Назад Go Back

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЧЕРЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ТЕХНИКУМОВ

English version
Фото Гайдарь Олег Георгиевич (Донецкий национальный технический университет)

Соавтор(ы): Корецкая Ирина Николаевна

Аннотация

Повышения квалификации преподавателей техникумов предложено проводить в форме деловой игры. Отмечены преимущества, цели и задачи такого метода активного обучения. Подробно дан план, правила, регламент и критерии оценки такой игры.



Ключевые слова: инженерная графика, методика преподавания, деловая игра, этапы и операции игры, инструкции

На кафедре начертательной геометрии и инженерной графики Донецкого национального технического университета проходят стажировку преподаватели черчения и компьютерной графики из техникумов и колледжей. Повышения квалификации таких преподавателей мы решили организовать, основываясь на опыте использования апробированных еще в советские времена форм и методов активного обучения.

Такие методы и формы активизации обучения как деловые игры, игровое проектирование, анализ производственных ситуаций, разыгрывание ролей, имитационнные упражнения, проблемное обучение, математические дискуссии и другие не заслуженно забыты.

Большие возможности в преодолении негативных стереотипов, выработавшихся у преподавателей за долгие годы работы в отношении к собственным знаниям, их глубине, таят в себе методы активного обучения - это один из перспективных путей совершенствования подготовки специалистов высокой квалификации. При правильной организации такие методы позволяют осуществлять подготовку в условиях, максимально приближенных к реальным, отвечающим задачам профессионального становления личности.

Важным достоинством методов активного обучения является то, что они, как правило, предусматривают коллективную работу малыми группами. Обучение в малых группах проходит значительно эффективнее, т.к. возрастает учебное взаимодействие участников: обмен мнениями, консультирование, споры, совместные поиски решений. При этом успех решения общей задачи зависит от конкретного вклада каждого участника. Таким, образом, оценка деятельности всего коллектива - это общий результат работы всех его участников. Повышение ответственности каждого участника игры за порученную ему часть общей задачи обусловливает активизацию обучения.

Одним из факторов улучшения качества подготовки специалистов является совершенствование педагогического мастерства и квалификации преподавателей.

Целью данной работы является разработка модели открытого урока по черчению, имитирующей деятельность преподавателей, предметной комиссии и методиста при его подготовке, проведении и обсуждении.

Цели и задачи игры. Основная цель игры - углубление, расширение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами на лекциях и практических занятиях по инженерной графике.

В процессе игры формируется умение вырабатывать оптимальные решения на основе анализа учебно-воспитательного процесса и разбора методики преподавания конкретных тем курса инженерной графики, стимулируется активное самообразование студентов на примерах решения реальных задач.

Для достижения этих целей в игре имитируются обычные педагогические ситуации: подготовка и проведение урока, анализ его на заседании предметной комиссии, т.е. отрабатывается практическая деятельность каждого преподавателя техникума.

Процесс игры. Игра проходит в три этапа.

Этап 1 - подготовительный, включает в своем составе две операции:

Операция 1: руководитель игры (преподаватель) сообщает о проведении учебной игры, её содержании, правилах проведения, составе команд, дате игрового занятия. Составы команд могут быть названы руководителем или сформированы слушателями. В том и другом случае руководитель может назвать только кандидатуры на главные должности - преподавателя, проводящего открытый урок, председателя предметной комиссии, методиста. Остальные роли распределяются слушателями самостоятельно.

Операция 2: Самостоятельная подготовка слушателей к игре. Все участники игры тщательно обдумывают возможные варианты проведения открытого урока; преподаватели, которые его проводят, готовят учебно-методическую карту, консультируются с коллегами, председателем предметной комиссии, методистом, изучают передовой опыт преподавания, в особенности по рассматриваемой теме. Председатель предметной комиссии оказывает помощь консультациями преподавателю в подборе учебного материала, средств обучения, рациональных методов и приемов проведения открытого урока. Методист предоставляет в распоряжение преподавателя информацию о передовых методах организации и проведения открытых уроков и, в частности, по рассматриваемой теме.

