Назад Go Back

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ВУЗЕ

English version
Афонина Елена Владимировна (Брянский государственный технический университет)
Басс Наталья Владимировна (Брянский государственный технический университет)
Левая Марина Николаевна (Брянский государственный технический университет)


Аннотация

Рассматриваются вопросы вовлечения студентов младших курсов в факультативную научно-исследовательскую работу на основе опыта проведения студенческих олимпиад, научно-технических конференций, конкурсов на кафедре «Начертательная геометрия и графика» Брянского государственного технического университета. Отдельное внимание уделено возрастным психофизиологическим особенностям студентов.



Ключевые слова: научно – исследовательская работа, студенческие олимпиады, конференции, начертательная геометрия, инженерная графика

Качество подготовки бакалавров и специалистов зависит от многих составляющих, в том числе от организации кружковой и факультативной работы в вузах инженерно-технического профиля. Особенностью организации учебно-исследовательской работы первокурсников на общеобразовательной кафедре является быстрая сменяемость возрастных психофизиологических характеристик молодых людей. Взаимодействие наставника с обучающимися, направленное на реализацию профессионального  развития, формирование основ научного мировоззрения, нравственных установок и ценностных ориентаций, должно строиться на основе взаимопонимания и поддержки молодых людей. Эффективность этой работы зависит от учета свойственных возрасту и быстро сменяющих друг друга в период от 16 до 20 лет акцентов развития – от периода самоопределения до перехода к самореализации.

В государственных образовательных стандартах по техническим направлениям подготовки содержатся указания на формирование таких компетенций, обеспечение которых зависит от уровня освоения студентами, в ряде других, инженерно-графических дисциплин. Причем уровень формирования разнится от «способности разрабатывать и использовать графическую техническую документацию» до «способности разрабатывать технические условия, стандарты и описания средств механизации и автоматизации…, стандарты технологического оборудования», «способности подготавливать технические задания на разработку проектных решений, … оборудования и производственных объектов с использованием средств автоматизации проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособных изделий, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам». Начинать формирование данных компетенций требуется в течение первых двух семестров обучения, так как дисциплина «Инженерная графика», как правило, изучается первокурсниками. Формирование общепрофессиональных компетенций у вчерашних школьников требует от преподавателя особого педагогического мастерства, а от студента  – напряжения всех интеллектуальных сил и искренней заинтересованности в становлении себя как будущего профессионала.

Одним из средств освоения новых для первокурсников дисциплин может стать факультативная работа, содержанием которой является углубление знаний по отдельным разделам изучаемых дисциплин, расширение кругозора, развитие навыков самостоятельной работы и активной мыслительной деятельности. Преподаватель при этом на всех этапах работы, выходящей за рамки учебного процесса, должен учитывать мотивацию обучающегося, психофизиологические особенности его возраста, а также  связь с последующими дисциплинами соответствующего направления подготовки.

На общетехнических и общеобразовательных кафедрах, где индивидуальная работа со студентами ограничена  временем проведения практических занятий, отсутствует такой вид работ как курсовые проекты и курсовые работы, в ходе выполнения которых преподаватель может лучше узнать индивидуальные наклонности и способности студента к исследовательской работе. Целью функционирования кружков и факультативов в этом случае может быть участие в студенческих олимпиадах и конференциях, что будет является началом учебно-исследовательской и научной деятельности обучающегося. Такой подход реализован на кафедре «Начертательная геометрия и графика»  Брянского государственного технического университета.

Отношения у преподавателей кафедры с будущими абитуриентами складываются с того момента, когда они приходят с родителями и учителями черчения в технический университет для участия в областной олимпиаде школьников девятых классов по черчению.  Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками, учёба при этом отступает на второй план. Но желание выделиться, заявить о себе, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании настолько сильны, что подсказанное педагогами направление развития волевых качеств может дать сильнейший импульс в  интеллектуальном развитии подростка. Как правило, преподаватели кафедры стараются стимулировать участие школьников в олимпиаде по черчению, отмечая наградами и призами не только победителя, но и нескольких призёров, участников, а также их наставников – учителей черчения и руководителей методических объединений.

На следующем этапе олимпиадной работы преподаватели имеют дело уже с первокурсниками – это юноши и девушки, осознанно сделавшие выбор при поступлении в технический вуз, но пока ещё с несформированными навыками систематической научной или исследовательской работы. Ведущей деятельностью в юности признаётся учебно-профессиональная, имеющая свои особенности – ярко выраженную направленность на практическую значимость изучаемых наук,  понимание прикладного значения фундаментальных знаний. На этом этапе может происходить твёрдая установка на выбор будущей профессии, усиление мотивации при изучении тех или иных дисциплин,  или наоборот –  корректировка профессионального самоопределения.

