Личная страница

---------------
23 октября 2014 г.:: Сборник материалов КГП-2014 готов
---------------
1 апреля 2014 г.:: ЗАКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
30 марта 2014 г.:: Интересные дипломы 2014
---------------
29 марта 2014 г.:: Требования журнала "Геометрия и графика""
---------------
27 марта 2014 г.:: ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
24 марта 2014 г.:: Выполните перевод до закрытия конференции
---------------
24 марта 2014 г.:: Статистика результативности 24.03.2014
---------------
24 марта 2014 г.:: Оцените конкурсные работы
---------------
22 марта 2014 г.:: Обсуждение проекта решения конференции
---------------
21 марта 2014 г.:: Завершающий этап работы конференции
---------------
19 марта 2014 г.:: Александр Давидович Посвянский
---------------
16 марта 2014 г.:: Статистика результативности 16.03.2014
---------------
12 марта 2014 г.:: Открытие круглого стола
---------------
12 марта 2014 г.:: Дипломные проекты 2013 г.
---------------
6 марта 2014 г.:: Статистика результативности 6.03.2014
---------------
1 марта 2014 г.:: Пожелания от Михаила Лепарова в первый день весны
---------------
28 февраля 2014 г.:: Пленарные доклады 3
---------------
25 февраля 2014 г.:: Пленарные доклады 2
---------------
24 февраля 2014 г.:: О Губареве Аркадии Юрьевиче
---------------
23 февраля 2014 г.:: Олимпиада Сочи-2014
---------------
21 февраля 2014 г.:: Оперативная информация
---------------
20 февраля 2014 г.:: Пленарные доклады
---------------
20 февраля 2014 г.:: Приветственное слово председателя конференции
---------------
19 февраля 2014 г.:: Фотографии участников конференции
---------------
18 февраля 2014 г.:: Публикация доклада
---------------
17 февраля 2014 г.:: Загрузка рисунков к докладу
---------------
16 февраля 2014 г.:: Подготовка доклада
---------------
14 февраля 2014 г.:: Регистрация участников конференции
---------------
10 февраля 2014 г.:: Материалы конференции
---------------
5 февраля 2014 г.:: Структура конференции
---------------

Мой первый учитель по начертательной геометрии (Александр Давидович Посвянский)

 

В июне 2009 года на кафедру инженерной графики Тверского технического университета пришли вдова Александра Давидовича Посвянского (вторая жена) и два сына, старший сын – его первой жены, как сам Александр Давидович указывал в личном листке, и младший – его родной (конечно же, оба родные), с просьбой отметить 100-летие Александра Давидовича в стенах его бывшей кафедры и пригласили принять участие в юбилейном мероприятии всю кафедру. Доклад о профессиональной деятельности Александра Давидовича было поручено сделать мне, как единственному на кафедре его бывшему студенту. Двое преподавателей кафедры начинали свою преподавательскую деятельность под его руководством и работали рядом с ним, но учился у него я один.

Это позволило мне почти наизусть изучить трудовую биографию Александра Давидовича, а также освежить в памяти светлые воспоминания о моем учителе. При этом мне не пришлось напрягаться, чтобы вспомнить. Наоборот, я попробовал вспомнить, а кто же учил меня еще одновременно с Посвянским. Вроде вспомнил всех, первый семестр первого курса, но воспоминания об Александре Давидовиче оказались все равно самые яркие и незабываемые.

О том, что я учусь у самого Посвянского, я узнал вскоре после начала занятий в 1969 году на первом курсе Калининского политехнического института. Мой старший двоюродный брат, закончивший в том же году Тульский политехнический институт и начавший работать по распределению в Подлипках в фирме Королева, как раз в очередной раз приехал к родителям в Калинин. При встрече он расспросил меня о первых впечатлениях от учебы в ВУЗе и как что-то очень важное сказал мне, что в моем институте работает Посвянский, автор учебника по начертательной геометрии, по которому учится почти вся страна, в частности учился он в Туле. А лекции и практические занятия по НГ в моей группе, единственной на потоке, вел как раз А.Д. Посвянский. Я итак уже путем сравнения увидел, что это уникальный человек, яркая и интересная личность, а после того, как узнал о его учебнике, стал с еще большим вниманием относиться и к предмету и к преподавателю. Еще бы, мой старший брат учился по его учебнику, а теперь космические корабли в космос запускает.