Этап 2. Деловая игра. Этот этап включает три операции:

Операция 1: Руководитель размещает участников игры, объявляет её задачи, последовательность проведения, критерии оценки.

Операция 2. Имитация открытого урока. Преподаватели, проводящие открытый урок дают характеристику условий урока (профессиональная направленность подготовки специалистов техникума, специальность учащихся, для которых предлагается открытый урок, объем программы, время, отводимое на изучение рассматриваемой темы, оснащение кабинета и др.). Далее они подробно рассказывают о всех элементах урока, обращая особое внимание на методы актуализации опорных знаний учащихся, мотивации и активизации их деятельности, формы самостоятельной работы и др. Уточнение и выяснение отдельных аспектов предлагаемого урока осуществляется ответами на задаваемые участниками игры вопросы.

Операция 3: Обсуждение открытого урока выполняется на заседании предметной комиссии. Открывая заседание, председатель предметной комиссии сообщает порядок обсуждения урока. Все участники заседания комиссии высказывают свое мнение о предложенном уроке, обязательно подчеркивают положительные и негативные стороны его. Преподаватели, проводившие открытые уроки, отвечают на сделанные замечания по уроку. В заключение принимается решение по каждому уроку, которое тут же сообщается участникам заседания предметной комиссии. Председатель предметной комиссии составляет протокол заседания.

Этап 3. Заключительный - подведение итогов открытых уроков. Руководитель игры анализирует деятельность всех её участников, дает оценку представленным документам (учебно-методическая карта, анализ урока, протокол заседания предметной комиссии), демонстрирует лучшие образцы методических разработок, методического обеспечения рассматриваемой темы. Затем подсчитываются суммы баллов по каждому участнику игры и каждой команде. Объявляется команда-победитель и победители личного первенства. Победители личного первенства освобождаются от зачета по методике преподавания черчения.

Действия участников игры определены их должностными обязанностями в среднем специальном учебном заведении.

1. Преподаватель, представляющий открытый урок.

В процессе деловой игры необходимо выполнить ряд процедур.

1. В ходе подготовительного этапа:

1.1. Изучить правила игры и последовательность её операций.

1.2. Ознакомиться с исходной деловой ситуацией.

1.3. Подготовить информацию об условиях проведения открытого урока.

1.4. Разработать учебно-методическую карту занятия в соответствии с программой и календарно-тематическим планом.

1.5. Доложить о плане проведения урока и содержании учебно-методической карты на предварительном заседании предметной комиссии.

2. В ходе игрового этапа:

2.1. Охарактеризовать условия проведения открытого урока - специальность учащихся, объем программы по черчению в часах и отведенное время на рассматриваемую тему, оснащение кабинета и др.

2.2. Развернуто осветить содержание учебно-методической карты и иллюстрационный материал на доске.

2.3. Дать аргументированные методические рекомендации для учащихся по изучению темы урока по учебной литературе.

2.4. Продемонстрировать образцы графических работ учащихся по рассматриваемой теме.

2.5. В ходе коллективного обсуждения урока аргументировано отстаивать свое мнение, в то же время проявить умение прислушиваться к высказываниям коллег.

2. Председатель предметной комиссии.

Председатель предметной комиссии несет ответственность за систематическое повышение уров¬ня подготовки преподавателей, совершенство¬ванию методической подготовленности преподавателей к проведению учебно-воспитательной работы; изучение и пропаганду передового опыта учебной и воспитательной работы; развитие навыков актив¬ной самостоятельной работы преподавателей над совершенствованием своей квалификации.

В процессе деловой игры необходимо выполнить:

1. В ходе подготовительного этапа.

1.1. Изучить правила игры и последовательность её операций.

1.2. Изучить исходную деловую ситуацию, помнить, что вместе с преподавателем несет ответственность за качество учебно-воспитательного процесса.

1.3, Оказать помощь преподавателю в подготовке учебно-методической карты, рациональном подборе материально-методического обеспечения урока.

1.4, Дать задание всем членам предметной комиссии внимательно прослушать урок, проанализировать и подготовиться к обсуждению его.

