 марта 2015 г. 17:54) |
Уважаемые коллеги, в связи с тем, что, как выяснилось, на вашей кафедре изучают компьютерную графику, а на другой кафедре инженерную графику (несомненно компьютерную), то хотелось-бы почувствовать разницу. Пытался узнать в Интернете, но выяснилось, что у вашей кафедры нет сайта. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Тюрина Валерия Александровна (9 марта 2015 г. 21:40) |
Здравствуйте, Дмитрий Евгеньевич! На кафедре "Стандартизации и инженерной графики" нашего вуза студенты 1 и 2 курсов разных направлений 3 семестра изучают дисциплину "Инженерная графика" (НЕ КОМПЬЮТЕРНУЮ! РУЧНАЯ ГРАФИКА). На нашей кафедре "Инженерной геометрии, компьютерной графики и автоматизированного проектирования" студенты 2 курса Общетехнического факультета изучают базовый курс компьютерной графики (8 лекций, 16 практик). Спецкурсы по компьютерной графике, начиная с 3 курса, студенты разных направлений изучают на профильных кафедрах. Хорошо это или плохо, но в каждом вузе свой подход и данную ситуацию наше обсуждение вряд ли изменит. |
Головкина Валерия Борисовна (13 марта 2015 г. 3:15) |
Здравствуйте уважаемые коллеги! Очень сожалею, что в обсуждение данного доклада, по ряду причин, я включилась поздно, но решила высказать свою точку зрения на горячо обсуждаемые вопросы. Сразу оговорюсь, что являюсь сторонником максимального сохранения контингента.Однако, в начале мне хотелось бы вспомнить этапы формирования абитуриента. Итак, школьные учителя отдают все силы, чтобы качественно подготовить к поступлению в ВУЗ своих выпускников (из беседы с учителями). Родители учеников платят большие деньги репетиторам, чтобы они подготовили их детей к сдаче ЕГЭ (из беседы с родителями). Дети, при сдаче ЕГЭ, порой, от перенапряжения и волнения теряют сознание (лично знаю два таких примера). Далее, наши университеты принимают абитуриентов при достаточно высоких баллах (мы же доверяем нашим приемным комиссиям?), а в результате - бездари, тупицы, буратинки и т.д. Как же так происходит? Я не считаю, что ответственность за создавшуюся ситуацию должна «ложиться на плечи» студентов. Давайте проанализируем наши публикации, в которых очень много сказано о наших личных достижениях. Мы (преподаватели) усовершенствуем, оптимизируем, внедряем, производим и т.д., а студент не работает, не выполняет, не сдает. А, может, он просто не знает, порой, что надо делать? Как добиться единообразной подготовленности студентов даже в группе, я уже не говорю о потоке, если у одного за плечами курсы при МАРХИ, а второй боится провести линию на формате, так как он это делает первый раз в жизни. Ситуация усугубляется еще и тем, что с каждым годом растет число студентов - иностранцев, которые с трудом владеют русским языком. Об этом уже писал Васильев В.В. Но не будем забывать, что государства платят российским вузам за обучение своих студентов….. Не думаю, что проблемы, надо перечислять далее. В комментариях о них уже достаточно сказано. Из такой сложной ситуации мы видим следующий выход. Преподаватель должен, наконец, не на словах, а на деле отказаться от роли главного действующего лица образовательного процесса. Его задачей становится обеспечение студентам условий, при которых, каждый из них почувствует свой образовательный рост, приобретет уверенность в собственных силах и способностях. Сегодня студент остро нуждается в разработанном, именно для него, учебно-методическом комплексе, детально описывающим всю последовательность действий при им освоении дисциплины. Разработка такой педагогической поддержки требует от преподавателя достаточно больших временных и душевных затрат, но, безусловно, оно того стоит. Думаю, что в своей пламенной речи Васильев В.В. хотел выразить именно эту мысль. А, еще, видимо, постеснялся написать, что по независимому опросу, который проводил НИТУ «МИСиС» в прошлом году, Васильев В.В. признан студентами лучшим молодым преподавателем 2014 года. С глубоким уважением к авторам доклада и комментариев Головкина В.Б.
