Назад Go Back

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И ИТОГИ ОТКРЫТОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» В ФГБОУ ВПО «РГАТУ имени П. А. Соловьева»

English version
Кащеева Полина Витальевна (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Токарев Владимир Адольфович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)
Фото Шевелев Юрий Петрович (Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева)


Аннотация

В работе рассмотрены вопросы организации, проведения и подведения итогов олимпиады «Инженерная и компьютерная графика». Предложено введение поправочных коэффициентов в систему оценки выполненных заданий студентов различных курсов. Проведение олимпиады активизировало взаимодействие технических кафедр по совместному использованию различных графических программ.



Ключевые слова: Студенческая олимпиада, номинации в олимпиаде, графические программы, система оценки качества работ

Важной задачей, стоящей перед учебными заведениями высшего профессионального образования, является повышение качества подготовки специалистов. Решение этой задачи связано с активизацией самостоятельной работы студентов, реализацией тех форм обучения, которые развивают интерес к изучаемой дисциплине, дают возможность применить полученные знания к решению конкретных проблем [1]. Одной из таких форм, способствующей развитию и углублению знаний по предмету, является олимпиада. Одной из задач проведения олимпиады по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» являются также внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий и систем автоматизированного проектирования, обобщение и совершенствование опыта использования CAD-CAE-CAM систем в учебном процессе.

Целью олимпиады является:

1. Выявление творчески одаренных студентов с целью дальнейшей их поддержки, развитие у них способностей использования информационных технологий в современной науке и промышленном производстве;

2. Развитие у молодежи интереса к процессам творчества, к решению практико-направленных задач с использованием современных технологий;

3. Активизация работы по внедрению в учебный процесс современных графических информационных технологий, формирование предложений и рекомендаций, направленных на развитие инновационных образовательных программ и технологий;

4. Повышение роли инженерно-графических дисциплин в трудовом воспитании и профессиональной ориентации разновозрастной молодежи;

5. Реализация преемственности подготовки в области информационных технологий в системе «колледж-вуз».

В Рыбинском государственном авиационном техническом университете имени П.А. Соловьева (РГАТУ) на кафедре графики ежегодно проводится студенческая олимпиада по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика» [2]. В 2014 году она впервые приняла статус открытой олимпиады студенческой и учащейся молодежи. Приказом ректора РГАТУ назначен оргкомитет, который разработал положение об олимпиаде, решал вопросы награждения, формировал жюри. Оргкомитет, в который вошли представители компаний Siemens, АСКОН, SolidWorks, Autodesk, сформировал конкурсные задания, согласовал их с председателем жюри по каждой номинации.

В олимпиаде принимали участие студенты 1...5 курсов РГАТУ имени П.А. Соловьева и студенты образовательных учреждений среднего общего и профессионального образования (колледжей) города Рыбинск. Участие в олимпиаде – очное. Выполнение заданий - на компьютерах кафедры графики или на ноутбуках участников. Студенты могли участвовать в одной или большем количестве номинаций по своему усмотрению. Некоторые участники олимпиады подавали апелляции членам жюри, которые были рассмотрены до подведения итогов олимпиады.

Олимпиада проводилась по следующим номинациям:

1. Модели деталей;

2. Модели деталей и ассоциативные чертёжи;

3. Спецификация, модель сборки, ассоциативный сборочный чертеж;

4. Модель сборки и фотореалистичность.

Участники олимпиады самостоятельно выбирали, какой использовать программный продукт для решения поставленных задач. В номинации 1 «Модели деталей» требовалось разработать в любой системе автоматизированного проектирования электронные геометрические модели деталей. В номинации 2 требовалось разработать в любой системе автоматизированного проектирования электронные геометрические модели деталей и чертежи, ассоциированные с разработанными моделями. В номинации 3 «Спецификация, модель сборки, ассоциативный сборочный чертёж» требовалось разработать в любой системе автоматизированного проектирования спецификацию, электронную геометрическую модель сборочной единицы и сборочный чертеж, ассоциированный с разработанной моделью. В номинации 4 «Модель сборки и фотореалистичность» требовалось разработать в любом компьютерном приложении электронную геометрические модель сборочной единицы, а также обязательно четыре фотореалистичных статичных и одно анимационное изображения. Сцена должна была содержать источники света, камеру и полый прямоугольный параллелепипед, внутри которого необходимо было расположить разработанную модель сборки и источники света. Анимация должна была демонстрировать разборку-сборку моделей деталей с материалами и тенями.