2. В ходе игрового этапа.

2.1. Внимательно ознакомиться с предлагаемым планом урока и учебно-методической картой к нему.

2.2. Организовать обсуждение заслушанного урока на заседании предметной комиссии, выработать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

2.3. Оказать помощь методисту в подготовке анализа урока.

2.4. Составить протокол заседания предметной комиссии.

3. Методист техникума.

а) систематически изучает, обобщает и распространяет передовой опыт работы преподавателей, классных руководителей, предметных комиссий, заведующих кабинетами и лабораториями;

б) внедряет в учебный процесс новейшие достижения педагогической и психологической науки, эффективные методы и приемы обучения и воспитания;

в) содействует повышению эффективности работы предметных комиссий, оказывает им помощь в планировании, организации и проведении заседаний, открытых уроков, олимпиад, смотров-конкурсов, конференций и т.д.;

г) совместно с председателями предметных комиссий разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, методики преподавания, эффективного использования технических средств обучения и наглядных пособий, организации самостоятельной работы, проблемного обучения, лабораторных, практических и лекционно-семинарских занятий, проверке, учету и оценке знаний, умений и навыков учащихся;

д) организует обсуждение учебных планов, программ и подготовку рекомендаций по их совершенствованию с учетом развития науки, техники и производства;

е) оказывает методическую помощь преподавателям в самообразовании и подготовке методических разработок, докладов, рефератов.

В ходе деловой игры необходимо выполнить следующее:

1. В ходе подготовительного этапа:

1.1. Изучить правила игры и последовательность её операций.

1.2. Изучить исходную деловую ситуацию, ознакомиться с календарно-тематическим планом:

1.3. Оказать помощь преподавателям в подготовке учебно-методической карты. Предоставить им информацию о передовых методах преподавания.

2. В ходе игрового этапа:

2.1. Ознакомиться с предлагаемым уроком и учебно-методической картой.

2.2. При коллективном обсуждении дать оценку урока, указав на его положительные и негативные качества, высказать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

2.3. Представить анализ посещенного урока.

2.4. Принять участие в составлении протокола заседания предметной комиссии.

4. Преподаватель, член предметной комиссии.

В процессе деловой игры необходимо выполнить следующее:

 1. В ходе подготовительного этапа:

1.1. Изучить правила игры и последовательность ее операций.

1.2. Изучить исходную деловую ситуацию.

1.3. Дать рекомендации при необходимости преподавателям в подготовке ими методики проведения и оснащения открытого урока.

2. В ходе игрового этапа:

2.1. Внимательно ознакомиться с предлагаемой методикой проведения урока и учебно-методической картой к нему.

2.2. Принять участие в заседании предметной комиссии, дать свою оценку открытому уроку, отметив его положительные и негативные стороны.

2.3. Внести свои предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. В ходе деловой игры все действия участников подлежат обязательной оценке. В первую очередь учитывается качество принимаемых решений. Однако помимо основных критериев, учитываются культура поведения, тактичность, самокритичность и т.д. Критерии оценки сведены в табл. 1.

Таблица 1. Критерии Оценки деятельности участников игры

№ п/п Операция Критерии оценки Участники, деятельность которых оценивается Количество баллов
1 Составление учебно-методической карты Правильность и полнота составления учебно-методической карты Преподаватель, представляющий урок  До 5
2 Доклад о порядке проведения открытого урока  Методический и эмоциональный уровень предлагаемого урока    До 5
3 Анализ предложенного урока Полнота и аргументированность анализа Все посещающие урок До 5
4 Предложения по совершенствованию урока Аргументированный методический уровень    До 2 5
5 Оформление анализа открытого урока Полнота и лаконичность анализа  Методист До 5
6  Оформление протокола заседания предметной комиссии Полнота, точность, лаконичность протокола Председатель предметной комиссии  До 5
7  Взаимоотношения Этапы поведения Все участники обсуждения урока До 1

При подведении итогов определяется личное и командное первенство.