|
Принцев Николай Владимирович (13 марта 2015 г. 5:08) |
Уважаемая Марина Викторовна и содокладчицы! В Вашем докладе много бланков, наверное, в 18 веке владелец банка был бы в восторге от такого отчёта! Но живых студентов я не увидел! Ни одного. Сегодня сделал комментарии в газете "Метро" в связи с рухнувшим занием торгового центра в Казани... Где были проектировщики? Наверное, студентов надо учить на КОНКРЕТНЫХ примерах, который тоже могу привести. Как можно заметить, люблю обмениваться мнениями с коллегами, что иногда спасает мне жизнь. Встретился с коллегой перед входом в универсам "Озерки", пока минут двадцать беседовал, в универсаме рухнул потолок. Как раз в том отделе, куда я собирался идти (электротовары). Крыша не выдержала "нагрузку" снега. Проект был Турецкий, где снег не учитывают. А в ту бесснежную зиму снега выпало, аж 30 сантиметров! Вес "громадный". На следующий день написал письмо чиновнику, который курирует архитектуру в СПб: "Уйдите в отставку, ведь за типовой проект Вы получили премию!" Получил через месяц ответ: "Да, получил премию, но "мой" универсам расположен в другой части города, там крыша ещё держится!" А оба магазина принадлежат одной торговой сети и проекты - типовые. Часто проезжаю мимо Рыбацкого. Там со времён войны оставлен дом - бетонный, без окон и дверей, пострадавший во время бомбёжки в Блокаду... В здании виднеются пробоины, но оно не падает. Построено было при Кирове, который ПРЕКРАСНО владел инженерными профессиями и своей увлечённостью заражал остальных. Прочитал доклад, огонька не заметил. Может быть и студенты у такого костерка только дым замечают? |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (13 марта 2015 г. 14:42) |
Уважаемая Валерия Борисовна, уверен, что нет таких преподавателей, которые не являются сторонниками сохранения контингента. НО! не в ущерб уровню подготовки, авторитету и имиджу кафедры и вуза в целом. Как Вы заметили, учителя очень старались и подготовили школьников к ЕГЭ, который абсолютно не характеризует готовность обучения в высшей школе. Рекомендую ознакомиться с АСТ который в США сдают только те, кто хочет поступить в вуз. Баллы АСТ + школьные оценки (учителям доверяют) + награды за конкурсы и творческие работы - вот нормальный пропуск в высшую школу. Человек, сдавший ЕГЭ и при этом не владеющий элементарной геометрией, не должен учиться в техническом вузе (см. статью А.Н.Лызлова, человека с огромным деканатским опытом, опытом работы по профориентации, преподавателем, побеждавшим на всяких конкурсах и опросах неоднократно). У нас дефицит рабочих профессий. Давно идёт разговор о том, чтобы превратить преподавателя в консультанта и рукамиводителя. Отлично, иногда так и делается. Опять НО! проблемы с базовой подготовкой и порочная система обучения по образцам говорят о том, что так можно и нужно учить избранных. Направьте Ваши УМК на подготовку элиты. Порочное подушевое финансирование заставляет преподавателей работать в холостую. Всего-то надо: взять и отменить. По поводу иностранцев. Если он на подготовительном отделении не освоил язык настолько, что может общаться с преподавателем ( должен сдать тест или экзамен по языку) - пусть идёт на повтор или уезжает. Так поступают в большинстве авторитетных университетах за рубежом. А у нас - агрумент: за них же деньги платят! Ну давайте заниматься профанацией. Тихонов-Бугров. |
Сальков Николай Андреевич (13 марта 2015 г. 23:22) |
А вдобавок, уважаемая Валерия Борисовна, должен заметить, что Вы вольно или невольно ратуете за превращение вуза в школу, где учителя уже сейчас стали второстепенными персонажами. Результат мы часто видим по телевизору: учителям хамят не только родители, но и сами ученики. Примеров много. Более того, некоторые бывшие ученики пытаются внедрить такое положение и в вузе, считая, что это они являются главными! А всякие там "преподы", как нас пренебрежительно называют эти "цветы жизни" - это их прислуга, которая им должна! Почему это должна - непонятно, но должна! И только жесткий отпор ставит все на свое место. Хамы, в конце концов или перевоспитываются, или выгоняются из вуза. Имею опыт. И еще. Не мы "должны", а студенты должны подтягивать свой уровень до нашего. Не мы должны им сопельки утирать (в переносном смысле, конечно), а они должны, обязаны учиться. А ежели у них отсутствует потенция к обучаемости - им нечего делать в вузе. Нам нужен корпус инженеров, а не детясли, в которых придется "доводить" выпускников вузов до уровня хотя бы техника по меркам СССР. |
