Лавренова Татьяна Владимировна | (Донской государственный технический университет ) |
В статье рассматривается предложение включения вузом детских дошкольных учреждений в интегрированную образовательную среду, с целью повышения привлекательности инженерных профессий.
Качественное образование – это залог успешной карьеры и процветание предприятия, которое выберет молодой специалист, его уверенный взгляд в будущее. Но так сложилось общество, что почти каждый человек, взрослея, проходит путь становления и развития личности сначала в детском саду, потом в школе и университете, а затем на производстве. Установилась цепочка Школа – ВУЗ, а затем - опыт, новые должности, совершенствование умений и навыков, повышение квалификации [1].
Безусловно, успешные кадры необходимо готовить еще со школьной скамьи…а может, пора начинать с детского сада?! Уровень современного прогресса позволяет ввести в эту цепь и дошкольные учреждения [2]. Вполне возможно создание таких условий в дошкольных образовательных организациях, при которых максимально раскроется интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников.
Игра - один из важнейших элементов развития ребенка, он учится на примерах взрослых и им подражает. Современный ребенок – это дети технического прогресса, ему легко дается общение с техникой, с малого возраста он может разблокировать телефон или включить-выключить компьютер, при этом родители уверены в его безопасности, зная, что у них смышленый малыш. Так почему бы не дать ребенку для игры такую программу как КОМПАС - 3D или 3D Paint? Можно начинать и с детского сада. Давая детям простые примеры, показывая выполнение каких-то более сложных задач, можно не только его научить работать с системой трехмерного проектирования, но и развить наглядно – действенное, наглядно – образное, пространственно-временное и визуально – словесное мышление. Работа в этом направлении ведется. Есть различные уже созданные Кейсы, их необходимо преподносить детям в игровой форме, чтобы заинтересовать для постижения основ организационного учебного процесса в завершенной игре с техническим средством. В имеющихся разработках недостатком, на наш взгляд, является отсутствие элементов самостоятельности детей в плане построения самих моделей.
Поэтому предлагаем набор собственных элементов с возможностью встраивания самостоятельных разработок ребенком по типу конструктора «Лего» рис.1.
Был разработан ряд прототипов Кейсов с рекомендацией по их использованию. Этапы создания трехмерной конструкции можно использовать в детских дошкольных учреждениях, при условии возможности соответствующего технического оснащения.
Проанализировав имеющиеся материалы, можно сказать, что они наукообразны и целесообразны к внедрению в учреждениях с техническим уклоном. Иными словами, все образовательно-воспитательные учреждения, следуют за техническим прогрессом.
Каждый Кейс имеет определенное методическое пособие, в котором прописаны все этапы создания объекта на простом и понятном языке с подробным описанием процедур и четким алгоритмом.
Работа была апробирована на группе дошкольников (5,5 – 6,5 лет). На рис. 2 представлена модель, которая спроектирована Пысь Дмитрием (6 лет). При наличии небольшого опыта из нескольких занятий, ребенку по силам собрать подобную составную модель самостоятельно.
Дети проявили заинтересованность в данной работе. Но на этом «эксперименте» мы не остановились. В целях реализации программы развития ДГТУ, формирования и развития системы непрерывного образования и профессиональной ориентации, на базе ДГТУ были открыты профильные классы по направлению «Инженерная и компьютерная графика», для которых мы можем составить более сложные Кейсы, чтобы поставить перед ребятами задачу, проследить какие пути решения они выберут и, разумеется, прийти на помощь [3].
Интерес ребенка, пожалуй, это основной показатель, который должен лежать в основе разработки Кейсов.
Предлагаемые нами Кейсы просты, легко управляемы, соответствуют образовательной программе, возрасту ребенка. Отдельные элементы, идущие на опережение в развитии, не мешают восприятию основной программы, а могут быть использованы, как потенциальный элемент для высокого уровня развития.
В течение года школьники, один раз в неделю по 2 часа, посещали занятия на базе ДГТУ по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика».
70% учащихся опорных классов поступили в Донской государственный технический университет. Мы отследили успеваемость этих ребят, и ожидаемый результат более высокой успеваемости подтвердился [4]. Первокурсники, присутствуя на занятиях по дисциплинам САПР справляются в два раза быстрее с поставленными задачами. Это говорит о том, что чем раньше дошкольников и школьников ввести в образовательную среду Вуза, тем больше шансов получить на выходе более подготовленного и квалифицированного специалиста.