Выводы. Рассмотренная деловая игра была апробирована в учебном процессе при повышении ква¬лификации преподавательского состава техникумов. Опыт применения игры показал це¬лесообразность широкого внедрения её в учебный процесс. Игра активизирует учебную деятельность слушателей, позволяет по-новому взглянуть на все элементы урока, в особенности, на формы актуализации опорных знаний и мотивацию учебной работы учащихся, формы и методы формирования у них знаний, умений и навыков.

Список литературы

1. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. – М.: Высшая школа, 1987. – 76 с.

2. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. Политехн. музей, НИИ пробл. высш. шк. – М.: Знание, 1987. -109 с.

3. Игровые занятия в строительном вузе / под ред. Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского. – Киев: Вища школа,1985. – 303 с.

4. Педагогика / А.Д. Бондарь, А.П. Кондратью, В.В. Швидкий. – Киев.: Вища школа, 1982. – 382 с.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(2 марта 2017 г. 15:23)

Здравствуйте, Олег Георгиевич и Ирина Николаевна!

Спасибо за доклад. Я сам убежденный сторонник методы игры при обучения (в общим смысле).  У меня немножко побочный вопрос- вы занимались с применением деловых игр в обучении черчения студентам?  Буду вам признателен если выразите даже теоретические рассуждения на этой  теме.

Пожалуйста, извините мой русский.

С уважением

млепаров

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(2 марта 2017 г. 16:41)

Здравствуйте, уважаемые Олег Георгиевич и Ирина Николаевна. Спасибо за доклад. Лишний раз убеждаешься в том, каким благодатным багажом обладала отечественная высшая школа. Такие игры весьма эффективны в отличие от эламентов киберспорта, которые пытаются внедрить в учебный процесс.

  Тихонов-Бугров.

Фото
Горнов Александр Олегович
(2 марта 2017 г. 19:25)

      Здравствуйте,  уважаемые коллеги Олег Георгиевич и Ирина Николаевна !  Спасибо, - доклад очень интересный, подробный  и понятный . Присоединяюсь   к  оценке его Дмитрием Евгеньевичем и вопросу Михаила Николаевича. Добавлю некоторые соображения в рамках  поднятой Вами темы. Они не касаются содержания доклада и,  тем более авторов. Это в порядке размышления о “сути дела”.  

 Так называемые игровые формы учебного процесса на разных уровнях, начиная от детского сада,  кончая школами менеджеров и переподготовки неэффективных   министров,   известны очень давно (деловые и неделовые игры). Эта форма продуктивна  с разных точек зрения, в том числе мотивационной, как бы погружая обучаемого в саму деятельность. … С этих позиций мне кажется, что традиционное  – “игровая форма” неудачно или, как минимум, устарело. Когда мы имеем дело с неполным отображением объекта или процесса или их имитацией мы говорим - модель. Полагаю,  не расширяя без нужды терминологию и понятия,  применительно, например,  к Вашей практике,  точнее, было  сказать: “модель процесса … урока” или “модель урока” и т.п.  Игра,  как понятие,  имеет оттенок несерьезности,  а иногда и преднамеренного введения в заблуждение….

И еще, уже  о другом.  Если Ваш вуз расположен непосредственно в Донецке, не дополните ли Вы  из первых рук информациею СМИ, о том, в каких  условиях в Вы работаете?  Еще раз, с  уважением, А.О.        

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(4 марта 2017 г. 17:12)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прошу прощения за задержку в ответах на Ваши вопросы и комментарии. Дело в том, что мы живем и работаем в Донецке, а это обстоятельство вносит корректировки в наши желания и возможности.

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(4 марта 2017 г. 17:14)

Уважаемый Михаил Николаевич! Присоединяюсь к поздравлениям с Вашим национальным праздником! Кстати, Ваш русский намного лучше моего украинского :).

Отвечаю на Ваш вопрос. Нет, со студентами мы работаем «традиционно». На это много причин, и все они раскрываются на данной конференции. Это и сокращеннее часов и уровень поступившего к нам «материала». Хотя, в зависимости от ситуации, мы пробуем использовать «деловую игру» при изучении «деталирования».