Ярошевич Ольга Викторовна (14 марта 2015 г. 0:38) |
Николай Андреевич!! Дмитрий Евгеньевич!! Хочется поставить, как сейчас модно в социальных сетях (правда иногда в тему и не в тему...) - "like" рядом с каждым вашим тезисом. Вы оба абсолютно правы! Действительно, Дмитрий Евгеньевич, АСТ + "школьные оценки (учителям доверяют) + награды за конкурсы и творческие работы - вот нормальный пропуск в высшую школу". Не сдал - не попал! Не хочешь - не сдавай! Пора уже применять тезис - "Лучше меньше, да Лучше!". Элитным инженерным образование занимаемся вскользь, некогда. Помощь нужна элите тоже, квалифицированная, качественная, быстрее придут к результату и отдача быстрее будет. Вот только есть один вопросик.. (ответ в моей статье, повторяться не хочу, да и не стоит). И с языком Вы правы!!! А то "НЭ ПОНЫМАЮ!!" Так научись понимать, а потом учи предмет! И сначала плати деньги за изучение языка. Николай Андреевич! Заимствую, с Вашего позволения, конечно, Ваш прекрасный термин - "ПОТЕНЦИЯ К ОБУЧАЕМОСТИ" в свой терминологический словарь! Что мы ДОЛЖНЫ, так это любить и уважать свой труд! С уважением, О.В.
|
Мокрецова Людмила Олеговна (14 марта 2015 г. 0:58) |
Уважаемая Наталия Вячеславович! Очень рада, что Вы пришли пример слов студента:" хочу учиться дольше"! К счастью, мы слышим тоже эти слова и они нас подталкивают к дальнейшей работе. Мы желаем Вам дальнейших успехов и побольше таких слов от студентов. С уважением, Л. О. |
Сальков Николай Андреевич (14 марта 2015 г. 3:39) |
Ольга Викторовна - дарю! Действительно, говорят: только когда полюбишь самого себя - полюбят и тебя. И с нашими дисциплинами то же самое. А чтобы их (дисциплины) любить, надо, любить и свой труд, который превращается в каторгу, когда требуют оставить того или иного студента из-за его подушевой оплаты и неуменьшения часов. Стыдно. Хочется обучать выдающихся личностей, а приходится... Да и кто же с ним будет дальше возиться, как опять не мы, продолжая каторгу? Тут уж не до любви в принципе. И не до уважения, когда никто, кроме тебя, не желает уважать твой труд. Я, например, очень хочу, чтобы мой труд не пропадал всуе, как говорят. А это частенько бывает. Я смотрю, что этот доклад при нашей помощи превратился в самый обсуждаемый! Видимо, у всех накипело! С уважением, Сальков. |
Головкина Валерия Борисовна (15 марта 2015 г. 4:24) |
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич! Совершенно с Вами согласна в вопросе того, что сохранять контингент необходимо не в ущерб уровню подготовки, авторитету и имиджу кафедры, а так же вуза в целом. Нельзя забывать и о том, что, любой вуз, приняв студента, несет ответственность за качество его подготовки. Получается, что если мы будем работать только со студенческой элитой, то автоматически снимем с себя ответственность за подготовку «обычных» студентов? Вот тут и возникает вопрос, как подготовить достойных выпускников (я говорю о своей параллели), не навредить имиджу кафедры, если на входе мы имеем дело со студентами, с сильно разнящимся уровнем начальной подготовки? Я согласна, что прием в вуз по результатам АСТ + школьным оценкам + наградам за конкурсы и творческие работы в совокупности усилит конкурентную борьбу среди абитуриентов и повысит качество набора. Вижу положительные стороны в отмене «подушевного финансирования» и т.д. Но, это же только наше желаемое завтра, а работать со всем контингентом приходится сегодня. Поэтому, как нам видится, для всех студентов, желающих учиться, необходимо разрабатывать документы (путеводители по дисциплине, УМК и т.д) в которых нашли бы свое отражение направления, выделенные Елмановой В.К. в высшем образовании США:1. бихевиористическая направленность - ( идеи Д.Брунера, В.Скиннера.) в которой один и тот же материал подается с разных точек зрения и его изучение организуется с учетом индивидуальных особенностей студента; 2. гуманистическая направленность – (идеи А.Маслоу, А.Комбса, К.Роджерса) в которой личность рассматривается через творческую деятельность, свободу мнений, стремление в постоянном росте и т.д. …3. когнитивная направленность (идеи К.Левина, Э. Толмена, школа Ж. Пиаже), в основе которой лежит развитие индивидуальных особенностей личности через информационный обмен. С уважением, Головкина В.Б.