Анализ распределения участников олимпиады по номинациям показал, что большинство студентов участвовало в номинации 1, то есть процесс создания моделей усвоен студентами в большей степени. Наиболее популярными у студентов программными продуктами в олимпиаде являлись NX и Компас. Ввиду разного уровня подготовки участников (студентов вуза разных курсов), результаты оценивались с учетом поправочных коэффициентов: 1.2 – для студентов 1 курса, 1.15 – для студентов 2 курса, 1.1 – для студентов 3 курса, 1.05 – для студентов 4 курса, 1 – для студентов 5 курса. При этом студенты колледжей третьего курса были приравнены к студентам первого курса РГАТУ, а четвертого - ко второму.

Анализ призовых мест по каждой номинации показал, что в числе победителей олимпиады были студенты всех пяти курсов РГАТУ и студенты колледжей. Таким образом, указанные поправочные коэффициенты уравняли знания и практические навыки талантливых студентов различных лет обучения. Учитывая данный опыт, авторы данной статьи рекомендуют оргкомитетам других олимпиад ввести аналогичный подход к оценке результатов выполненный работ, чтобы заинтересовать и заранее не отсеивать возможных претендентов на призовые места из числа талантливых, но малоопытных студентов младших курсов.

Одной из наиболее значимых задач при подготовке любой олимпиады является разработка конкурсных заданий. Задания должны полностью отражать цели и задачи олимпиады. При разработке конкурсных заданий для данной олимпиады использовано несколько подходов. Первый из них: узконаправленная задача максимальной сложности, выявляющая степень подготовленности студентов по тому или иному направлению CAD. Например, имеется изображение детали сложной пространственной геометрии (рис. 1). Студентам предлагается разработать модель детали и разработать рабочий чертеж (номинация 2). Подход второй: предлагается задача, для полного выполнения которой необходимо показать навыки работы со всеми компонентами и модулями программы. Для такого рода задания не требуются модели большой сложности, главное здесь – показать комплексное знание системы, умение выпускать все виды конструкторской документации. Такого рода задание было предложено в номинации 3 (рис. 2).

Важное значение для проведения олимпиад имеет система оценки качества работ. В данной олимпиаде она заключалась в следующем: предложенная модель условно разбивалась на конструктивные элементы. Оценивалось построение формы каждого элемента, соответствие его заданным размерам и расположению в модели. За выполнение каждого элемента назначалось определённое количество баллов. В отдельных номинациях оценивались также соблюдение требований по изображениям, правильность простановки номинальных значений размеров и нанесения надписей на чертежах по стандартам ЕСКД, фотореалистичность изображений сборки. Набранные баллы суммировались и отразили общий уровень выполнения задания. Жюри сопоставляло работу студента с эталонной моделью, выявляя все недостатки, неточности построения, размерные неточности.

В каждой номинации определялись победители, награждаемые дипломами первой, второй и третьей степени и ценными призами РГАТУ и других организаторов олимпиады. В открытой олимпиаде приняли участие студенты РГАТУ, авиационного и полиграфического колледжей и школьники Рыбинска (рис. 3). В числе организаторов олимпиады были представители компаний Siemens, АСКОН, SolidWorks, Autodesk, оценивавшие работы, предоставившие ценные призы и участвовавшие в награждении участников олимпиады, выбравших для выполнения заданий олимпиады программные продукты их компаний, соответственно, NX, КОМПАС, SolidWorks, AutoCAD и 3ds Max. На награждении был организован показ всех выполненных участниками олимпиады работ. Это позволило всем ознакомиться с выполненными моделями и чертежами и сопоставить особенности различных программных продуктов.

Проведение олимпиады позволило привлечь внимание выпускающих кафедр к базовой графической подготовке студентов и активизировало взаимодействие этих кафедр по совместному использованию различных систем автоматизированного проектирования, используя ресурсы кафедр и общевузовского вычислительного центра.