С уважением.

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(4 марта 2017 г. 17:15)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич. Спасибо за Вашу оценку нашего доклада. В случае ДонНТУ, то еще в бытность ДПИ у нас на кафедре был организован Факультет повышения квалификации. За время его работы было внедрено и апробировано много интересных на тот момент «инноваций в образовании». Вот их-то мы сейчас и взяли за основу.

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(4 марта 2017 г. 17:16)

Уважаемый Александр Олегович. Очень приятно, что наш доклад получил такую поддержку и интерес.

По поводу Вашего замечания. По большому счету я с Вами согласен. Хотя, не думаю, что когда вводили термин «деловая игра» не знали слова «модель». Модель – очень общее и безликое понятие. Как Вы совершенно верно заметили: «Игра,  как понятие,  имеет оттенок несерьезности,  а иногда и преднамеренного введения в заблуждение…». Задача термина задействовать ассоциации и настроить на определенней лад, с чем «игра» и призвана справиться.

Теперь о «другом». Верно, наш вуз расположен в Донецке. Общую картину и СМИ могу дополнить конкретными штрихами из наших жизней. Так, я собрал у себя в квартире 6 осколков от мин. Ирина Николаевна уже скоро три года живет со своей семьей в университетском общежитии, потому что ее район проживания расположен недалеко от Аэропорта, а отсюда: регулярные «прилёты», разрушения, ремонты и опять «прилёты»…

Досталось и нашему университету, расположенному в «безопасном центре». Так у нас на своем рабочем месте во время обстрела погиб один сотрудник и несколько было ранено. Причем ранен был даже проректор в своем кабинете осколком выбитого взрывной волной оконного стекла.

Потери университета этим не ограничились. Так 2014 году были образованы клоны всех вузов Донбасса на Украине, куда перевелась значительная часть студентов и преподавателей. Многие бежали от войны в Украину, Россию и в другие страны.

Обстрелы, блокада, экономика стоит, инфраструктура разрушена, цены российские – зарплаты украинские, непризнанность… Как следствие, сокращение числа студентов. Большинство студентов-заочников военнослужащие. Бывает, приходят с автоматами за «автоматами».

Но и в этих условиях наши вузы выживают, работают и даже в чем-то лидируют. Так, наш студент  Гокун Валерий три последних года побеждает в конкурсе АСКОН «Будущие Асы…». В ДонНАСА (г. Макеевка) прошли защиты кандидатских по специальности 05.01.01. Для многих работа стала отдушиной, смыслом жизни…

Фото
Горнов Александр Олегович
(4 марта 2017 г. 20:34)

Олег  Георгиевич!  Вы  и  ваши коллеги  твердые духом люди, преданные делу и своим принципам. Примите, и я уверен, что   это ото всех  коллег по  КГП, слова поддержки  Вам ,  вашим семьям, детишкам  друзьям и коллегам. Россия старается поддержать вас. Не сдавайте позиций. Здоровья....    

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(4 марта 2017 г. 21:16)

Александр Олегович! Спасибо за слова поддержки! Они очень важны для нас! Безусловно, все мы здесь ощущаем поддержку России. Мира нам всем!

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(4 марта 2017 г. 22:51)

Олег  Георгиевич,

Спасибо большое за ответ и поздравление. Вы пишете „Хотя, в зависимости от ситуации, мы пробуем использовать «деловую игру» при изучении «деталирования»”. У меня просьба о расширение это выражение, меня волнуют подробностей.

Пожалуйста, извините мой русский.

С уважением

млепаров

Фото
Сальков Николай Андреевич
(5 марта 2017 г. 20:16)

Здравствуйте, Олег Георгиевич и Ирина Николаевна!

Спасибо за доклад! У меня возникла пара вопросов. Как я понял, игра идет со слушателями ФПК преподавателей техникумов и коллеждей - это Вы написали в самом начале. Затем Вы пишете, что преподаватель представляющий открытый урок, должен "вести учет успеваемости". Сразу представляешь слушателей, у которых он сначала делает перекличку, а затем вызывает к доске и требует решить какую-нибудь задачу. Этот блок как-то странно обособлен. Ну, это так, в качестве шутки. А еще я хотел бы узнать, кто сейчас возглавляет кафедру и какова судьба Ивана Андреевича Скидана, которого я хорошо знаю, но о котором уже давно не имею сведений?