Практические занятия запомнились хорошо. Запомнилось, как он непрерывно ходил по классу и следил за работой каждого. Постоянно поднимал кого-нибудь с подсказками тому, кто находился у доски. Работала вся группа. Он быстро выявил тех, кто пытался отбывать время в классе и проявлял к ним повышенное внимание, заставляя работать. Запомнилось, как во второй половине семестра он на повышенных тонах довел до нашего сведения, что мы все ничего не знаем, экзамен нам не сдать. Я тогда принял это и на свой счет, поделился этим с братом в его очередной приезд, но тот успокоил, что это, скорее всего педагогический прием.

Лекции он читал легко и четко, чертежи непринужденно строил с помощью линейки и циркуля цветными мелками. Конспекта в его руках не помню, но коллеги вспоминают, что именно не пользовался. Дисциплина на всех его занятиях соблюдалась.

Запомнился рассказ Александра Давидовича на лекции о том, как появилось название метода конкурирующих линий. На экзамене студент, которому достался вопрос о методе секущих плоскостей, вместо того, чтобы сказать, что берем проецирующую плоскость, сказал, что проводим прямую. Здесь надо сказать, что Александр Давидович требовал, чтобы объяснение теории не сводилось к проведению линий. Он поправил студента – не прямую, а плоскость. Вскоре студент опять вместо «плоскости» сказал «прямая». Посвянский опять поправил его, а в третий раз уже хотел поставить ему двойку, но вдруг его осенило, что секущая плоскость – лишнее звено в цепи доказательств, и надо брать конкурирующие прямые. История не сохранила ни имени соавтора новой трактовки метода нахождения линий пересечения, ни какую оценку он получил, наверное, все же не двойку.

Тянуть экзаменационный билет он не давал, считая это предрассудком, выдавал билет сам. Оценки на экзамене ставил справедливо и точно. Были, но немного, двойки, много троек. Понятно, что сегодняшние тройки не ровня тем. Были три, возможно четыре пятерки на весь поток (пять групп), в том числе у меня. Это притом, что четверок у меня в дипломе было много (диплом не красный). Как раз, когда я учился у Александра Давидовича, вышло очередное издание его учебника (учебник был издан в 1961 и переиздавался в 1965, 1970 и 1974 году). Он объявил об этом на лекции и сказал, что тот, кто получит на экзамене пятерку, может купить этот учебник и принести ему, и он поставит автограф. Я купил, получил пятерку, но так и не осмелился подойти к Александру Давидовичу. Думал, что он не поверит, если я скажу ему, что получил у него пятерку. Уже много позже, в конце 80-х незадолго до смерти, Александр Давидович остановил меня на улице. (Он жил в институтском доме рядом с учебным корпусом, а моя дорога домой проходила мимо этого дома, и я часто встречал его на улице, здоровался, но мы никогда не разговаривали). Он выглядел тогда сильно состарившимся и больным, и мне казалось, что он не узнает меня, ведь я общался с ним только в 69-м году, до 92-го работал на другой кафедре. Но он расспросил меня о жизни, сказал, что помнит, что я его студент, причем хороший. Тогда я пожалел, что, будучи студентом, не подошел к нему за автографом.

В нашей группе были студенты, пришедшие из академического отпуска, которые уже учились у Посвянского и рассказывали о нем много рассказов, легенд и анекдотов, переходящих из года в год. Насколько помню, еще всего три моих преподавателя удостаивались студенчесских рассказов о них, но не в такой мере, как Посвянский.

В частности рассказывали о том, что Посвянский назвал свою собаку Гордоном (о том, что у Посвянского есть собака, я кроме этого анекдота не слышал).

Говорили, что если на экзамене отвечать на вопрос по книге Гордона, а не по Посвянскому, то сразу получишь двойку. Такой вариант очень трудно представить, так как библиотека была обеспечена учебниками Посвянского и каждый студент имел его. Очень сомнительно, что кому-то захочется искать для изучения учебник Гордона. Еще сомнительнее, что за правильный ответ у Посвянского можно было получить двойку. Скорее всего, он требовал от всех преподавателей перехода на новую методику преподавания, а для этого надо было преподавать по учебнику Посвянского, а не по привычному – Гордона. Наверное это требование как то дошло до студентов, и было облачено в соответствующую форму применительно к студентам.