Список литературы

  1. Шевелев Ю. П. Эффективность комплексного применения в профессиональной подготовке специалистов различных типов графических программ при разработке геометрических моделей / В. А. Токарев, Ю. П. Шевелев // Геометрия и графика. М.: ИНФРА-М. 2013. V. 1. I. 3-4. C. 40-43. DOI: 10.12737/2132.
  2. Андрющенко А.В., Токарев В.А. Внутривузовский конкурс по компьютерной графике как способ стимулирования самостоятельного изучения САПР студентами // Материалы IV  Международной научно-практической Интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации» (г. Пермь, февраль-март 2014 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ, 2014. С. 339 – 343.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Изображения детали для одного из заданий олимпиады по номинациям 2




Рис. 2
Рис. 2

Изображения сборки и двух её деталей для задания по номинациям  3




Рис. 3
Рис. 3

Участники олимпиады во время выполнения заданий




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(3 марта 2015 г. 0:40)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поздравляю вас с организацией и проведением такой замечательной олимпиады. Хорошо представляю нагрузочку. Меня интересует некоторая статистика: насколько активно участвовали старшекурсники? Поправочные коэффициенты назначались по каким- то критериям? Оправдались ли выбранные значения? Приглашались ли студенты академии водного транспорта, педагоги? Думаете ли в будущем выставлять дизайнерские задачи?

Очень симпатично подобные олимпиады проводит Тольяттинский политехнический колледж. Кроме обычных заданий инженерного характера, включаются командные фантазийные задания (дом будущего, необычная детская площадка...), создание рекламного продукта для местных предприятий, конкурсы знатоков.

 Успехов в вашем полезном начинании. С уважением, Тихонов-Бугров. 

 

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(3 марта 2015 г. 20:51)

Здравствуйте уважаемые коллеги, с интересом ознакомилась с Вашим докладом, и сразу вспомнила конец 80-х, ведь олимпиады по такой схеме, правда сейчас она немного видоизменена, проводились в Рыбинске на уровне Всероссийских, но тогда еще были учащиеся ПТУ. Правда в те времена задания были диференцированы для всех категорий учащихся, а сейчас применили поправочный коэффициент, но все равно олимпиады такого уровня вызывают безусловный интерес. Кстати и элемент творчества в те времена обязательно присутствовал , даже для школьников, командные конкурсы с постановкой проектно конструкторской задачи тоже входили в программу Всероссийских олимиад. ( инвалидная коляска с функцией подъема по лестнице и многими другими, кстати с проработкой дизайна) кстати тогда в 1989г. наша команда ППИ сейчас ПНИПУ заняла первое место именно в этой номинации.

С уважением Шахова А.Б.

Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(4 марта 2015 г. 2:31)

Добрый вечер, коллеги! Очень приятно обсуждать тему Олимпиад. Опыт докладчиков виден  наглядно. Очевиден и результат. Хотелось бы уточнить количество участников Олимпиады от 1 курса и сроки ее проведения. Осталось непонятной методика подготовки студентов к Олимпиаде, технология проведения . 

Считаю деятельность кафедр в области проведения Олимпиад по ИКГ одно из важнейших задач, которую необходимо поддрерживать и развивать!

Поделюсь нашим опытом : в 2014 году впервые в декабре провели Олимпиаду по геометрическому компьютерному моделированию. В ней приняли участие более 70 студентов 1 курса. После отборочного тура, осталось 32 участника. По результатам Олимпиады определились 9 номинантов, призеры вошли в состав команды МИСиС для подготовки к Московскому туру Всероссийской Олимпиады и создали мини конструкторское бюро со старшекурссниками.Традиционно в конце 2 семестра проводим Олимпиаду по Инженерной компьютерной графике среди 1 и 2 курсов. Интерес к Олимпиаде возрастает, но не хватает Олимпиады по Начертательной геометрии.

Большое спасибо.

С уважением, Л.О.Мокрецова  

Принцев Николай Владимирович
(5 марта 2015 г. 1:44)

Уважаемый Юрий Петрович и его коллеги!

Всё-таки, на мой взгляд, Вы очень увлекаетесь зарубежными программами. У Вас перечисление Аскон идёт вперемежку с зарубежными программами, а ведь ОЧЕНЬ важно воспитывать студентов на ОТЕЧЕСТВЕННЫХ образцах, заставляя их работать над усовершенствованием программ. В начале ХХ века к Мичурину приехали из США бизнесмены, обещая ему и  сад его перевести в США и ему обещали золотые горы. Он отказался. Николай Иванович Вавилов помчался в США на всех парусах, притащил оттуда семян, заражённых личинакми саранчи. Украина и Поволжье до сих пор вспоминают плоды его увлечения зарубежным опытом. Как-то на одном семинаре один "специалист" из МАИ заливался соловьём о введении "новых" зарубежных методик "планирования". Теперь гибель лётчика в бухгалтерских ведомостях числится как "потеря эксплуатанта". Выплаты семье фирмачи обязали выплачивать бюджет РФ! Не случайно авиакатастрофы стали повседневностью, а ведь это преподносится в качесве "нового опыта".  Приучая студентов к использованию зарубежных программ, мы приучаем их думать с порочным рационализмом, а это, на мой взгляд, недопустимо. Циолковский предпочитал основываться на отечественных достижениях.     