Первый конкурс, в котором участвуют студенты-первокурсники – это олимпиада по начертательной геометрии, которая  проводится в середине декабря. В качестве олимпиадных предлагаются задачи, решение которых возможно при свободном владении навыками решения метрических и позиционных задач общего и частного характера. Этот этап олимпиадной работы является самым сложным как для студентов, так и для преподавателей. Поэтому для подготовки к участию в олимпиаде организуются специальные занятия, на которых рассматривается решение задач повышенной сложности. Всего за два-три месяца обучения преподаватели ставят цель подготовить участников для внутривузовской олимпиаде по начертательной геометрии хотя бы по одному-два человека из группы. Задача преподавателя – выделить профессионально ориентированных студентов с потенциально высоким интеллектом. Как правило, речь идёт о единицах, в некоторых группах удаётся заинтересовать двух-трёх человек. Систематически развивая общие и специальные, связанные с определённым видом деятельности способности, преподаватель на основе взаимного доверия и помощи способствует развитию интереса к общетехническим предметам, в первую очередь, к предметам, связанным с графическим представлением технических объектов.  Победитель и призёры  внутривузовской олимпиады выдвигаются для участия в выездной международной олимпиаде по начертательной геометрии в республике Беларусь, в Белорусско-Российском университете, г. Могилёв.

Следующим этапом вузовских олимпиад являются конкурсы по инженерной графике и геометрическому моделированию, в которых также участвуют первокурсники. Но уровень самосознания, развитости теоретического мышления, объёма памяти, владения сложными интеллектуальными операциями уже существенно выше. Существенное влияние на качественный скачок в обучении оказывает первая сессия. Для многих молодых людей экзамены  первой сессии оказываются экзаменами на личностную зрелость, сформированность морального, гражданского сознания и самосознания. В первую очередь это касается юношей и девушек, покинувших родительский дом и вынужденных преодолевать трудности как на межличностном, так и на внутрииндивидуальном уровне.

Этот период юности характеризуется развитием специальных способностей, связанных с профессиональной областью, развиваются математические и технические способности, студенты осваивают рациональные приёмы произвольного запоминания материала, совершенствуются навыки аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления. В связи с этими особенностями, во втором семестре планируется наибольшее количество внутривузовских и региональных мероприятий для студентов. Например, участию в олимпиаде предшествует студенческая конференция, на которой рассматриваются вопросы, имеющие прикладное значение. Студенты докладывают темы, связанные с технологией изготовления деталей, конструкцией и графическим представлением тех изделий промышленности, отрасль которой связана с будущей профессией. На конференции рассматриваются также задачи повышенной сложности из раздела начертательной геометрии, и различные пути их решения.

Задания внутривузовской олимпиады по инженерной графике выявляют навыки чтения чертежей сборочных и общих видов, понимание  геометрии деталей,  умение правильно выполнить те или иные конструктивные элементы деталей. В конкурсе по геометрическому моделированию по текстовому описанию отдельных деталей и схеме сборочной единицы необходимо сконструировать сборку в программе Компас-3D, выполнить 3D-модели деталей, собрать их в сборку, правильно выполнить сопряжение элементов и т.д. Для успешного выполнения этой работы требуется не просто владение операциями создания трехмерных деталей, но и понимание функциональных особенностей той или иной детали, конструкции и технологии изготовления.  Такие знания приобретаются систематическим трудом не только над выполнением графических заданий, предусмотренных рабочей программой   дисциплины, но и участием в факультативной работе. Очень часто на этом этапе работы студенты активно интересуются вопросами, связанными с профилем будущей специальности – конструкцией, технологией изготовления  и т.п.

Очень часто растущая независимость взглядов и принимаемых решений может вызвать у молодого человека как самостоятельную постановку задач на будущее, так и спутанность системы ценностей. Во взаимодействии с успешно обучающимися студентами часто возникают сложности в мотивации углубленного изучения тех или иных предметов. Уверенные в себе и интеллектуально развитые молодые люди начинают ставить под сомнение предлагаемые виды работ, участие в тех или иных семинарах и конференциях. Одарённые (с точки зрения преподавателя) специальными способностями и высоким интеллектом студенты могут отказываться от участия в конкурсных мероприятиях. Целью жизни на данном этапе является социальная активность, общение в коллективе или с новыми друзьями, происходит переориентация с приобретения теоретических знаний на стремление практической реализации себя в новой «взрослой» жизни.  Поэтому очень частой оказывается ситуация, когда в декабре участвуют в олимпиаде одни студенты,  а через два-три месяца, для участия в следующем этапе вузовских конференций и олимпиад активность проявляют уже другие, не показывающие на первом этапе высоких результатов, но занятые систематической учебной работой, итогом которой становится стабильный рост профессионального мастерства. Именно такие студенты, ориентированные на реализацию жизненных планов и профессиональную самореализацию, становятся впоследствии наиболее активными участниками научно-исследовательских мероприятий, проходящих как на общеобразовательных, так и на специальных кафедрах.