1. Бутко Д.А., Толок А.В., Чередниченко О.П. О необходимости координации работы технических вузов в области графической подготовки будущих инженеров// Сборник: Проблемы координации работы технических вузов в области повышения качества инженерно-графической подготовки студентов материалы научно-методической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет» . 2018. С. 5-9.
2. Лисицкий Л.О., Лузина Н.И., Нунес А.Д., Савенков М.В., Фисунова Е.И. Модернизация графической подготовки как существенный рост качества обучения// Сборник: Инновационные технологии в науке и образовании Сборник научных трудов научно-методической конференции, посвященной 85-летию ДГТУ. 2015. С. 116-119.
3.Чередниченко О.П., Хомич И.М. Научно-исследовательская работа со студентами младших курсов// В сборнике: Проблемы графической подготовки студентов технических вузов в условиях современного компетентностного подхода к процессу обучения материалы научно-методической конференции: электронный ресурс. 2015. С. 98-101.
4. Филоненко Л.А., Чередниченко О.П. О проблемах несоответствия компетенций, формируемых школьным образованием, требованиям к графической подготовке абитуриентов технических вузов// Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. 2015. Т. 1. С. 356-361.
Хейфец Александр Львович (2 марта 2019 г. 9:21) |
Уважаемые Татьяна Владимировна и Ольга Витальевна. Есть ли у Вас наблюдения о пространственном мышлении детей. Все ли дети в этом плане одинаковы, или кто-то выделяется. Это интересно в связи с тем, что есть информация о формировании пространственного мышления преимущественно в раннем возрасте. А позднее оно остается на уровне 5...7 лет. Так ли? А.Л. Хейфец. |
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (3 марта 2019 г. 14:43) |
Здравствуйте, Татьяна Владимировна и Ольга Витальевна. Готовить инженерные кадры с детсадовского возраста плодотворная и не совсем новая идея. Много лет этим занимается одна из лучших организаций в стране ООО ИСС им. Решетнёва. Но вот какой вопрос: во главе учёбы должно стоять обучение инструментарию или техническому мышлению и соответсвующей рефлексии? С айфоном и планшетом уже управляются и двухлетние. Появление "чёрных зеркал" произвело революцию в получении информации, но одновременно отричательно повлияло на интеллектуальный уровень нации. И если обучение инструментарию пройдёт красной нитью через весь учебный процесс дет. сад - вуз, то мы получим на выходе тех "компьютерных мальчиков" о которых упоминала когда то О.П.Чередниченко - могут бодро нарисовать, но не создавать. При работе с Вашими модулями ведётся ли разговор о технике (естественно, на соответствующем уровне), ставятся ли простенькие творческие задачки? Это очень важно. С уважением, Тихонов-Бугров. |
Лавренова Татьяна Владимировна (25 марта 2019 г. 1:57) |
Добрый вечер, уважаемый Александр Львович. По моим наблюдениям, пространственное мышление детей у всех разное. Кто-то справляется с поставленной задачей быстро и самостоятельно, а кому-то требуется помощь. В сформированных школьных группах ребята работают более свободно и быстрее раскрывают свой творческий потенциал, чем студенты первого курса. С чем это может быть связано? Возможно студенты больше чувствуют на себе ответственность за поставленную задачу. Очень старательно, но при этом медленнее работают. Стремясь к высокому результату, боятся ошибиться, и идти дальше. А у детей дошкольного и школьного возраста чувство страха практически отсутствует, поэтому у них процесс идет быстрее. Я не согласна, что пространственное мышление формируется преимущественно в раннем возрасте. Пространственное мышление можно развить в любом возрасте. Необходимо найти подход, подобрать нужные задачи и уделить время. Спасибо за внимание, с уважением Лавренова Т.В. |
Лавренова Татьяна Владимировна (25 марта 2019 г. 2:20) |
Добрый вечер, уважаемый Дмитрий Евгеньевич. Во главе учебы стоит обучение техническому мышлению, но с использованием необходимого инструментария. Сначала ставятся простые задачи, чтобы ребята могли сориентироваться. Со временем задачи усложняются. Чем лучше учащиеся знают инструментарий, тем выше вероятность развития пространственного и технического мышления. Именно с помощью инструментария ребята могут воплотить уже свои собственные идеи в реальность. Спасибо за внимание, с уважением Лавренова Т.В. |