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(5 марта 2015 г. 11:57)

Здравствуйте, уважаемый  Дмитрий Евгеньевич!

Благодарю Вас от себя и коллег, за то, что Вы обратили внимание и заинтересовались очень актуальным для нас видом деятельности!

В олимпиаде участвовало 48 учащихся, из которых 36  – студенты РГАТУ, остальные – представители колледжей и школ, т.к. олимпиаде был присвоен статус открытой.  В процентном соотношении среди олимпийцев-студентов РГАТУ 36% первокурсников, 19% второкурсников, 33%  студентов третьего курса, 3% - четвёртого, 6% – пятого, 3% - второго курса магистратуры (вне конкурса).

В соответствии с Положением олимпиады (http://www.rsatu.ru/arch/position2014.pdf) участники должны были за три часа разработать на вузовских или собственных компьютерах в любой системе автоматизированного проектирования максимальное количество электронных геометрических моделей и (или) чертежей. Для выполнения заданий олимпиады 13% участников выбрали программные продукты компании Autodesk,  21% - SolidWorks, 29% - Siemens, 37% - АСКОН.

Надеюсь, что данная олимпиада была полезной участникам, способствовала их творческому подъёму и профессиональному росту, принесла им удовлетворение и имела свою "изюминку". На торжественном подведении итогов  и в дальнейшем все олимпийцы награждены различными подарками РГАТУ и компаний Autodesk (http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/32/),  SolidWorks, Siemens, АСКОН (http://www.rgata.ru/arch/olymp_2014_12_20.pdf). При подготовке, проведении и завершении олимпиады возникало множество проблем, которые заранее было невозможно предугадать и которые к нашей радости удавалось оперативно решать. Поправочные коэффициенты способствовали тому, что на пьедесталах почёта  были студенты разных лет обучения. Элемент дизайнерского оформления сцены предусматривался в номинации 4.

Спасибо, что Вы привели пример аналогичной олимпиады, достойной подражания! Следующая олимпиада запланирована через год с расширением охвата учащихся.

С уважением, Токарев Владимир Адольфович

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(6 марта 2015 г. 13:04)

Здравствуйте, уважаемый Николай Владимирович!

Поддерживаю Ваше высказывание в пользу совершенных отечественных достижений в области программных продуктов. Кроме количественных и качественных показателей  лично для меня имеет значение также язык программы, т.к. иные языки знаю несколько хуже, чем русский.

В начале ещё одной публикации на данной конференции (http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/32/) попытались привести одно из обоснований выбора студентом программного продукта. Поэтому это обоснование здесь не привожу.

Может ли преподаватель влиять на закупку программного продукта предприятием?  Вы обоснованно на примерах подтвердили, что может.

Приведу ещё один пример. Разговаривал с преподавателей, который одновременно работает на предприятии экспертом по закупаемым программным продуктам. В его показателях отсутствуют показатели "Патриотизм" или "Воспитание на ОТЕЧЕСТВЕННЫХ образцах", как Вы указали в комментарии к нашей публикации. Присутствуют показатели, аналогичные показателям в Вашем замечании, насколько мне удалось понять, это - заражённость и показатели, связанные с техникой безопасности.  В этом случае преподаватель-эксперт напрямую через своё обоснованное заключение влияет на закупку предприятием продукта.

Согласен с Вами, что от нас многое зависит. Преподаватели могут влиять и косвенно, например, договорившись между собой и взяв в основу нескольких смежных учебных дисциплин только один какой-либо программный продукт. В данной публикации предполагается возможность сопоставления и осмысленного выбора студентом программных продуктов.

Несомненно, что и данная очень полезная конференция с оперативной информацией и интенсивным обсуждением докладов влияет на применение нами современных достижений.

Благодарю Вас за внимание к нашей публикации и ценные критические замечания!

С уважением, Токарев Владимир Адольфович

Принцев Николай Владимирович
(6 марта 2015 г. 15:44)

УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР АДОЛЬФОВИЧ!