|
Головкина Валерия Борисовна (16 марта 2015 г. 11:04) |
Уважаемый Николай Андреевич! Школа, так же как и вуз является важнейшим элементом системы образования. Чем реже мы будем противопоставлять школу вузу, тем меньше будем тратить время на поиск виноватых в слабой подготовке наших выпускников. «Второстепенным персонажем» учитель может стать по целому ряду причин, в том числе, и из-за пренебрежительного, неуважительного отношения к учащимся. Но, сейчас я не ставлю своей задачей анализ школьного образования со всеми его проблемами. Вуз берет на себя ответственность за подготовку качественного специалиста, следовательно, преподаватели должны работать на этот общий результат. Иначе просто и быть не может. «Научить» студента - цель невыполнимая. Он может учиться только сам, в силу своих способностей, возможностей и т.д. Поэтому, наша задача заключается в создании всесторонних условий для успешного освоения студентами дисциплин на всех этапах обучения. Здесь, я для себя, вижу реальную положительную сторону вступления России в Болонский процесс в 2003 году. Роль студента в образовательном процессе обсуждалась на встрече европейских министров высшего образования в 2001 году: « студенты являются полноправными членами высшего образовательного сообщества»;… «студенты должны участвовать и воздействовать на организацию и содержание образования в университетах и вузах» (С6 Б794 Болонский процесс :Основополагающие материалы /Сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова ; Пер. с англ. А. К. Бурцева. - метод. изд. -М. :Финансы и статистика,2007.). За прошедший период был разработан целый ряд документов посвященных теме «студент в центре». С уважением, Головкина В.Б. |
Сальков Николай Андреевич (16 марта 2015 г. 15:18) |
Уважаемая Валерия Борисовна! Сколько бы инструкций ни писали, сколько бы резолюций ни провозглашали - результат налицо: вступление в Болонскую систему (не только я так считаю, а и большинство профессорского-преподавательского состава, с кем я имею честь быть знаком!) именно для России является всего-навсего разрушением образования вообще. Это мы видим и по выпускникам школы (совершенно не противопоставляя вуз школе - просто констатируя факт данного печального явления), и по уже ожидаемым ближайшим результатам работы вузов - а проще сказать, по будущему наводнению страны бакалаврами (о их "компетентности" писалось уже много). При этом позвольте Вам напомнить выдержку из доклада уважаемого мною Дмитрия Евгеньевича о "компетентности" бакалавров в США: "...степень бакалавра не является достаточной для получения лицензии профессионального инженера". То есть, в США, чтобы стать инженером, требуется выучиться не только на бакалавра и затем на магистра, но еще и проработать пару лет для получения лицензии инженера! Более того, Дмитрий Евгеньевич на примере доказывает, что раньше "учебный процесс являлся вполне адекватным современным требованиям". Возникает резонный вопрос; зачем же уничтожать то, что вполне годилось к использованию, и внедрять то, что неизвестно как покажет себя в условиях России? С уважением, Сальков |
Сальков Николай Андреевич (16 марта 2015 г. 20:48) |
Да, Валерия Борисовна, совсем упустил из виду старейшее из возражений: в России и так было трехуровневое образование: профтехучилище-техникум-вуз. Зачем его надо было ломать? Теперь с высокой трибуны Президент на весь мир заявляет, что в стране не хватает квалифицированных рабочих и инженеров! С уважением, Сальков. |