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(7 марта 2017 г. 0:28)

Михаил Николаевич.

Применение «деловой игры» или моделирование работы проектного отдела довольно распространенная практика на постсоветском пространстве. По крайней мере, об этом свидетельствует большое количество статей на эту тему. На этой конференция очень интересный доклад  представили Д.Е. Тихонов-Бугров и В.А. Дюмин  http://dgng.pstu.ru/conf2017/papers/46/

Конкретно у нас в вузе есть группы механиков сформированные из студентов уже прошедших обучение в техникумах, т.е. имеющих базу знаний, навыков и умений, ну или компетенций. Во втором семестре у них предусмотрен курсовой проект «Чтение и деталирование чертежа сборочной единицы». На выходе студент должен предоставить пакет КД. Преподаватель формирует проектные группы по 2-3 человека, назначается нормоконтроль и руководитель проекта. Должен признаться, что не всегда все проходит гладко, игроки зачастую пытаются «филонить», переложить ответственность за проект на товарища. Приходится  даже не мотивировать, а стимулировать (от лат.: палка) и контролировать. Поэтому преподаватель самостоятельно принимает решение о целесообразности применения деловой игры в каждой конкретной студенческой группе. С преподавателями техникумов и колледжей эта проблема стоит не так остро.

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(7 марта 2017 г. 0:30)

Здравствуйте, Николай Андреевич!

"Планирование и контроль!!!" :) К доске решать не вызывает, а перекличку делает.

А теперь серьезно. Мне известно о Вашем знакомстве с моим учителем Иваном Андреевичем Скиданом, и я даже ожидал Вашего вопроса о нем. В сентябре-октябре 2014 года наш вуз переживал критическую ситуацию – все сотрудники были поставлены перед выбором: с кем быть. Неурядицы на работе, война (со всеми вытекающими…) и другие внешние факторы наложились  на состояние здоровья - резко упало зрение. Иван Андреевич принял соломоново решение и ушел на пенсию. Сейчас И.А. Скидан активно, по мере возможностей здоровья, работает над монографией. А эстафету заведования кафедрой подхватил я.

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(7 марта 2017 г. 1:36)

Спасибо, Олег Георгиевич!

Мой интерес продиктован том, что я занимался приложение игр в обучении студентов, но в  другим дисциплинам. Хотел узнать о опыта игры в черчением.

Пожалуйста, извините мой русский.

С уважением

млепаров

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(7 марта 2017 г. 14:28)

Уважаемый Николай Андреевич, я тоже (несмотря на то, что мы сейчас в разных государствах) регулярно связываюсь со Скиданом Иваном Андреевичем. Как и сказал Олег Георгиевич, он активно работает сейчас над своей монографией по конструктивно-параметрическому методу формообразования поверхностей (пример использования этого метода я привела в своем докладе). Несмотря на проблемы со здоровьем, духом не падает. В разговорах много шутит )

Фото
Тен Марина Германовна
(21 марта 2017 г. 19:23)

Олег Георгиевич,  несколько лет назад мы также проводили на кафедре занятия в форме игр и есть даже разработанные игры по различным темам. Студенты лучше осваивают даже сложные темы, а мотивация к обучению возрастает многократно...Проводились исследования в этом направлении. К сожалению, сокращение аудиторных часов в настоящее не позволяет проводить занятия в форме игры.  Прочитав вашу интересную статью, вспомнила прекрасные часы, проведенные со студентами на игровых занятиях))) С уважением. Тен М.Г.

Фото
Гайдарь Олег Георгиевич
(25 марта 2017 г. 21:45)

Марина Георгиевна, рад, что наш доклад вызвал у Вас положительные эмоции. Было бы очень интересно познакомиться и с Вашим опытом. С уважением Гайдарь О.Г.


Назад Go Back