 Конечно, Вы правильно заметили, что от КАЖОГО из нас зависит очень многое. Приведу пример. Позавчера был во вновь открытой лаборатории ИТМО – Фаблаб, где мы с коллегами «замахнулись» создать три новых типа клавиатур для смартфонов и компьютеров, изрядно потеснив зарубежных производителей. Более того, у нас разработаны принципиально новые схемы устройств, которые, как мы надеемся, выведут Начертательную геометрию на новый уровень Политического влияния и в стране и в мире. Отрадно сознавать, что мы с коллегами потратили НЕМАЛО усилий, чтобы Почётным жителем Санкт-Петербурга стал Владимир Николаевич Васильев – ректор ИТМО. А претендентами на это Высокое звание были самые «разные» одиозные личности, включая таких, как кинорежиссёр Александр Сокуров, выступавший за легализацию проституции и за отдачу островов Японии. Надо ли говорить, как этого толерантного режиссёра поддерживали СМИ, депутаты такого же толка и т.д.. Удалось, прямо скажем, с боем отстоять представителя учёного мира! Ректор Васильев МАКСИМАЛЬНО решил поднимать отечественную науку. Вчера встречался с участниками Молодёжного научного проекта и руководителем Линукса – Павлом Андреевичем Фроловым (бывший выпускник Политеха, Кафедра Кибернетики). Ребята пробивают собственные программы, хотя трудностей у них много... Ведь и в Питере встречаются иногда откровенные дельцы, мечтающие о скорейшем завершении «эпохи импортозамещения», но будем бороться с такими. Надеюсь обрести соратников по отстаиванию интересов Отечественной науки! Придерживаюсь такого отношения к учёным, которое высказывает Жорес Иванович Алфёров:

- Истинный учёный сродни Господу Богу, потому что стремится к ИСТИНЕ!  

Фото
Лепаров Михаил Николаевич
(6 марта 2015 г. 16:35)

Здравствуйте, уважаемый Николай Владимирович!

Не забывайте 3 из "Десять заповедей":

"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно."

С уважением

млепаров

Принцев Николай Владимирович
(6 марта 2015 г. 17:33)

Уважаемый Михаил Николаевич!

Дословно привёл слова академика Жореса Ивановича Алфёрова, к которому отношусь с ИСКРЕННИМ уважением. Мне МНОГОЕ в судьбе Жореса Ивановича ОЧЕНЬ близко, понятно. Этой фразой он завершил свой двухчасовой доклад, когда рассказывал об историческом, весьма теринистом пути развития Отечественной науки. Весь зал встал и стоя аплодировал ему! Потому что это было сказано Жоресом Ивановичем НАСТОЛЬКО проникновенно, что он выступал как Патриарх Отечественной науки, и ему, по моему глубокому убеждению, было дозволительно ТАК говорить. Он сказал СРОДНИ. А любой священник в своих Воскресных проповедях утверждает, что КАЖДЫЙ должен стремиться по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ походить на Облик  Создателя. Но мы знаем, что от стремления до достижения Цели бывает долгий и изнурительный путь... Поэтому наши очень и очень многие учёные, творившие, например, в Блокадном городе, могут быть причислены к тем, кому мы имеем право подражать.    

Кащеева Полина Витальевна
(6 марта 2015 г. 18:24)

Уважаемая Людмила Олеговна!

Благодарю за внимание к нашей публикации. 

По количеству участников от 1 курса присутствовало 17 человек. Почти все студенты 1 курса участвовали исключительно в 1 номинации: моделировании, это было связано со временем проведения - конец декабря. Можно сказать, что именно для этих студентов и была введена номинация 1, по причине того, что курс машиностроительного черчения у большинства групп запланирован на 2 семестр. В будущем планируем перенести олимпиаду на конец 2 семестра и возможно в номинации 1 не будет смысла.

Привлек внимание и ваш опыт организации олимпиады, в частности проведении отборочного тура участников. Это позволило бы сократить количество участников и повысить качество подготовки студентов к олимпиаде.  По вопросу технологии проведения выше ответил Владимир Адольфович Токарев.

 

Фото
Шевелев Юрий Петрович
(10 марта 2015 г. 14:14)

Здравствуйте уважаемая Алевтина Бруновна!

 

Мы помним об активном и удачном участии учащихся и студентов Вашего города  и Вас лично в мероприятиях, которые мы проводили в конце 80-х и начале 90-х годов.

 

В настоящее время наш университет планирует проведение Всероссийского конкурса с участием всех категорий студентов и учащихся. При этом предполагается командная разработка конструкторских, дизайнерских и архитектурных проектов с элементами творчества.

