Александрова Евгения Петровна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Кочурова Людмила Владимировна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Носов Константин Григорьевич | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) | |
Столбова Ирина Дмитриевна | (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) |
Рассматриваются технологические инновации в рамках геометро-графической подготовки студентов.
Глобальная цифровизация всех сфер жизни общества кардинально изменяет модель проектно-конструкторской деятельности и, соответственно, ведет к изменению парадигмы инженерной подготовки. Актуализируется задача приобретения обучаемыми информационно-коммуникационных технологических навыков и профессиональных компетенций на основе современных информационных технологий.
Уже сейчас многие университеты активно занимаются «оцифровкой» своих образовательных ресурсов и прогнозируют результат обновленной технологии как повышение качества подготовки [1,2]. При этом эффективность таких технологий должна определяться не только качественной «оцифровкой» учебных материалов и модернизацией их содержания, но и созданием развитой системы сетевых сервисов, обеспечивающих доступность образовательных ресурсов и позволяющих осуществлять постоянный мониторинг успеваемости обучаемых.
В настоящее время широко обсуждается переход к смешанному обучению, когда в рамках традиционного классического обучения применяются дистанционные образовательные ресурсы, используемые обучаемыми самостоятельно в любом месте и в удобное время. Однако, решение вопросов рационального сочетания традиционного образования и коммуникационных образовательных инноваций находятся на уровне экспериментов. Прослеживается устойчивая тенденция увеличения часов самостоятельной работы студентов за счет снижения аудиторной нагрузки. В этой связи получение дополнительных практических данных по организации системы инновационного обучения представляет интерес.
В Пермском национальном исследовательском политехническом университете разрабатывается инновационный курс геометро-графической подготовки (ГГП) с наполнением традиционного образования технологическими инновациями.
В качестве новаций рассматриваются электронные образовательные ресурсы, включающие трехмерное моделирование и проектное обучение [3,4], позволяющие приблизить процесс обучения студентов к будущей профессиональной деятельности. В учебном процессе выделяются основные направления, на которых реализуются унифицированные программы ГГП. Они включают: представление теоретического материала; решение практико-ориентированных задач; индивидуальные проектные задания; разработку проектной конструкторской документации.
Теоретическая база геометрических основ проектирования (начертательная геометрия), обеспечивает приобретение студентами знаниевых компетенций. Этот этап по содержанию поддерживает традиционное обучение, а современные возможности компьютерных технологий используются при подготовке иллюстративного электронного материала. Заметим, что проекционные построения и знание законов проецирования (технология 2D) сохраняют и в наши дни свою актуальность.
На стадии практической реализации получаемых студентами базовых геометрических знаний и умений решать практико-ориентированные задачи в равной степени используются технологии 2D и 3D. Полезным для студентов на этом этапе может быть практическое сопоставление возможностей обеих технологий, а также сравнительный анализ достоинств и недостатков каждой из них при решении прикладных геометрических задач.
В табл.1 представлены варианты решения задачи, предлагаемой студентам в рамках самостоятельной исследовательской работы в начале освоения курса, в традиционном выполнении (технология 2D) и с использованием пакета КОМПАС-3D.
Отраженные в таблице результаты совместно с отзывами студентов о проделанной работе позволяют сделать вывод об эффективности в данном примере использования 3D технологий в сравнении с традиционной (2D) за счет снижения трудоемкости выполнения и упрощения визуального восприятия 3D модели объекта.
Индивидуальная исследовательская работа студентов над проектными заданиями носит практико-ориентированный характер и учитывает профиль осваиваемой программы обучения [5]. Задания ориентированы на применение технологии 3D и предусматривают разработку алгоритмов геометрического моделирования при создании виртуальных моделей объектов из области будущей профессиональной деятельности.
В табл.2 приведены примеры заданий, выполняемых студентами при изучении модуля «Поверхности» для направления «Строительство». В качестве прототипов проектирования использованы разнообразные варианты реальных архитектурных конструкций купольной формы.