Говорили, что его отчество не Давыдович, а Давидович, и если назовешь его неправильно, он может обидеться. На самом деле, о том, что он действительно Давидович, я убедился, только знакомясь с личным делом. И то, Давидович написано только в копиях дипломов и аттестатов. В бумагах, записанных его рукой, - Давыдович.

Если принести чертеж на проверку свернутым в трубочку и в таком виде передать его на проверку Посвянскому, то он не разворачивая, посмотрит в трубочку и сразу после такого взгляда назовет ошибки в чертеже и отправит их исправлять. Причем замечания были правильные.

Для того чтобы сразу и окончательно приучить студента правильно выбирать масштаб и вообще, компоновать чертеж, Александр Давидович объявил, что если его ладонь поместится на чистом месте чертежа, то он обведет ее контуром. Это я сам слышал и помню. Тот, у кого на чертеже появлялся такой след руки Посвянского с широко растопыренными пальцами, потом с гордостью показывал его остальным. Было убедительно и после этого у всех остальных чертежи были скомпонованы правильно.

Говорили, что если на экзамене сказать Посвянскому, что у тебя есть японская леска, то можно не отвечать билет, тройка гарантирована. Посвянский действительно был заядлый рыбак, но я ни разу от него не слышал ни о рыбалке, ни о лесках. Слышал однажды от очевидцев, что его рыбалка – это было действо, где только он, водоем и удочка. Возможно, это у него осталось с Дальнего Востока, где была настоящая рыбалка на реках, полных рыбы.

Свежие подобные анекдоты можно было слышать чуть ли не каждую неделю перед занятиями и в перерывах занятий по НГ.

В среде коллег анекдоты были еще интересней. Лет десять-пятнадцать назад слышал от работавшего долгое время с ним ветерана кафедры легенду, что якобы у Посвянского не было пространственного представления (которое мы пытаемся развивать у студентов). Так вот, чтобы не запутаться на занятиях, он в конспективной форме записал для личного пользования основные алгоритмы по всем темам начертательной геометрии. А когда их набралось в объеме, достаточном для книжки, издал их в виде учебника. Этот анекдот, также как и студенческие, на мой взгляд, свидетельствуют о том большом внимании, которое привлекала к себе яркая личность Александра Давидовича.

Этот же преподаватель, долгое время работавший рядом с Посвянским рассказывал мне, что автором учебника Посвянский стал по назначению Четверухина, который, осознав необходимость перемен в методике преподавания, распределил работу по методическому обеспечению этих перемен между своими лучшими учениками. Этот выбор, наверное, не был случайным, и на это назначение Посвянского автором будущего учебника у Четверухина, наверное, были основания.

А.Д. Посвянский родился в 1909 году в г. Варшаве, в семье служащего. В 1916 г. (шла Первая Мировая Война) семья эвакуировалась в Москву. В 1926 г. окончил среднюю школу в Москве.

В 1930 г в 20-летнем возрасте начал свою педагогическую деятельность преподавателем средней математики на рабфаке НКВД и в техникуме. В 1938 году перешел на работу во Всесоюзную авиационную промышленную академию в качестве ассистента по математике, а затем начертательной геометрии и инженерного черчения.

А.Д. Посвянский получил математическое и инженерное образование. В 1936г. поступил экстерном на физико-математический факультет Московского педагогического института, который закончил в 1939 г. В 1941 г. экстерном поступил на 3-й курс самолетостроительного факультета по специальности «Самолетостроение» Московского авиационного института, им Серго Орджоникидзе который закончил в 1944 г. Здесь надо заметить, что мне известно о наличии математического и инженерного образования у двух начертальщиков – Посвянского А.Д. и Сидорука Р.М (это не значит, что других таких нет, просто я не знаю). И тот и другой оставили заметный след в совершенствовании ГГП в ВУЗе.