 

С уважением, Шевелев Юрий Петрович

Фото
Варушкин Владимир Петрович
(26 марта 2015 г. 16:22)

Добрый день, Полина Витальевна, Владимир Адольфович и Юрий Петрович!

Удачно разделили номинации Олимпиады (по сложности работ) и представленных программных сред конкурса среди курсов. В тоже время, участие представителей Siemens, SolidWorks и Autodesk говорит о том, что вполне вероятно участие и этих САПР, с более сложными  возможностями, задачами, скажем на спланированное проведение Олимпиады Всероссийского конкурса в будущем?

С уважением, В. Варушкин

Фото
Хейфец Александр Львович
(26 марта 2015 г. 18:57)

Уважаемей коллеги, поделюсь и я своими наблюдениями и впечатлениями об олимпиадном движении по нашему направлению. Здесь я не посторонний. С 1991 г. и до последнего года ежегодно готовил и вывозил команды ЮУрГУ, а ранее и ЧГАУ,  где работал по совместительству, на Всероссийские олимпиады в Нижний Новгород (к Р.М. Сидоруку) и в Новосибирск (к Н.Г. Иванцивской).  Сегодня на нашей конференции я вижу коллег, с которыми мы многие годы общались на олимпиадах. Рад приветствовать Алевтину Бруновну и Алексея Алексеевича. Как-то для переизбрания подсчитал, что за эти годы подготовил и вывез на олимпиады более 120 студентов, из них 70-80 завоевали призовые места. Призами в те годы были лицензионные программные продукты, завоевание которых было одним из стимулов поездок.

А сейчас о грустном. Через 5 дней начнется очередная олимпиада в Новосибирске, затем 15 апреля – в Нижнем Новгороде, затем в Омске и Санкт-Петербурге. Но собрать команду в этом году я не смог. Все олимпиады – по моей любимой компьютерной графике. Методикой подготовки, вроде, владею. Однако, рассчитывать на успешное выступление можно лишь с ребятами, которые участвуют 2-3-ий раз. Последний раз мы поехали осенью прошлого года в Москву. Город дорогой. И в том и другом смысле. Проживание студентам обошлось в общежитии 800…900 руб. сутки (можно было и за 300 руб., но “в восьмером”). Суточные – 50 руб., столько же стоит  одна поездка в метро, а сюда, напомню, входит и питание. Ехать студентам разрешают только в плацкарте (где они попали в вагон с гастарбайтерами). Прикинули с ребятами, что каждый издержал за неделю своих 3…4 тыс. руб. Но поскольку призовых мест не заняли (лишь 5-ое, а у нас учитываются только 1-2 места), то компенсация студентам со стороны нашей администрации практически не выплачена. Готовиться и ехать в Новосибирск мои ребята дружно отказались. 

Следует признать, что материальная сторона – не единственная причина. Сам факт поездки перестал интересовать студентов – путешествуют все. Здесь же нужно готовиться, и хотя создаешь им стимулы в виде замены заданий на подготовительные работы, на второй раз они ехать не хотят. Не хотят работать. Да и потенциал у ребят не тот - "дебилизация". Знаю, что эти проблемы у всех. Рад за тех коллег, которые все это до сих пор преодолевают. Например, если приехала команда из Тюмени (бессменный руководитель - многоуважаемая Т.В. Бощенко) – призовые места у них. И заслуженно.

Заканчиваю с воспоминаниями и эмоциями, на эту тему готов говорить еще долго, накипело. Констатирую грустный факт снижения интереса студентов к студенческим олимпиадам. Вижу в этом угрозу всему движению. По-моему, готовить студентов – нет интереса и у преподавателей. Поощрения – только в случае 1-2 места, что стало нереальным. Хорошо, что не наказывают за неудачные выступления, но кто знает…

Хотел предложить вписать на эту тему что-то в проект решения, но подумал, а для кого вписывать.

А.Л. Хейфец

Чередниченко Ольга Павловна
(26 марта 2015 г. 19:51)

Александр Львович, думаю,что об олимпиадах нужно говорить обязательно. Меня давно интересует эта тема, но сдерживает именно финансовая строна вопроса, та, о которой выпишите. Может, возможны какае-то другие формы организации крупных олимпиад? Хотя для некоторых студентов уже сама поездка становится некоей награздой, ярким запоминающимся событием.


Назад Go Back