Таблица 2
Варианты заданий проектирования объектов купольной формы
Как видно из табл. 2 в рамках типового учебного задания индивидуальность проектной работы определяется оригинальностью формы конструкции и рациональностью выбранного алгоритма построения.
Аналогичные задания подготовлены для студентов химико-технологического факультета, где в качестве создаваемых объектов выбрана технологическая оснастка, известная как соединительная арматура. Студенты находят информацию об устройстве обозначенных специализированных объектов и создают свою креативную конструкцию, получая в процессе проектирования навыки создания 3D модели с использованием геометрических знаний темы пересечения поверхностей. Примеры таких разработок представлены в табл. 3.
На завершающем этапе освоения дисциплины в модуле «Разработка и оформление проектной документации на специализированное изделие» студенты работают над техническими заданиями, направленными на формирование профессиональных компетенций проектно-конструкторской деятельности. Такие задания в большей мере касаются студентов машиностроительного направления обучения.
Приведем пример одного из комплексных учебных заданий в рамках базовой графической подготовки студентов аэрокосмического факультета, предусматривающего разработку конструкторской документации на основе технологии создания 3D модели сборочной единицы, представляющей аналог конструкции реального изделия. В качестве вариантов аналогов выбрана группа типовых изделий, относящихся к пневмогидроарматуре (в частности, обратных клапанов), конструкция которых соответствует профилю будущей специальности студентов [6].
Практическая часть работы над техническим заданием складывается из ряда последовательных действий, требующих от студентов согласования своих решений с полученными ранее базовыми геометро-графическими знаниями, умелого владения выбранным инструментарием, умения получать и использовать требуемую справочную информацию.
Инновационная часть проектного задания, включающая работу по созданию оригинальных составных частей конструкции и изделия в целом, приведена в табл. 4, которая представляет собой своеобразную технологическую карту сборки конструкции.
Общий вид разработанной модели изделия изображен на рис. 1.
Рис.1
Заключение
Как показывает практика исследовательской работы студентов, использование цифровых образовательных технологий совместно с методом проектов, отражающих происходящие изменения в социокультурной и экономической жизни, актуализирует качество геометро-графической подготовки студентов, создает условия преемственности образовательной и производственной сред, а также способствует формированию принципиально новой модели подготовки специалиста.
Лепаров Михаил Николаевич (18 марта 2019 г. 15:34) |
Здравствуйте, уважаемые Евгения Петровна, Людмила Владимировна, Константин Григорьевич и Ирина Дмитриевна! Хороший подход и интересные задачи, поздравления! Вопрос о табл.4: какое задание для студента? Пожалуйста, извините мой русский. С уважением млепаров |
Горнов Александр Олегович (18 марта 2019 г. 19:03) |
Уважаемые авторы, здравствуйте! Ваша инновационная работа и соответствующий доклад задают, на наш взгляд, направление, в котором, наряду с работой самарских коллег и коллег из Рыбинска, видится формирование обновленной парадигмы ГГП. Это то, что надо активно обсуждать. Полагаем, что и в нашем докладе, хоть и не столь конкретно, но с обоснованием базовых положений, изложены аналогичные идеи. Извините, но единственное, с чем трудно согласиться, так это с тем “что Теоретическая база геометрических основ проектирования начертательная геометрия…”. Пожалуй это не так. Что такое геометрические основы проектирования?... И геометрические методы будет не очень точно.. Проектирование как таковое – создание представлений о будущем объекте, процессе, состоянии.. Или по Джонсу , на память, - проектирование: “ Вдохновенный прыжок от настоящего к возможностям будущего “. Методы НГ, как таковые, не направлены на генерацию новых геометрических объектов и состояний, что реализуется в рамках собственно геометрии и эвристики, мыслительно, а методы НГ – один из способов их отображения. … Проектно-деятельностное обучение на основе ГИТ дает возможность совершить “прорыв” в ГГП. Для организации и становления системы инновационного обучения, на основе уже полученных результатов, требуются расширение сетевого профессионального сообщества для обмена живым опытом и соответствующие организационные результаты. Тогда наша общая задача - получение обучающимися достойной качественной ГГП - будет решаться. Спасибо за очень нужный для дела доклад. Еще раз с уважением: Александр Олегович, Людмила Анатольевна, Елена Владимировна …..