В 1943 г был направлен на работу в качестве инженера в Летно-исследовательский институт (г. Москва и г. Алма-Ата). А.Д. Посвянский имел военное звание капитан. В феврале 1945 г. поступил в аспирантуру на кафедру начертательной геометрии и графики МАИ. В 1949 г. защитил диссертацию на тему «Векторно-моторные методы в начертательной геометрии и их технические приложения» В том же 1949 г. приказом Министра высшего образования был назначен заведующим кафедрой начертательной геометрии и графики в Дальневосточном политехническом институте, где работал в этой должности в течение восьми лет. Во время работы на Дальнем Востоке руководил созданным им общекраевым научно-методическим семинаром по вопросам начертательной геометрии и графики. В 1952 г. был утвержден в ученом звании доцента по кафедре начертательная геометрия.

В 1957 г. после того, как на руководимой им кафедре выросли три доцента, по приказу Министерства высшего образования был переведен на работу во вновь образованный в 1955 году Рыбинский авиационно-технологический институт в качестве зав кафедрой начертательной геометрии и графики.

Через четыре года, в 1961 году по конкурсу перешел на работу доцентом в Калининский торфяной институт, переведенный в 1959 году из Москвы, а с декабря 1962 года – зав кафедрой графики и начертательной геометрии.

После перехода А.Д. Посвянского на работу в Калининский торфяной институт на руководимой им кафедре проделана большая работа по переходу на преподавание начертательной геометрии по новой методике. В Калининский торфяной институт приезжают представители кафедр начертательной геометрии и графики из других городов для прохождения здесь стажировки по новой методике. Также А.Д. Посвянский часто выезжает по приглашениям различных ВУЗов в другие города, где оказывает помощь в переходе на новый метод преподавания. В 1962 году А.Д. Посвянский проводит семинар преподавателей начертательной геометрии и графики вузов Сибири и Дальнего Востока, состоявшийся при Новосибирском инженерно-строительном институте им В.В.Куйбышева, в 1966 году – в Челябинском политехническом институте.

В январе 1977 Посвянскому А.Д. присвоено ученое звание профессора по кафедре начертательная геометрия и черчение. (До этого в 1964 году ВАК отклонил ходатайство о присвоении ученого звания профессора). Интересны сохранившиеся в личном деле протоколы счетных комиссий при голосовании на выборах на должность. Голосование на должность доцента в 61 году: за 16 против 10, недействительных - 4; на должность зав кафедрой в 62 году за 24, против 6, недействительных - 1; в 65 году – за 32, против 6. Голосование по представлению к званию профессора в 1964 году – за 25, против – 13.

Вызвано ли такое голосование личными качествами Посвянского или некоторых членов совета или такие результаты голосования были нормой того времени – теперь судить трудно. Слишком много времени прошло. Можно только высказать личное мнение, что вклад А.Д. Посвянского в формирование лица вуза остается недооцененным и по сей день. Что же касается возможного влияния его личных качеств на такое голосование, то по воспоминаниям ветеранов, взгляды которых по другим вопросам я тоже разделял, Посвянского отличали прямота высказываний и независимость суждений (будучи студентом, я ничего этого не знал и не чувствовал, а видел перед собой просто профессионала своего дела).

В 1978 г. он обратился с просьбой освободить от занимаемой должности зав кафедрой НГ и черчения и перевести на должность профессора консультанта кафедры Инженерная графика. С 13 октября 1985 года на пенсии.

Им написано и опубликовано более 30 научных и научно-методических работ общим объемом свыше 60 печатных работ. Будучи учеником крупнейшего ученого геометра и педагога действительного члена академии педагогических наук Н.Ф.Четверухина, активно участвовал в создании, пропаганде и внедрении в практику преподавания новых методических принципов в курсе начертательной геометрии, которых придерживалась эта школа. Написанные им и принятые во многих ВУЗах учебник «Краткий курс начертательной геометрии», а также учебное пособие «Сборник задач по начертательной геометрии» (в соавторстве с Н.Н.Рыжовым), имеющие гриф МВО соответственно учебного пособия и учебника для ВТУЗов способствовали внедрению этих принципов в практику преподавания в ВУЗах.

Таким остался в моей памяти педагог-новатор, ученый, активный пропагандист новых знаний, организатор трёх научно-педагогических коллективов кафедр ИГ трех вузов, Александр Давидович Посвянский. Яркая личность, любимый учитель многих поколений его учеников.

А.А. Головнин,

Тверской государственный технический университет