Совершенствование технологий преподавания представляет собой непрерывный процесс, успех которого зависит от двух сторон – руководителя и учеников. Именно на первом курсе закладывается фундаментальная подготовка будущего специалиста технического профиля, которая после окончания вуза позволит  выпускнику рационально сориентироваться в условиях всё возрастающих требований работодателей к подготовке инженера.

Список литературы

  1. Инженерная и компьютерная графика: материалы региональной студенческой науч.-технич. конференции с международным участием (Брянск, апрель 2016г.) / Под ред. Н.В. Басс. – Брянск: БГТУ. – 99 с.
  2. Афонина, Е.В. Методика алгоритмического подхода при обучении графическим дисциплинам (статья) // Вестник Брянского государственного технического университета. – Брянск, БГТУ, 2014. - №2 (42). – С. 52-59.
  3. Афонина, Е.В. Основы графической подготовки в проектной деятельности бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (графический дизайн)» [Текст]+[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.В. Афонина, Н. В. Басс. – Брянск: БГТУ, 2014. – 150 с.
  4. Афонина, Е.В. Общие подходы к проектированию объекта графического дизайна /  Е.В. Афонина, Н.В. Басс.– М.: «Молодой ученый», № 23 (103). - 2015. – С. 1121- 1126.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Асекритова Светлана Вениаминовна
(7 марта 2019 г. 12:23)

Уважаемые коллеги! Здравствуйте!

Абсолютно согласна с Вами насчёт так называемых "трудностей" работы с талантливыми студентами. Если отсутствует желание участвовать в промежуточных олимпиадах и конкурсах, я таких студентов  стараюсь привлекать к научно-исследовательской работе. Причём предлагаю тему выбрать самому. Как правило, это связано с 3D моделированием. Самые интересные проекты получаются, когда студент осознаёт, что он инициатор, а преподаватель только курирует. Степень доверия совсем иная. 

Хотя нужно признать, что таких студентов единицы. Это проблема региональных вузов. Качественный состав абитуриентов оставляет желать лучшего.

А в олимпиадах в основном участвуют добротные хорошисты - отличники. Но и они могут раскачаться к старшим курсам. Такое я наблюдаю часто. 

Если у Вас такая тесная связь со школами, приглашаем Вас принять участие во Всероссийском дистанционном  конкурсе студенческой и учащейся молодежи по использованию современных информационных технологий в компьютерном геометрическом моделировании в мае месяце (см. статью "Формирование образовательной траектории при сквозной системе подготовки инженерных кадров").

С наступающим Вас праздником! Побольше нам всем умных и талантливых студентов!

С уважением, Асекритова С.В.

 

Фото
Шелякина Галина Геннадьевна
(10 марта 2019 г. 19:37)

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Наталья Владимировна, не видела вас в Москве в этом году, ну а в Новосибирск и тем более не ездите?

Как замечательно, что ваши студенты имеют возможность выезжать в Белоруссию для участия в олимпиаде по н.г.. Что касается школьников - в составе команды у нас не оказалось ни одного студента из Перми! И такая же тенденция сохраняется даже если приложить max усилий по мотивации школьников на технич. образование, в этом году в Москве наши бывшие школьники выступали в команде С-Петербурга, например. Ну, а я за них рада.

С уважением, Г.Г.Шелякина

 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(11 марта 2019 г. 0:44)

На олимпиаде в Москве от Санкт-Петербурга выступали ГАСУ, Горный ун-т и ВОЕНМЕХ. Школьников из Перми в команде ВОЕНМЕХА нет.

Басс Наталья Владимировна
(13 марта 2019 г. 0:20)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо за поздравления! Примите и наши, пусть и запоздалые! И пожелания весеннего настроения! Хороших студентов! Плодотворной работы!

К сожалению, Галина Геннадьевна, общаться можем только таким образом. Теперь Москва и Новосибирск от нас очень далеко в силу разных причин.

Проблемы вузов в регионах с каждым годом только увеличиваются.

Просмотрев публикации коллег, понимаешь, что проблемы кафедр начертательной геометрии и графики везде одинаковы.

Светлана Вениаминовна, большое спасибо за приглашение на конкурс. Нужно обдумать, обсудить. Где можно подробнее посмотреть информацию о конкурсе?

С уважением, Басс Н.В.

 

 

Фото
Асекритова Светлана Вениаминовна
(15 марта 2019 г. 13:16)

Наталья Владимировна! Здравствуйте!

Сейчас положение о конкурсе будем рассылать.

Укажите, пожалуйста, на какой адрес лучше направить, чтобы Вы его увидели?

С уважением. Асекритова С.В.

 

Басс Наталья Владимировна
(20 марта 2019 г. 1:04)

Светлана Вениаминовна, здравствуйте!

Присылайте положение о конкурсе на мою эл. почту: hapilina77@mail.ru

С уважением, Басс Н.В.



Назад Go Back