|
Столбова Ирина Дмитриевна (18 марта 2019 г. 19:12) |
Здравстуйте, уважаемый Михаил Николаевич! Благодарим за высокую оценку нашего доклада и даем пояснения по возникшему вопросу. Техническое задание состоит в следующем: по заданным функциональным и геометрическим характеристикам объекта и его составляющих необходимо выполнить общую компоновку изделия, увязать взаимное расположение составных частей и соединяющих их элементов, выполнить подбор стандартных деталей. Табл. 4 — краткое методическое руководство к порядку действий студента и содержит последовательность выполнения основных операций при создании 3d модели сборочной единицы с использованием моделей ее составных частей. С уважением, И.Д. Столбова |
Столбова Ирина Дмитриевна (18 марта 2019 г. 19:59) |
Здравствуйте, уважаемые Александр Олегович, Людмила Анатольевна, Елена Владимировна! Благодарим за внимание к нашему докладу! Наши экспериментальные разработки вызваны нарастающим диссонансом между практикой обучения, утвержденной программой ГГП и реалиями современной проектно-конструкторской деятельностью. Но... Невозможны резкие революционные перемены. Как на открытии сказал М.Н. Лепаров, образовательная система - одна из самых консервативных. Отказаться от НГ совсем не получается психологически, помнится, на одной из первых КГП я говорила, что НГ - это тест на профпригодность... Безусловно, назрела новая программа ГГП на основе системного подхода, разработанная компетентной методической комиссией, состав которой, наверное, должен определить ГНМС... А пока нарабатываем новые подходы, как говорится, на свой страх и риск... С уважением, И.Д.Столбова |
Хейфец Александр Львович (18 марта 2019 г. 20:32) |
Уважаемые коллеги, с Ваши докладом согласен. Согласен и с замечанием Александра Олеговича, назову замечание так как понял: "о некоторой робости в выводе о нененужности начертательной геометрии". Пусть витиевато, но зато по сути - Вы не решаетесь на радикальные выводы. Может, сейчас это и правильно. Ваш доклад показывает, что Вы во главе движения за обновления ГГП. Поскольку с нами Ирина Дмитриевна, мы победим. Вызвала интерес терминология: оцифровка и проектное обучение. У нас тоже требуют внедрять метод проектов. Я понял, что нужно просто назвать КГЗ, которые у нас те же, что приведены в докладе, проектом по построению 3d модели, а само внедрение 3d - оцифровкой. И все отстанут. Понравилось сравнение эффективности методов 2d и 3d при решении традиционных задач. Ваш Вывод в пользу 3d радует. Досадно, что Вам, видимо, неизвестны мои многочисленные работы на эту тему (иначе, Вы бы на них, конечно, сослались). Последняя из них: А.Л. Хейфец. Сравнение методов начертательной геометрии и 3D компьютерного геометрического моделирования по точности, сложности и эффективности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия “Строительство и архитектура”. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2015. – Т. 15. №4, с. 49–63. https://vestnik.susu.ru/building/article/view/4335/3867
С уважением. А.Л. Хейфец.
|
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич (18 марта 2019 г. 20:33) |
НГ и до сих пор остаётся тестом на профпригодность для конструктора. |
Горнов Александр Олегович (18 марта 2019 г. 20:58) |
Александр Львович , здравствуйте ! Мне кажется мы выразились достаточно ясно, настолько, что интерпретация не предполагалась ... А.О. Л.А. Е.В. |
Рукавишников Виктор Алексеевич (21 марта 2019 г. 18:58) |
Добрый день Ирина Дмитриевна! По Вашей статье у меня возникло несколько вопросов:
Спасибо! С уважением В.А.Рукавишников. |